рабочая программа по географии 6 класс

1

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе типовой программы по
географии (автор Лифанова Т. М.) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы (под редакцией Воронковой В.В.) и
Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации рабочей программы по географии:

создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта путем формирования
2

элементарных представлений
географических знаний.

о

географии

нашей

планеты,

формирования

элементарных

Задачи реализации рабочей программы по географии:
1. Формировать представления об особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах
России
2. Формировать умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов
3. Развитие навыка использовать географическую карту для получения географической
информации в целях решения жизненных задач
Принципы и подходы к формированию рабочей программы по географии:
В основу разработки рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный
подходы:
- дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
- деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью с
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.
Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими
изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие
индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характерны следующие образовательные потребности:
• раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность неприрывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
3

• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное
обучение их «переносу» с учетом имеющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других
ситуаций;
• обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения
обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
• развитие мотивации интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
• специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать
совместно со взрослым, по показу, подражанию, по словесной инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно
на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение
содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по географии:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности.
2. Предметные результаты освоения учебной программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Выделают два уровня овладения предметными результатами:
- минимальный – является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- достаточный – не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень: владение приемами элементарного чтения географической карты;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической карты для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами,
процессами и явлениями географической среды; применение приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
4

Оценка достижения предметных результатов базируется на принципе индивидуального подхода
и принципе дифференцированного подхода.
Результаты освоения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по учебному предмету «География» в 6 классе
представлены в таблице:
Оценка

Достаточный уровень

«5»

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает

Оценка

понимание материала, может с помощью учитель

обнаруживает понимание материала, может с

обосновать,

самостоятельно

Минимальный уровень
«5»

ставится

ученику,

если

сформулировать помощью учитель обосновать, самостоятельно

ответ, привести примеры, допускает единичные

сформулировать ответ, привести примеры,

ошибки, которые исправляет.

допускает

единичные

ошибки,

которые

исправляет с помощью учителя
«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

целом правильный, но допускает неточности и целом правильный, но допускает неточности и

«3»

исправляет их с помощью учителя

исправляет их с помощью учителя

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает

Оценка

знание и понимание основных положений данной

обнаруживает частичное знание и понимание

темы,

основных

но

излагает

материал

неполно,

и

непоследовательно, затрудняется самостоятельно излагает

«3»

ставится,

положений

данной

материал

подтвердить примерами, делает это с помощь

непоследовательно,

учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

самостоятельно

если

ученик
темы,

неполно,

подтвердить

но
и

затрудняется
примерами,

делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

5

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализуется 6 классе и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения рабочей программы.
Основная цель реализации программы формирования БУД: формирование обучающегося как субъекта
учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы :
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Формируемые БУД
Личностные: умение испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные: умение вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения разных видов практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать готовностью самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные
учебные действия
Познавательные: умение дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей0 на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2.2 Рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на
местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. Эти разделы предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах
своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне»,
«Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических
знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление
о планете Земля и ее оболочках.
Цель освоения программы:
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию и расширение кругозора об
окружающем мире.
Задачи освоения программы:
4. Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве
России, зарубежных стран, своего края.
5. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом
разных народов.
6. Помочь усвоить правила поведения в природе.
6

Распределение учебного материала по годам обучения: 6 класс – «Начальный курс
физической географии» - 68 часов.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы:
Раздел 1. Что изучает география. Вводный урок: «Что изучает география». Наблюдения за
изменениями высоты солнца. Наблюдение за погодой. Географические сведения о нашей местности и
труде населения.
Раздел 2. Ориентирование на местности. Горизонт и стороны горизонта. Ориентирование на
местности. Компас. Ориентирование по местным признакам природы. Обобщающий урок по теме: «
Ориентирование на местности».
Раздел 3. План и карта. Рисунок и план предмета. План и масштаб. План и масштаб. Условные
знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные
знаки физической карты. План класса. Физическая карта России.
Раздел 4. Формы поверхности Земли. Изображение поверхности Земли на карте.
Овраги. Горы. Обобщающий урок по теме: «Формы поверхности Земли».
Раздел 5. Вода на Земле. Океаны и моря. Острова и полуострова. Реки. Горные и равнинные
реки. Водоемы в ближайшем окружении. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища и пруды.
Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Охрана воды от загрязнения.
Охрана воды от загрязнения.
Раздел 6. Земной шар. Земля-шар. Глобус-модель земного шара. Физическая карта полушарий.
Вода и суша на земном шаре. Океаны. Материки. Евразия. Африка. Северная и Южная Америка,
Австралия. Первое русское кругосветное плавание. Первое кругосветное путешествие. Различия в
освещении солнцем Земли. Основные типы климатов. Пояса солнечного освещения. Природа
тропических, умеренных и полярных поясов. Обобщающий урок по теме: «Земной шар и формы земной
поверхности ».
Раздел 7. Карта России. Границы России. Географическое положение. Сухопутные границы
России на западе и на юге. Морские границы. Моря Северного - ледовитого океана. Моря Тихого океана
и Атлантического. Острова и полуострова. Равнины, низменности, возвышенности. Уральские горы
,Кавказские, Карпатские, Крымские, Памир, Тянь-Шань и Алтай. Реки европейской части: Волга, Дон,
Днепр, Урал. Озера европейской части Ладожское и Онежское. Реки и озера азиатской части. Реки
средней Азии: Сырдарья и Амурдарья. Озера средней Азии: озеро Байкал ,озеро Балхаш. Каспийское
море и Аральское. Обобщающий урок по теме: «Россия и пограничные территории на карте Евразии»
Подготовка к итоговой контрольной работе за 6 класс по теме: «Физическая география». Итоговая
контрольная работа за 6 класс по теме :
« Физическая география».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета обучающиеся должны знать:
1. Что изучает география.
2. Горизонт, линию и стороны горизонта.
3. Основные формы земной поверхности.
4. Виды водоемов, их различия.
5. Меры по охране воды от загрязнения.
6. Правила поведения в природе.
7. Отличие плана от рисунка и географической карты.
8. Масштаб, его обозначения.
9. Основные направления на плане, географической карте.
10. Условные цвета и знаки географической карты.
11. Расположение воды и суши на Земле.
12. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.
13. Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле.
7

14. Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых
космонавтов.
15. Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем.
16. Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий.
17. Основные типы климатов.
18. Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Уметь:
1. Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам.
2. Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов.
3. Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной
поверхности.
4. Читать планы местности (для начальных классов массовой школы).
5. Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе.
6. Читать географическую карту.
7. Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.
8. Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Что изучает география.
Ориентирование на местности.
План и карта.
Формы поверхности Земли.
Вода на Земле.
Земной шар.

7. Карта России.
Всего:

Количество часов
4
5
9
5
13
16
16
68

8

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

Количество
часов

Программное содержание

Планируемый результат

Методическое
обеспечение

1 четверть

1

2

3
4

Вводный урок: «
Что изучает
география».
Наблюдения за
изменениями
высоты солнца.
Наблюдение за
погодой.
Географические
сведения о нашей
местности и труде
населения.

1ч.
1ч.
1 ч.
1ч.

1 ч.

7

Горизонт и стороны
горизонта.
Ориентирование на
местности.
Компас.

8

Ориентирование по

1 ч.

5
6

1 ч.
1 ч.

Что изучает география - 4 часа.
-Знать, что изучает география.
Учащиеся научатся: рассказывать об
истории возникновения названия науки
-учащиеся знакомятся с таким
«география»,
явлением, как «движение Солнца,
-формулировать вывод о значении
высота Солнца»
географии как науки.
- формирование у школьников
-познавательный интерес к изучаемой теме.
представление о погоде, климате, о -Привитие любви к природе,
разнообразии погодных и
-формировать чувство гордости за
климатических условий на Земле;
уникальность малой родины
показать влияние погоды и климата -Привитие любви к природе,
на жизнь организмов, в том числе и -формировать чувство гордости за
человека.
уникальность малой родины
- Обобщение знаний учащихся о
географическом положении своей
местности и труде населения.
Ориентирование на местности – 5 часов.
-формирование знаний о горизонте,
сторонах света.
- давать определение
ориентирование
- уметь определять стороны
горизонта;
- ориентирование на местности

-развитие познавательных мотивов
- познавательный интерес к изучаемой теме
- мотивация к уроку;
- воспитывать бережное отношение к
природе России; развивать интерес к
изучаемому предмету.
-воспитание интереса к изучаемому

Учебник,
презентация,
видеофильм

Учебник,
презентация,
видеофильм,
компас

9

9

местным признакам
природы.
Контрольная работа
по теме:
«Ориентирование на
местности»

1 ч.

-определение стороны горизонта по
компасу.
- признаки ориентирования на
природе.

предмету.
-знать понятие «ориентирование»,
устройство и действие компаса.
- знать о способах определения своего
местоположения относительно сторон
горизонта,

План и карта –9 часов.
Рисунок и план
предмета.
Масштаб,
измерение
расстояний
План класса

1 ч.

План школьного
участка

1 ч.

14

Условные знаки
плана местности.

1ч.

15

План и
географическая
карта. Масштаб
карты

1ч.

16

Условные цвета
физической карты.

1ч.

10
11

12

13

1 ч.
1 ч.

- понятия: «рисунок», «план»,
«карта»
- масштаб и его обозначении на
плане;
- понятие о том, как используется
план в практической деятельности
человека.
- условные обозначения и их
чтение
-формирование у учащихся
отличий между планом и
географической картой.
-знать условные обозначения и
уметь их читать и зарисовывать.
-формировать представление о
физической карте России, значении
географической карты России в
жизни и деятельности людей.
-мотивация к уроку;
-бережное отношение к
заполнению таблицы;
- воспитывать бережное отношение
к природе России; развивать
интерес к изучаемому предмету
2 четверть

-воспитывать самостоятельность и
аккуратность при выполнении
измерительных и чертежных работ
-знать условные цвета, которыми
обозначаются природные зоны на
физической карте.

Учебник,
физическая
карта мира,
физическая
карта России,
презентация,
видеофильм,

- уметь составлять план школьного
участка и уметь им пользоваться.
-уметь составлять план класса и уметь им
пользоваться.

10

17

Условные знаки
физической карты

1ч.

18

Физическая карта
России.
Обобщающий урок.

1ч.

Формы поверхности Земли. Вода на Земле-18 часов.
19

Изображение
поверхности Земли
на карте.

1ч.

20

Овраги.

1ч.

21

Горы.

1ч.

22

Практическая работа
по теме:
« Формы
поверхности Земли»
Океаны и моря.

1ч.

24

Острова и
полуострова.

1ч.

25

Реки.

1ч.

26

Горные и равнинные
реки.
Водоемы в
ближайшем
окружении.
Как люди
используют реки.

1ч.

23

27

28

1ч.

1ч.
1ч.

- усвоение понятий
«топографическая карта», «план
местности», «глобус»;
- умение работать с картой;
- умение выявлять черты сходства и
различия между разными видами
изображений Земли;
-формирование у учащихся
представлений образования оврага;
-выявление причин образования
оврагов;
-формирование представления у
учащихся о горных системах,
хребтах, различии гор по высоте,
изменении во времени, значении.
-Описание географического
положения гор, их высоты;
-Уметь выполнить макет острова
или полуострова из пластилина и
цветной бумаги.
-Называние части реки по рисунку;
различение правого и левого
берега.

- понимание значимости знаний о способах
изображения земной поверхности для
практической жизни людей;
- осознание необходимости понимать и
читать карту
- стремление к самообразованию,
самоконтролю и анализу своих действий.

Учебник,
физическая
карта мира,
глобус,
презентация,
видеофильм,

- Развивать пространственное воображение,
творческое мышление
-воспитание интереса к изучаемому
предмету.
-способствовать воспитанию бережного
отношения к природе;
-воспитывать экологическую культуру
учащихся.
-способствовать воспитанию бережного
отношения к природе;
-знать строение оврага;
-знать меры борьбы с оврагами.
-воспитывать экологическую культуру
учащихся. -учащиеся должны знать: понятий
«топографическая карта», «план
местности», «глобус», понятие овраг, горы.
11

29

Озера.

1ч.

30

Водохранилища и
пруды.

1ч.

31

Болота и их
осушение.

1ч.

-закрепить знания о реке, её
частях, отличие горных рек от
равнинных.
-Знать изученные виды водоемов.
- зарисовка схемы образования
болота.
.

- Знать, что такое океан и море.
-Знать отличие острова от полуострова
- Знать виды водоемов
-Уметь различать водоемы друг от друга;
показывать на физической карте РФ
различные водоемы
-бережное отношение к заполнению
таблицы;

3 четверть
32

Родник и его
образование.

1ч.

33

Колодец.
Водопровод.
Охрана воды от
загрязнения.
Контрольная работа
по теме : «Вода на
Земле»

1ч.

34
35

1ч.
1ч.

36

Земля-шар.

1ч.

37

Глобус-модель
земного шара.
Физическая карта
полушарий.
Вода и суша на
земном шаре.

1ч.

38
39

1ч.
1ч.

- воспитывать бережное отношение к
природе России; развивать интерес к
изучаемому предмету.
-способствовать воспитанию бережного
отношения к природе;
-воспитывать экологическую культуру
учащихся.
-воспитание интереса к изучаемому
предмету.
Земной шар-11 часов
- Изготовление из пластилина
модели земного шара с
-воспитывать познавательную активность,
обозначением экватора и полюсов. закреплять умения работать в коллективе.
- Показ на карте и на глобусе
-способствовать формированию
линию экватора, Южный полюс,
познавательного интереса к географии.
Северный полюс.
-мотивация к уроку;
-Показ на карте полушарий океанов -бережное отношение к заполнению
и материков.
таблицы;

Учебник,
физическая
карта мира,
физическая
карта
материков,
презентация,
видеофильм,

12

40

Океаны.

1ч.

41

Материки.

1ч.

42

Евразия. Африка.

1ч.

43

Северная и Южная
Америка,
Австралия.
Первое кругосветное
путешествие.

1ч.

44

1ч.

-Уметь подписывать в контурной
карте названия океанов.
-Знать материки, их расположение
на глобусе и карте полушарий.
- материки Евразия и Африка; их
показ на карте.
- материки: Северная и Южная
Америка и Австралия;

- воспитывать бережное отношение к
природе России; развивать интерес к
изучаемому предмету.
-способствовать воспитанию бережного
отношения к природе;

-Знать океаны, их расположение на глобусе
и карте полушарий.
-Уметь подписывать названия материков в
контурной карте.
кругосветные
путешествия,
-Знать кругосветные путешествия, -Знать
доказывающие
шарообразность
Земли.
доказывающие
шарообразность
Земли.
-Уметь обозначать в контурной
карте путь кораблей экспедиции Ф.
Магеллана.

45

Различия в
освещении солнцем
Земли.

1ч.

46

Основные типы
климатов.

1ч.

- Знать распределение воды и суши на Земле.
-воспитывать
экологическую
культуру
учащихся.
-у учащихся формируется интерес к учебе,
предмету, самостоятельность, трудолюбие.
- развивается познавательный интерес к
предмету география, через самостоятельную
работу;
-прививается бережное отношение к
природе.
-развитие положительной мотивации к
учебе.
-развитие положительной мотивации к
учебе.
-различия
в
освещении
и -у учащихся формируется интерес к учебе,
нагревании земной поверхности предмету, самостоятельность, трудолюбие.
- развивается познавательный интерес к
Солнцем.
предмету география, через самостоятельную
работу;
- схематическая зарисовка
отвесных, наклонных и скользящих -прививается бережное отношение к

Учебник,
глобус,
физическая
карта мира,
презентация,
видеофильм,

13

47

Пояса солнечного
освещения.

1ч.

48

Природа
тропических,
умеренных и
полярных поясов.
Контрольная работа
по теме: «Земной
шар и формы земной
поверхности и
освещение и
нагревание солнцем
земной
поверхности»

1ч.

лучей.
природе.
- основные типы климатов.
-Уметь показывать пояса освещенности на
расположение
поясов глобусе и карте полушарий.
освещенности на глобусе и карте - Знать доказательства шарообразности
полушарий.
Земли; океаны и материки земного шара;
пояса освещенности.
- растения и животных тропиков

1ч.

-Обозначение в контурной карте
материков и океанов.

49

- воспитывать бережное отношение к
природе России; развивать интерес к
изучаемому предмету.
-воспитание интереса к изучаемому
предмету.

Россия и пограничные территории на карте Евразии – 17 часов
50

Границы России.
Географическое
положение.

1ч.

- границы России.
- морские границы РФ, моря
Северного Ледовитого океана.

- Знать границы России.
-Уметь показывать и обозначать
сухопутную границу России; подписывать
названия пограничных государств.

Учебник,
физическая
карта России,
презентация

-Уметь обозначать в контурной карте и
показывать на физической карте моря
Тихого и Атлантического океанов.

Учебник,
физическая
карта России,
презентация,
видеофильм

4 четверть
51

52

Сухопутные
границы России на
западе и на юге.
Морские границы.

53

Моря Северного ледовитого океана.

54

Моря Тихого океана
и Атлантического.

1ч.

- обозначение в контурной карте
морских границ РФ

1ч.

- моря Тихого и Атлантического
океанов.
- Уметь показывать на физической карте и
обозначать в контурной карте равнины,
-названия крупных островов и возвышенности плоскогорья.
полуостровов РФ.
- Уметь показывать на физической карте
- Уметь показывать на физической

1ч.

14

55

Острова и
полуострова.

1ч.

карте и обозначать в контурной
карте горы России.

56

Равнины
,низменности,
возвышенности.
Уральские горы
Крымские

1ч.

- реки Волга, Дон, Днепр, Урал.

56

57

Горы Памир, ТяньШань

59

Горы: Алтай, Саяны

60

Реки европейской
части: Волга, Дон,
Днепр,

61

Река Урал. Реки
уральского региона

62

Озера европейской
части России
Ладожское и
Онежское озера
Реки и озера
азиатской части.
Реки средней Азии:
Сырдарья и
Амурдарья.

64
65

1ч.

- Уметь показывать на физической карте
реки и озера средней Азии.
- Уметь показывать на физической карте
Каспийское и Аральское моря.

Кавказские горы.
Карпатские горы

58

63

- Каспийское и Аральское моря.

реку Волгу, обозначать ее в контурной
карте.
- Уметь показывать на физической карте
реки Дон, Днепр, Урал.

1ч.

-бережное отношение к заполнению таблицы
- воспитывать бережное отношение к
природе России; развивать интерес к
изучаемому предмету.
- формирование экологической культуры,
интереса к предмету, любознательности с
целью расширения кругозора учащихся;
-эстетическое воспитание.
-у учащихся формируется интерес к учебе,
предмету, самостоятельность, трудолюбие.
- развивается познавательный интерес к
предмету география, через самостоятельную
работу;
-прививается бережное отношение к
природе.

1ч.

1ч.
1ч.

15

66

67
68

Озера средней Азии:
озеро Байкал, озеро
Балхаш.
Каспийское море и
Аральское.
Итоговый урок.
Повторение
изученного за год

1ч.
1ч.

16

Учебно-методический комплект :
1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией И.М.Бгажноковой,
Москва «Просвещение» 2006г.
2. Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина учебник "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2022г.
3. Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина
приложение
к
учебнику
"География",Москва
"Просвещение"2022г.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».