рабочая программа по географии 7 класс

1

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями для разработки рабочей программы являются
следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Рабочая программа по географии для 7 класса разработана на основе типовой программы по
географии (автор Лифанова Т. М.) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы и Федерального государственного
образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации рабочей программы по географии:

создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта путем формирования у
учащихся представлений о географическом положении, природе, населении, хозяйстве,
административном делении, экологических проблемах своей страны.
2

Задачи реализации рабочей программы по географии:
1. Формировать представления об особенностях природы, жизни людей, экологических проблемах
России
2. Формировать умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов
3. Развитие навыка использовать географическую карту для получения географической
информации в целях решения жизненных задач
Принципы и подходы к формированию рабочей программы по географии:
В основу разработки рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный
подходы:
- дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
- деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом
специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью. Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью с
(интеллектуальными нарушениями)
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в
качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации.
Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими
изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие
индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью
выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования,
разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения,
расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характерны следующие образовательные потребности:
• раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность неприрывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через
содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное
обучение их «переносу» с учетом имеющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других
ситуаций;
• обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических
процессов обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения
обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
• развитие мотивации интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
• специальное обучение способам усвоения общественного опыта – умений действовать
совместно со взрослым, по показу, подражанию, по словесной инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно
на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение
содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по географии:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.
1. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности.
2. Предметные результаты освоения учебной программы включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Выделают два уровня овладения предметными результатами:
- минимальный – является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
- достаточный – не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей; владение приемами элементарного чтения географической карты;
определение направлений на карте; декодирование условных знаков карты; выделение, описание и
объяснение существенных признаков географических объектов и явлений.
Достаточный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблем России; применение элементарных
практических умений и приемов работы с географической карты для получения географической
информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов природы.

4

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка достижения предметных результатов базируется на принципе индивидуального подхода
и принципе дифференцированного подхода.
Результаты освоения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по учебному предмету «География» в 7 классе
представлены в таблице:
Оценка
«5»

Достаточный уровень

Минимальный уровень

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает

Оценка «5» ставится ученику, если

понимание материала, может с помощью учитель

обнаруживает понимание материала, может с

обосновать, самостоятельно сформулировать

помощью учитель обосновать, самостоятельно

ответ, привести примеры, допускает единичные

сформулировать ответ, привести примеры,

ошибки, которые исправляет.

допускает единичные ошибки, которые
исправляет с помощью учителя

«4»

«3»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в

целом правильный, но допускает неточности и

целом правильный, но допускает неточности и

исправляет их с помощью учителя

исправляет их с помощью учителя

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает

Оценка «3» ставится, если ученик

знание и понимание основных положений данной

обнаруживает частичное знание и понимание

темы, но излагает материал неполно, и

основных положений данной темы, но

непоследовательно, затрудняется самостоятельно

излагает материал неполно, и

подтвердить примерами, делает это с помощь

непоследовательно, затрудняется

учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

самостоятельно подтвердить примерами,
делает это с помощь учителя, нуждается в
постоянной помощи учителя.

5

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) реализуется 6 классе и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения рабочей программы.
Основная цель реализации программы формирования БУД: формирование обучающегося как субъекта
учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в
обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачи реализации программы :
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Формируемые БУД
Личностные: умение испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и
достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны.
Коммуникативные: умение вступать в диалог и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения разных видов практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; обладать готовностью самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные
учебные действия
Познавательные: умение дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей0 на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

2.2 Рабочая программа по учебному предмету «География», 7 класс
Курс «География России» полностью посвящен ознакомлению с природой и хозяйством России.
Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны
рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности
людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Особое внимание уделяется экологическим проблемам, в частности причинам обострения
экологических ситуаций в районах южных морей, Волго-Каспийского бассейна, Прибайкалья и
Забайкалья, районов Севера. При изучении географии нашей страны учитель должен пользоваться
современными географическими картами (физической, политико-административной и картой
природных зон России).
Цель освоения программы:
- формирование у учащихся представлений о географическом положении, природе, населении,
хозяйстве, административном делении, экологических проблемах своей страны для успешной
дальнейшей социализации и интеграции их в обществе.
Задачи освоения программы:
6

1. Познакомить учащихся с основными вопросами физической, элементами экономической и
социальной географии России.
2. Сформировать основные представления об экологических проблемах России, причинах
обострения экологических ситуаций в районах южных морей, Волго – Каспийского бассейна,
Прибайкалья и Забайкалья, районов Севера.
3. Сформировать представление об административном делении России на 6 федеральных
округов.
Распределение учебного материала по годам обучения: 7 класс – «География России» - 68
часов.
Содержание учебного предмета
В программу включены следующие разделы: Особенности природы и хозяйства России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Зона тундры. Лесная зона. Зона степей. Зона
полупустынь и пустынь. Зона субтропиков. Высотная поясность в горах.
Раздел 1. Особенности природы и хозяйства России. Вводный урок. Повторение карты России.
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные
месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы
России. Промышленность-основа хозяйства, её отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт.
Экономическое развитие европейской и азиатской частей России. Обобщение по теме : « Особенности
природы и хозяйства России».
Раздел 2. Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта
природных зон России.
Раздел 3. Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный
мир. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Обобщение по теме: «Зона
арктических пустынь»
Раздел 4. Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоёмы
тундры. Растительный и животный мир тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города:
Мурманск, Архангельск. Города: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера.
Охрана природы тундры. Обобщение по теме: « Зона тундры».
Раздел 5. Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки,
озёра, каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир
и пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность
и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития
хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск,
Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и
заказники лесной зоны. Обобщающий урок по теме: «Лесная зона».
Раздел 6. Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный
и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон:
Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Раздел 7. Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат, реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города
зоны полупустынь и пустынь.
Раздел 8. Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его
основные занятия. Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.
Раздел 9. Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города. Обобщающий урок по географии России. Итоговая
контрольная работа «География России».
Требования к уровню подготовки учащихся
7

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
3.
4.
5.

В результате изучения предмета обучающиеся должны знать:
Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе.
Пояса освещенности, в которых расположена Россия.
Природные зоны России, зависимость их изменения от климатических условий и высоты над
уровнем моря.
Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком.
Типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне.
Хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне.
Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы России.
Правила поведения в природе.
Расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.
Уметь:
Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон
России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами.
Показывать по картам (физической и природных зон) географические объекты, указанные в
программе, наносить их на контурную карту.
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными
условиями и занятиями населения.
Выполнять задания, предложенные учителем.
Принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе.
Учебно-тематический план

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Особенности природы и хозяйства России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Зона степей
Зона полупустынь и пустынь
Зона субтропиков

9. Высотная поясность в горах
Всего:

Количество часов
14
2
6
9
19
7
5
2
4
68

8

Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема урока

Количество
часов

Программное
содержание

Планируемый результат

Методическое
обеспечение

1 четверть
Особенности природы и хозяйства России-14часов.
1

Вводный
урок.
Повторение карты России.

1ч.

повторение знаний, полученных
в 6 классе.

иметь представление об административном делении
России.

2

Географическое
положение России
на
карте мира.
Европейская и азиатская
части России.

1ч.

уметь показывать на физической карте РФ и обозначать в
контурной карте низменности, равнины, горы.

Административное
деление России.
Разнообразие рельефа.

1 ч.
1 ч.

у учащихся закрепляются и
обобщаются знания о ГП России
на карте.
обобщение
знаний
о
Европейской
и
Азиатской
частях света.
административное
деление
России
формы рельефа

Полезные ископаемые, их
основные месторождения.
Климат России.

1 ч.

полезные ископаемые, их виды

знать виды полезных ископаемых России

1 ч.

климат, его типы

знать типы климата

Водные ресурсы России,
их использование.
Население России. Народы
России.
Промышленность-основа
хозяйства, её отрасли.
Сельское хозяйство, его
отрасли.

1 ч.

водные ресурсы

1 ч.

многонациональность России

уметь показывать на физической карте и обозначать в
контурной карте реки и озера
знать размещение народов России по территории

1 ч.

виды промышленности

1 ч.

отрасли с/х

знать название продукции, выпускаемой легкой и
тяжелой промышленностью
знать название продукции, выпускаемой с/х.

12

Транспорт. Экономическое
развитие европейской и
азиатской частей России.

1 ч.

виды транспорта

уметь различать виды транспорта

13

Обобщение по теме:
«Особенности природы и
хозяйства России».

1 ч.

3

4
5
6
7
8
9
10
11

1 ч.

Учебник,
физическая карта
России,
презентация,
видеофильм.

уметь показывать на физической карте РФ части света

уметь показывать на физической карте с помощью
условных знаков места добычи полезных ископаемых.

воспитывать мотивацию к уроку.
знать различия в экономическом развитии.
воспитание интереса к изучаемому предмету.

9

14

Проверочная работа по
теме:
« Особенности природы и
хозяйства России».

1ч.

Природные зоны России-2 часа.
15

Размещение
природных
зон на территории России.

1ч.

16

Карта природных зон
России.

1ч.

понятие «природная зона»,
разнообразие природных зон
влияние климата на занятия
населения

знать размещение природных зон на территории РФ;
уметь
устанавливать
взаимосвязь
между
растительностью, животным миром, почвой, занятиями
населения и климатом.
-воспитываем бережное отношение к природе.
-воспитывать бережное отношение к природе России;
развивать интерес к изучаемому предмету.

Учебник,
физическая карта
России,
презентация,
видеофильм.

2 четверть
Зона арктических пустынь-6 часов.
17

Положение на карте.

1ч.

18

Климат.

1ч.

понятие о зоне арктических
пустынь, особенности зоны
климат и природные условия
Арктики;
особенности природы Арктики.

19

Растительный и животный
мир.

1ч.

представители растительного и
животного мира Арктики;

20

Население и его основные
занятия.
Северный морской путь.

1ч.

население, его занятия

1ч.

понятие о северном морском
пути

Обобщающий урок по
теме: «Зона арктических
пустынь»

1ч.

21
22

знать географическое положение зоны арктических
пустынь;
уметь показывать на карте зону Арктики и обозначать
условным цветом ее в контурной карте.
знать климат и природные условия Арктики;
воспитание интереса к уроку и изучаемой теме, развивать
самоанализ, самодисциплину.
создать условия для реальной самооценки учащихся
знать типичных представителей растительного и
животного мира Арктики;
уметь прикреплять картинки растений и животных к
соответствующей природной зоне.
Знать занятия населения Арктики

Учебник,
физическая карта
России

Учебник,
физическая карта
России,
презентация,
видеофильм.

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
малой Родине, вооружить учащихся экологическими
знаниями.
воспитывать уважение, чувство патриотизма

Зона тундры -9 часов.
23

Положение
Рельеф.
ископаемые.

на

карте.
Полезные

1ч.

географическое положение
рельеф зоны тундры;
климат тундры

и

уметь показывать на карте природных зон тундру и
обозначать ее в контурной карте.
знать особенности климата тундры.

Учебник,
физическая карта
России,

10

24

Климат. Водоёмы тундры.

1ч.

25

Растительный и животный
мир тундры.

1ч.

растения тундры;
животные тундры;

уметь называть растения тундры и показывать их на
картинках;

26

Хозяйство. Население и
его основные занятия.

1ч.

население тундры, его занятия

способствовать воспитанию бережного отношения к
природе;

27

Города:
Архангельск.

1ч.

Мурманск,

крупные города тундры;

28

Города: Нарьян-Мар,
Норильск, Анадырь.

1ч.

29

Экологические проблемы
Севера. Охрана природы
тундры.
Контрольная работа по
теме: « Зона тундры».

1ч.

30

презентация,
видеофильм.

экологические проблемы
Севера.

знать крупные города тундры;
знать экологические проблемы Севера
обеспечить воспитание мотивов учения.
воспитывать
интерес
к
предмету,
прививать
экологическую культуру, показывая важность создания
заповедников в тундре.
воспитание интереса к изучаемому предмету.

1ч.

Лесная зона-19часов.
31

32

Положение
на
карте.
Рельеф
и
полезные
ископаемые.
Климат.

1ч.

Природные зоны тайга
климатические условия тайги

уметь сравнивать климат тундры и климат лесной зоны.
способствовать воспитанию бережного отношения к
природе;

1ч.
3 четверть

33

Реки, озёра, каналы.

1ч.

водные ресурсы тайги

уметь показывать на карте реки и озера зоны лесов,
обозначать их в контурной карте.

34

Растительный
мир.
Хвойные леса (тайга).
Смешанные и лиственные
леса.
Животный мир и пушные
звери
Значение леса.

1ч.

представители
растительного
мира.
животные зоны лесов.

уметь показывать на карте природных зон смешанные и
лиственные леса;
знать значение леса для человека.
воспитывать экологическую культуру учащихся.
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
малой Родине

Промышленность
и
сельское хозяйство лесной

1ч.

промышленность и сельское
хозяйство лесной зоны.

уметь показывать на карте изученные
обозначать их в контурной карте.

35
36
37
38

1ч.
1ч.

Учебник,
физическая карта
России,
презентация,
видеофильм.

1ч.
города

и

11

зоны.
39

40
41

42

43

Промышленность
и
сельское
хозяйство
Центральной России.
Города
Центральной
России.

1ч.

Особенности
развития
хозяйства
СевероЗападной России.
Города Северо-Западной
России: Санкт-Петербург,
Архангельск,
Новгород,
Псков, Калининград.
Западная Сибирь.

1ч.

2ч.

.
повышение интереса к изучаемому предмету.
воспитывать интерес к профессиям и предприятиям
своего города

расположение
Сибири;
показ на карте
Сибири.

формирование положительного образа Западной Сибири
и ценностного отношения к данному региону.

1ч.

1ч.

44

Восточная Сибирь.

1ч.

45

Дальний Восток.

1ч.

46

Заповедники и заказники
лесной зоны.

1ч.

47

Обобщающий урок
теме: «Лесная зона».

1ч.

по

расположение
Центральной
России.
города разных частей России
развитие хозяйства СевероЗападной России.
расположение Северо-Западной
России;

-расположение
Сибири;

Западной
Западной
Восточной

уметь показывать на карте Восточную
обозначать крупные города в контурной карте.

Учебник,
физическая карта
России

Сибирь,
Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России

Зона степей – 6 часов.
48

49

Положение
на
карте.
Рельеф.
Полезные
ископаемые. Реки.
Растительный и животный
мир.

1ч.
1ч

географическое
положение
степной зоны;
растения зоны степей;
животные степи;

уметь показывать на карте зону степей и обозначать ее в
контурной карте.
уметь называть растения степи и показывать их на
картинках;
уметь называть животных степи, показывать их на
картинках.

Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России

12

50

Хозяйство. Население и
его основные занятия.

1ч.

знать
основные
занятия
населения зоны степей.

-воспитывать интерес к профессиям и предприятиям
своего города.

51

Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск.

1ч.

52

Города степной зоны:
Самара, Саратов,
Волгоград, Ростов-наДону, Ставрополь,
Краснодар.

1ч.

города степной зоны;
знать города степной зоны;
уметь показывать на карте
изученные города и обозначать
их в контурной карте.
знать основные мероприятия по
охране природы в степной зоне,
правила поведения в природе;
уметь принимать простейшие

уметь показывать на карте изученные города и
обозначать их в контурной карте.
воспитывать экологическую культуру учащихся.
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
малой Родине, вооружить учащихся экологическими
знаниями.
обеспечить воспитание мотивов учения.
обеспечить воспитание мотивов учения.
воспитывать бережное отношение к природе, вооружить
учащихся экологическими знаниями.

53

Охрана природы зоны
степей.

1ч.

меры по охране окружающей
среды.

Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России

Учебник,
физическая карта
России

4 четверть
Зона полупустынь и пустынь-5 часов.
54

Положение
Рельеф.
ископаемые.

на

карте.
Полезные

55

Климат, реки

1ч.

56-57

Растительный и животный
мир.

2ч.

58

Хозяйство. Население и
его основные занятия.

1ч.

59

Города зоны полупустынь
и пустынь.

1ч.

1ч.

знать
географическое
положение
зоны
полупустынь и пустынь;
уметь показывать на карте
зону полупустынь и пустынь,
обозначать ее в контурной
карте.
знать крупные реки пустынь
и полупустынь.

способствовать воспитанию бережного отношения
природе;
воспитывать экологическую культуру учащихся.

к

знать растения полупустынь
и пустынь;
знать
представителей
животного
мира
полупустынь и пустынь.
знать крупные города зоны
полупустынь и пустынь.

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
малой Родине, вооружить учащихся экологическими
знаниями.
воспитывать интерес к профессиям и предприятиям своего
города.

Учебник,
физическая карта
России

уметь показывать на карте
изученные
города
и
обозначать их в контурной

обеспечить воспитание мотивов учения.

Учебник,
физическая карта
России

создать условия для реальной самооценки учащихся.

Учебник,
физическая карта
России

Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России

13

карте.
Зона субтропиков-2 часа
60

61

62

Положение на карте.

1ч.

Положение
на
карте.
Закрепление материала

1ч.

Курортное
хозяйство.
Население и его основные
занятия. Города-курорты
(Сочи, Туапсе, Анапа,
Геленджик).
Город
Новороссийск.

1ч.

географическое положение
зоны субтропиков;
обозначать ее в контурной
карте.
обозначать зону субтропиков
в контурной карте.

уметь показывать на карте зону субтропиков,
способствовать воспитанию бережного отношения
природе;
воспитывать экологическую культуру учащихся.
уметь показывать на карте зону субтропиков,
способствовать воспитанию бережного отношения
природе.

к

Учебник,
физическая карта
России

к

Учебник,
физическая карта
России

города-курорты;

уметь показывать на карте природных зон изученные города
и обозначать их в контурной карте, перечислять занятия
населения.
способствовать воспитанию бережного отношения к
природе;
воспитывать экологическую культуру учащихся.

Учебник,
физическая карта
России

Высотная поясность в горах-3 часа.

63

Положение
на
карте.
Рельеф
и
полезные
ископаемые. Климат.

1ч.

высотная поясность

воспитание интереса к изучаемому предмету.
уметь показывать на карте зону высотной поясности и
обозначать ее в к/к.
знать географическое положение высотной поясности;

64

Города и экологические
проблемы Урала.

1ч.

города
и
экологические
проблемы Урала;

65

Алтайские
горы.
Особенности
природы.
Хозяйство. Население и
его основные занятия.
Города.

1ч.

основные занятия населения
Алтая

уметь показывать на карте изученные города, обозначать их
в контурной карте.
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
малой Родине, вооружить учащихся экологическими
знаниями.
воспитывать интерес к профессиям и предприятиям своего
города

Учебник,
физическая карта
России,
презентация,
видеофильм.
Учебник,
физическая карта
России
Учебник,
физическая карта
России

14

66

Итоговый
урок.
Повторение изученного за
год

67

Контрольная работа

1ч.

68

Итоговая
работа
России».

1ч.

контрольная
«География

Самостоятельная
учащихся

работа

уметь показывать на карте объекты, указанные в программе,
обозначать их в контурной карте.
воспитание интереса к изучаемому предмету.
воспитание интереса к изучаемому предмету.

Учебно-методический комплект :
1. Программа географии, автор Т.М.Лифанова из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва «Просвещение» 2006г.
2. ЛифановаТ.М., СоломинаЕ.Н., География материков и океанов.8класс.,М.,Просвещение,2023г.
3. Лифанова Т.М., Приложение по географии материков и океанов., Просвещение, 2023г.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».