Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 5. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 6. года); 7. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 22 ноября 2022 Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 24 мая 2023 года); 8. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 9. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270- ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12.01.2023г.); 10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 11. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 12. Локальные акты образовательного учреждения. Цель: - Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной жизни; применять биологические знания. Задачи: Образовательные: формирование основных биологических понятий; формирование понятий об особенностях животного мира; об окружающей среде, путях еѐ сохранения и рационального использования; формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности; формирование и отработка практических навыков и умений. Коррекционно-развивающие: коррекция недостатков умственного развития учащихся в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление; дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Воспитательные: воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению еѐуникальности и чистоты; привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека; проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей). 2. Общая характеристика учебного предмета. Используемые технологии: разноуровневого и дифференцированного подхода; здоровьесберегающие; игровые; личностно-ориентированные; информационно-коммуникативные. Методы обучения. 1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности: словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; практический метод; наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; работа с учебником. 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха; методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование. 3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные или письменные методы контроля; фронтальные, групповые или индивидуальные; итоговые и текущие. Формы обучения: По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные) 2. По месту организации (школьные) 3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа) 4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д. Виды деятельности: - обогащение и уточнение словаря, - наблюдение за процессами жизнедеятельности животных, - чтение литературы по изучаемому материалу, - называние и характеристика органов и систем органов животных по их строению и выполняемым функциям, - сравнение органов и систем органов между собой, их классификация, установление взаимосвязи между строением и выполняемыми функциями, - активное участие в беседе, - составление рассказов с опорой на план, - связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам, - дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного, - составление небольших рассказов на предложенную учителем тему, - использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, - освоение на практике полученных знаний. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Учебный предмет "Биология" входит в предметную область «Естественные науки», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая программа рассчитана для учащихся 7-х классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). По примерному годовому учебному плану на учебный предмет отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться). Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам адаптировано к учащимся данного класса. Учебник – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. З.А. Клепинина – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2019. Количество учебных недель Количество Количество часов за часов в год неделю 34 учебные недели 2 часа 68 часов 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются: - развитие интеллектуальных и творческих способностей; - воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; - признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; - развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. - ответственное отношение к учению, труду; - целостное мировоззрения; - осознанность и уважительное отношение; - коммуникативная компетенция в общении с другими людьми; - знание основ экологической культуры. Метапредметные: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также пытаться искать их самостоятельно; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; - выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.) - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст); - определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); - в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы; - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории); - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 5.Содержание учебного предмета (курса) Введение (2 ч) Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями (17 ч) Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.). Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень, дыхательные, воздушные корни). Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег. Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Лабораторные работы: 1. Органы цветкового растения. 2. Строение цветка. 3. Строение семени. Практические работы: 1. Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). 2.Определение всхожести семян. Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа). Особенности строения цветковых растений (наличие цветков, плодов с семенами). Признаки деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Выращивание зерновых и использование злаков в народном хозяйстве. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта. Перевалка и пересадка комнатных растений. Овощные лилейные: лук, чеснок. Строение луковицы. Дикорастущие лилейные. Ландыш. Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Картофель – пищевое пасленовое растение. Выращивание картофеля в Воронежской области, популярные сорта. Окучивание картофеля. Овощные пасленовые: томат, перец, баклажан, практическое значение этих растений. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени. Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины). Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей. Дикорастущие пасленовые: паслён, практическое значение этого растения. Цветочно- декоративные пасленовые: петуния, душистый табак, их практическое значение. Бобовые. Общие признаки бобовых. Овощные бобовые: горох, фасоль, соя. Кормовые бобовые растения: бобы, клевер, люпин, их практическое значение. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово – ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника. Виды и сорта яблонь, акклиматизированных в Воронежской области. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму. Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные: подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка и георгин – многолетние цветочные растения. Размещение в цветнике. Цветоводство в Воронежской области. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Цветы в жизни человека. Многообразие бесцветковых растений (6 часов) Водоросли: биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека. Мхи, местные виды, места произрастания. Папоротники, местные виды, места произрастания. Голосеменные или Хвойные растения: биологические и экологические особенности сосны и ели. Отличие Голосеменных от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели, практическое значение. Охрана растительного мира. Бактерии (2 часа) Общее понятие о царстве Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека, заболевания, вызываемые бактериями. Эпидемии. Грибы (4 часа) Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Плесневые грибы, грибы-паразиты, дрожжи. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Грибные заготовки (засолка, маринование, сушка). Лепка из пластилина моделей различных видов грибов. Экологический практикум (5 часов) Весенние работы в саду. Экскурсия в природу для ознакомления с разнообразием растений. Вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев на пришкольном участке. Рыхление междурядий, прополка. Уборка прошлогодней листвы. Зарисовка в тетрадях. 6.Календарно - тематическое планирование по предмету биология 7 класс. Тема урока Колво часов 1 1 Растения вокруг нас. Разнообразие растений. Значение растений 2 Охрана растений. 1 3,4 Строение растения. Лабораторная работа. 2 5,6 Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа. 2 Основные виды деятельности Дата проведения Фактическая Запись и зарисовка растений в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие устойчивого внимания Запись в тетрадях, беседа (ответы на вопросы учителя). Развитие устойчивого внимания Запись и зарисовка в тетрадях, работа с карточками, беседа (ответы на вопросы учителя). Воспитывать бережное отношение к растительному миру Запись и зарисовка в тетрадях , Выполнение лабораторной работы. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Планируемая 7 Виды соцветий 1 8 Опыление цветков 1 9 Плоды. Разнообразие плодов 1 10 Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян 1 Запись в тетрадях, работа с карточками, беседа (ответы на вопросы учителя). Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Работа в тетрадях. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Запись и зарисовка в тетрадях, работа с карточками, беседа (ответы на вопросы учителя). Развитие устной речи при ответах на вопросы Работа в тетрадях, беседа с учителем. Развитие зрительного восприятия при рассматривании макетов, коллекций. 11 Семя. Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. 1 12 Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. 1 13 Условия прорастания семян. 1 14 Определение всхожести семян. 1 15 Правила заделки семян в почву 1 16 Корень. Виды корней 1 Корневые системы 2 17,18 Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Запись и зарисовка в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Развитие зрительного восприятия при рассматривании макетов, коллекций. Воспитывать положительную мотивацию к учёбе. Запись и зарисовка в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Развитие зрительного восприятия, самостоятельности Запись в тетрадях, наблюдение за опытом, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия Запись и зарисовка в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Развитие зрительного восприятия при рассматривании макетов, коллекций. Запись в тетрадях, наблюдение за опытом, ответы на вопросы учителя. Развитие устной речи при ответах на вопросы. Запись зарисовка в тетрадях, работа с карточками, ответы на вопросы учителя. Развитие устной речи при ответах на вопросы. Запись зарисовка в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие устной речи при ответах на вопросы. 19 Значение корня 1 20 Видоизменение корней 1 21 Самостоятельная работа 22 Лист. Внешнее строение листа 1 Запись в тетрадях, ответы на вопросы. Развитие зрительного восприятия при рассматривании макетов, коллекций. Развитие устной речи при ответах на вопросы. Запись и зарисовка в тетрадях, ответы на вопросы. Развитие зрительного восприятия Запись и зарисовка в тетрадях, работа с карточками, беседа с учителем. Развитие зрительного восприятия . 23 Из каких веществ состоит растение. Демонстрация опыта 1 Запись и зарисовка в тетрадях, наблюдение за опытом . Развитие зрительного восприятия 24 Образование органических веществ в растениях. Демонстрация опыта. 1 Запись и зарисовка в тетрадях, наблюдение за опытом. Развитие устной речи при ответах на вопросы. 25 Испарение воды листьями. Дыхание растений. Демонстрация опытов. 1 Запись и зарисовка в тетрадях, наблюдение за опытом . Развитие зрительного восприятия 26 Листопад и его значение. 1 27 Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. 1 Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие устной речи при ответах на вопросы. Запись и зарисовка в тетрадях, наблюдение за опытом. Развитие мышления 28 Разнообразие стеблей 1 29 Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. 1 Запись в тетрадях, работа с карточками, ответы на вопросы учителя. Развитие мышления при работе с карточками. Воспитывать бережное отношение к растительному миру Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков. Деление растений на группы 1 31,32 Мхи. 2 33,34 Папоротники 2 35,36 Голосеменные. Хвойные растения 2 30 Работа в тетрадях. Работа с карточками. Воспитывать бережное отношение к растительному миру Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя . Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций Работа в тетрадях. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления 37 Покрытосеменные или цветковые. Деление цветковых на классы 1 Запись и зарисовка в тетрадях. Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления 38 Злаковые. Общие признаки злаковых 1 39 Хлебные злаковые культуры 1 40 Выращивание зерновых. 1 41 Использование злаков в народном хозяйстве 1 42 Линейные. Общие признаки лилейных. 1 43 Цветочнодекоративные лилейные 1 44 Овощные лилейные. Дикорастущие лилейные. Ландыш. Лабораторная работа. 1 Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления Работа в тетрадях. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций Работа в тетрадях, составление кроссворда. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, самостоятельности в работе Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие мышления при работе с карточками. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Работа в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков, самостоятельности в работе 45 Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён. 1 Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие мышления, зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков 46 Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля. Лабораторная работа. 1 Запись в тетрадях, выполнение лабораторной работы. Развитие мышления при работе с карточками. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков 47 Овощные паслёновые. Томат. 1 48 Овощные паслёновые. Баклажан и перец. 1 49 Цветочнодекоративные паслёновые 1 50 Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. 1 51 Фасоль и соя – южные бобовые культуры 1 52 Кормовые бобовые растения 1 53 Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник . 1 54 Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша 1 Работа в тетрадях. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Работа в тетрадях. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Работа в тетрадях, ответы на вопрос учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Запись в тетрадях, работа с карточками, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие речи при ответах на вопросы Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие речи при ответах на вопросы Запись в тетрадях, работа с карточками, ответы на вопросы учителя. Развитие речи при ответах на вопросы 55 Плодово-ягодные розоцветные. Вишня, малина, земляника 1 56 Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры 1 57 Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные 1 Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Работа в тетрадях, составление кроссворда ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя. Развитие зрительного восприятия при рассматривании иллюстраций, макетов, рисунков растения. Подсолнечник. 58 Календула и бархатцы – однолетние цветочнодекоративные сложноцветные 1 Запись в тетрадях, работа с карточками, ответы на вопросы учителя. Воспитывать любовь к растениям. 59 Маргаритка и георгин многолетние цветочнодекоративные сложноцветные 1 Работа в тетрадях. Воспитывать любовь к растениям. 60 Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа. 1 61 Осенняя перекопка почвы. Практическая работа. 1 Запись в тетрадях, выполнение практической работы . Воспитывать любовь к растениям. Воспитывать положительную мотивацию к труду садовода Воспитывать трудолюбие Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания. Запись в тетрадях, выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы 62,63 Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. Практическая работа. 2 Запись в тетрадях, выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы 64 Подготовка сада к зиме. Практическая работа. 1 Запись в тетрадях, выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы Выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы 65 Весенний уход за садом. Практическая работа. 1 66 Весенняя обработка почвы. Практическая работа. 1 Выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы 67 Уход за посевами и посадками. Практическая 1 Выполнение практической работы. Развитие самостоятельности при выполнении работы работа. 68 Контрольная работа 1 Тест 7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой. 2. Учебник – Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / З.А. Клепинина – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2019. Электронные образовательные продукты 1. Ботаника 6-7 классы. 2. Интерактивные творческие задания. Биология 7-9 класс (DVD-BOX) 3. Электронная библиотека. «Просвещение» Биология 7 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 4. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Природа в состоянии динамического равновесия. 5. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Влияние человека на природу. 6. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. 7. Биологический энциклопедический словарь (DVD-BOX). 8. Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс (DVD-BOX)