Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями). Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании»; 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 5. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 6. года); 7. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 22 ноября 2022 Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 24 мая 2023 года); 8. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 9. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270- ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями на 12.01.2023г.); 10. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 11. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 12. Локальные акты образовательного учреждения. Предлагаемая программа ориентирована на линию учебников, предназначенных для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающих реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Естествознание» Биология. Животные: - учебник авторов А.И. Никишов, А.В. Теремов – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 2231с. 2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Преподавание биологии в коррекционной школе направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинноследственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Курс «Биология» в 8 классе состоит из раздела «Животные». По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с интеллектуальными нарушениями, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Цель изучения биологии в 8 классе: - использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с проблемами интеллектуального развития и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. - дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о живой природе, именно о животных Задачи: - формировать элементарные биологические понятия; - об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных; - формирование правильного понимания таких природных явлений; - проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе; - первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых комнатных растений иухода за ними; животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы; - привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека. Программа направлена на то, чтобы дать обучающим основные знания о живой природе; продолжать формировать представление о мире, который окружает человека. Для проведения занятий по биологии необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь, влажные препараты, также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете биологии. Формы: устный опрос, ответы на вопросы, пересказ;практические и лабораторные работы. Методы обучения: словесные, наглядные, наблюдение, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые. Основные направления коррекционной работы: Коррекция переключаемости и распределение внимания; Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памятиКоррекция слухового и зрительного восприятия Коррекция произвольного внимания Развитие самостоятельности, аккуратности. Коррекционно- развивающее обучение; Дифференцированного обучения; Здоровье сберегающие;Информационные. Для развития более ответственного отношения к обучению, запланированы тематические контрольные работы, соответствующие уровню развития учащихся, в основном в тестовойформе и по рисункам. 3. Место учебного предмета в учебном плане Курс из предметной области «Естествознание» изучается с 7 по 9 классы. На предмет «Биология» отводится по 68 часов в год (2 часа в неделю) в 7 – 9 классах. Разделы программы курса биологии: 7 класс - растения, бактерий, грибы; 8 класс – животные; 9 класс – человек. 4. Планируемые результаты обучения Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственнойотзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Регулятивные: - принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; - осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических иучебных задач; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; - обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; - адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные: - дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственнуюорганизацию; - использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; - использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия(учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды письмадля решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решениякоммуникативных и познавательных задач. Предметные результаты обучения Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются: основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемыхживотных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека; основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственнымиживотными (известными учащимся). 5. Содержание программы (В содержание программы внесены изменения, рекомендованные экскурсии практические работы могут быть заменены видео и презентациями, так как в поселке отсутствуют зоопарки, зверофермы, есть только домашние хозяйства) Введение. Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета). Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. Насекомые. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда. Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящихсельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета). Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб. Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах. Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше).Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образужизни. Демонстрация влажных препаратов. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся. Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство. Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах. Экскурсия в зоопарк или на птицеферму. Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живыхдетенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания,кровообращения, нервная система. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов. Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножениезайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве. Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некото-рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей. Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этихживотных и их охрана. Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — нафермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ.Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека. Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещениесвиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питаниелошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающиевиды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом. Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи-вотными, участие в раздаче кормов. № п/ п 6. Тематическое планирование Биология 8 класс Количество часов Наименование разделов и тем Контроль Практич Всего программы ные еские работы работы Раздел 1. Введение 1 Многообразие и значение животного 2 Примечания мира Раздел 2. Беспозвоночные животные 1 Черви 2 2 Насекомые 8 1 К.р.1 Раздел 3. Позвоночные животные 1 Рыбы 7 2 Земноводные 3 3 Пресмыкающиеся 5 1 К.р.2 4 Птицы 10 1 К.р.3 5 Млекопитающие 15 1 К.р.4 6 Сельскохозяйственные животные 14 1 К.р.5 7 Экскурсии и практические работы 2 Итого 68 2 5 2 7. Поурочное планирование – Биология 8 класс Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Многообразие животного мира. 1 2 Значение животных и их охрана. 1 3 Общие признаки беспозвоночных животных 1 Дождевой червь 4 Круглые черви – паразиты человека 1 Контро льные работы Практич еские работы Дата изучения Примечания 5 Внешнее строение и образ жизни насекомых. 1 6 Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка 1 7 Майский жук. 1 8 Комнатная муха 1 9 Медоносная пчела 1 10 Тутовый шелкопряд 1 11 Обобщение: Беспозвоночные 1 12 Контрольная работа №1: Беспозвоночные 1 1 Тесты и рисунки 13 Внешнее строение и скелет рыбы. 1 14 Внутреннее строение рыбы 1 15 Размножение рыб 1 16 Речные рыбы 1 17 Морские рыбы 1 18 Рыболовство и рыбоводство 1 19 Рациональное использование и охрана рыб 1 20 Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. 1 21 Внутреннее строение земноводных 1 22 Размножение и развитие лягушки 1 23 Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся 1 24 Внутреннее строение пресмыкающихся 1 25 Размножение и развитие пресмыкающихся 1 26 Обобщение: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся 1 Контрольная работа №2 административная: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся 1 28 Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. 1 29 Особенности внутреннего строения 1 30 Размножение птиц 1 31 Птицы, кормящиеся в воздухе 1 32 Птицы леса 1 33 Хищные птицы 1 27 1 Тесты и рисунки 34 Птицы пресных водоёмов и болот 1 35 Птицы, обитающие вблизи жилья человека 1 36 Домашние птицы: куры, утки и гуси. Птицеводство 1 37 Контрольная работа №3: Птицы 1 38 Внешнее строение млекопитающих 1 39 Особенности скелета и нервной системы. Внутренние органы 1 Грызуны. Значение грызунов в природе и в жизни человека 1 41 Зайцеобразные 1 42 Разведение домашних кроликов 1 43 Хищные звери 1 44 Дикие пушные хищные звери 1 45 Разведение норки на зверофермах 1 46 Домашние хищные звери – кошка, собака 1 47 Ластоногие. Китообразные 1 48 Парнокопытные 1 40 1 Тесты и рисунки 49 Непарнокопытные 1 50 Приматы 1 51 Обобщение: Млекопитающие 1 52 Контрольная работа №4: Млекопитающие 1 53 Корова 1 54 Содержание коров на фермах. 1 55 Выращивание телят 1 56 Овцы 1 1 Тесты и рисунки 57 Содержание овец и выращивание ягнят 1 58 Верблюды 1 59 Северные олени 1 60 Домашние свиньи 1 61 Содержание свиней на свиноводческих фермах. 1 62 Выращивание поросят 1 63 Домашние лошади 1 64 Содержание лошадей и выращивание жеребят 1 65 Обобщение: Животные 1 66 Промежуточная аттестация – контрольное тестирование 1 67 Наблюдение за птицами и животными 1 1 68 Подведение итогов года Что мы узнали о животных 1 1 Тесты и рисунки 1