Русский язык 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.

Статус учебной программы
Рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 5-9
классы, допущенной Министерством образования Российской Федерации, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 год.

Общая характеристика программы по русскому языку
Примерная программа основного специального образования задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в
коррекционной школе. В примерной программе по русскому языку сохранена традиционная для российской (коррекционной) школы ориентация на
фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как звуки и буквы, слово, части речи,

предложение, связная речь, грамматическое моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу грамотности для детей с
нарушением интеллекта.
Изучение грамматики в специальной (коррекционной) школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из
обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к русскому языку и грамматических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о русском языке как части общечеловеческой культуры, о значимости грамматики в развитии цивилизации и
современного
общества;
• развитие представлений о русском языке, создание условий для приобретения первоначального опыта грамматического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для грамматики и являющихся основой познавательной культуры,
значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь;
• освоение первоначальных знаний о фонетике и графике, о грамматике (морфологии и синтаксисе), лексике (словарный состав языка), морфемике (состав слова:
корень, приставка, суффикс, окончание) ;
• овладения умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема; освоение основами делового письма;

Характеристика содержания основного общего образования по русскому языку
Образовательная программа по грамматике правописанию и развитию речи в специальной (коррекционной) школе имеет коммуникативную направленность. В
связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Во
взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть рабочей программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим
структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее
понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую
работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами смыслового различия с помощью этих единиц.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала. Работа над усвоением
грамматических категорий и орфографических правил реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение
приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический
материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
В теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение
согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов, для обработки четкости
произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных
и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие,
количество; по их лексическому значению. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по
звучанию, но разные по значению, на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком, на использование слова в контексте
художественного образа.
Тема «Части речи» включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в
смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи.
В теме «Предложение» наиболее полно реализуется коммуникативно-речевая направленность. У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по
структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи. Особое внимание следует уделять точному интонированию предложений, выделению в
них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое,
учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на
заданную речевую ситуацию.
При изучении темы «Связная речь» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте, что является главным о предмете темы;
- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда предложенных учителем;
- определять части текста, на основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
- выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи:
местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
- отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

- подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в
неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха
правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию,
овладением навыками написания изложений и сочинений.
В 5-9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются
в оформлении деловых бумаг; в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки).

Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Изучение русского языка в специальной (коррекционной) школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о грамматической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении грамматических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах русского языка как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
2) умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать
решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных заданий и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения заданий;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать правило;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение заданий исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) знание главных и второстепенных членов предложения;

2) знание название частей речи, их значение;
3) знание наиболее распространенных правил правописания слов.
4) умение правильного употребления терминов;
5) умение правильного обозначения звуков буквами на письме;
6) умение подбирать группы родственных слов;
7) овладение приемами проверки написания в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных;
8) овладение приемами разбора слов по составу;
9) умение выделять части речи;
10) умение строить простое распространенное предложение с однородными членами;
11) умение связно высказываться устно и письменно;
12) умение пользоваться словарем.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию
умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех
ее видах- чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучаясь общению, общаясь» - без этих условий нет урока.
Необходимо искать пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах – учебной, социально-бытовой, социальнокультурной и сфере общественной деятельности. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «Я» учащегося. Учебный
процесс по формированию коммуникативной компетенции учащихся строю с опорой на зону актуального развития (область наличных возможностей ребенка) и
стимулирую продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей ученика).
В процессе работы подготовлен комплекс с упражнениями, сделана подборка заданий.
1. Игровые риторизированные технологии, позволяющие формировать у школьников умения и навыки говорения и слушания.
2.Рефлексивные технологии, позволяющие школьникам выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.
На уроках использую такие задания:

Упражнения, способствующие развитию элементов творческого мышления формированию творческих способностей – это изложение, сочинение. Сочинение
по картинам, по личным наблюдениям, творческого характера.
Тренировочные задания, позволяющие составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в
тексте. Приемы «Закончи предложение», «Добавь слова», «Составь фразу», «Пропавшие слова», «Найди ошибку», «Подбери рифму».
Орфоэпические диктанты. Проверьте себя, умеете ли вы правильно произносить эти существительные.
Портфель, инструмент, километр, шофер, статуя, случай, договор, столяр, комбайнер, молодежь, изобретение, документ, гражданство, ходатайство, мастерство.
Найти речевые ошибки в употреблении наречий. Платье ужасно красиво. Обратно проливной дождь пошел.
Тематически обусловленный дидактический материал способствует обогащению словарного запаса школьников, предлагая лексико-семантическую
группировку слов по темам «Дождь», «Весна», «Зима», «Ночь».
Задания, позволяющие развивать умения обобщать и проводить сравнения, включать интуицию, воображение. Приемы «Продолжи строчку», «Начни
строчку», «Восстанови строчку».
Деловое письмо.
Такая система работы позволяет создать условия, побуждающие детей к деятельности. Использование рефлексивных методов и приемов способствует
формированию мышления, развивают воображение и творческие способности.
3. Проектные технологии, позволяющие усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, формировать
положительную мотивацию и познавательную активность.
Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. Применение коммуникативной компетенции на уроках грамматики,
правописания и развития речи в коррекционной (специальной) школе создает условия для развития нравственной личности, способной к общению.
Приемами стимулирования учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке являются следующие:
1.
2.
3.
4.

Проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся.
Проявления доверия и толерантности в учебных взаимодействиях.
Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы его выполнения.
Создание ситуации успеха.

Место учебных предметов русского языка в Базисном учебном (образовательном) плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение русского языка в специальной (коррекционной) школе отводит 3 учебных часов в неделю в
течение каждого года обучения, всего 102 урока.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и
1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
П. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов. (При
подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества
слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX класса - 35 - 40.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло),
«мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное
не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она
считается за одну ошибку.
подобная ошибка учитывается самостоятельно.
.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4
пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5
орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две
оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится
подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5— 1,0 страницы, в VI классе —1,0—1,5, в VII классе - 1,5-2,0, в VIII классе - 2,0-3,0, в IX
классе - 3,0-4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и
жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая
знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; >
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.

9 КЛАСС

Рабочая образовательная программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, 5-9
классы, допущенной Министерством образования Российской Федерации, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 год.

Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта

Количество часов по плану:
всего-102 ч
в неделю-3 ч
контрольные работы -6
Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, словарных диктантов, изложений, тестов, взаимоконтроля.
Итоговая аттестация – итоговая контрольная работа.

Изучение русского языка в 9 классе дает возможность учащимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) умение ясно, четко, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о русском языке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении грамматических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию объектов, правил, задач, решений, рассуждений.
в межпредметном направлении:
1) умение видеть грамматическое правило в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
2) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для написания орфографических правил, и представлять ее в понятной форме;
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
3) понимание сущности грамматических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
в предметном направлении:
1) умение работать со связным текстом;
2) владение базовым понятийным аппаратом:
развитие представлений о звуках, буквах, словах, предложениях;
3) овладение практически значимыми грамматическими умениями и навыками, их применение к правильному написанию слов;

-

В результате изучения курса русского языка в 9 классе учащиеся должны
знать:
название частей речи, использование их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
уметь:
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
разбирать слово составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать части речи;
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
писать изложение и сочинение;
оформлять деловые бумаги;
пользоваться словарем.

За I четверть проведено 27 уроков.
За II четверть проведено 21 урок.
За III четверть проведено 30 уроков.
За IV четверть проведено 24 урока
За год проведено 102 урока.

ГРАФИК

ПРОВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ

9 КЛАСС

ТЕМА

I четверть

Состав слова. Звуки и буквы

сентябрь

Состав слова.

октябрь

Части речи. Имя существительное.

ноябрь

Части речи. Имя прилагательное. Местоимение.

декабрь

Части речи. Глагол.

февраль

Части речи. Имя числительное. Наречие.

март

Простое предложение.

апрель

Сложное предложение.

май

III четверть

IV четверть

РАБОТЫ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

№ К. Р.

II четверть

КОНТРОЛЬНОЙ

ПО

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ

Базовые учебные действия.
Познавательные
Умение применять начальные сведения о сущности и
особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных,
культурных, технических) в соответствии с
содержанием учебного предмета для решения
учебных и практических задач.
Умение извлекать под руководством педагога
необходимую информацию из различных источников
для решения учебных и практических видов задач.
Умение использовать усвоенные способы решения
учебных и практических задач в зависимости от
конкретных условий.
Умение использовать готовые алгоритмы
деятельности.
Умение устанавливать простейшие взаимосвязи и
взаимозависимости.
Умение овладения навыками грамотного письма.
Умение сравнивать, классифицировать на наглядном
материале.

Умение пользоваться знаками, символами.
Умение делать обобщения.

Умение работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, таблицу,

Регулятивные

Коммуникативные

Умение поставить задачу в различных видах
доступной деятельности (учебной, трудовой,
бытовой).

Умение вступать и поддерживать коммуникацию в
разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовой, бытовой).

Умение определять достаточный круг действий и их
последовательность для достижения поставленных
задач.
Умение осознать необходимость внесения
дополнений и коррективов в план и способ действий
в случай расхождения полученного результата с
эталоном.
Умение осуществлять самооценку и самоконтроль в
деятельности.
Умение адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.
Умение принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе.
Умение соотносить свои действия с заданными
образцами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении
проблем.

Умение адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.

Умение слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его.
Умение признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Умение использовать разные виды делового письма
для решения жизненно значимых задач.
Умение использовать доступные источники и
средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Умение дифференцированно использовать разные
виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание) в коммуникативных
ситуациях с учетом специфики участников (возраст,
социальный статус, знакомый-незнакомый).
Умение точно выражать свои мысли в соответствии с
задачами условиями коммуникации.
Владение диалогической и основами монологической
форм речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Умение выявлять проблемы межличностного
взаимодействия осуществлять поиск возможных и

предъявляемых на бумажных, электронных и других
носителях).

доступных способов разрешения конфликтов.

В соответствии с классификацией обучающихся по группам, по возможностям обучения (по В.В. Воронковой) обучающиеся делятся на четыре
группы
1 группа – обучающиеся наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень
обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в
овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2 группа - обучающиеся в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать
элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей
и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в
основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу
разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они
справляются
3 группа - обучающиеся с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не
понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое
задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно
(особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются
пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других
заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.
4 группа - обучающиеся овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается
ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в
новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.

Требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают также овладение обучающимися на занятиях по русскому языку
практическими умениями и навыками. Для отслеживания за формированием практических умений и навыков введены по разделам программы
контрольные диктанты, списывания.

Основные требования к знаниям и умениям
Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей обучающихся по уровням.
1 уровень (базовый) для обучающихся 1-2 группы предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала.
2 уровень (минимально необходимый) для обучающихся 3-4 группы скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема
материала и его содержания.
Такое разделение обучающихся позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с нарушением интеллекта.
1-й уровень
- списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75-80 слов);
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
- самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
- доказывать принадлежность слов к определённым частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
- находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
- пользоваться орфографическим словарём.
2-й уровень
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- исправлять текст с помощью учителя;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- различать части речи по вопросам с помощью учителя;
- пользоваться школьным орфографическим словарём с помощью учителя.

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Русский язык»
Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Допустимый

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
после
предварительног
о разбора.
Принимать
участие в
составлении
плана и отборе
речевого
материала для
создания текста.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Составлять
короткие тексты
по плану,
опорным словам
по картинке или
без нее (40-45
слов).

Коррекция
переключения
внимания.

Составлять
простые и
сложные

Развитие связной
речи.

I триместр

Простое предложение.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Ознакомить с простыми
предложениями, учить
распознавать их, находить
грамматическую основу.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(75-80слов).

Простое предложение с
однородными членами.

1

Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Обращение.

1

Комбинирова
нный урок.

Сложное предложение.

1

Урок
формировани
яи

Ознакомить с
обращением, его роли в
речи.
Развивать умения
составлять предложения с
обращениями в
соответствии с речевой
ситуацией, читать с
правильной интонацией
Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить

Составлять план
к текстам
описательноповествовательного характера,
с четко
выраженными
структурными
частями.
Писать
изложение и
сочинение после
предварительног
о анализа (до 80
слов).

Составлять
простые и
сложные

Коррекция
механической
памяти.

закрепления
знаний и
умений.

распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.

Сложное предложение с
союзами И, А, НО.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами, учить
распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.

Сложное предложение со
словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить с правилом
постановки запятой в
предложениях со словами
который, когда, где, что,
чтобы, потому что.

Изложение по плану и
опорным словам «Ночевка в
лесу».

1

Урок
развития
речи.

Звуки и буквы.

1

Звуки гласные и согласные.

1

Обозначение звонких и глухих
согласных на письме.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Развивать умение сжато
излагать
повествовательные
тексты, формировать
речевые навыки.
Дать представление о
фонетике.
Учить различать звук и
букву.
Учить различать гласные
и согласные.

Буквы Е,Ё,Я,Ю в начале слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Учить различать звонкие
и глухие согласные,
непарные по звонкостиглухости, различать
сильную и слабую
согласных.
Дать понятие о двойной
роли букв Е,Ё,Я,Ю.

предложения с
опорой на
картинку, схему,
ситуацию.
Подбирать
однокоренные
слова.

Следить за
единообразным
написанием
орфограмм в
различных
частях слова.
Определять
части речи,
используя
сложные
предложения.
Находить и
решать
орфографически
е задачи.
Оформлять все
виды деловых
бумаг.
Пользоваться
орфографически
м словарем.

предложения,
опираясь на
схему, картинку
(с помощью).
Решать
орфографически
е задачи,
опираясь на
схему (с
помощью
учителя).
Пользоваться
орфографически
м словарем.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.
Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.

Разделительные Ь и Ъ знаки в
словах.

1

Количество звуков и букв в
слове.

1

Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Разбор слов

1

Единообразное написание
гласных в корне слова.

1

Единообразное написание
согласных в корне слова.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Помочь уяснить роль
разделительных Ь и Ъ,
условия выбора этих букв,
формировать умение
применять правило их
написания.
Учить различать
количество звуков и букв
в словах.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.

Проверить знания
учащихся.

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Формировать умение
разбора слов по составу.

Коррекция
переключения
внимания.

Находить орфограммы с
безударными гласными в
корне слова, владеть
способами проверки.
Развивать умения
применять
орфографические
правила.
Систематизировать
знания о видах орфограмм
согласных в корне слова.

Развитие связной
речи.
Коррекция
образного
мышления.

Деловое письмо. Составление
письма своим сверстникам.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Единообразное написание
приставок на согласную вне
зависимости от произношения.

1

Правописание приставок раз(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз(вос-).
Деловое письмо. Написание
расписки.

1

Познакомить со
смысловыми значениями
приставок и их ролью в
тексте; учить правильно
выделять приставки,
определять их значение.
Находить орфограмму в
приставках.

Сложные слова.

1

Образование сложных слов с
помощью соединительных
гласных и без них.

1

Сложносокращенные слова.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.
Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции.

1

Учить оформлению
деловых бумаг.
Повторить слова,
образованные сложением
основ.
Повторить слова,
образованные сложением
основ.

Находить в тексте и
понимать
сложносокращенные
слова.
Проверить знания
учащихся.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия.

Дата

Раздел, тема

Количество
часов

Тип урока

Цель

Планируемые результаты
освоения к разделу

Коррекционная
направленность

Минимальный

Допустимый

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
после
предварительног
о разбора.
Принимать
участие в
составлении
плана и отборе
речевого
материала для
создания текста.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Составлять
короткие тексты
по плану,
опорным словам
по картинке или
без нее (40-45
слов).
Составлять
простые и
сложные
предложения,
опираясь на
схему, картинку
(с помощью).

Коррекция
переключения
внимания.

II триместр

Роль имен существительных в
речи.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Обобщить знания об
имени существительном,
учить узнавать имена сущ.
среди других частей речи.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(75-80слов).

Основные грамматические
категории имен
существительных.

1

Комбинирова
нный урок.

Дать понятие о
морфологических
признаках имен сущ.

Собственные имена
существительные.

1

Комбинирова
нный урок.

Распознавать собственные
и нарицательные имена
существительные,
правильно писать
собственные
наименования.

Составлять план
к текстам
описательноповествовательного характера,
с четко
выраженными
структурными
частями.
Писать
изложение и
сочинение после
предварительног
о анализа (до 80
слов).

Сочинение по картине
М.Федорова «Предательский
поцелей Иуды».

1

Урок
развития
речи.

Формировать умение
строить сочинениеописание по картине.

Составлять
простые и
сложные
предложения с
опорой на
картинку, схему,
ситуацию.

Коррекция
механической
памяти.

Развитие связной
речи.

Правописание падежных
окончаний имен
существительных.

1

Комбинирова
нный урок.

Развивать умение
обосновывать написание
падежных окончаний
имен сущ.

Подбирать
однокоренные
слова.

Имена существительные с
шипящей на конце.

1

Познакомить с
особенностями написания
имен сущ. мужского и
женского рода с шипящей
на конце.

Несклоняемые имена
существительные.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Проверочная работа.

1

Следить за
единообразным
написанием
орфограмм в
различных
частях слова.
Определять
части речи,
используя
сложные
предложения.
Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(75-80слов).

Работа над ошибками.
Правописание падежных
окончаний имен
существительных.
Роль имен прилагательных в
речи.

1

Согласование имени
прилагательного с именем
существительным.

1

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Познакомить с
несклоняемыми сущ.

Решать
орфографически
е задачи,
опираясь на
схему (с
помощью
учителя).
Пользоваться
орфографически
м словарем.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
после
предварительног
о разбора.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Оформлять все
виды деловых
бумаг.

Коррекция
образного
мышления.

Обобщить знания об
имени прилагательном,
учить узнавать имена
прил. среди других частей
речи.

Находить и
решать
орфографически
е задачи.

Коррекция
смысловой
памяти.

Совершенствовать умение
находить имена прил. в
тексте, выделять из него
словосочетания
сущ.+прил., определять их
род, число, падеж по сущ.

Оформлять все
виды деловых
бумаг.

Коррекция
образного
мышления.

Правописание падежных
окончаний имен
прилагательных.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Совершенствовать умение
склонять имена прил.,
правильно писать
падежные окончания имен
прил.

Имена прилагательные на –
ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ.

1

Деловое письмо. Заметка в
стенгазету.

1

Роль местоимений в речи.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Обобщить знания о
местоимении, учить
узнавать местоимение
среди других частей речи.

Лицо и число местоимений.

1

Склонение личных
местоимений.

1

Правописание личных
местоимений.

1

Комбинирова
нный урок.

Личные местоимения с
предлогами.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и

Пользоваться
орфографически
м словарем.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Совершенствовать умение
склонять имена прил. на –
ий, -ье, -ья,-ьи.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Совершенствовать умение
определять лицо и число
местоимений.

Совершенствовать умение
склонять личные
местоимения, обучать
правильному
употреблению их в речи.
Совершенствовать умение
правильно писать
местоимения.
Уметь склонять
местоимения, употреблять
их в речи вместе с
предлогами.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.
Развитие связной
речи.

умений.
Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.
Правописание личных
местоимений.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
образного
мышления.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Обобщить знания о
глаголе, учить узнавать
глагол среди других
частей речи
Совершенствовать умение
определять время глагола.

Коррекция
смысловой
памяти.

Ознакомить с глаголами
неопределенной формы,
учить находить основу
неопределенной формы
глагола.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.

Совершенствовать умение
определять лицо и число
глагола.

Тренировка
смыслового
запоминания.

Ознакомить с изменением
глаголов по лицам и
числам, со спряжением.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов

III четверть
Роль глагола в речи.

1

Комбинирова
нный урок.

Изменение глагола по
временам.

1

Неопределенная форма
глагола.

1

Изменение глаголов по лицам
и числам.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Спряжение глаголов.

1

Правописание личных
окончаний глаголов I и II
спряжения.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Комбинирова
нный урок.

Совершенствовать умение
правильно писать личные
окончания глаголов I и II
спряжения.

Коррекция
образного
мышления.

мышления.
Сочинение по плану «Любимая
работа».

1

Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.

Развивать связную
письменную речь.

Развитие связной
речи.

Правописание глаголов с –
ТЬСЯ и –ТСЯ.

1

Познакомить с условиями
наличия и отсутствия Ь в
глаголах.

Коррекция
механической
памяти.

Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам
и числам.

1

Ознакомить с глаголами
прошедшего времени,
грамотно писать родовые
окончания глагола.

Коррекция
переключения
внимания.

Составление памятки по
вопросам о правилах
проведения производственной
практики.
Повелительная форма глагола.

1

Развивать связную
письменную речь.

Развитие связной
речи.

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Познакомить с глаголами
повелительной формы.

Коррекция
образного
мышления.

Правописание глаголов
повелительной формы ед.ч. и
мн.ч.

1

Совершенствовать умение
правильно писать глаголы
повелительной формы
ед.ч. и мн.ч.

Коррекция
словеснологического
мышления.

Правописание частицы НЕ с
глаголами.

1

Комбинирова
нный урок.

Употребление глаголов со
значением отрицания.

1

Комбинирова
нный урок.

Сочинение с привлечением
сведений о прочитанной книге.

1

Урок
развития
речи.

Применять
орфографическое правило
на письме.
Применять
орфографическое правило
на письме.
Учить составлять
собственный связный
текст-описание.

Формирование
приемов
самоконтроля.
Формирование
приемов
самоконтроля.
Коррекция
смысловой
памяти.

Проверочная работа.

1

Урок
контроля,

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
зрительного и

1

оценки и
коррекции
знаний.
Работа над ошибками.

1

Понятие об имени
числительном.

1

Числительные количественные
и порядковые.

слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Совершенствовать умение
различать числительные
количественные и
порядковые.

Простые и составные
числительные.

1

Совершенствовать умение
различать числительные
простые и составные.

Коррекция
механической
памяти.

Деловое письмо. Написание
анкеты.

1

Учить оформлению
деловых бумаг.

Правописание числительных
от 5 до 20; 30.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
развития
речи.
Урок
сообщения
новых
знаний.

Объяснить правописание
числительных от 5 до 20;
30.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
(75-80слов).

Коррекция
переключения
внимания.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

Правописание числительных
от 50 до 80 и от 500 до 900.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Объяснить правописание
числительных от 50 до 80
и от 500 до 900.

Составлять план
к текстам
описательноповествовательного характера,
с четко
выраженными

Дать общее понятие об
имени числительном как о
части речи.

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Писать под
диктовку текст с
изученными
орфограммами
после
предварительног
о разбора.
Принимать
участие в
составлении
плана и отборе
речевого
материала для
создания текста.

Коррекция
механической
памяти.

Правописание числительных
90, 200, 300, 400.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Объяснить правописание
числительных 90, 200,
300, 400.

Деловое письмо.
Написание доверенности.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Понятие о наречии.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Дать общее понятие о
наречии как о
неизменяемой части речи

Наречия, обозначающие время,
место, способ действия.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить видами
наречий,
совершенствовать умение
распознавать наречия в
тексте, грамотно писать.

Правописание наречий с О и А
на конце.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Части речи.
Употребление в речи.

1

Контрольная работа.

1

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.
Урок
контроля,

Ознакомить с
образованием наречий,
совершенствовать умение
распознавать наречия в
тексте, грамотно писать.
Повторить части речи.

Проверить знания
учащихся.

структурными
частями.
Писать
изложение и
сочинение после
предварительног
о анализа (до 80
слов).
Составлять
простые и
сложные
предложения с
опорой на
картинку, схему,
ситуацию.
Подбирать
однокоренные
слова.

Следить за
единообразным
написанием
орфограмм в
различных
частях слова.
Определять
части речи,
используя
сложные
предложения.
Оформлять все
виды деловых
бумаг.
Пользоваться
орфографически

Составлять
короткие тексты
по плану,
опорным словам
по картинке или
без нее (40-45
слов).
Составлять
простые и
сложные
предложения,
опираясь на
схему, картинку
(с помощью).
Решать
орфографически
е задачи,
опираясь на
схему (с
помощью
учителя).
Пользоваться
орфографически
м словарем.

Коррекция
переключения
внимания.

Развитие связной
речи.

Коррекция
образного
мышления.

Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.
Коррекция
образного
мышления.
Коррекция
абстрактно-

Работа над ошибками.
Части речи.

Дата

Раздел, тема

1

Количество
часов

оценки и
коррекции
знаний.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Тип урока

м словарем.

логического
мышления.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.
Цель

Тренировка
смыслового
запоминания.
Планируемые результаты
освоения к разделу
Минимальный

Коррекционная
направленность

Допустимый

IV четверть
Простое предложение.

1

Комбинирова
нный урок.

Ознакомить с простыми
предложениями, учить
распознавать их.

Главные и второстепенные
члены предложения.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Знать определение
главных и
второстепенных членов
предложения; уметь
находить грамматическую
основу.

Сочинение о себе по вопросам
и словосочетаниям.

1

Урок
развития
речи.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Простое предложение с
однородными членами.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.

Совершенствовать умение
распознавать однородные
члены предложения,
ставить знаки препинания.

Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Ознакомить с
простыми и
сложными
предложениями,
учить
распознавать их,
правильно
ставить знаки
препинания.
Находить и
решать
орфографически
е задачи.
Совершенствова
ть умение в
распознавании
простых и
сложных
предложений,
находить

Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.

грамматическую
основу.
Написание краткого
содержания книги Р. Киплинга
«Маугли».
Перечисление однородных
членов предложений без
союзов, с одиночным союзом
И, с союзами А, НО.

1

Обращение.

1

Комбинирова
нный урок.

Практическое употребление
обращения.

1

Комбинирова
нный урок.

Знаки препинания при
обращении.

1

Деловое письмо. Написание
письма литературному герою.

1

Развивать умения
составлять предложения с
обращениями в
соответствии с речевой
ситуацией, читать с
правильной интонацией.
Учить оформлению
деловых бумаг.

Проверочная работа.

1

Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Урок
развития
речи.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Работа над ошибками.

1

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Сложное предложение.

1

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.
Урок
формировани
яи

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Ознакомить со сложными
предложениями, учить
распознавать их.

Коррекция
образного
мышления.

1

Урок
развития
речи.
Комбинирова
нный урок.

Учить составлять
собственный связный
текст-описание.
Ознакомить с правилом
постановки запятой в
предложениях с
повторяющимся союзом и
без союзов.
Ознакомить с
обращением, его роли в
речи.
Ознакомить с
обращением, его роли в
речи.

Проверить знания
учащихся.

Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.
Развитие связной
речи.
Коррекция
словеснологического
мышления.
Формирование
приемов
самоконтроля.

закрепления
знаний и
умений.
Урок
формировани
яи
закрепления
знаний и
умений.
Комбинирова
нный урок.

Сложное предложение без
союзов и с союзами И, А, НО.

1

Ознакомить со сложными
предложениями с
союзами и без союзов,
учить распознавать их,
правильно ставить знаки
препинания.
Ознакомить с правилом
постановки запятой в
предложениях со словами
который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
Уметь дифференцировать
простые и сложные
предложения.

Предложение со словами
который, когда, где, что,
чтобы, потому что.

2

Составление простых и
сложных предложений.

1

Урок
развития
речи.

Прямая речь.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить с прямой
речью.

Кавычки при прямой речи и
двоеточие перед ней.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.

Ознакомить со знаками
препинаниями при
прямой речи.

Составление предложений с
прямой речью.

1

Постановка знаков препинания
в предложениях с прямой
речью.

1

Урок
сообщения
новых
знаний.
Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний.

Развивать умения
составлять предложения с
прямой речью, читать с
правильной интонацией.
Повторить распознавание
простого и сложного
предложения, постановку
знаков препинания при
обращении и прямой
речи.

Коррекция
абстрактнологического
мышления.
Тренировка
смыслового
запоминания.
Формирование
способности
оперировать
смыслом.
Коррекция
аналитических и
синтетических
процессов
мышления.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.
Коррекция
переключения
внимания.

Деловое письмо. Написание
автобиографии.

1

Контрольная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Урок
развития
речи.
Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Учить оформлению
деловых бумаг.

Урок
контроля,
оценки и
коррекции
знаний.

Провести работу над
ошибками, полученными
в диктанте.

Коррекция
смысловой
памяти.
Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия
фонематического
слуха.
Коррекция
механической
памяти.

Проверить знания
учащихся.

Количество учебников

Количество учащихся

Класс

Учебная дисциплина

Образовательная область

ОБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Кол-во часов в
году

ПРОГРАММА (характер, автор,
издательство, год издания)

По
прог
рамм
ам

По
учебно
му
плану

Методическое
Базовые учебники
обеспечение

Дидактическое
обеспечение

Р

Р

У

У

С

С

Русский язык

9
С

С

К

К

И

И

Й

Й

Я

Я

З

З

Ы

Ы

К

К

Учебник для 9
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII
вида

Программа специальных
(коррекционных) образовательных
учреждений, 5-9 классы,
допущенной Министерством
образования Российской
Федерации, М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2000 год

Авторы:
102

102

Н.Г. Галунчикова
Э.В. Якубовская

Тесты

Дидактические материалы

Таблицы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».