этика 9 класс 2023г.

Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой Программы являются: Закон РФ от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями). Приказ Минобрнауки
России от 19.12 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»; Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); Закон Свердловской области от
23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); Приказ №
805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими
возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»; Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.; Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; локальные
акты образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности
обучающихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного
материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или
групповой
коррекции;
на основе Программы специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида 5 - 9 классы (см. учебный план, вариант 2)./ Под
ред. И.М. Бгажноковой. – Москва, 2005 год. Допущена Министерством образования РФ.
Цель учебного предмета «Этика»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) нравственных чувств, основ нравственного сознания и
поведения.
Задачи:
- формирование умения давать адекватную и сознательную оценку своим поступкам и
поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия;
- усвоение правил взаимоотношения между людьми в ближайшем и отдаленном социуме на
основе принятых в обществе норм и правил;
- формирование определенного отношения к нравственным категориям, умение их
дифференцировать;
- коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося.
Учебный предмет «Этика» является интегративным. В его основе лежат этические знания.
Но кроме собственно этических знаний, в него включены элементы психологии, права, истории,
литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь
целостного процесса формирования личности. Ценностные ориентиры данного предмета —
это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, к тому, как
развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения.
Учитывая особенности детей данной категории, учителю не следует ставить учебные задачи
по формированию сознания у обучающихся: им трудно осмысливать сложные моральные
категории, лежащие в основе нравственных отношений, а их регламентация в дидактической
форме «это хорошо, а это плохо» не означает того, что дети будут поступать по правилам
«хорошо». Необходимо ставить перед обучающимися те или иные жизненные задачи, решение

которых может зависеть от многих обстоятельств, поэтому важно учить их, осуществлять не
ситуативный, а нравственный выбор (Как бы ты поступил по совести, по правде?).
Учителю не надо требовать от обучающихся знать правила и определения тех или иных
нравственных законов и принципов. Его задача – дать общее представление об этих законах и
принципах, опираясь на которые можно обращаться к сознанию обучающихся, давая им
возможность сделать свой выбор. Учитель не должен навязывать свое мнение, а лишь подводить
обучающихся к верным выводам и оценкам.
Специфические особенности развития личности детей с нарушением интеллекта требуют от
учителя знания индивидуальных черт их характеров, интересов, а также гуманного и
уважительного отношения к каждому обучающемуся.
В условиях общеобразовательного учреждения реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью сложно говорить о
возможности сформированного морального сознания детей, однако еще сложнее вырабатывать
правильное поведение, не опираясь на понимание и осознание подходов, лежащих в основе
выбора той или иной формы поведения, а также переноса имеющегося опыта в иные ситуации.
Следует помнить, что специфика содержания учебного материала и ограниченные возможности
обучающихся требуют от учителя тщательной подготовки к каждому уроку. Задача учителя максимально конкретизировать и структурировать предлагаемый детям материал, выделять в
нем главные идеи, показывая логику взаимосвязей. Очень важно, чтобы материал был
доступным, наглядным, запоминающимся и эмоционально насыщенным. Для этого обучающиеся
должны принимать самое непосредственное участие в процессе обсуждения и анализа
предлагаемой темы (проблемы), не быть пассивными слушателями и исполнителями требований
учителя. Следует постоянно опираться на жизненный опыт других людей и самих детей, будить
их мысль, учить рассуждать о жизни и поступках людей, находить нужное нравственное
решение в сложной ситуации, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Весь
этот процесс должен организовываться, планироваться и направляться учителем. Работа по
программе предполагает использование разнообразного наглядного материала: таблиц, схем,
рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов. Выполнение ряда практических
заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами,
деловые игры, драматизация, практические упражнения. Предмет предполагает широкое
использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, ролевые игры.
Существенным дополнением к урокам могут стать результаты педагогических наблюдений за
поведением обучающихся, их взаимоотношениями, за реакцией детей на поступки товарищей;
оценка своих поступков, ценностные ориентиры, существующие в их сознании. Но оперировать
такими наблюдениями в ходе занятий нужно осторожно, корректно, объективно.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания обучающихся в ходе работы
по учебному предмету «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по
отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е.
основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, развивать
себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убедить детей в том, что все люди
равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, каждый человек должен предъявить
к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но
они не должны нести беду и горе окружающим.
Обучение по предмету «Этика» рассчитано на один урок в неделю.
Программа по этике (32ч) состоит из двух разделов.
1 четверть (9ч):
- Условия, влияющие на деятельность человека – 9 часов
2 четверть (7ч):
- Условия, влияющие на деятельность человека – 1 час
- Семья – 6 часов
3 четверть (8ч):

- Семья – 8 часов
4 четверть (8ч):
- Семья – 7 часов;
- Повторительно-обобщающий урок – 1 час
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
9 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 13 детей, из которых 11
мальчиков, 2 девочки. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные
отношения. К первой группе можно отнести Ширинджона А., Ксению А., Вадима Г., Данила К.,
Максима Т. Они не испытывает больших трудностей при выполнении задания. В основном
правильно использует имеющийся опыт. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна
незначительная активизирующая помощь педагога. Ко 2 группе можно отнести Романа Б., Елену
Р., Егора С., Ивана Б., Артёма П. Они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо
запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не
в состоянии. К 3 группе – Святослава П., Романа Б., Тимура М. Обучающиеся с трудом
усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи. Трудно
понимают материал во время фронтальных занятий, нуждаются в дополнительном объяснении,
низкий уровень самостоятельности. В работе с этими детьми будет применяться
индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя его к их интеллектуальным
особенностям так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать
их личностным и индивидуальным особенностям.
Основная масса обучающихся класса – это дети со средним уровнем познавательных
способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу. Они отличаются
организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению
учебных, особенно, домашних заданий.
Для преодоления затруднений при обучении этике будут создаваться специальные условия
для получения знаний, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
следующих педагогических подходов:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение обучающимся инструкции к выполнению задания;
- близость к обучающимся во время объяснения задания;
- перемена видов деятельности;
- обеспечение аудио - визуальными техническими средствами обучения;
- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
- ежедневная оценка с целью выведения отметки за триместр.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
При выставлении оценок, в первую очередь, учитель руководствуется требованиями
программы, по которой ведется обучение.
И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования
рекомендует следующую систему оценивания:
Оценка
удовлетворительно

% выполнения
заданий
25 – 50%

хорошо

50 – 65%

отлично

свыше 65%

Качество устных ответов на уроке
обучающийся излагает изученный
материал неполно и допускает
неточности и более 3 фактических
ошибок, не умеет привести свои
примеры.
обучающийся излагает изученный
материал, дает правильные
определения, обнаруживает
понимание материала, может
применить знания на практике,
привести необходимые примеры,
но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2
недочета.
обучающийся полно излагает
изученный материал, дает
правильные определения,
обнаруживает понимание
материала, может применить
знания на практике, привести
необходимые примеры.

Основным инструментарием оценивания результатов на уроках этики являются: наблюдение
за работой обучающихся на уроке, качество устных ответов на уроках, выполнение тестовых
заданий, составленных учителем по разделам (темам), выполнение проверочных работ.
Срок реализации программы – 1 год.

Личностные и предметные результаты (базовые учебные действия) по предмету
«Этика»:
Личностные:
- Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива;
-Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные:
- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;
- Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- Дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы,
повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников.
Регулятивные:
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач;
-Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на
внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
- Извлекать необходимую информацию: находить ответы на вопросы, используя различные
источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять
индивидуальные задания;
- Использовать логические действия: сравнение, анализ, обобщение, классификацию,
установление аналогий, причинно-следственных связей;
- Делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Анализировать свою деятельность.

Содержание программы по предмету «Этика» в 9 классе.
Условия, влияющие на деятельность человека (10 ч)
На уроках этике в 9 классе, необходимо опираться на личный опыт учащихся,
конкретные дела и поступки, оценивая их с точки зрения нравственных категорий долга,
совести, необходимости и т. д. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у
учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве
выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную
ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и
с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного
мнения, совести и др.
Темы для изучения и обсуждения
1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.
2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека,
принятии решений.
3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.
4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм.
Взаимосвязь морали и права.
5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и
достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.
6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право,
трудовое право (общее представление).
7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными
статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).
8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка
обществом, государством.

Семья (21 ч)
Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются
негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность
существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным
способам построения их будущей семьи. Основные задачи данного раздела: сформировать
представления о проблемах создания и сохранения семьи; направить внимание юношей и
девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю,
нравится); дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах
проблемы взаимоотношения полов, их нравственно-правовой ответственности дать
некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства дать
представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье; выявить
представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена —
мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи. Этот раздел важен
для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием
семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо
использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных
ситуаций.
Темы для изучения и обсуждения (анкетирования перед обсуждением)
1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у
разных людей: работа, семья, достаток. Роль мировоззрения человека в формировании
представлений о счастье

2. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки).
Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.
3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.
4. Нравственность и сексуальность.
5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для
человека
6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.
7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа
будущего благополучия семьи).
Повторительно-обобщающий урок – (1 ч)

Календарно - тематическое планирование по этике для 9 класса

№ п/п

1.

2.

Дата
проведения

Название раздела (темы)
I четверть (9 ч.)
Условия, влияющие на
деятельность человека (9 ч)
Что такое долг, совесть,
общественное мнение. Их
влияние на поведение
личности.
Свобода, необходимость,
ответственность. Их роль и
значение в поведении
человека, принятии решений.

Кол-во
часов

Содержание

1ч.

Понятие долг, совесть,
личность

Иметь
Вести диалог,
представление о том, аргументировать
что такое долг,
свою позицию
совесть

1ч.

Свобода. Особенности
поведения человека в
различных ситуациях.

Иметь
представление о
понятиях «свобода»,
«ответственность»,
их значении в
принятии решений

3.

Свобода выбора и мера
ответственности человека за
свои поступки.

1ч.

Ответственность за
поступки. Виды
ответственности.

4.

Что такое мораль и право.
История происхождения
некоторых правовых норм.
Взаимосвязь морали и права.
Деяние, направленное против
другой личности (ее
здоровья, жизни, оскорбление
чести и достоинства, лишение
имущества). Наказание за
поступки.

1ч.

Мораль. Право.

1ч.

Уголовный кодекс РФ,
статьи (фрагменты)

5.

Планируемые результаты
Минимальный
Достаточный
уровень
уровень

Иметь
представление о
понятиях «свобода»,
«ответственность»,
«необходимость».
Вести диалог,
приводить примеры
Аргументировано
Высказывать свое
оценивать поступки
отношение к
поступкам главных героев рассказа.
Понимать личную
героев рассказа
ответственность за
свои поступки
Иметь
Вести диалог,
представление о том, аргументировать
что такое мораль и
свою позицию
право
Иметь
представление о том,
что такое
Уголовный кодекс,
какое может быть
наказание за
поступки.

Называть некоторые
деяния,
направленные
против личности,
меры наказания.
Понимать личную
ответственность за
свои поступки

6-7.

8.

Основные разделы права:
семейное право, уголовное
право, административное
право, трудовое право.
Вопросы,
разрешаемые каждым из
разделов (общее
представление).
Ответственность человека за
совершенное правонарушение
(знакомство с отдельными
статьями Уголовного,
Гражданского
кодекса, по выбору учителя).
Практическая работа: «Это я».

2ч.

Уголовный кодекс РФ,
статьи (фрагменты),
семейный кодекс РФ,
трудовой кодекс РФ

Иметь
представление о том,
что такое
Уголовный кодекс,
Семейный кодекс,
Трудовой кодекс

Вести диалог,
называть основные
разделы права,
вопросы, которые
они решают

1ч.

Правонарушения,
ответственность, виды
ответственности

Иметь
представление о том,
что такое
Гражданский кодекс,
Уголовный кодекс,
видах
ответственности за
правонарушения.

Называть некоторые
виды
правонарушений.
Понимать личную
ответственность за
свои поступки.

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя
9.

Ответственность человека за
совершенное правонарушение
(знакомство с отдельными
статьями Уголовного,
Гражданского
кодекса, по выбору учителя).
Практическая работа: «Это я».

1ч.

Правонарушения,
ответственность, виды
ответственности

Иметь
представление о том,
что такое
Гражданский кодекс,
Уголовный кодекс,
видах
ответственности за
правонарушения.

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя

Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя
Называть некоторые
виды
правонарушений.
Понимать личную
ответственность за
свои поступки.

Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя

II четверть (7 ч.)
1.

Нравственное и
безнравственное поведение
человека,
группы людей, их оценка

1ч.

Нравственность. Поступки
людей. Безнравственное
поведение

Высказывать свое
отношение к
нравственным и
безнравственным

Вести диалог.
Аргументировано
оценивать поступки
других людей.

обществом, государством
2.

поступкам других
людей

Понимать личную
ответственность за
свои поступки

Взаимоотношения в семье
(21 ч)
Что такое любовь и счастье.
Многозначность этих
понятий. Представление о
счастье у разных людей:
работа, семья, достаток.
Роль мировоззрения человека в
формировании представлений
о счастье.

1ч.

Понятие любовь, счастье.
Семья, достаток.
Взаимосвязь между ними

Вести диалог,
Иметь
представление о том, аргументировать
свою позицию
что такое любовь и
счастье

1ч.

Влияние взглядов каждого
на свою жизнь. Можно ли
стать счастливым? Что для
этого надо?

4.

Кого и за что можно любить?
Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).

1ч.

Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).
Требования,
предъявляемые
к предполагаемому
партнеру, и их реальное
воплощение

5.

Влюбленность и любовь.

1ч.

6.

Романтическая любовь.
Нравственность и
сексуальность.

1ч.

Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).
Требования,
предъявляемые
к предполагаемому
партнеру, и их реальное
воплощение
Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).

Высказывать свое
отношение к
пониманию счастья,
его роли в жизни
человека
Иметь
представление о
требованиях
предъявляемых
партнеру и их
реальном
воплощении.
Высказывать свое
отношение к
поступкам героев
рассказа
Иметь
представление о том,
что такое
влюбленность и
любовь.
Высказывать свое
отношение к
поступкам героев
кинофильма
Иметь
представление о том,
что такое

3.

Вести диалог,
аргументировать
свою позицию
Вести диалог,
аргументировать
свою позицию.
Аргументировано
оценивать поступки
главных героев
рассказа

Вести диалог,
аргументировать
свою позицию.
Аргументировано
оценивать поступки
главных героев
кинофильма
Вести диалог,
аргументировать
свою позицию

.

7.

Почему ссорятся влюбленные?
Как прощать обиды,
какие поступки
непростительны для человека?

1ч.

Требования,
предъявляемые
к предполагаемому
партнеру, и их реальное
воплощение
Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).
Требования,
предъявляемые
к предполагаемому
партнеру, и их реальное
воплощение

нравственность и
сексуальность

Иметь
представление о том,
почему ссорятся
влюбленные, какие
поступки могут быть
непростительны для
человека
Высказывать свое
отношение к
поступкам героев
рассказа

Вести диалог,
Аргументировано
оценивать поступки
главных героев
рассказа

Восприятие лиц
противоположного
пола (юноши, девушки).
Требования,
предъявляемые
к предполагаемому
партнеру, и их реальное
воплощение
Что такое семья, брак.
Связи в семье:
материальные, духовные,
дружеские и др. (общность
взглядов, привычек,
традиции семьи.). Любовь,
общность интересов.
взглядов, целей нравственная основа
будущего благополучия
семьи

Иметь
представление об
этике
взаимоотношений
юноши и девушки

Вести диалог,
аргументировать
свою позицию
называть некоторые
правила
взаимоотношений
юноши и девушки

Иметь
представление о том,
что такое брак, его
значении в жизни
человека

Вести диалог,
называть некоторые
мотивы брака,
понимать его
значимость для
человека

III четверть (8 ч.)
1.

Этика взаимоотношений
юноши и девушки.

1ч.

2.

Брак и его мотивы. Понятие.

1ч.

3.

Молодая семья и ее первые
шаги в жизни.

1ч.

4.

Социальные роли
молодоженов: муж, жена.

1ч.

5-6

Что такое материнство,
отцовство.

2ч.

7.

Взаимоотношения с
родителями, родственниками.

1 ч.

8.

Экономика и быт молодой
семьи.

1ч.

Помощь и
поддержка друг друга,
терпимость к привычкам и
особенностям
характера партнера,
уважение
Социальные роли
молодоженов: муж, жена.
Их обязанности.
Взаимопомощь в молодой
семье
Забота, воспитание
детей - родительский долг.
Ответственность молодых
родителей за жизнь и
здоровье ребенка.
Формирование общих
взглядов на процесс
воспитания детей.
Воспитание малыша
в молодой семье
Материальная и духовная
связь с родителями.
Влияние
опыта прежней жизни
супругов на процесс
создания новой
семьи
Потребности семьи:
естественные и
искусственные, вещизм.
Организация и
ведение домашнего
хозяйства

Иметь
представление об
особенностях и
первых шагах
жизни молодой
семьи

Вести диалог,
аргументировать
свою позицию

Иметь
представление о
социальных ролях
молодоженов, их
обязанностях

Вести диалог,
называть
обязанности
молодоженов,
понимать роль
взаимопомощи и
поддержки
Иметь
Вести диалог,
представление о том, называть, что
что такое
входит в понятие
материнство,
«родительский
отцовство,
долг», понимать
родительский долг
личную
ответственность за
жизнь и здоровье,
воспитание ребенка
Иметь
представление о
роли
взаимоотношений
молодой семьи с
родителями и
родственниками,
принимать участие в
ролевых играх
Иметь
представление о
потребностях семьи,
организации
домашнего
хозяйства.

Вести диалог,
понимать
значимость
взаимоотношений,
связи с родителями,
родственниками,
участвовать в
ролевых играх
Называть основные
потребности семьи,
значимость
правильной
организации и
ведения домашнего

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя

хозяйства.

Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя

IV четверть (8 ч.)
1.

Атмосфера семьи: чувства,
привычки, традиции.
Нравственные правила
общения, принятые в семье, в
обществе друзей.

1ч.

Нравственные правила
общения, принятые в
семье, в обществе друзей

Иметь
представление о
понятии «атмосфера
семьи», ее
значимости для
благополучия
каждого члена семьи

Называть некоторые
нравственные
правила общения,
понимать их
значимость для
сохранения в семье
благоприятной
атмосферы

2.

Нравственный портрет семьи,
ее влияние на жизнь
окружающих.

1ч.

Нравственные правила
общения, принятые в
семье, их влияние на
окружающих

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя,
принимать участие
в ролевых играх

Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя,
участвовать в
ролевых играх

3.

Мода. Происхождение.
История. Знаковая функция
моды: определение
принадлежности к
определенному племени,
классу, сословию.

1ч.

Иметь
представление о
моде, ее
происхождении,
истории;

Вести диалог,
аргументировать
свою позицию по
отношению к моде;

Семейные конфликты.

2 ч.

Ее роль в настоящее время:
средство
самовыражения, средство
коммуникации,
идентификации,
средство приобретения
общественного статуса.
Правильное
отношение к моде, свой
стиль, соответствие
возможностям.
Их происхождение и
психологическая
основа: неготовность
(моральная,
психологическая)

4-5

выполнять
несложное задание
под контролем
учителя

Иметь
представление о
происхождении
конфликтов в семье,
Высказывать свое

выполнять задание
без текущего
контроля учителя

Называть некоторые
причины
происхождения
конфликтов в семье.
Вести диалог,

6.

Предотвращение конфликтов,
способы их разрешения.

1 ч.

7.

Причины распада семьи.
Нравственное поведение
в ситуации развода.

1 ч.

8.

Повторительно-обобщающий
урок.
Практическая работа:
«Взаимоотношения с
родителями»

1 ч.

супругов к выполнению
своей семейной роли,
различие
взглядов, интересов,
привычек, традиций,
вмешательство и
негативное влияние
родителей, друзей,
отсутствие понимания,
взаимопомощи и т. д.
Решение проблемных,
конфликтных ситуаций.

отношение к
поступкам героев
кинофильма

аргументировано
оценивать поступки
героев кинофильма

Иметь
представление о
способах
преодоления
конфликтов в семье,
принимать участие в
ролевых играх

Знакомство с положениями
Гражданского
кодекса: судьба детей,
обязанности и права отца и
матери по отношению к
детям, раздел имущества.

Иметь
представление о
причинах распада
семьи,

Называть некоторые
способы
преодоления
конфликтов в семье.
Вести диалог,
аргументировать
свою точку зрения,
активно участвовать
в ролевых играх
Называть некоторые
причины распада
семьи, обязанности
и права родителей
по отношению к
детям.
Понимать личную
ответственность за
свои поступки.

Повторение и обобщение
знаний по разделу

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя

Выполнять
несложное задание
под контролем
учителя

Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя
Выполнять
задание без
текущего контроля
учителя

Описание учебно-методического обеспечения предмета «Этика» в 9 классе
Учебные пособия.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2009
Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб, 2005
Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. — М., 1988.
Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали.
Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
Гражданский кодекс Российской Федерации, 2006г. (с изменениями и дополнениями)
Каменская В.Г. Психология защиты и мотивации в структуре конфликта. - СПб., 1999
Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. СПБ, 2008
Куприянчик Л. Психология любви. - М., 1998.
Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. - СПб., 1998.
Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. СПб, 2009
Полякова И.Ю., Панова О.И., Меньшова А.Ю., Лузина О.С. Как встретить любовь: от мечты к близким отношениям. СПб, 2008
Семейный кодекс Российской Федерации, 1995г. (с изменениями и дополнениями)
Трудовой кодекс Российской Федерации, 2001г. (с изменениями и дополнениями)
Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996г. (с изменениями и дополнениями)
Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. – М., 2006
Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. — М., 1990.
Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 1994.

Описание материально-технического обеспечения предмета «Этика» в 9 классе

1. Изобразительные наглядные пособия:
- тематические иллюстрации, фотографии;
- раздаточный дидактический материал: кроссворды, ребусы, загадки;
- контрольно-измерительные материалы: задания и упражнения по разделу «Условия, влияющие на деятельность человека», «Семья».
2. Аудиовизуальные средства:
- презентации по темам: «Мораль и право», «Брак и его мотивы», «Потребности семьи», «Атмосфера семьи», «Мода. Происхождение.
История»;
- видеофильмы: «КостяНика» (отредакт. к просмотру), «Мачеха», «Воскресный папа».
3. Технические средства обучения:

- интерактивная доска, проектор;
- ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».