Мир природы и человека 4 кл

Пояснительная записка
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область
«Естествознание», является специфическим для обучения детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), так как у детей формируются элементарные представления
и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается
представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о
мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и
закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся,
коррекции их мышления.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие
выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и
умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления
об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют
развитию речи и мышления учащихся.
Нормативными и правовыми основаниями разработки программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями
и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;

10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Основная цель учебного предмета - формирование у обучающихся целостного взгляда на
окружающую природную и социальную среду, определение места человека в ней, воспитание
правильного отношения к среде обитания, знакомство с правилами поведения в обществе и
природе.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания об основных её элементах;
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширять представления о
взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям
внешней среды;
Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи
итоги наблюдений и
опытных
работ,
отмечать
фенологические данные;
Формировать знания учащихся о природе своего края;
Формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить
детей бережному отношению к природе.
Развивающие:
Развивать вопросно-ответную, диалогическую речь, навыки связного высказывания,
умения полно ответить на поставленный вопрос.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, способствовать развитию
наблюдательности.
Воспитательные:
Воздействовать на развитие эмоционально - волевых, нравственных качеств личности.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей
семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Воспитывать положительное эмоционально-целостное отношение к природе; стремление
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
соблюдать здоровый образ жизни.
Ценностные ориентиры: Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь
к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания
человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и
приумножение ее богатства.
Коррекционная направленность для обучения на уроках по предмету «Мир природы и
человека» предполагает:
- коррекцию внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение
внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий;
- коррекцию и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая
функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного
словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных
заданий;
- развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на
развитие памяти;

- развитие зрительного и слухового восприятия;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной
мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция
мышления);
- коррекцию и развитие личностных качеств обучающихся,
выдержки);
- умение выражать свои чувства.
Формирование жизненно – необходимых компетенций составляет основное содержание
специального образования и реализуется через:
1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Развитие
адекватных - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно
представлений о собственных и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских
возможностях и ограничениях, препаратов, осуществлении вакцинации.
о
насущно
необходимом - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о
жизнеобеспечении,
помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это
способности
вступать
в нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.
коммуникацию со взрослыми - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
по вопросам медицинского помощью, точно описать возникшую проблему, иметь
сопровождения и созданию достаточный запас фраз и определений.
специальных условий для - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение
пребывания в школе, своих родителей.
нуждах и правах в организации - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
обучения.
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование
активной Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
позиции ребёнка и веры в свои
силы в овладении навыками
самообслуживания дома и в
школе;
стремления
к
самостоятельности
и
независимости
в
быту;
привычки и
потребности
помогать в быту другим
людям.
Освоение
устройства - Представления об устройстве домашней жизни.
домашней
жизни, - Умение включаться в разнообразные повседневные дела,
разнообразия повседневных принимать в них посильное участие, брать на себя
бытовых
дел
(покупка ответственность в каких-либо областях домашней жизни.
продуктов,
приготовление
еды; покупка, стирка, глажка,
чистка и ремонт одежды;
поддержание чистоты в доме,
создание тепла и уюта и т.д.),
предназначения окружающих
в быту предметов и вещей.
Формирование
понимания

того, что в разных семьях
домашняя жизнь может быть
устроена по-разному.
Ориентировка в устройстве
школьной жизни, участие в
повседневной жизни класса,
принятие на себя обязанностей
наряду с другими детьми.
Формирование
понимания
значения праздника дома и в
школе, желания участвовать в
устройстве
праздника,
стремления
порадовать
близких, понимание того, что
праздники бывают разными.

-Представления об устройстве школьной жизни.
- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за
помощью при затруднениях или происшествиях.
- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.
- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные
дела, принимать в них посильное участие, брать на себя
ответственность. Положительная динамика в этом направлении.
Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении
праздника, положительная динамика в этом направлении

3. Овладение навыками коммуникации
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование знания правил - Умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникации
и
умения коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
использовать их в актуальных невербальную).
для
ребёнка
житейских - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить
ситуациях
свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить
разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.
- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.
- Освоение культурных норм выражения своих чувств.
Расширение и обогащение Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может
опыта коммуникации ребёнка использовать коммуникацию как средство достижения цели.
в
ближнем
и
дальнем
окружении.
4. Дифференциация и осмысление картины мира
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Расширение и обогащение - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения
реального
взаимодействия опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
ребёнка
с
бытовым сохранности окружающей предметной и природной среды.
окружением,
миром - Использование вещей в соответствии с их функциями,
природных явлений и вещей.
принятым порядком и характером наличной ситуации.
- Формирование адекватного - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных
представления об опасности и мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка,
безопасности.
городские и загородные достопримечательности и др.
- Формирование целостной и - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с
подробной картины мира, явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и
упорядоченной во времени и пространстве.
пространстве,
адекватно - Умение устанавливать связь между природным порядком и
возрастным
возможностям укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и
ребёнка.
действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть
- Формирование у ребёнка грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в
умения устанавливать связь жаркий летний день и т.п.).

между ходом собственной
жизни и природным порядком.

- Формирование внимания и
интереса ребёнка к новизне и
изменчивости окружающего, к
их изучению.
- Формирование понимания
значения
собственной
активности во взаимодействии
со средой.
Развитие способности ребёнка
взаимодействовать с другими
людьми,
осмыслять
и
присваивать чужой опыт и
делиться
своим
опытом,
используя
вербальные
и
невербальные
возможности
(игра, рисунок, чтение как
коммуникации и др.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада
собственной жизни, соответствовать этому порядку (например,
посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено
определёнными часами их работы, посещение театра, музея
требует определённого вида одежды и др.)
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в
совместную со взрослыми исследовательскую деятельность.
- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности.
- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий.
- Умение передать свои впечатления, соображения,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
- Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный
опыт других людей.
- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и
планами с другими людьми.

5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и
социальных ролей
Направления специальной
Требования к результатам
(коррекционной) работы
Формирование
знаний
о Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с
правилах поведения в разных людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и
социальных ситуациях и с учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в
людьми разного социального парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.
статуса, со взрослыми разного
возраста и детьми (старшими,
младшими, сверстниками), со
знакомыми и незнакомыми
людьми.
Освоение
необходимых - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка
ребёнку социальных ритуалов. социальные ритуалы.
- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.
Освоение возможностей и - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и
допустимых
границ ограничивать контакт.
социальных
контактов, - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях,
выработки
адекватной быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
дистанции в зависимости от - Умение применять формы выражения своих чувств
ситуации общения.
соответственно ситуации социального контакта.
Расширение и обогащение Расширение круга освоенных социальных контактов.
опыта
социального
взаимодействия ребёнка в
ближнем
и
дальнем
окружении.
Межпредметные связи. Занятия на уроках по предмету «Мир природы и человека»
продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами:
математикой, музыкой, рисованием.

В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую,
ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению,
повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.
Содержание рабочей программы учебного предмета «Мир природы и человека»
в 4 классе
Сезонные изменения в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление
знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе:
замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень,
град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время
года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время
года.
Неживая природа.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для
растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины,
низменности, холмы, горы.
Живая природа.
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3
наиболее распространенных). Уход за цветами всаду. Лекарственные растения: календула,
зверобой. Редкие растения и ихохрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля.
Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека.
Строение полевых растений:корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных
изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие
птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид,
повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ
жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня.
Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и ее
влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана
редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение
по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей.
Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по
телефону экстренных служб.

Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» к концу 4 класса
Предметные результаты:
•
Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
•
Знать названия изучаемых объектов, их частей;
•
Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине,
вкусу, запаху, материалу и др.);
•
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
•
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;
•
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Личностные результаты:
•
Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
•
Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к
своей Родине;
•
Освоить роль ученика;
•
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);
•
Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, медсестра, швея, плотник;
•
Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические
навыки; охранительные режимные моменты.
Минимальный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь
представления о назначении объектов изучения;
 относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда);
 знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к
ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
 знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать
согласие или отказываться);
 владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке,
чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
 ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
 составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
 адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
 знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены
органов чувств;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
 быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач.
 проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

 применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых
и учебно-трудовых задач
 развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам
 отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
 выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с
детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по
соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные
действия;
 быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Учебно – методический комплект
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О., 4 класс, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. в 2 ч. М.: Просвещение, 2019 г. 1 ч - 79 с., 2 ч. – 63 с.
- Матвеева Н. Б., Попова М. А., Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая тетрадь – М.:
Просвещение, 2018 г.- 63 с.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область
«Естествознание».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета
«Мир природы и человека» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, урок длится 40 минут.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» 4 класс
№
Кол-во
В том числе
п/п
Наименование раздела
часов
Теоретические
Практические
занятия
занятия
1
Сезонные изменения в
9
3
6
природе
2
Неживая природа
4
1
3
3
Живая природа
21
6
15
4
- Растения
6
6
5
- Животные
5
5
6
- Человек
6
6
7
- Безопасное поведение
4
4

№
п\п
1

2

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного
предмета «Мир природы и человека» в 4 классе
Календарный график контрольных срезов уровня знаний обучающихся
Дата
Тема
Цель
Форма проведения
Практическая работа по
теме «Сезонные изменения
в природе»
Самостоятельная работа по
теме «Неживая природа»

Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме
Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме

Практическая работа
Самостоятельная
работа

3

4

Практическая работа по
теме «Живая природа.
Человек»
Самостоятельная работа по
теме «Безопасное
поведение»

Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме
Выявить уровень
приобретенных
компетенций по теме

Практическая работа
Самостоятельная
работа

Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательные результаты оцениваются в ходе индивидуального и фронтального опроса,
практических и самостоятельных работ.
Контроль за усвоением знаний осуществляется посредством устного опроса и в виде
проверочных работ (1- 2 раза в триместр).
Итоговый контроль практических умений учащихся осуществляется в виде
контрольной работы (в конце учебного года).
Характеристика цифровой оценки обучающегося
«5»
«4»
«3»
- дает правильный,
- дает ответ, который в
- излагает материал с помощью
логически законченный
основном соответствует
наводящих вопросов учителя;
ответ с опорой на
требованиям,
- частично использует в ответах
непосредственные
установленным для оценки
наблюдения в природе и
наблюдения в природе и
«5», но ученик допускает
окружающем мире;
отдельные неточности в
окружающем мире;
изложении фактического
- ограничивается фрагментарным
- раскрывает возможные
материала;
изложением фактического материала
взаимосвязи, умеет
и не может применять
применять свои знания на - неполно раскрывает
самостоятельно знания на практике.
взаимосвязи или
практике.
испытывает трудности в
применении знаний на
практике.
Форма организации образовательного процесса
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В
процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
1. словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
2. наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
3. практический метод (упражнения, практическая работа);
4. репродуктивный метод (работа по алгоритму);
5. коллективный, индивидуальный;
6. творческий метод;
7. совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на
начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
8. рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции
педагога предметов, картинок и т. п.;
9. соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их
называнием или указанием на них с помощью жеста;
10.
наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами
окружающего мира, живыми объектами;
11.
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для более точного их восприятия.

Перечень учебно-методических средств обучения
Наименование объектов и средств
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т.О., 4 класс, учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. в 2 ч. М.: Просвещение, 2019 г. 1 ч - 79 с., 2 ч. – 63
с.
- Матвеева Н. Б., Попова М. А., Мир природы и человека. 4 класс. Рабочая
тетрадь – М.: Просвещение, 2018 г.- 63 с.
- Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями».- М.: «Гном», 2011
г.
Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.
- Вселенная. Космос. Солнечная система.

%
Оснащен
ности
100

100

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека» 4 класс
№ Дата
п/п

Содержание,
(тема, раздел)

Тип
урока

Кол-во
часов

Коррекционная
направленность

Содержание

Метод.
обеспечение

Инструктаж
по ТБ.
Влияние

1

Солнца на
смену времен

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

1

Сезонные изменения в природе (9 ч)
Коррекция
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме. Чтение
мышления,
текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних
речи на основе месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков
упр-я «Составь осени. Составление рассказа об осенних месяцах.
рассказ»

Сюжетные
картинки,
предметные
картинки,
пр-ия

года.
Признаки
осени
Растения и
животные
осенью

2

3

Признаки
зимы

Комб.
1
тип
развитие речи
на основе упр-я
«Перескажи».

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти и

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин
признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов,
овощей. Составление рассказа об использовании овощей.
Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение

Гербарные
образцы
растений.
Иллюстраци

вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.
Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов

грибов

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

и и муляжи

Картины
природы в
октябре,
сюжетные
картинки.

4

Растения и
животные
зимой

Комб.
тип

1

5

Труд людей
зимой

Комб.
тип

1

6

Растения и
животные
весной

Комб.
тип

1

7

Труд людей
осенью и
весной
рисункам.

Прове
рка и
оценк
а
знани
й

1

ролям».
Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности
на основе упр-я

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.
Сюжетные
Нахождение объектов по
заданию. Прослушивание и чтение картинки с
изображение
текста
м поля в
Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.
разное

«Расшифруй»

Рассматривание объектов
на рисунке. Называние знакомых время года.
объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных
зимой

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная
работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.

Предметные

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за

Индивидуал

Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке.
Составление рассказа о труде людей. Разучивание
стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по
Прослушивание текста, ответы на вопросы.
Словарная работа (многолетние растения, садовые
инструменты). Практическая работа на пришкольном участке
(сгребание листвы). Правила безопасного использования

погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение
по рисунку с доказательством выбора.

карточки

ьные

и сюжетные
картинки

свойств объекта

Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий
весенних цветов. Нахождение в тексте объектов природы.
Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в
тетрадь. Название детенышей животных.
Сюжетные

картинки с
изображением
поля

садового инструмента.
8

Растения и
животные
летом

Комб.
тип

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со
схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в
тексте определений явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых
растений. Определение и
разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка
растений. Работа со стихотворным
Текстом. Называние знакомых насекомых. Нахождение
знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о
животных с опорой на рисунки, по опорному плану.
Составление рассказа о ферме.

9

Труд людей
летом

Комб.
тип

1

10

Инструктаж
по ТБ. Почва
Состав почвы

Комб.
тип

1

11

Обработка

Комб.

1

Коррекция логго мышления
на основе упр-я
«Выбери
картину»

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа о работе людей летом. Чтение
стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте.
Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения
в тетрадь.

Таблицы,
картинки,
открытки.
Гербарные
образцы.

Неживая природа (4 часа)
Коррекция
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение
мышления,
текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с
речи на основе рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
упр-я
Словарная
работа (перегной, плодородный). Чтение текста
«Расскажи»
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке.
Развитие

Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об

Муляжи и

почвы
Правила
обращения с
садовым
инструментом

тип

тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий
садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном
участке (перекапывание почвы). Рассматривание и отбор
садового инструмента (натуральных объектов). Определение,
чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка
правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в
тетрадь. Зарисовка садового инструмента.

натуральные
образцы
плодов,
орехов.

12

Песок и глина Комб.
тип

1

Коррекция
мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста
учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста
учебника. Работа с рисунками (использование песка). Опыт:
свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно
использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с
рисунками (использование глины). Изготовление поделки из
глины.

Сюжетные
картинки,
овощи и
фрукты
(натуральны
е объекты),

13

Рельеф. Горы, Комб.
тип
холмы,

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина).
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор,
холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради
гор и холмов, подпись названий. Словарная работа (равнины,
овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на
рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов
природы (равнина, овраг).

карточки с
названиями
овощей и
фруктов

1

Коррекция
речи,
мышления на

равнины,
овраги

14

Растения.
Огород

Комб.
тип

Растения (6 ч)
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.

Сюжетные
картинки.

основе упр-я
«Объясни»
15

16

17

Лес.
Ориентировка
в
лесу.

Сад. Растения
культурные и
дикорастущие

Лекарственны
е
растения.

Комб.
тип

Комб.
тип

Комб.
тип

1

1

1

Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упр-я
«Расскажи».

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Иллюстраци

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по
ролям»

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на
рисунках, определение их предназначения. Запись названий
садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента.
Составление рассказа о правилах использования садового

Коррекция
мышления,
речи на основе

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте
учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение
названия и информации на аптечной упаковке), способом их

Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись
в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы,
картинки,
Нахождение на рисунке объектов природы,

я,

сюжетные

определение знакомых и
незнакомых объектов,
их
перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку
(деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по
признаку (деревья, кустарники). Упражнения на ориентировку в
пространстве (определение право, лево, сзади, спереди).
Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве
(компас).
Практическое
упражнение
ориентирование по компасу, по природным объектам.

инструмента на основе рисунков и текста. Нахождение
определения дикорастущих и культурных растений, ответов на
вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная
работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание
по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы.

цветоводы).
пр-ия

Пр-ия,
иллюстраци
и,
фотографии.

Красная книга

18

19

20

21

Растения
полей. Поле в
разное время
года

Комб.
тип

Парки

Комб.
тип

Домашние
животные:
лошадь,
корова

Комб.
тип

Свинья, овца Комб.

1

1

1

1

упр-я
«Расскажи»

применения, сроком годности. Чтение рассказа учебника, ответы
на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах
растений и животных, их описание по внешнему виду.
Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия.

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на Индивидуал

Коррекция
памяти,
восприятия на
основе
дид.игры
"Дополни, чего
не хватает"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Коррекция

вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных
Составление рассказа об изготовлении продуктов

ьные

карточки.

объектов.

питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище,
озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле
в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок.
Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха).
Изготовление поделки из соломы.
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея,
сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков,
расположенных вблизи местожительства.

Животные (5 ч)
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке
знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на
вопросы. Составление рассказа об известном животном.
Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы.
Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об
использовании лошади, коровы человеком
Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.

Предметные
и сюжетные
картинки

Правила
ухода
за домашними
животными

тип

22

Птицы
Польза и вред
птиц
Водоплавающ
и
е птицы

Комб.
тип

23

Инструктаж
по ТБ. Дикие
и домашние
птицы

Комб.
тип

мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего животного. Рассматривание
предметов ухода за домашними животными. Запись названий
предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними
животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по
тексту

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе
упражнения
«Ухо-нос»

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по
плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на
рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания.
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц.
Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их
назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по
тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для
птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение
водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет
птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц.
Нахождение сходства и различий. Составление описательного
рассказа.

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых
объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень).
Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру.
Зарисовка контура птицы. Нахождение птиц на рисунках.
Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица,
петух, цыплята). Определение значения курицы для человека.
Экскурсия на птицеферму (по возможности). Сравнение диких и
домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение
текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте

таблицы с
правилами
дорожного
движения.

учебника.
24

25

Насекомые.
Пчела.
Насекомые
вредители

Человек.
Мозг
человека

Комб.
тип

Коб.т
ип

1

1

26

Профилактик
а
травм
головного
мозга

Комб.
тип

1

27

Режим дня.
Часы

Комб.
тип

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Развитие
тактильного
восприятия на

основе игры
«Волшебный
мешочек».
Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста.
Ответы на
вопросы. Отгадывание загадок. Составление
описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий
насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание
изображения

пчелы. Определение

частей

тела пчелы.

Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на
пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о
насекомых вредителях. Рассматривание рисунка. Запись
названий насекомых в тетрадь.
Человек (6 часов)
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Сюжетные
Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга картинки по
теме,
собаки и лягушки по рисункам.

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики
травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по
рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка
иллюстрации правильного поведения.

Плакаты,
правила
сохранения
правильной
осанки

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное
время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на
вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом
занятии вечером. Рассматривание часов. Определение
предназначения часов (будильник, настенные, ручные,

Коллекции
семян,
таблица,
картинки

песочные). Практическая работа по определению времени.
Составление режима дня, запись в тетрадь
Профилактик
а
переутомлени
я

Комб.
тип

29

Загрязнение
воздуха,
воды,
почвы

Комб.
тип

1

30

Заповедники.
Зоопарк (по
выбору)

Комб.
тип

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Правила

Комб.

2

Развитие

28

3132

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
памяти на
основе
упражнения
«Прочитай
наизусть»

Практическое разучивание физкультминутки для профилактики
переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь.

Картины

весенней

природы,

сюжетные
картинки.
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.
Определение действий человека по очистке воздуха.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий человека по очистке воды.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов
на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам.
Определение действий человека по очистке почвы.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника,
ответы на вопросы.

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте.
Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях
людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная
работа (заповедник, лесничество). Экскурсия в зоопарк.
Слушание рассказа учителя о животных зоопарка.
Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.
Безопасное поведение (4 часа)
Определение правильного поведения по иллюстрациям.

Иллюстраци
и, сюжетные
картинки.

Таблицы с

поведения в

тип

мышления на
основе упр-я
«Сравни
описание».

быту, в школе

Составление

рассказа

о

безопасном

поведении.

правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание
помощи. Правила поведения при беседе
Ответы на вопросы.

гербарные

растений,

м хвойных

Выбор изображение
телефонов экстренной

по телефону. Игра «Телефонный звонок».

Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок
«Как правильно вести себя на уроке».
33

ПДД. Дорога.
Пешеходный
переход

Комб.
тип

1

Коррекция
логического
мышления
через
отгадывание
загадок.

34

Транспорт.
Мы–
пассажиры

Комб.
тип

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути,
тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил
поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения
на дороге. Рассматривание иллюстраций. Чтение правил
перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение
предложения в
тексте по заданию учителя. Экскурсия
«Пешеходный переход». Практическая отработка навыков
перехода дороги по пешеходному переходу, светофору.
Разучивание стихотворения.
Прослушивание текста.
Работа с
опорными
словами
(пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро,
водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях.
Чтение правил поведения в общественном транспорте.
Практическая отработка правил поведения в транспорте и
общественных местах (экскурсия).

образцы.

Плакаты,
памятки.

Таблицы,
картинки,
открытки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».