Рисование 4 кл

Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область
«Искусство». Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Нормативными и правовыми основаниями разработки программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе
достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся
в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на
территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Уроки изобразительного искусства, при правильной их постановке, оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы
обучающихся, способствуют формированию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями,
воспитанию у него положительных навыков и привычек.
В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное накопление и
совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность,
зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки

развития наглядного мышления. Проводимые на уроках изобразительной деятельности
многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы
рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной
координации.
Основная цель учебного предмета - развитие личности обучающихся средствами
искусства; получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и
опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Формировать практические умения в разных видах художественно-изобразительной
деятельности.
Формировать умение работать коллективно, выполнять определённый этап работы в цепи
заданий для получения результата общей деятельности.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, формированию у школьников
приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.
Способствовать развитию эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира.
Воспитательные:
Воспитывать положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию,
доброжелательности и т.д.)
Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью
Воспитывать умение работать в заданной последовательности в соответствии с правилами
и самостоятельно.
Содержание рабочей программы учебного предмета
«Изобразительное искусство» 4 класс
Обучение композиционной деятельности.
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины
удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание
одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование
макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения
домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на
изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьихножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками,
похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа);
"Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".

Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы,
уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать
умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к
деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения,
"графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека),
формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком
кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление
узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и
стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам
каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и
больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов),
с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев
дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой,
несложной по сюжету дерево на ветру); передавать глубину пространства, используя загораживание
одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» к концу 4 класса
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):





























Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе
с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений
в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов
и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
 использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
 применение разнообразных способов лепки;
 рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
 различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе,
человеку, семье и обществу;
 различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное
искусство», относятся:
 положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
 приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей
передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,
эмоций;
 умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
 представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
 стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
 умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;
 проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
 стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
 стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению
общекультурного опыта;
 стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.


Учебно – методический комплект

- Рау М.Ю., Зыкова М.А., Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2019, 96 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область
«Искусство».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета
«Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, урок длится 40
минут.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 4 класс
№
Кол-во
В том числе
п/п
Наименование раздела
часов
Теоретические
Практические
занятия
занятия
1
Обучение
11
8
3
композиционной
деятельности
2
Развитие способности
17
12
5
воспринимать и изображать
форму предметов, соблюдая
пропорции, и её
конструкцию
3
Развитие способности
4
3
1
восприятия цвета
предметов и
формирование умений
передавать его
в
живописи
4
Обучению восприятию
2
1
1
произведений искусства
Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» в 4 классе
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения;
самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность
выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных
причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.
По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и
неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи
и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты освоения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником,
соотносятся с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Словесная оценка - позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной
деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки
являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!)
успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться
личностных характеристик обучающегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное
суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы,
раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения
недочетов и ошибок. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся
продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых
является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством
и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем
и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и
дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Уровень освоения программного материала по предметам определяется по следующей шкале:
при выполнении работы менее 35% - низкий уровень освоения программы;
при выполнении работы от 35% до 65% - средний уровень освоения программы;
свыше 65% - высокий уровень освоения программы.
Критерии оценивания базовых учебных действий
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности
проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно
использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие
только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко
допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые
достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую
картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить
корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Оценка сформированности базовых учебных действий происходит на основе наблюдения за
обучающимися в ходе учебной и внеурочной деятельности.

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 4 класс
№
п/п

Содержание, (тема,
раздел)

Тип
урока

Кол-во
часов

Коррекционная
направленность

Содержание

1.

Инструктаж по ТБ.
Аппликация из
обрывков цветной
бумаги «Дети
собирают грибы в
лесу»

Комб.
тип

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я «Составь
рассказ»

2.

Что и как изображают
художники? Беседа о
художниках и их
картинах.

Комб.
тип

1

Корригировать
устную речь,
через систему
вопросов.

3.

Нарисуй предмет
походе как его видишь
(с натуры). Рисование
с натуры, по памяти.
Неваляшка.

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти
на
основе упр-я
«Перескажи».

Выполнение
аппликации
способом
обрывания.
Различение грибов по цвету и форме. Формировать
умение правильно держать карандаш и закручивать
круги, пользоваться ими. Закреплять навыки аккуратного
наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей.
Воспитывать потребность быть аккуратными, сохраняя
свое рабочее место в порядке. Продолжать воспитывать
любовь к природе и бережное отношение к ней,
пополнять и активизировать словарь
детей по лексическим темам: лес, грибы.
Познакомить с картиной и художником. Понимать
художественный образ, который хотел создать автор.
Воспринимать, чувствовать настроение картины и
передавать его в высказываниях. Составлять сюжетный
рассказ по картине, используя описание внешнего вида
героев и пейзажа. Понимать смысл образных
выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным
словам.
Рисовать с натуры шаровидной формы, выполнение
рисунка в определенной последовательности от общего к
частному, формирование эстетического восприятия.
Познакомить
детей с историей происхождения
неваляшки; закреплять знания о геометрических формах
(круг); рисовать окружности разной величины с натуры
(с помощью шаблонов); закрашивать окружности
кистью красками; прорисовывать лицо (глаза, брови,
нос, рот, волосы).

Дата

Методическое
обеспечение

Коллекция
изделий
декоративноприкладного
искусства и
народных
промыслов
Репродукции
картин разных
художников.
Муляжи для
рисования

Листья осенью.
Рисование.

Комб.
тип

1

5.

Веточка с листьями,
освещенная солнцем.
Рисование.

Комб.
тип

1

6.

Веточка с листьями в
тени. Рисование.

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти на
основе упр-я
«Назови словопредмет»

Листья березы на
солнышке и в тени.
Аппликация с
дорисовыванием.

Комб.
тип

1

Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности на
основе упр-я
«Расшифруй»

Рассматривание
картин художников.

Комб.
тип

1

Коррекция
речи,
мышления на

4.

7.

8.

22.09

13\10

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я «Читай
по ролям».
Коррекция
мышления на
основе упр-я
«Выбери
картину»

Выполнять изображения с натуры, продолжить
формирование графических умений и навыков работы с
карандашом и акварелью.
Передавать примерные пропорции изображаемого и
относительную величину его частей, закреплять умение
правильно располагать изображение на листе бумаги.
Коррегирование перцептивных действий, то есть умения
обследовать предметы по форме, величине, цвету.
Передавать примерные пропорции изображаемого и
относительную величину его частей. Правильно
располагать
изображение
на
листе
бумаги.
Анализировать образец. Корректирование перцептивных
действий, то есть умения обследовать и соотносить
предметы по форме, размеру, цвету. Развивать у
учащихся творческое воображение. Самостоятельно
оценивать результат своих действий, контролировать
самого себя, находить и исправлять собственные
ошибки.
Познакомить детей с историей возникновения
аппликации, видами аппликации, с новым приёмом
работы с бумагой «обрыванием». Развивать и
корригировать познавательные процессы учащихся
(внимание, восприятие, воображение, мышление, память); логическое мышление и способность действовать
согласно алгоритму; творческие способности,
эстетический вкус; мелкую моторику и тактильное
восприятие;
Внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее
содержании. Развивать связную речь, умение видеть и

основе упр-я
«Объясни»

9

Инструктаж по ТБ.
Нарисуй деревья,
которые расположены
от тебя близко,
подальше и совсем
далеко. Рисование.

10

Нарисуй домики,
которые расположены
от тебя так же: близко,
подальше, далеко.
Рисование.

11

12

13

Комб.
тип

1

1
Комб.
тип

понимать выразительные средства, которые использовал
художник. Воспитывать бережное отношение к природе,
интерес к живописи. Вызвать эмоциональный отклик на
настроение пейзажных картин.
Коррекция
Познакомить учащихся с поэтапным ведением работы.
мышления,
Обучить основному правилу – идти от общего к
речи, внимании частному. Способствовать выполнению рисунка в живой
на основе упр-я
и выразительной технике.
«Читай по
ролям»
Развитие
мышления,
памяти, речи
через упр-е
«Ответь на
вопрос».
Развитие
памяти,
внимания в
процессе игры
«Кто быстрее».

Выполнение городского или сельского пейзажа, передача
характерных черт. Изучение основ рисования пейзажа.
Формирование основных понятий о пейзаже. Воспитание
любви к родине, дому.

Нарисуй картинупейзаж. Дома и
деревья в пейзаже
расположены близко,
далеко. Дом стоит
перед елью и
загораживает ее.
Нарисуй то, что стоит
на столе (по выбору).
Нарисуй похоже. Это
натюрморт.

Комб.
тип

1

Определять средства выразительности для передачи
настроения и чувств в искусстве. Особенности
построения композиции пейзажа. Познакомить с жанром
изобразительного искусства – пейзажем.

Комб.
тип

1

Развитие
мелкой
моторики
кисти и
пальцев рук

Выполнять
изображение
с
натуры,
различать
изображение
красок.
Развивать
зрительные
представления и впечатления от натуры, чувство
пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

Беседа о творчестве
художников. Портрет
человека.

Комб.
тип

1

Формирование
обобщенных
представлений
о свойствах

Познакомить учащихся с жанром портрета, его
особенностями. Дать понятие портрета. Познакомить с
историей русского портретного жанра.

Серии
фотографий и
иллюстраций
природы
Фотографии и
иллюстрации
животных.
Тела
геометрические
Предметы для
натурной
постановки.
Таблицы
последовательног
о рисования по
темам
и классам

14

15

Изображать человека, Комб.
чтобы получилось
тип
похоже. Рассмотри
натуру, рассмотри
картинки.
Портрет моей подруги. Комб.
Лепка и рисование.
тип

1

1

16

Нарисуй свой
автопортрет.

Комб.
тип

1

17

Инструктаж по ТБ.
Создание открытки.
Раскрась картинку,
напиши поздравление.

Комб.
тип

1

18

Беседа. Художники о
тех, кто защищает
Родину.

Комб.
тип

1

19

Нарисуй шлем, щит,
копье или самого
богатыря. Рисование.

Комб.
тип

1

предметов
Развитие
пространственн
ых
представлений
и ориентации
Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по
ролям»
Развитие
мелкой
моторики
кисти и
пальцев рук
Коррекция
мыслительной
деятельности,
на основе
дид.игры
"Найди и
выбери"
Коррекция
восприятия на
основе
дид.игры
"Дополни, чего
не хватает"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я

Выполнять наброски карандашом или красками;
познакомятся с художественными приемами передачи
состояния покоя и динамики.
Рисовать портрет, стараясь передать особенности
внешнего вида, характер и настроение конкретного
человека. Развивать интерес к поиску изобразительновыразительных средств. Продолжать знакомство с
видами и жанрами изобразительного искусства.
Закрепить знания детей о жанре портрета. Рисовать
автопортрет,
передавать
в
рисунке
особенности своего лица. Правильно располагать части
лица. Использовать при рисовании различные способы
закрашивания.
Создание условий для расширения представления
учащихся об открытке как о предмете искусства.
Познакомить с разнообразием художественных решений
открытки; закрепить навыки работы в технике ниткопись.

Показать известные и малоизвестные картины
художников о войне и через них раскрыть величие
подвига русского народа в Великой Отечественной
войне; воспитывать чувство патриотизма и гордости за
Родину.
создать условия для реализации творческого замысла в
создании художественного образа; содействовать
воспитанию патриотических чувств и нравственных

Дымковские
игрушки
Гжель
Слайды картин В.
Васнецова
Слайды картин
отечественных
художников

«Расскажи»

20

21

22

Доброе, злое в сказках. Комб.
Покажи это в
тип
рисунках.

Школьные
соревнования в беге.
Лепка, рисунок.

1

Комб.
тип

1

Беседа о художниках и Комб.
их картинах.
тип
Художники, которые
рисуют море.

1

Развитие
мелкой
моторики
кисти и
пальцев рук

качеств личности; привитию любви и уважения к
Родине, к искусству через знакомство с героями земли
Русской. Представления о героическом прошлом
русского народа Древней Руси, великих русских
богатырях – защитниках земли русской, об особенностях
воинских доспехов, выражающих характер человека
через украшения; способствовать формированию умения
анализировать и понимать произведения художников,
музыку; создать условия для создания доброго образа
воина – богатыря.

Закрепить знания о том, что в мире есть добро и зло, что
добрые дела совершать приятно, добрых людей все
любят, им помогают. Продолжать формировать у детей
эмоциональное отношение к поступкам литературных
героев, умение адекватно оценивать поступок. Развивать
фразовую речь. Упражнять в подборе слов со сходным
значением (добро – добрый, добросердечный…).
Формирование Составлять сюжетную композицию из вылепленных
обобщенных
фигур. Лепить из пластилина фигуру человека в
представлений движении. Способ лепки цилиндра (валика) надрезанного
о свойствах
с двух концов. Передавать в лепке не сложные движения
предметов
(сгибание рук и наклон туловища, перемещение ног).
Сглаживать поверхность формы. Соотносить части тела
человека по величине и
пропорциям.
Развитие
Познакомить с творчеством художника-мариниста Ивана
пространственн Константиновича Айвазовского; с разными видами
ых
пейзажа; познакомить с нетрадиционным способом
представлений
рисования – на мятой бумаге. Восприятие и
и ориентации
понимание произведений искусства, учить отражать
свои впечатления на плоскости листа - живописно.

23

Нарисуй море.
Рисование.

Комб.
тип

1

Развитие
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

24

Беседа. Художники и
скульпторы.

Комб.
тип

1

Развитие
мелкой
моторики
кисти и
пальцев рук

25

Животные жарких
стран. Жираф. Слепи,
нарисуй.

Комб.
тип

1

26

Звери в зоопарке.
Бегемот. Рисование.

Комб.
тип

1

Расширять знания учащихся о пейзаже, как
самостоятельном жанре в искусстве; расширять палитру
эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к
цвету и настроению картины.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования – кляксография с элементами аппликации и
монотипия. Развивать у детей творческую активность и
самостоятельность. Представления детей о море и его
обитателях. Развивать познавательный интерес к
природе, воображение, цветовое восприятие, чувство
композиции, творчество, коммуникативные способности.

Познакомить
учащихся
с
выразительными
возможностями объёмного изображения, видами
скульптурных
изображений,
связью
объёма
с
окружающим
пространством
и
освещением,
художественными материалами, применяемыми в
скульптуре, и их свойствами. Создавать объёмные
изображения животных, используя пластилин.
Способствоват Делать набросок карандашом, соблюдать пропорции в
ь коррекции
рисунке. Особенности внешнего вида жирафа,
мышления
особенности его приспособления к окружающей среде.
через упр-е
Рисовать жирафа в определенной последовательности,
«Пословицы».
передавая характерные особенности его внешнего вида.
Рисовать контур животного простым карандашом без
нажима. Приемы рисования красками.
Коррекция
Первоначальные представления детей о возможностях
мышления,
изображения
животных.
Изображать
животных,
речи, внимании учитывая форму и размеры их частей тела. Дать понятие
на основе упр-я

«Читай по
ролям».

27

Инструктаж по ТБ.
Насекомые. Стрекоза.
Лепка.

Комб.
тип

1

28

Насекомые. Стрекоза.
Рисование.

Комб.
тип

1

29

Беседа. Народное
искусство. Гжель.

Комб.
тип

1

30

Украшать
изображение
росписью. Роспись

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упр-я
«Перескажи».

о зоопарке, разъяснить, для чего они нужны. Обобщить
знания детей о различных животных, их отличительных
особенностях.

Познакомить детей с особенностями внешнего вида и
образом жизни стрекозы. Закрепить знания детей о
строении насекомого: 6 лапок, пара усиков, тело состоит
из трех частей – голова, грудь, брюшко. Понимать
образные выражения и
сравнения. Пополнять
лексический словарь: прожорливый, гигантский,
хищник. Лепить стрекозу из пластилина, дополняя
деталями из природного материала.
Формирование Изображения симметричных форм: насекомых с
обобщенных
использованием
осевой
линии.
Познакомить
представлений обучающихся с понятием «линия симметрии».
о свойствах
Совершенствование умения анализировать объекты
предметов
(цвет, форма, изображения (определять форму, цвет), установление
последовательности выполнения рисунка, передача в
величина)
рисунке формы, строения, пропорции и цвета; умения
последовательно проводить работу над рисунком,
изображать характерные очертания симметричных
предметов насекомых с использованием осевой линии.
Коррекция
Ознакомление учащихся с гжельской керамикой,
вербальной
разнообразием её форм, особенностью росписи.
памяти на
Воспитание любви и уважения к истории и культуре
основе упр-я
России. Развитие творческой активности учащихся,
«Назови словонавыков работы кистевой росписи. Выполнение росписи
предмет»
бумажных моделей посуды в технике гжельского мазка.
Коррекция
Расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.
мышления,
Рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской
речи, внимании керамики, передавая характерные элементы росписи,

вазы, чашки, блюда.

31

Беседа. Улицы города. Комб.
Люди на улице города.
тип

1

32

Рисунок по описанию.
Улица города.

Комб.
тип

1

33

Беседа. Цвета, краски
лета. Цветы лета.

Комб.
тип

1

на основе упр-я цвета, от бледно – голубого до тёмно – синего. Красиво
«Читай по
располагать узор на форме. Рисовать концом кисти
ролям».
цветок трилистника, ветки, травка, завитки. Закрашивать
округлые формы сначала по краю, потом в середине
слева на право, сверху вниз слитными линиями.
Разводить краску, пользуясь палитрой.
Коррекция
Пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на
памяти,
которой они живут, к своему дому. Формирование
внимания через патриотических чувств; расширять представление о
разгадывание родном городе, в котором живут дети, воспитывать
кроссворда.
чувство ответственности за свой город, закреплять
домашний адрес; расширять знания о том, в честь кого
названа та улица, на которой они живут;
совершенствование речи как беседы общения; помощь
детям в построении высказывания; умении вести диалог
с воспитателями и сверстниками.
Развитие
Способствовать развитию у детей чувства композиции
пространственн при создании несложного городского пейзажа.
ых
Способствовать закреплению представлений детей об
представлений
архитектуре, профессии архитектора. Упражнять в
и ориентации
создании несложной композиции на тему современной
городской улицы, гармонично располагая рисунок на
плоскости листа. Устанавливать зависимость между
внешним видом и назначением сооружения, находить
отличительные признаки разных зданий: этажность,
цвет, материал, форма. Продумывать замысел рисунка
до начала до исполнения. Упражнять в получении
интенсивного, яркого цвета при закрашивании мелких
деталей и светлого тона при закрашивании домов, неба.
Коррекция
Радостное настроение, восторг и удивление от
мышления
разнообразия красок, цветов лета. Формировать умение

через
отгадывание
загадок

34

Нарисуй венок из
цветов и колосьев.

Комб.
тип

1

Коррекция
форм устной
речи на основе
чтения по
ролям.

чувствовать характер цветов и создавать свой образ
лета. Совершенствовать композиционные навыки:
умение создавать композицию на определенную тему
(пейзаж), выделять главное, устанавливать связи,
располагать изображение на листе бумаги


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».