Ручной труд 4 кл

Пояснительная записка
Учебный предмет «Ручной труд» входит в образовательную область «Технология».
Предмет «Ручной труд» как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее
значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Нормативными и правовыми основаниями разработки программы по учебному
предмету «Ручной труд» являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка»
(с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения
общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в
том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях,
расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Трудовое обучение в 4 классе является завершающей стадией начальной подготовки
обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и переходным
этапом к профессиональному труду.
В 4 классе подытоживаются, обобщаются и добавляются новые технические сведения
и углубляются знания о видах и свойствах материалов, о действиях, производимых с помощью
различных инструментов. Продолжается и расширяется применение на практике знаний,
приобретенных обучающимися на уроках математики, чтения, рисования. Обучающиеся

получают первоначальные сведения и представления, которые затем послужат основой и для
работы на уроках профессионально-трудового обучения.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной
ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда
предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К
общим вопросам таких занятий относятся:
- значение производства товаров для жизни людей;
- сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
- демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
- соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного
овладения профессией;
- знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в
ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда
используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют
макетами и рисунками.
Основная цель учебного предмета - развитие и воспитание положительных качеств
личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и получение
элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Образовательные:
1.
Обучение доступным приемам труда;
2.
Формирование организационных умений в труде.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развитие трудовых качеств;
2.
Коррекция умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия
работы);
3.
Развитие умения планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);
4.
Контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов,
оценивать качество готовых изделий).
Воспитательные:
1.
Воспитание положительного отношения к труду;
2.
Воспитание уважения к людям труда;
3.
Выработка организационных умений и привычек, необходимых для
продуктивной и безопасной трудовой деятельности.
Коррекционные методы и принципы обучения:
Методы:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Принципы:

1. Принцип развивающего обучения.
2. Принцип воспитывающего обучения.
3. Принцип систематичности и системности в обучении.
4. Принцип научности в обучении.
5. Принцип доступности.
6. Принцип наглядности обучения.
7. Принцип активности и сознательности.
8. Принцип прочности усвоения знаний
9. Принцип индивидуализации обучения.
10. Принцип дифференцированного подхода в обучении.

Содержание рабочей программы учебного предмета «Ручной труд» 4 класс
Работа с бумагой и картоном. Содержание программного материала по этому виду
труда позволяет закреплять знания школьников об уже известных им сортах бумаги (бумага
для печати, письма, рисования, гигиеническая) и знакомить с новыми (наждачная бумага),
расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой
(аппликация, объемное конструирование) и технологических операциях (разметка заготовки,
выделение детали из заготовки, формообразование и сборка изделия, отделка деталей
изделия)
Работа с текстильными материалами. Содержание пополняется новыми техникотехнологическими сведениями о ткачестве, скручивании ткани, отделки изделий. Шитье,
вышивании. Школьники обучаются доступным швейным работам (соединение деталей
изделия строчкой косого стежка и петлеобразного стежка), разным видам ремонта одежды
(пришивание пуговиц, изготовление и пришивание вешалки и др.).у них формируется
представление об отделке изделий аппликацией из пуговиц. В то же время продолжается
работа по закреплению уже приобретенных ранее детьми навыков (намотка ниток на картон,
выкраивание деталей изделия по лекалу, вдевание нитки в иголку, завязывание узла на конце
нитки, соединение деталей строчкой прямого стежка и т.д.).расширяется представление о
функциональном назначении изделий, сделанных из текстильных материалов и
изготовленных на уроках ручного труда. Проводятся экскурсии в школьную швейную
мастерскую, где школьники знакомятся с условиями работы в швейной мастерской.
Сообщаются сведения о профессии швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования,
портного по ремонту одежды, утюжильщика. Обращается особое внимание на качество
выполняемых приемов обработки текстильных материалов (ниток, ткани, тесьмы, пуговиц).
Развивается аккуратность при выполнении изделий. Вырабатывается точность, ритмичность
и плавность движений.
Работа с древесиной. Содержание нового вида работ направлено на ознакомление с
назначением и применением древесины. Элементарные теоретические сведения позволят
детям усвоить понятие «дерево» и «древесина». Выполняя задания, школьники знакомятся с
простейшими способами обработки древесины (зачистка, шлифовка) ручными
инструментами и приспособлениями (напильник, наждачная бумага).
Работа с проволокой. Содержание этого вида работ состоит в ознакомлении с
назначением и применением проволоки. Элементарные теоретические сведения позволят
сформировать у детей представления о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее
свойствах (сгибается, ломается, отрезается кусачками; толстая и тонкая, мягкая и жесткая) и
приемах работы с ней (сгибание волной, в кольцо, в спираль, намотка на карандаш, сгибание
под прямым углом плоскогубцами).
Работа с металлом. Особенностями этого вида труда является то, что металл –
малознакомый предмет, при изучении данного вида работы ученики должны получить
элементарные сведения технологического характера (применение, виды металла, свойства,
цвет, применяемые инструменты и т.д., обучиться технологии ручной обработки тонкого
листового металла (сгибать, сминать, сживать и т.д.).особое внимание уделяется
совершенствованию организационных умений (подготовка рабочего места и др.),
общетрудовых умений (анализ объекта, планирование, текущий и заключительный контроль)
и двигательных навыков. Продолжается работа по развитию физической силы рук,
укреплению мышечной системы верхних конечностей, совершенствование умения
регулировать мышечное усилие и координировать работу рук. Отвечать самостоятельно на
вопросы, а ответы должны быть логичными, связными и развернутыми.

Работа с тканью. Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о
получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в
ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ
демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения.
Устройство и правила безопасной работы с ножницами.
Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету
«Ручной труд» к концу 4 класса
Предметные результаты
Минимальный уровень
Правила организации рабочего места.
Виды трудовых работ.
Названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления
поделок; правила их хранения, санитарно-гигиенические требования. Названия и назначение
инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения деталей из заготовки,
приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда.
Уметь:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления
на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте.
Анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности
соединения.
Составлять стандартный план работы по пунктам.
Владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочными
материалами.
Работать с доступными материалами (глиной и пластилином. Природными
материалами, бумагой и картоном, с нитками и тканью, с проволокой и с металлом, с
древесиной, с металлоконструктором).
Выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
Правила рациональной организации труда, включающий в себя упорядоченность
действий и самодисциплину.
Об исторической, культурной и эстетической ценности вещей.
Виды художественных ремесел.
Уметь:
Находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника,
рабочих тетрадях.
Руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими
инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требования при выполнении
трудовых работ.
На основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по
физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Отбирать в зависимости от свойства материала и поставленных целей оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать материалы.

Работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие
технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия.
Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, похоже,
не похоже на образец, аккуратно); устанавливать причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатами.
Выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков
ручного труда.
Личностные результаты:
Положительное отношение и интерес к труду.
Понимание значения и ценности труда.
Отношение к труду, как к первой жизненной необходимости.
Понимание красоты в труде, окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции "красиво" или «некрасиво».
Осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к
самооценке.
Умение выражать свое отношение к результатам своей и чужой творческой
деятельности «нравится» или «не нравится».
Привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических
видов деятельности.
Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам творческой предметно-практической деятельности.
Одной из наиболее важных технологий, применяемых в своей работе, являются
элементы технологии коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на
разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
здоровьесберегающих образовательных технологий, игровых технологий.

Учебно - методический комплект
- Кузнецова Л.А., Симукова Я.С., «Технология. Ручной труд», 4 класс, учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы; – Москва: Просвещение, 9-е издание, 2019, 143 с.
- Кузнецова Л.А., «Технология. Ручной труд», 4 класс, рабочая тетрадь; – Москва:
Просвещение, 2-е издание, 2018, 64 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Ручной труд» - образовательная область «Технология».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение
предмета «Ручной труд» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, урок длится 40 минут.
Учебно – тематический план программы по учебному предмету
«Ручной труд» 4 класс
Наименование
Краткое содержание раздела
раздела

Работа с
бумагой
Работа с
тканью

Работа с
бумагой и
картоном

Работа с
тканью
Работа с
металлом

Что ты знаешь о бумаге?
Складывание из треугольников. Геометрическая фигурараскладка.
Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра
«Геометрический конструктор».
Что ты знаешь о ткани?
Бумажная схема полотняного переплетения нитей.
Технологические операции при работе с нитками и тканью.
Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани
Разметка округлых деталей по шаблонам.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок»
Вычерчивание окружности с помощью циркуля.
Экономное использование бумаги при вычерчивании
нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов
«Попугай».
Развёртка изделия. Изготовление «Конверта для писем» с
клеевым соединением деталей.
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям
Конверт без клеевого соединения деталей
Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям
Конверт с замком без клеевого соединения деталей
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для
книг из зигзагообразных полос.
Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка
для книг со «свободным плетением».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка
«Салфетка – прихватка»
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка.
«Рукавица - прихватка»
Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.
Изделие «Дерево»

Колво
часов
1 ч.

1 ч.

7 ч.

2 ч.

2 ч.

Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги.
Изделие «Паук»
Работа с
Деление круга на равные части способом складывания.
бумагой и
«Геометрическая фигура – раскладка».
картоном
Деление круга на равные части способом складывания.
«Складные часы».
Деление круга на равные части с помощью угольника и
линейки. Объемное елочное украшение.
Деление круга на равные части с помощью угольника и
линейки. Ёлочная игрушка «Солнышко».
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение
деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрешка»
Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной
пополам. «Птица»
Складывание из бумаги.
Складывание из бумаги.
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель
«Планер»
Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель
«Самолет»
Работа с
Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток»
нитками
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Ежики»
Работа с
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц.
проволокой
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки зверей.
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки человечков.
Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага,
нитки).
Работа с
Изготовление открытой коробочки способом сгибания
бумагой и
бумаги.
картоном
Изготовление крышки для коробочки способом сгибания
бумаги.
Работа с
Что ты знаешь о древесине?
древесиной
Обработка древесины ручными инструментами.
Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из
карандашной стружки «Цветок»
Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое
соединение деталей из древесины.
Ремонт одежды Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговиц с ушком.
Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами.
Аппликация с использованием пуговиц
Изготовление и пришивание вешалки.
Зашивание простого разрыва ткани.
КартонажноПереплет. Записная книжка-раскладушка с переплетной
переплетные
крышкой.
работы
Ручные
Ручные швейные работы.
швейные
работы

8 ч.

2 ч.
3 ч.

1 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.
1 ч.

Способы и формы оценки образовательных результатов освоения учебного
предмета «Ручной труд» в 4 классе
При оценке знаний и умений по трудовому обучению учитывается правильность приемов
работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование,
практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организация рабочего места).
 Самостоятельная ориентировка в задании.
 Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий.
 Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
 Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы.
 Самостоятельное выполнение изделия, текущий контроль выполнения изделия.
 Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и
несложных изделий.
 Анализ своего изделия и изделия товарища.
 Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ,
правильное расположение деталей, соблюдение пропорций.
 Употребление в речи технических терминов.
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда;
- знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе
с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного
труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения деталей;
- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
- составление стандартного плана работы по пунктам;
- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
-выполнение несложного ремонта одежды)
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий
и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; - знание видов
художественных ремесел;
- нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых
работ;

- осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и
конструктивным свойствам;
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над
изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших
технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия;
- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - установление
причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков
трудового обучения.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа: если обучающиеся верно выполняют
• от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
• от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
• свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать
такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы
работы с различными материалами. Уметь с помощью учителя составлять план работы над
изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно. Давать
словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в
отдельных случаях — самостоятельно. Отвечать простыми предложениями, употребляя в речи
слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека» 4 класс
№ Дата
п/п

Содержание,
(тема, раздел)

Тип
урока

Кол-во
часов

Коррекционная
направленность

Содержание

Метод.
обеспечение

Инструктаж
по ТБ.
Влияние

1

Солнца на
смену времен

Изуче
ние
новог
о
матер
иала

1

Сезонные изменения в природе (9 ч)
Коррекция
Рассматривание рисунка. Составление рассказа по схеме. Чтение
мышления,
текста учебника. Нахождение в тексте и название осенних
речи на основе месяцев, признаков осени. Определение по рисункам признаков
упр-я «Составь осени. Составление рассказа об осенних месяцах.
рассказ»

Сюжетные
картинки,
предметные
картинки,
пр-ия

года.
Признаки
осени
Растения и
животные
осенью

2

3

Признаки
зимы

Комб.
1
тип
развитие речи
на основе упр-я
«Перескажи».

Комб.
тип

1

Коррекция
памяти и

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по

Сравнение рисунков, нахождение различий. Объяснение причин
признаков осени. Нахождение и название знакомых цветов,
овощей. Составление рассказа об использовании овощей.
Чтение текста. Нахождение объектов на рисунке. Чтение

Гербарные
образцы
растений.
Иллюстраци

вопросов, построение ответов. Разгадывание загадок.
Нахождение и показ на рисунке знакомых объектов

грибов

Рассматривание рисунка. Определение признаков зимы.
Объяснение схем. Чтение текста, ответы на вопросы.
Составление рассказа о зимних месяцах с опорой на рисунки.

и и муляжи

Картины
природы в
октябре,
сюжетные
картинки.

4

Растения и
животные
зимой

Комб.
тип

1

5

Труд людей
зимой

Комб.
тип

1

6

Растения и
животные
весной

Комб.
тип

1

7

Труд людей
осенью и
весной
рисункам.

Прове
рка и
оценк
а
знани
й

1

ролям».
Коррекция
аналитикосинтетической
деятельности
на основе упр-я

Сравнение рисунков. Составление описательного рассказа.
Сюжетные
Нахождение объектов по
заданию. Прослушивание и чтение картинки с
изображение
текста
м поля в
Нахождение ответа на вопросы в тексте учебника.
разное

«Расшифруй»

Рассматривание объектов
на рисунке. Называние знакомых время года.
объектов. Составление рассказа о жизни растений и животных
зимой

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Ответы на вопросы по рисункам. Чтение текста. Словарная
работа (ветеринар). Составление рассказа по рисункам.

Предметные

Определение признаков весны по рисункам. Наблюдение за

Индивидуал

Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Рассматривание рисунков. Определение объектов на рисунке.
Составление рассказа о труде людей. Разучивание
стихотворения. Составление рассказа о весне, осени по
Прослушивание текста, ответы на вопросы.
Словарная работа (многолетние растения, садовые
инструменты). Практическая работа на пришкольном участке
(сгребание листвы). Правила безопасного использования

погодой. Работа по схемам. Чтение рассказа. Определение
по рисунку с доказательством выбора.

карточки

ьные

и сюжетные
картинки

свойств объекта

Отгадывание загадок. Сравнение рисунков. Отработка названий
весенних цветов. Нахождение в тексте объектов природы.
Составление рассказа по рисункам. Зарисовка муравейника в
тетрадь. Название детенышей животных.
Сюжетные

картинки с
изображением
поля

садового инструмента.
8

Растения и
животные
летом

Комб.
тип

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Нахождение признаков объекта по рисункам. Работа со
схемами. Чтение рассказа, ответы на вопросы. Нахождение в
тексте определений явлений природы. Определение весенних
месяцев по рисункам, знакомых
растений. Определение и
разучивание названий растений
сада и огорода. Зарисовка
растений. Работа со стихотворным
Текстом. Называние знакомых насекомых. Нахождение
знакомых насекомых на рисунках. Составление рассказа о
животных с опорой на рисунки, по опорному плану.
Составление рассказа о ферме.

9

Труд людей
летом

Комб.
тип

1

10

Инструктаж
по ТБ. Почва
Состав почвы

Комб.
тип

1

11

Обработка

Комб.

1

Коррекция логго мышления
на основе упр-я
«Выбери
картину»

Нахождение объекта на рисунке (газонокосилка, коса,
сенокосилка). Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту.
Составление рассказа о работе людей летом. Чтение
стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте.
Составление рассказа о правилах купания. Запись предложения
в тетрадь.

Таблицы,
картинки,
открытки.
Гербарные
образцы.

Неживая природа (4 часа)
Коррекция
Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке. Чтение
мышления,
текста учебника, ответы на вопросы по тексту. Работа с
речи на основе рисунками (нахождение и показ объектов, сравнение объектов).
упр-я
Словарная
работа (перегной, плодородный). Чтение текста
«Расскажи»
учебника, нахождение ответов в тексте. Нахождение объекта на
рисунке.
Развитие

Чтение текста учебника. Составление рассказа по рисункам об

Муляжи и

почвы
Правила
обращения с
садовым
инструментом

тип

тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

обработке земли в огороде, поле. Запись в тетрадь названий
садовых инструментов. Практическая работа на пришкольном
участке (перекапывание почвы). Рассматривание и отбор
садового инструмента (натуральных объектов). Определение,
чем могут быть опасны садовые инструменты. Формулировка
правил обращения с садовым инструментом. Запись правил в
тетрадь. Зарисовка садового инструмента.

натуральные
образцы
плодов,
орехов.

12

Песок и глина Комб.
тип

1

Коррекция
мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч). Чтение текста
учебника. Составление рассказа о песке с использованием текста
учебника. Работа с рисунками (использование песка). Опыт:
свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно
использовать для лепки). Чтение текста учебника. Составление
рассказа о глине с использованием текста учебника. Работа с
рисунками (использование глины). Изготовление поделки из
глины.

Сюжетные
картинки,
овощи и
фрукты
(натуральны
е объекты),

13

Рельеф. Горы, Комб.
тип
холмы,

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы, вершина).
Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Сравнение гор,
холмов, нахождение сходства и различий. Зарисовка в тетради
гор и холмов, подпись названий. Словарная работа (равнины,
овраги). Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на
рисунках, ответы на вопросы. Зарисовка в тетради объектов
природы (равнина, овраг).

карточки с
названиями
овощей и
фруктов

1

Коррекция
речи,
мышления на

равнины,
овраги

14

Растения.
Огород

Комб.
тип

Растения (6 ч)
Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление
инструментов для перекопки земли. Беседа об овощах.

Сюжетные
картинки.

основе упр-я
«Объясни»
15

16

17

Лес.
Ориентировка
в
лесу.

Сад. Растения
культурные и
дикорастущие

Лекарственны
е
растения.

Комб.
тип

Комб.
тип

Комб.
тип

1

1

1

Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица). Чтение
текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.

Коррекция
памяти и
развитие
связной устной
речи на основе
упр-я
«Расскажи».

Чтение текста учебника, нахождение ответов в тексте. Иллюстраци

Коррекция
мышления,
речи, внимании
на основе упр-я
«Читай по
ролям»

Чтение текста учебника. Показ садовых инструментов на
рисунках, определение их предназначения. Запись названий
садового инструмента в тетрадь, зарисовка одного инструмента.
Составление рассказа о правилах использования садового

Коррекция
мышления,
речи на основе

Слушание текста учебника, нахождение ответов в тексте
учебника. Знакомство с лекарственными растениями (чтение
названия и информации на аптечной упаковке), способом их

Перечисление названий лиственных и хвойных деревьев. Запись
в тетрадь. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы,
картинки,
Нахождение на рисунке объектов природы,

я,

сюжетные

определение знакомых и
незнакомых объектов,
их
перечисление. Объяснение выбора объекта природы по признаку
(деревья). Разгадывание загадок. Дифференциация предметов по
признаку (деревья, кустарники). Упражнения на ориентировку в
пространстве (определение право, лево, сзади, спереди).
Рассматривание приборов для ориентировки в
пространстве
(компас).
Практическое
упражнение
ориентирование по компасу, по природным объектам.

инструмента на основе рисунков и текста. Нахождение
определения дикорастущих и культурных растений, ответов на
вопросы в тексте учебника. Сравнение рисунков. Словарная
работа (культурные, дикорастущие, сорт). Рассматривание
натуральных объектов (яблок разных сортов, семян). Описание
по внешнему виду. Чтение этикеток. Ответы на вопросы.

цветоводы).
пр-ия

Пр-ия,
иллюстраци
и,
фотографии.

Красная книга

18

19

20

21

Растения
полей. Поле в
разное время
года

Комб.
тип

Парки

Комб.
тип

Домашние
животные:
лошадь,
корова

Комб.
тип

Свинья, овца Комб.

1

1

1

1

упр-я
«Расскажи»

применения, сроком годности. Чтение рассказа учебника, ответы
на вопросы. Рассматривание иллюстраций о редких видах
растений и животных, их описание по внешнему виду.
Зарисовка в тетради одного объекта. Запись названия.

Коррекция
памяти на
основе
дид.игры
"Найди и
выбери"

Нахождение знакомых объектов на рисунках, ответы на Индивидуал

Коррекция
памяти,
восприятия на
основе
дид.игры
"Дополни, чего
не хватает"
Коррекция
мышления,
речи на основе
упражнения
«Расскажи»

Коррекция

вопросы. Объяснение пословицы. Рассматривание натуральных
Составление рассказа об изготовлении продуктов

ьные

карточки.

объектов.

питания из муки. Словарная работа (жатва, зернохранилище,
озимые, соломина, колос, метелка). Чтение текста (работа в поле
в разное время года), беседа по рисункам. Отгадывание загадок.
Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха).
Изготовление поделки из соломы.
Прогулка (экскурсия) в парк. Словарная работа (парк, аллея,
сквер). Описание парка (сквера). Называние известных парков,
расположенных вблизи местожительства.

Животные (5 ч)
Чтение названий животных в тексте учебника. Показ на рисунке
знакомых животных. Чтение рассказа в учебнике, ответы на
вопросы. Составление рассказа об известном животном.
Рассматривание рисунка с изображением лошади, коровы.
Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Словарная работа (скакун, тяжеловоз). Составление рассказа об
использовании лошади, коровы человеком
Рассматривание рисунков с изображением овцы, свиньи.

Предметные
и сюжетные
картинки

Правила
ухода
за домашними
животными

тип

22

Птицы
Польза и вред
птиц
Водоплавающ
и
е птицы

Комб.
тип

23

Инструктаж
по ТБ. Дикие
и домашние
птицы

Комб.
тип

мышления на
основе
упражнения
«Выбери»

Выделение частей тела. Описание животного по плану.
Составление рассказа об использовании овцы, свиньи
человеком. Зарисовка домашнего животного. Рассматривание
предметов ухода за домашними животными. Запись названий
предметов в тетрадь. Составление правил ухода за домашними
животными по вопросам. Чтение текста. Ответы на вопросы по
тексту

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе
упражнения
«Ухо-нос»

Показ частей тела птиц. Составление описательного рассказа по
плану. Рассматривание и называние знакомых объектов на
рисунках. Сравнение птиц по внешнему виду, среде обитания.
Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц.
Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их
назначения. Чтение текста учебника. Ответы на вопросы по
тексту. Изготовление (в домашних условиях) кормушки для
птиц. Словарная работа (водоплавающие птицы). Нахождение
водоплавающих птиц на рисунках. Определение, что позволяет
птицам плавать. Сравнение двух водоплавающих птиц.
Нахождение сходства и различий. Составление описательного
рассказа.

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых
объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень).
Запись названий птиц в тетрадь. Определение птиц по контуру.
Зарисовка контура птицы. Нахождение птиц на рисунках.
Составление описательного рассказа. Словарная работа (курица,
петух, цыплята). Определение значения курицы для человека.
Экскурсия на птицеферму (по возможности). Сравнение диких и
домашних птиц. Нахождение сходства и различий. Чтение
текста учебника. Нахождение ответов на вопросы в тексте

таблицы с
правилами
дорожного
движения.

учебника.
24

25

Насекомые.
Пчела.
Насекомые
вредители

Человек.
Мозг
человека

Комб.
тип

Коб.т
ип

1

1

26

Профилактик
а
травм
головного
мозга

Комб.
тип

1

27

Режим дня.
Часы

Комб.
тип

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».

Развитие
тактильного
восприятия на

основе игры
«Волшебный
мешочек».
Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Нахождение известных насекомых на рисунках. Чтение текста.
Ответы на
вопросы. Отгадывание загадок. Составление
описательного рассказа о насекомом по плану. Запись названий
насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого. Рассматривание
изображения

пчелы. Определение

частей

тела пчелы.

Определение пользы пчелы для человека. Правила поведения на
пасеках. Чтение текста учебника. Слушание рассказа о
насекомых вредителях. Рассматривание рисунка. Запись
названий насекомых в тетрадь.
Человек (6 часов)
Показ на схеме частей тела человека. Чтение текста учебника. Сюжетные
Рассматривание рисунков, ответы на вопросы. Сравнение мозга картинки по
теме,
собаки и лягушки по рисункам.

Чтение текста учебника. Определение правил профилактики
травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Объяснение по
рисункам правильного и неправильного поведения. Зарисовка
иллюстрации правильного поведения.

Плакаты,
правила
сохранения
правильной
осанки

Работа со схемой частей суток. Определение занятий в разное
время суток. Чтение текста учебника. Выделение ответов на
вопросы в тексте учебника. Составление рассказа о любимом
занятии вечером. Рассматривание часов. Определение
предназначения часов (будильник, настенные, ручные,

Коллекции
семян,
таблица,
картинки

песочные). Практическая работа по определению времени.
Составление режима дня, запись в тетрадь
Профилактик
а
переутомлени
я

Комб.
тип

29

Загрязнение
воздуха,
воды,
почвы

Комб.
тип

1

30

Заповедники.
Зоопарк (по
выбору)

Комб.
тип

1

Развитие
кинестетическо
й памяти на
основе упр-я
«Ухо-нос»

Правила

Комб.

2

Развитие

28

3132

1

Развитие
тактильного
восприятия на
основе игры
«Волшебный
мешочек».
Коррекция
памяти на
основе
упражнения
«Прочитай
наизусть»

Практическое разучивание физкультминутки для профилактики
переутомления. Запись комплекса гимнастики в тетрадь.

Картины

весенней

природы,

сюжетные
картинки.
Выявление причин загрязнения воздуха по рисункам.
Определение действий человека по очистке воздуха.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воздуха. Чтение текста учебника, выделение
ответов на вопросы. Выявление причин загрязнения воды по
рисункам. Определение действий человека по очистке воды.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение воды. Чтение текста учебника, выделение ответов
на вопросы. Выявление причин загрязнения почвы по рисункам.
Определение действий человека по очистке почвы.
Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих
загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь. Чтение текста учебника,
ответы на вопросы.

Определение понятия заповедник. Чтение понятия в тексте.
Запись понятия в тетрадь. Составление рассказа о занятиях
людей, работающих в заповедниках, лесничествах. Словарная
работа (заповедник, лесничество). Экскурсия в зоопарк.
Слушание рассказа учителя о животных зоопарка.
Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.
Безопасное поведение (4 часа)
Определение правильного поведения по иллюстрациям.

Иллюстраци
и, сюжетные
картинки.

Таблицы с

поведения в

тип

мышления на
основе упр-я
«Сравни
описание».

быту, в школе

Составление

рассказа

о

безопасном

поведении.

правильного поведения в стихотворном тексте. Заучивание
помощи. Правила поведения при беседе
Ответы на вопросы.

гербарные

растений,

м хвойных

Выбор изображение
телефонов экстренной

по телефону. Игра «Телефонный звонок».

Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе.
Составление рассказа по правилам поведения в школе. Рисунок
«Как правильно вести себя на уроке».
33

ПДД. Дорога.
Пешеходный
переход

Комб.
тип

1

Коррекция
логического
мышления
через
отгадывание
загадок.

34

Транспорт.
Мы–
пассажиры

Комб.
тип

1

Коррекция
мышления,
речи на основе
упр-я
«Расскажи»

Определение частей дорог по рисунку. Работа с опорными
словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути,
тротуар). Ответы на вопросы. Чтение и разучивание правил
поведения на дороге. Практическая отработка правил поведения
на дороге. Рассматривание иллюстраций. Чтение правил
перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке). Нахождение
предложения в
тексте по заданию учителя. Экскурсия
«Пешеходный переход». Практическая отработка навыков
перехода дороги по пешеходному переходу, светофору.
Разучивание стихотворения.
Прослушивание текста.
Работа с
опорными
словами
(пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро,
водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях.
Чтение правил поведения в общественном транспорте.
Практическая отработка правил поведения в транспорте и
общественных местах (экскурсия).

образцы.

Плакаты,
памятки.

Таблицы,
картинки,
открытки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».