Профильный труд Цветоводство 7б

2

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Труд занимает ведущее место среди различных видов деятельности человека. Он служит важным средством развития всех способностей

3

человека, выступает способом удовлетворения его потребностей, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи изучения предмета:
1.
развитие социально ценных качеств личности;
2.
обучение обязательному общественно полезному производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и
доступных видов труда дома;
3.
расширение знаний о материалах, их свойствах, технологии использования;
4.
ознакомление с ролью человека-труженника и его местом на современном производстве;
5.

формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

6.
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
7.

коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

8.

коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

9.

коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

Рабочая программа в 7Б классе рассчитана на 7 часов неделю, 238 часов в год.
Ориентирована на учебник: Карман Н.М. Цветоводство и декоративное садоводство. 7 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательны программы/ Н.М. Карман, Г.Г. Зак. - М.: Просвещение, 2023. - 207 с.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм органи-зации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально- личностные качества и социальные (жизненные) компетенции,
необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
К личностным результатам обучающихся относятся:

4

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, необходимыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты представлены двумя уровнями: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня обучающегося по отдельным предметам не является препятствием к
получению им образования по этому варианту программы.

5

Минимальный уровень.
1. Знание названий некоторых материалов - картон, полотно
(плотная льняная ткань), древесина, поролон, дренаж,сок,
глина, бетон, щебень.
Знание изделий, которые из них
изготавливают и применяют в быту,
игре, учёбе, отдыхе: бумажный пакет, бумажные салфетки,
картонные коробки, открытки, альбомная бумага, почтовая
марка, верёвка, полотняный мешочек, деревянные колышки,
поролоновая губка, глиняные горшки, кашпо, садовые вазы
и вазоны;
2. Представления о некоторых свойствах
используемых материалов:
— бумага — гладкий, пластичный, впитывающий материал;
— картон — гладкий, впитывающий материал;
— полотно (плотная льняная ткань) —гладкий,
впитывающий материал;
— поролон — лёгкий, пористый, впитывающий материал;
— дренаж (в растениеводстве и цветоводстве) —
водопроницаемый, рассыпчатый материал;
— песок — водопроницаемый, рассыпчатый материал;
— глина — водонепроницаемый, пластичный материал;
— бетон — прочный, плотный, водонепроницаемый
материал;
— щебень — сыпучий, прочный, плотный,
водопроницаемый материал;
3. Знание и употребление понятия «подсобное помещение».
Знание и употребление понятия «инвентарь» и правил
хранения материалов в подсобном помещении: инвентаря,
почвенных смесей, удобрений, воды.
Знание и употребление понятий «специальная одежда»,
«виды специальной одежды».
Знание и выполнение санитарно-гигиенических требований

Достаточный уровень.
1. Определение (с помощью учителя) возможностей различных
материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;

2. Экономное расходование материалов при проведении практических
работ: бумаги, картона, верёвки, полотна (плотная льняная ткань),
поролона, дренажа, песка, удобрений и др.

6

при работе с производственными материалами в
3. Планирование (с помощью учителя) предстоящей практической
специальной одежде.
работы (в соответствии с программным материалом при проведении
Знание и выполнение санитарно-гигиениxеских требований практических работ);
при работе с удобрениями (органические удобрения,
минеральные удобрения);
4. Отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов
(инвентаря), необходимых для работы:
— знание и употребление названий, относящихся к понятию
«инвентарь»: лопаты, грабли, мотыга-бороздовичок,
скребки, садовые ножницы, мётлы, садовые совки, мешки
для мусора, баки, цветочные горшки, почвенное сито, лейки,
пульверизатор, пикировочные колышки, рыхлитель-кошка,
верёвка, шнур, мерная лента;
— умение показать инвентарь по просьбе учителя: лопаты,
грабли, мотыгу-бороздовичок, скребки, садовые ножницы,
мётлы, садовые совки, мешки для мусора, баки, цветочные
горшки, почвенное
сито, лейки, пульверизатор, пикировочные колышки,
рыхлитель-кошку, верёвку, шнур, мерную ленту;
— умение отбирать (с помощью учителя) инвентарь,
необходимый для выполнения практических работ: лопаты,
грабли,
мотыгу-бороздовичок, скребки, садовые ножницы, мётлы,
садовые совки, мешки для мусора, баки, цветочные горшки,
почвенное сито, лейки, пульверизатор, пикировочные
колышки, рыхлитель-кошку, верёвку, шнур, мерную ленту;
5. Представления о правилах безопасной работы с
инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических
требованиях при выполнении работы в мастерской
с клеем, ножницами; с материалами и инструментами
(инвентарём) при выполнении заданий и практических
работ: лопатой, граблями, мотыгой, скребком, садовыми

4. Знание оптимальных и доступных технологических приёмов
ручной обработки инструментов (инвентаря) в зависимости от их
свойств и поставленных целей: обработка лопаты, граблей, мотыгибороздовичка, скребка, садовых ножниц, садовых совков,
цветочных горшков, почвенного сита, лейки, пульверизатора,
рыхлителя-кошки и др.;

7

ножницами, садовыми пилами, метлой, садовым совком,
пикировочными колышками, рыхлителем-кошкой;
6. Владение базовыми умениями, лежащими в основе
наиболее распространённых
производственных технологических процессов в
цветоводстве и декоративном
садоводстве:
— подбор специальной одежды в зависимости от времени
года, погодных условий, видов выполняемых практических
работ;
— уход за комнатными растениями;
— выбор и подготовка однолетних растений для сбора
семян;
— сбор семян однолетних и многолетних цветковых
растений в сухую и дождливую погоду;
— работа с инвентарём;
— составление земляной смеси;
— уход за садовыми дорожками и площадкой;
— расфасовка семян по пакетикам;
— обмолот и очистка семян;
— выращивание комнатных бархатцев;
— заполнение цветочного горшка земляной смесью;
— посев семян;
— перевалка комнатного растения;
— пользование мерными инструментами;
— методы борьбы с сорняками;
— отбор удобрений
7. Чтение (с помощью учителя) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия.
8. Представления о разных видах профильного труда (в

5. Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы
(в соответствии с программным материалом при проведении
практических работ);

6. Понимание общественной значимости своего труда, своих
достижений в области трудовой деятельности: проявление
адекватного отношения к результатам собственной и чужой
деятельности («нравится»/«не нравится») при выполнении творческих
работ; сообщений, альбомов; создании проектов; оформлении клумб,
цветников.

8

цветоводстве и декоративном садоводстве): садовник,
цветовод, рабочий зелёного хозяйства;
9. Понимание красоты труда и его результатов;
10. Заботливое и бережное отношение к общественному
достоянию и родной природе:
— знание растений, занесённых в Красную книгу;
— знание и выполнение правил бережного сбора и хранения
семян;
— знание и выполнение правил ухода за рассадой;
— знание и выполнение правил бережного расходования
материалов;
— знание и выполнение правил бережного отношения к
инвентарю;
11. Понимание значимости правильной организации
школьного рабочего места, обеспечивающей внутреннюю
дисциплину:
— знание о необходимости и потребность в уборке рабочего
места после выполнения работ в мастерской;
— знание и выполнение обязанностей дежурного;
12. Выражение отношения к результатам
собственной и чужой творческой деятельности (нравится/не
нравится):
— при оформлении поздравительных открыток;
— при оформлении стенгазет, сообщений, альбомов;
— при создании проектов;
— при оформлении клумб, цветников;
13. Выслушивание предложений и мнений товарищей,
адекватное реагирование на них; комментирование и оценка
в доброжелательной форме достижений товарищей,

9

высказывание своих предложений и пожеланий; проявление
заинтересованного отношения к деятельности своих
товарищей и
результатам их работы; выполнение общественных
поручений по уборке мастерской после уроков трудового
обучения (с помощью учителя); посильное участие в
благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы
и окружающей среды.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления — устные письменные, практические;
по характеру выполнения — репродуктивные,продуктивные, творческие;
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что даёт основание
оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности, оценку письменных ответов целесообразно соотносить с результатами,продемонстрированными
учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) — свыше 65%.
Оценка устных ответов:
1.
Оценка 5 ставится, если ученик отвечает на вопросы правильно, развернутыми предложениями.
Использует незначительную помощь учителя.
2.
Оценка 4 ставится, если ученик допускает незначительные ошибки, неточности. Использует направляющую помощь учителя.
3.
Оценка 3 ставится, если в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (
наводящие вопросы учителя), при ответе допускает ошибки.
Оценка практической работы:
1.
Оценка 5 ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 погрешностей;
2.
оценка 4 ставится при наличии 1-2 недочета или одной ошибки;
3.
оценка 3 ставится при выполнении ½ от объема предложенных заданий.

10

Формирование базовых учебных действий.
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и
достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные
учебные
действия
представлены
умениями:
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения
обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого
действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического
работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по

11

прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического
работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении
конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе
осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру
оценки БУД.

12

Cодержание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство».
Содержание учебного предмета «Профильный труд. Цветоводство
и декоративное садоводство» в 7 классе представлено следующими
разделами:
Раздел 1. Осенние работы в цветнике.
Раздел 2. Благоустройство участков с зелёными насаждениями.
Раздел 3. Удобрения для цветочно-декоративных растений.
Раздел 4. Классификация цветковых растений.
Раздел 5. Размножение комнатных растений.
Раздел 6. Выращивание рассады однолетних цветочных растений.
Раздел 7. Весенние работы в цветнике.
Формы организации учебных занятий — классно-урочная, групповая, индивидуальная.
Номер
темы

1.

2

Название темы

Содержание

Введение. Вводное занятие. Знакомство с правилами работы с
учебником. Условные обозначения.
Выбор и подготовка
Понятие «здоровое растение».
однолетних цветочных
Признаки выбора растений для сбора
растений к сбору семян.
семян.

Практическая
работа № 1

Сбор семян циннии, василька, львиного
зева.

Петуния крупноцветковая.

Характеристика петунии. Правила
сохранения

Основные виды учебной деятельности
Чтение текста учебника. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Повторение материала.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Выполнение творческого задания.
Заполнение таблицы.
Чтение раздела «Это интересно...»
Подготовка материалов и инструментов. Срезка
плодов с цветоножкой.
Снятие плода вручную.
Укладка плодов в картонную коробку для
просушивания. Связка растений в пучки.
Подвешивание пучков.
Повторение материала.
Чтение текста учебника.

13

петунии в зимний период.

Практическая
работа No 2

Выкопка петунии
крупноцветковой

Красоднев —
зимующий многолетник.

Характеристика
красоднева. Уход и размножение
красоднева.

Практическая
работа No 3.

Деление красноднева.

4

Кустарники, используемые в
озеленении.

Виды кустарников, используемых в
озеленении. Чубушник.
Калина. Акация жёлтая.

5

Осенний уход за
кустарниками.

Уход за почвой.
Прополка кустарников. Обрезка
кустарников. Санитарная и формовочная
обрезка.

6

Инвентарь и
инструменты для

Инвентарь для ухода за кустарниками.
Правила

3

Запись словарных слов в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Повторение правил работы с материалами и
садовыми инструментами. Выкопка петунии
крупноцветковой
Повторение материала.
Чтение текста учебника. Запись словарных слов
в тетрадь.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Повторение правил работы с материалами и
садовыми инструментами. Выкопка куста
красоднева.
Повторение материала.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы
на вопросы. Выполнение заданий. Чтение
раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания. Заполнение
таблицы «Характеристики жасмина, калины и
акации»
Повторение материала.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Повторение материала.
Чтение текста учебника.

14

ухода за кустарниками.

7

8

9

безопасной работы с садовыми пилами.

Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Практическая
Уход за кустарниками.
Повторение правил работы с материалами и
работа No 4.
садовыми инструментами. Санитарная обработка
кустарников.
Сбор опавших листьев и срезанных веток,
упаковка их в мусорные мешки.
Многолетники,
Многолетники,
Повторение материала.
не зимующие в
не зимующие в
Чтение текста учебника.
открытом грунте.
открытом грунте.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
Канна.
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Практическая
Выкопка корневища Канны.
Повторение правил работы с материалами и
работа No 5.
садовыми инструментами. Выкопка корневища
канны. Ответы на вопросы.
Уход за молодыми
Уход за молодыми посадками
Повторение материала.
посадками
зимующих многолетников. Нетканый
Чтение текста учебника.
зимующих мноукрывной материал.
Запись словарных слов
голетников.
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Решение задач.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Практическая
Укрытие молодых многолетников на зиму. Повторение правил работы с материалами и
работа No 6.
садовыми инструментами.
Укрытие молодых многолетников на зиму.
Ответы на вопросы.
Понятие о благоустройстве. Понятие о благоустройстве.
Повторение материала.
Благоустройство
Чтение текста учебника.
квартир и жилых домов. Благоустройство Запись словарных слов
двов тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
ра. Благоустройство парков и скверов.
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».

15

10

Благоустройство
школьного двора.

11

Благоустройство
парков.

12

Садовы дорожки.

13

Виды садовых
дорожек.

14

Уход за садовыми
дорожками.

Практическая
работа No 7.

БлагоВыполнение творческого задания.
устройство населённого пункта.
Цель благоустройства
Повторение материала.
школьного двора. Благоприятный
Чтение текста учебника.
микроклимат.
Запись словарных слов
Размещение деревьев и кустарников на
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
школьном дворе. Размещение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
цветников на
Выполнение творческого задания.
школьном дворе.
История благоустройства парков.
Чтение текста учебника. Запись словарных слов
Благоустройство парков в настоящее время. в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
Клумба сложной конфизаданий. Чтение раздела «Это интересно...».
гурации.
Выполнение творческого задания.
Тропинки (полевые), тротуары (городские), Чтение текста учебника.
садовые. Тротуар.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
Верхнее покрытие дорожки. Основание до- вопросы. Выполнение
рожки.
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Садовые дорожки с мягким покрытием.
Чтение текста учебника.
Грунтовые дорожки.
Запись словарных слов
Песчано-гравийные дорожки. Устройство в тетрадь. Ответы на
дорожки.
вопросы. Выполнение
Садовые дорожки с твёрдым покрытием. заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Уход за садовыми дорожками весной,
Чтение текста учебника.
летом, осенью, зимой.
Запись словарных слов
Дерновая бровка.
в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Уход за садовыми дорожками.
Повторение правил работы с материалами и
садовыми инструментами. Уход за садовыми
дорожками.

16

15

Общие сведения
об удобрениях.

16

Виды органических
удобрений.

17

Минеральные
удобрения.

18

Простые минеральные
удобрения.

19

Комплексные
минеральные
удобрения.

Практическая
работа No 8.

20

Система классификации
цветковых растений.

Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Решение задач.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Виды органических удобрений. Торф.
Чтение текста учебника.
Навоз.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
Птичий помёт.
вопросы. Выполнение
Компост.
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Понятие «минеральные удобрения». Доза Чтение текста учебника. Запись словарных слов
удобрения.
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздел «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Простые минеральные удобрения. Азотные Чтение текста учебника. Запись словарных слов
удобрения. Хлороз листьев. Калийные
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
удобрения. Фосфорные
заданий. Чтение раздел«Это интересно...».
удобрения.
Выполнение творческого задания.
Комплексные
Чтение текста учебника.
минеральные удобрения. Способы
Запись словарных слов
внесения минеральных
в тетрадь. Технологическая карта.
удобрений. Правила безопасной работы с Ответы на вопросы.
удобрениями.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...». Выполнение
творческого задания.
Приготовление
Повторение правил работы с материалами и
раствора для
садовыми инструментами. Приготовление
подкормки растений.
раствора для подкормки растений. Ответы на
вопросы.
Понятие «классификация растений».
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь.
Технологическая карта.
Понятие «удобрение». Органические
удобрения. Минеральные удобрения.

17

21

Производственная
классификация цветочнодекоративных
растений

22

Ботанико-систематическая классификация
цветковых растений.

23

Двулетние цветочно - декоративные
растения.

24

Двулетники весеннего
цветения.

25

Двулетники летнего цветения.

Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...». Выполнение творческого задания.
Производственная классификация
Чтение текста учебника.
цветочно-декоративных
Запись словарных слов в тетрадь.
растений. Признаки классификации
Ответы на вопросы.
растений.
Выполнение заданий.
Место выращивания. Продолжительность Чтение раздела «Это интересно...».
жизненного цикла. Сходство по некоторым Выполнение творческого задания.
биологическим свойствам.
Декоративные качества.
Научная система
Чтение текста учебника. Запись словарных слов
классификации
в тетрадь. Технологическая карта. Ответы на
растений. Вид.
вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела
Род. Семейства.
«Это интересно...». Выполнение творческого
Классы.
задания.
Настоящие двулетники. Места обитания
Чтение текста учебника.
анютиных глазок.
Запись словарных слов в тетрадь.
Технологическая карта. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Анютины глазки.
Чтение текста учебника.
Маргаритка многолетняя.
Запись словарных слов в тетрадь.
Незабудка лесная.
Технологическая карта. Ответы на вопросы.
Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Колокольчик
Чтение текста учебника.
средний. Гвоздика турецкая.
Запись словарных слов в тетрадь.

18

26

Сорные растения.

Понятие «сорные растения» или
«сорняки». Дернина.

27

Методы борьбы
с сорняками

Главный способ
борьбы с сорняками — прополка. Виды
прополки

28

Вред и польза
сорняков

Вред сорняков.
Ядовитые растения. Польза сорняков

29

Вегетативное
размножение
комнатных растений

Понятие «вегетативное размножение
растений».
Случаи вегетативного размножения.
Материнское растение,
жизнеспособные

Технологическая карта. Ответы на вопросы.
Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь.
Технологическая карта. Ответы на вопросы.
Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.

19

семена.

30

Размножение комнатных
растений черенками.

31

Размножение
комнатных растений
листовыми черенками.

Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Размножение черенками. Понятие
Чтение текста учебника.
«черенок».
Запись словарных слов в тетрадь.
Верхушечные и
Технологическая карта.
стеблевые черенки. Правила среза черенка. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Понятие «размножение растений
Чтение текста учебника.
листовыми черенками».
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.

32

Заготовка черенков из листьев

Сансевиерия. Заготовка черенков
из листьев на примере сансевиерии

Практическая
работа No 9.
Подготовительная работа.

Нарезка черенков сансевиерии
из картона.

Практическая
работа No 9.

Черенкование
комнатного растения делением листа.

Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Подготовка материалов
и инструментов (картон,
карандаш, линейка или
шаблон, ножницы). Нарезка на черенки листа
сансевиерии. Установка в сосуд с водой для
проращивания.
Подготовка материалов
и инструментов (картон,
карандаш, линейка или
шаблон, ножницы). Нарезка на черенки листа
сансевиерии. Установка в сосуд с водой для

20

Практическая
работа No 10.

Посадка листовых черенков в горшок.

33

Размножение
комнатных растений делением
корневищ

Понятие «корневище». Корневищные
растения. Корневищные побеги.

34

Технология деления
корневища.

Спатифиллум.
Размножение
растений делением корневищ на
примере спатифиллума.

Практическая
работа No 11.

Деление корневищного
растения.

35

Выбор растений
для оформления
помещения.

Аэрофитомодуль.
Понятие «фитонциды». Хлорофитум.

36

Сроки посева
семян на рассаду.

Сроки посева семян на рассаду.
Время посева семян на рассаду.

проращивания.
Подготовка материалов
и инструментов (картон,
карандаш, линейка или
шаблон, ножницы). Посадка листовых черенков
в горшок.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Подготовка инвентаря.
Деление корневищного
растения.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов

21

37

Однолетние растения раннего
посева.

Деление летников на группы по продолжительности периода от посева до
цветения.
Львиный зев
(антирринум большой). Сальвия (шалфей).
Вербена.

38

Почвенные
смеси.

Почвенные смеси. Состав почвенной
смеси.

39

Тара (ёмкости)
Посевные ящики
для посева семян на рассаду. из пластика.
Мини-парники
или парники на
подоконнике.
Пластиковые
кассеты. Время
на адаптацию.

40

Особенности
посева семян
львиного зева.

Способы посева
семян львиного
зева.

в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Технологическая карта.
Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на
вопросы.
Выполнение заданий.

22

41

Получение
равномерных
всходов.

42

Уход за сеянцами.

Практическая
работа No 12.
Самостоятельная
работа
Практическая
работа No 13
43

Подготовка корневища канны к
высадке.

44

Подращивание канны.

Чтение раздела «Это
интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Условия для получения равномерных
Чтение текста учебника.
всходов.
Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого
задания.
Уход за сеянцами. Прореживание всходов. Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Посев семян
Подготовка материалов и инструментов. Посев
львиного зева.
семян львиного зева.
Ответы на вопросы.
Прореживание
Определение густоты
всходов львиного зева.
всходов, полив, продёргивание пинцетом
густопосеянной части
всходов.
Пикировка львинного зева.
Подготовка материалов
и инструментов. Пикировка львиного зева.
Ответы на вопросы.
Характеристика
Чтение текста учебника.
канны. Подготовка корневища
Запись словарных слов
канны к высадке.
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания
Правила подращивания канны.
Чтение текста учебника.

23

Практическая
работа No 14.

Подращивание канны.

45

Цветковые растения более
поздних сроков посева.

Цинния. Василёк Астра.

46

Астра
однолетняя.

Характеристика
астры. Однолетние астры.
Различия астр по срокам цветения.

47

Условия выращивания расса- Условия выращивания рассады астры.
ды астры
Прореживание.

48

Закаливание
растений

Время для закаливания растений.
Проветривание.

Практическая
работа No 15

Выращивание рассады астры без
пикировки.

Практическая
работа No 16

Пересадка всходов астры в кассеты.

Уход за зимующими

Прореживание.

49

Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Подготовка материалов
и инструментов. Подращивание канны.
Ответы на вопросы
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела
«Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела
«Это интересно...». Выполнение творческого
задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы
Подготовка материалов и инструментов. Выращивание рассады астры без пикировки.
Ответы на вопросы.
Подготовка материалов
и инструментов. Пересадка всходов астры в
кассеты.
Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.

24

многолетиниками из группы лилейных.

Подкопка. Опоры.

Практическая
работа No 17.

Уход за посадками лилий.

50

Цветники.
Устройство цветника.

Понятие «цветник». Устройство
цветника.

51

Клумба

Понятие «клумба». Устройство
клумбы

52

Высадкав клумбу
канны

Канна — многолетний цветок.
Лунки для канны.

Практическая
работа No 18
Рабатка

Высадка канны в клумбу.

Практическая
работа No 19

Посев семян календулы на рабатку

53

54

Повторение.

Понятие «рабатка». Односторонние и
двусторонние рабатки.

Запись словарных слов
в тетрадь. Ответы на вопросы.
Выполнение заданий.
Подготовка материалов и инструментов. Уход за
посадками лилий.
Ответы на вопросы.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение
заданий. Чтение раздела «Это интересно...».
Выполнение творческого задания.
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий. Чтение раздела
«Это интересно...». Выполнение творческого
задания
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий
Подготовка материалов и инструментов. Высадка канны в клумбу. Ответы на вопросы
Чтение текста учебника.
Запись словарных слов в тетрадь. Ответы на
вопросы. Выполнение заданий
Подготовка материалов
и инструментов. Посев
семян календулы на рабатку. Ответы на вопросы.

25

26

Тематическое планирование ( 7 часов в неделю, 34 недели, 238 часов в год).
Дата

№ п.п

4.09

1

Название темы.
I четверть — 8 недель (56 часов)
Введение. Планирование работы на предстоящую четверть. Общий инструктаж по
технике безопасности во время работы на уроке.
Обязанности рабочего городского озеленительного хозяйства.

4.09
5.09
5.09
5.09

6.09
6.09
11.09
11.09
12.09
12.09

12.09
13.09
13.09
18.09
18.09
19.09

19.09

Кол-во часов.
1

1
2

3

4

Раздел 1. Осенние работы в цветнике.
Выбор и подготовка однолетних цветочных растений
к сбору семян.

3

Практическая работа № 1. Сбор семян однолетних.

3

Петуния крупноцветковая

3

Практическая работа № 2. Выкопка петунии.

3

Красоднев — зимующий многолетник

3

Практическая работа № 3. Деление красоднева.

3

27

19.09
20.09
20.09
25.09
25.09
26.09
26.09
26.09
27.09
27.09
2.10
2.10
3.10
3.10
3.10
4.10
4.10
9.10
9.10
10.10
10.10
10.10
11.10

5

Кустарники, используемые в озеленении.

3

6

Осенний уход за кустарниками.

3

7

Инвентарь и инструменты для ухода за кустарниками.

3

Практическая работа № 4. Осенний уход за кустарниками.

3

Многолетники, не зимующие в открытом грунте.

3

Практическая работа № 5. Выкопка корневища канны.

3

Уход за молодыми посадками зимующих многолетников.

3

8

9

Практическая работа № 6. Укрытие многолетников на зиму.
11.10
16.10
16.10
17.10
17.10
17.10
18.10
18.10

3

10

Раздел 2. Благоустройство участков с зелёными насаждениями.
Понятие о благоустройстве.

3

11

Контрольная работа «Осенние работы в цветнике»
Благоустройство школьного двора.

1
2

28

23.10
23.10
24.10
24.10
24.10
25.10
25.10

12

Благоустройство парков.

3

13

Разнообразие садовых дорожек.

3

Итого за I четверть

07.11
07.11
07.11
8.11
8.11
13.11
13.11
14.11

2

15

II четверть — 8 недель (54часf)
Планирование работы на предстоящую четверть Общий инструктаж по ТБ. Повторение
изученного.
Виды садовых дорожек.

16

Уход за садовыми дорожками

3

Практическая работа № 7.

4

17

Раздел 3. Удобрения для цветочно-декоративных растений.
Общие сведения об удобрениях.

3

18

Виды органических удобрений.

3

19

Минеральные удобрения.

3

14

14.11
14.11
15.11
15.11
20.11
20.11
21.11
21.11
21.11
22.11
22.11
27.11
27.11

56

3

29

28.11
28.11
28.11
29.11
29.11
4.12

20

Простые минеральные удобрения.

3

21

Комплексные минеральные удобрения.

3

1

22

Практическая работа № 8.
Раздел 4. Классификация цветковых растений
Система классификации цветковых растений.

23

Производственная классификация цветочно-декоративных растений.

4

24

Ботанико-систематическая классификация цветковых растений.

4

25

Двулетние цветочно-декоративные растения.

5

Контрольная работа «Классификация цветковых растений».

1

26

Двулетники весеннего цветения

3

27

Двулетники летнего цветения

3

4.12
5.12
5.12
5.12
6.12
6.12
11.12
11.12
12.12
12.12
12.12
13.12
13.12
18.12.
18.12.
19.12.
19.12
19.12
20.12
20.12
25.12
25.12
26.12
26.12
26.12

4

30

27.12
27.12

28

Сорные растения.

2
Итого за II четверть

54

29

III четверть — 10 недель (70 часов)
Методы борьбы с сорняками.

2

30

Вред и польза сорняков.

2

31

Раздел 5. Размножение комнатных растений
Вегетативное размножение комнатных растений.

2

32

Размножение комнатных растений черенками.

2

33

Размножение комнатных растений листовыми черенками.

2

34

Заготовка черенков из листьев.

2

Подготовительная работа. Шаблоны листа сансевиерии из картона.

3

29/01
30/01
30/01

Практическая работа № 9. Черенкование листа сансевиерии.

3

30/01
31/01
31/01
5.02.
5.02
6.02
6.02
6.02

Практическая работа № 10. посадка листовых черенков в горшок.

3

35

Размножение комнатных растений делением корневищ.

2

36

Технология деления корневища.

3

15/01
15/01
16/01
16/01
16/01
17/01
17/01
22/01
22/01
23/01
23/01
23/01
24/01
24/01
29/01

31

37
38
39
40
41
42
43
44

12.03

Практическая работа № 11.
Выбор растений для оформления помещения.
Раздел 6. Выращивание рассады однолетних цветочных растений.
Сроки посева семян на рассаду.
Однолетние растения раннего посева.
Почвенные смеси.
Тара (ёмкости) для посева семян на рассаду.
Особенности посева семян львинного зева.
Получение равномерных всходов.
Уход за сеянцами.
Практическая работа № 12 Посев семян львиного зева.
Самостоятельная работа по уходу за сеянцами львиного зева.
Практическая работа № 13 Пикировка львиного зева.

3
1
3
3
3
2
3
3
3
3
3

45

Контрольная работа «Выращивание рассады»
Подготовка корневищ канны к высадке.

3
1
2

46

Подращивание канны.
Практическая работа № 14.
Цветковые растения более поздних сроков посева.
Итого за III четверть

2
3
3
70

47

48
49
50

51

52

IV четверть — 8 недель (56 часов)
Астра однолетняя.
Условия выращивания рассады астр
Закаливание растений.
Практическая работа № 15.
Практическая работа № 16
Раздел 7. Весенние работы в цветнике
Уход за зимующими многолетниками из группы лилейных.
Практическая работа № 17
Цветники. Устройство цветника.

3
3
3
4
6
3
6
3

32

53
54
55
56

Клумба
Высадка канны в клумбу.
Практическая работы № 18.
Рабатка.
Практическая работа № 19
Повторение.
Практическая польза от работы озеленителя на участке.
Итого за IV четверть
Итого за год

По окончании курса обучающиеся 7 класса должны знать:
1.
Правила организации рабочего места.
2.
Значение цветковых растений в жизни человека.
3.
Правила безопасного труда.
4.
Терминология работ по профилю.
5.
Технологические сведения об оборудовании и инструментах.
6.
Виды комнатных и декоративных цветковых растений.
Должны уметь:
1.
Владеть приемами работы ручным инструментом.
2.
Соблюдать безопасность и культуру труда.
3.
Различать виды цветковых растений.
4.
Организовывать рабочее место.
5.
Давать самооценку своей работе.
6.
Выращивать цветочную рассаду .

3
3
6
3
6
2
1
56
238

33

Виды контроля.
В ходе реализации программы проводятся следующие виды контроля:
1.
Текущий ( в течении всего обучения, на каждом уроке);
2.
Тематический (после изучения раздела по определенной тематике);
3.
Итоговый (в конце каждой четверти, года).
Формы и методы контроля:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Беседа;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Проверочная (контрольная работа);
Работа по индивидуальным заданиям;
Проверка тетрадей учащихся;
Выполнение практических работ.

34

Учебно-методическая литература.
Карман Н.М. Технология. Цветоводство и декоративное садоводство: 7-й класс :учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.М. Карман, Г.Г. Зак.- М: Просвещение, 2023. - 207 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».