Пояснительная записка Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Нормативно-правовой основой для разработки являются следующие документы: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 34 учебных недель в году со II по IV классы. Общий объем учебной нагрузки на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс) составляет не более от 3039 до 3732 академических часов. На первом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Учебный план включает обязательные предметные области: 1. язык и речевая практика, 2. математика, 3. естествознание, 4. искусство, 5. физическая культура, 6. технологии. Основные задачи реализации содержания предметных областей. Учебный предмет "Русский язык" предметной области "Язык и речевая практика". Обучение русскому языку в I - IV предусматривает включение в учебную программу следующих разделов: "Подготовка к усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика". Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативноречевых навыков; - овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Учебный предмет "Чтение" предметной области "Язык и речевая практика". Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной категории. Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются: - воспитание у обучающихся интереса к чтению; - формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; - формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; - развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. Учебный предмет "Речевая практика" предметной области "Язык и речевая практика". Целью учебного предмета "Речевая практика" является развитие речевой коммуникации обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи учебного предмета "Речевая практика": - способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; - корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся; - формировать выразительную сторону речи; - учить строить устные связные высказывания; - воспитывать культуру речевого общения. Учебный предмет "Математика" предметной области "Математика". Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: - формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; - коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; - формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Учебный предмет "Мир природы и человека", входящий в предметную область "Естествознание". Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение". Учебный предмет "Музыка" предметной области "Искусство". Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета "Музыка": - накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); - приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности; - развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; - формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; - развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Учебный предмет "Рисование (изобразительное искусство)", входящий в предметную область "Искусство". Основной целью обучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета: - воспитание интереса к изобразительному искусству; - раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; - воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; - формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах; - расширение художественно-эстетического кругозора; - развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них; - формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; - обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках; - обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке); - обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности; - формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению; - развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции; - воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация"). Содержание программы отражено в пяти разделах: "Подготовительный период обучения", "Обучение композиционной деятельности", "Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию"; "Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Учебный предмет "Физическая культура (адаптивная физическая культура) предметной области "Физическая культура". Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации. Основные задачи изучения предмета: Разнородность состава обучающихся начального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания: - коррекция нарушений физического развития; - формирование двигательных умений и навыков; - развитие двигательных способностей в процессе обучения; - укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; - раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающегося - для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; - формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; - формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; - поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; - формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре; - воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; - воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. Содержание программы отражено в пяти разделах: "Знания о физической культуре", "Гимнастика", "Легкая атлетика", "Лыжная и конькобежная подготовка", "Игры". Учебный предмет "Ручной труд" предметной области "Технология". Основная цель изучения данного предмета: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: - формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека. - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека. - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей. - расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. - формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. - формирование интереса к разнообразным видам труда. - развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). - развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). - развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. - развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). - формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. - формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Данная часть учебного плана реализуется со второго класса и представлена программами: «Школа здоровья», «Этот удивительный мир», «Учение с увлечением». «Школа здоровья». Программа направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, знание потребностей организма, правильной организации режима дня, представление о полезных и вредных привычках, выбор поддерживающих здоровье моделей поведения. «Этот удивительный мир». Цель программы: создание условий для развития познавательного интереса обучающихся посредством маленьких открытий окружающего мира, свойствах веществ и природных явлениях. Занятия по программе позволяют обучающимся через практическую деятельность познакомиться со свойствами предметов и явлениями окружающего мира. Обучаясь по данной программе, обучающиеся откроют для себя новые способы применения знакомых предметов, расширят круг своих интересов, через выполнение специально организованных опытов и экспериментов, заданий на наблюдение, сравнение физических свойств и некоторых химических реакций. Форма игры позволит детям развиваться наиболее увлекательным и интересным образом, совмещая полезное и приятное. Выполнение научных опытов и экспериментов развивает сенсомоторные навыки, повышает уровень социально-бытовых умений, учат планировать и выстраивать последовательность своих действий, следовать пошаговым инструкциям. «Учение с увлечением» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Ритмика. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Логопедические занятия. Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтетической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации. Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Курс направлен на решение задач коррекции нарушений основных психических процессов и сенсорной сферы обучающихся, коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие рефлексивных способностей, обучение эффективным способам общения по средством игровой деятельности и использования арттерапевтических технологий. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. План внеурочной деятельности формируется с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Предоставляется право выбора направления и содержания учебных курсов. При организации внеурочной деятельности могут принимать участие все педагогические работники (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учительлогопед, воспитатели, библиотекарь). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Реализация внеурочной деятельности осуществляется посредством программ: «Разговоры о важном». Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. «В гостях у сказки». Актуальность программы обусловлена необходимостью проведения развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленных на укрепление эмоциональной стабильности, волевых качеств, коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-волевой, познавательной сферы, обучение искусству расслабления и управлению своим телом происходит через знакомство со сказками. Через сказки дети получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни, учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. «Самоделкин». Конструирование, является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные обучающимися на уроках. У обучающихся развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируется творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области трудовой деятельности. В процессе конструирования у младших школьников с интеллектуальными нарушениями развивается пространственное воображение, вырабатывается способность переходить от мышления к действию, обдумывать ход работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений. «Польза в труде». Цель программы - создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка путем приобщения к миру профессий, обеспечивающей коррекцию его интеллектуального, физического и духовного развития. Занятия по программе призваны обеспечить взаимодействие детей с окружающим миром посредством изучения профессий родителей, работников школы, приобщения к труду и организуются в рамках внеурочной деятельности и проводятся один раз в неделю в форме групповых занятий в школе. Занятия включают в себя целевые экскурсии, дидактические и подвижные игры, конкурсы, беседы, наблюдения, просмотр видеофильмов, совместную работу родителей и детей. Обучение на дому ведется по основным предметам: русскому языку, чтению, математике и т.д., в соответствии с общим учебным планом. Для обучающихся по индивидуальному плану возможны интегрированные курсы. Расширение образовательного пространства обучающихся возможно при посещении в сопровождении родителей (законных представителей) некоторых занятий, мероприятий в школе, в классе, если нет на то противопоказаний. Коррекционная подготовка для обучающихся возможна, по договоренности с родителями (законными представителями), через занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, ритмике, логопедии в рамках деятельности специалистов школы (логопеда, педагога – психолога). Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1-4 классы 2024/2025 учебный год Предметные области Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Учебные предметы Русский язык Чтение Речевая практика 2. Математика Математика 3. Естествознание Мир природы и человек 4. Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая культура Физическая культура (адаптивная физическая культура) 6. Технологии Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 1. Школа здоровья 2. Учение с увлечением 3. Этот удивительный мир Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 1. Логопедические занятия 2. Ритмика 3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов Внеурочная деятельность: 1. Разговоры о важном 2. Польза в труде 3. Самоделкин 4. В гостях у сказки Всего к финансированию Классы/количество часов 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 3 3 2 3 2 2 1 3 3 4 2 4 1 1 1 3 3 4 2 4 1 1 1 3 3 4 2 4 1 1 1 3 2 21 21 1 20 3 1 1 1 23 1 20 3 1 1 1 23 1 20 3 1 1 1 23 6 3 1 2 4 1 1 1 1 31 6 3 1 2 4 1 1 1 1 33 6 3 1 2 4 1 1 1 1 33 6 3 1 2 4 1 1 1 1 33