Пояснительная записка 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Цели и задачи образования Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Целью уроков русского языка в младших классах является: создание условий, для расширения речевой базы обучающихся, для подготовки их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в младших классах, формирование умений пользоваться им в речи. Основные задачи: обогащать представления об окружающей действительности для овладения языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки; 2 создавать условия для овладения различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; формировать основы навыков полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; развивать навыки устной коммуникации; формировать положительные нравственные качества и свойства личности. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; обогащение словаря; развивать мелкую моторику рук; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций: умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие познавательной деятельности коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Общая характеристика учебного предмета Русский язык носит практическую и коррекционную направленность. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Обучение ему носит элементарно – практический и развивающий характер. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении происходит развитие эмоциональноволевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. В большей степени уделяется внимание развитию коммуникативной, языковой, культуроведческой, информационной компетенциям. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ: Добукварный период. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. 3 Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование азбуки и других игровых технологий. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Место учебного предмета, курса в учебном плане Образовательная область: язык и речевая практика Предмет «Русский язык». Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в неделю, 99 часов в год. Планируемые результаты Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания. Личностные: положительное отношение к школе, к урокам русского языка; проявление интерес к языковой и речевой деятельности; расширение представлений о многообразии окружающего мира; доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя; совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников; слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу; ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах; с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах; под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений); 4 принимать участие в диалоге; принимать участие в работе парами и группами; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные: иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей; различать и узнавать звуки окружающей действительности; дифференцировать неречевые и речевые звуки; иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение); уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя; классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет; понимать и показывать пространственное расположение фигур; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.); слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; понимать различие между звуками и буквами; устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова); различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; различать слово и предложение, слово и слог; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; осознавать слово как единство звучания и значения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из данных слов; составлять предложения по схеме; читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; ориентироваться на альбомном и тетрадном листе; списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения; писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением. АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ. Уровни овладения предметными результатами Достаточный уровень Минимальный уровень списывание печатного текста целыми деление слов на слоги; словами с орфографическим проговариванием; списывание по слогам и целыми словами с запись под диктовку текст (10-15 слов); печатного текста с орфографическим дифференциация и подбор слова различных проговариванием с помощью учителя; категорий по вопросу (название предметов, запись под диктовку слов и коротких действий) с помощью учителя; составление предложений (2-3 слова); предложений, постановка знаков препинания в 5 конце предложения (точка, вопросительный и дифференциация и подбор слов, восклицательный знак); выделение темы обозначающих предметы, действия с помощью текста (о чем идет речь) с помощью учителя; учителя; самостоятельная запись 1-2 предложений из составление предложений по серии сюжетных составленного текста после его анализа. картинок с помощью учителя. Содержание учебного предмета 1 класс Добукварный период Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д. Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу. Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш шипит гусь, р-р-р - рычит собака, с-с-с - свистит свисток и др. Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три - без ошибок повтори: дом дым, удочка - уточка, бабушка - бабочка и др. Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения. Составление предложений (из 2 слов, затем - из 3) по картинке, запись их условнографической схемой. «Чтение» каждого предложения. Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки. Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой. Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, СА - за, да - та и т.д. Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе - два Егорки, потом - три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: [м] - [н], [б] - [п], [д] - [т], [с] - [з], [с] - [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся). Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки. 6 Развитие зрительных и пространственных восприятий Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв). Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2-3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху - внизу, справа - слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка - три треугольника, дом - треугольник и квадрат. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4). Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике - цвету, форме или величине. 7 Развитие моторных умений Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой. Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка - заборчик, прямая палочка с закруглением внизу - крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу - уточка, овал - слива, полуовал - месяц и др. Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. Букварный период (письмо) 1-й этап Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя. Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма - на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой. Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д. Составление и запись предложений из 1-2 слов. Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов. 2-й этап Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа. Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта. Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой). Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. 8 Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звукобуквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками). Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками. 3-й этап Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа. Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др. Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов. Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей. Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа. Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку. Контрольное списывание. Тематическое планирование Виды учебной деятельности (практические и Текущий и лабораторные работы, Раздел и темы Кол-во промежуточный творческие и практические учебного предмета, курса часов контроль. Формы задания, экскурсии и др. контроля формы занятий, используемые при обучении) Раздел 1. Добукварный период Поурочный Формы занятий: устный контроль Развитие слухового внимания, -индивидуальная. опрос; фонематического слуха, Виды учебная устный работа по звукового анализа (слово, деятельности: карточкам. предложение, слог (часть слова), 25 ч -работа с учебником; звук). -работа с раздаточным Поурочный письменный материалом; Развитие зрительного и -выполнение заданий по контроль – работа пространственного восприятия. по карточкам, классификации. Развитие моторных умений. словарный Раздел 2. Букварный период Формы занятий: диктант, 1 этап. выполнение Изучение звуков и букв: Аа, Уу, 74 ч -индивидуальная. Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Виды учебная письменного упражнения, Ии. деятельности: 9 2 этап. Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. 3 этап. Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. -работа с учебником; -дополнительной литературой; самостоятельная работа. Периодический (тематический) контроль контрольная работа. Промежуточный -работа с раздаточным контроль – материалом; административная -выполнение заданий по контрольная классификации. работа (диктант, списывание). Итого 99 ч Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Требования к материально-техническим условиям Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Временной режим образования обучающихся Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года. Технические средства обучения Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Учебные пособия: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с. Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с. Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебно-практическое оборудование: касса букв и слогов; раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела); наборы предметных и сюжетных картинок; карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.); слоговые таблицы; дидактические игры; 10 образца написания букв; мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты; конструктор. Оценочные материалы Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Оценка предметных результатов Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты. В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов. Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), самостоятельная работа. На конец учебного года административный контроль. Где усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. 11 Контроль и учет предметных достижений обучающихся № п/п № урока 1. 91. Дата проведения план 07.05 факт Контрольно-оценочная деятельность Административная контрольная работа за год. Списывание. Итого: 1 ч 12 Календарно - тематическое планирование «Русский язык» (3 часа в неделю, всего 99 часов) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема урока Цели урока Методы и приемы Выявление представлений о Развитие зрительных празднике школы 1 пространственных восприятий. сентября. Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка ряба» с использованием элементов драматизации. Звуки вокруг нас. Сказка «Колобок». и Беседа с опорой на иллюстрацию, составление рассказа, дорисовывание картинки по образцу и пунктирным линиям. Формирование умения определять Беседа по сказке, источник звука на слух и умение пересказ сказки с опорой слушать. Развитие моторных на иллюстрации, умений. Формирование дорисовывание рисунка графических умений. по трафарету. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Выявление представлений о Выявление представлений о цвете цвете предметов. предмета. Развитие моторных Знакомство с понятием умений. Формирование «слово» и его условно- графических умений. графическим изображением. Условно-графическая Развитие моторных умений. фиксация слова с Формирование графических последующим его умений. «чтением». Подбор слов к картинке на Развитие моторных умений. сюжет сказки «Три Формирование графических медведя». умений. Подбор слов к картинке на Развитие моторных умений. сюжет сказки «Репка» и их Формирование графических условно-графическая умений. фиксация с последующим «чтением». «Чтение» условно- Развитие моторных умений. графической записи слов по Формирование графических порядку и в разбивку к умений. картинке на сюжет «Теремок». Знакомство с понятием Развитие моторных умений. «вертикальные и Формирование графических горизонтальные линии». умений: учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях прямые линии. Знакомство с понятием Развитие моторных умений. «предложение» и его Формирование графических условно-графическим умений. изображением. Составление предложений с Имитация звуков, беседарассказ сказки, рисование по трафарету. Работа с учебником, обводка геометрических фигур по шаблону и трафарету. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Рисование линий. Работа с учебником, обводка по шаблону или трафарету. Работа с условно-графическими схемами. 13 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 последующим чтением их в условно-графической записи. Составление, кодирование и Развитие моторных умений. Работа с учебником, «чтение» предложений с Формирование графических обводка по шаблону или опорой на иллюстрацию. умений. трафарету. Работа с условно-графическими схемами. Знакомство с делением Развитие моторных умений. Работа с учебником, предложений, состоящего Формирование графических обводка по шаблону или из 2-3 слов, на слова, его умений. трафарету. Работа с условно-графическое условно-графическими изображение и «чтение». схемами. Составление предложений Развитие моторных умений. Работа с учебником, из 2-3 слов, их условно- Формирование графических обводка по шаблону или графическое изображение и умений. трафарету. Работа с «чтение». условно-графическими схемами. «Дежурство в классе». Ознакомление с предметами Работа с книгой. Работа с «Чтение» зафиксированных окружающей действительности. условно-графическими слов, соотнесение их с Развитие моторных умений. схемами. конкретными предметами. Формирование графических умений. Деление слов на слоги, Развитие моторных умений. Работа с учебником, «письмо» и «чтение» слов Формирование графических обводка по шаблону или слитно и по слогам. умений. трафарету. Работа с условно-графическими схемами. Выделение звука (А) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. условно-графическим его в условно-графическом Показ написания буквы. изображением в схеме изображении. Развитие моторных Упражнения. слова. умений. Выделение звука (У) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. условно-графическим его в условно-графическом Показ написания буквы. изображением в схеме изображении. Развитие моторных Упражнения. слова. умений. Выделение звука (О) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. условно-графическим его в условно-графическом Показ написания буквы. изображением в схеме изображении. Развитие моторных Упражнения слова. умений. Выделение звука (М) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. условно-графическим его в условно-графическом Показ написания буквы. изображением в схеме изображении. Развитие моторных Упражнения. слова. умений. Выделение звука (С) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. условно-графическим его в условно-графическом Показ написания буквы. изображением в схеме изображении. Развитие моторных Упражнения слова. умений. Выделение звука (Н) в Формирование умения выделять Работа с учебником. начале слова, фиксация его звук в начале слова и фиксировать Объяснение. 14 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 условно-графическим изображением в схеме слова. Дифференциация и условно-графическая запись слов, сходных по звучанию. его в условно-графическом изображении. Развитие моторных умений. Формировать умения различать сходных по написанию слов и уметь их условно-графически записать. Развитие моторных умений. Составление предложений Развитие моторных умений. из 2-3 слов по Сказке Формирование графических «Заячья избушка», их умений. условно-графическая запись. Знакомство с некоторыми Учить выполнять рисунки, сходных элементами рукописных по конфигурации с элементами букв. печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Контрольная работа. Учить выполнять рисунки, сходных Знакомство с некоторыми по конфигурации с элементами элементами рукописных печатных и письменных букв, в букв. пределах строки тетради. Работа над ошибками. Развитие моторных умений. Письмо строчной и Формирование графических заглавной буквы Аа. умений. Письмо строчной заглавной буквы Уу. и Развитие умения писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо Развитие умения списывать с звукоподражательных слов печатного и рукописного текстов Ау, Уа, ау,уа. прочитанные и разобранные слоги. Письмо строчной заглавной буквы Мм. Письмо открытых закрытых слогов изученными буквами. и Развитие моторных умений. Формирование графических умений. и Учить писать строчные и прописные с буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление написания Учить списывать с печатного и букв Аа, Уу, Мм. рукописного текстов прочитанные и Закрепление написания разобранные слоги. открытых и закрытых слогов с буквами Аа, Уу, Мм. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Оо. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо обратных и прямых Учить списывать с печатного и слогов с буквами Аа, Уу, рукописного текстов прочитанные и Мм, Оо. разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических Показ написания буквы. Упражнения Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Работа с учебником. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 15 умений. 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 Письмо строчной заглавной буквы Xx. и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление написания Учить списывать с печатного и обратных и прямых слогов с рукописного текстов прочитанные и буквами Аа, Уу, Мм, Оо, разобранные слоги и слова. Хх. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Cc. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление написания Учить списывать с печатного и обратных и прямых слогов с рукописного текстов прочитанные и изученными буквами. разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Нн. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить писать строчные и прописные слов. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной буквы Ы. Учить писать строчную букву Ы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Лл. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Вв. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 16 Письмо изученных слогов и слов. 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Ии. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Шш. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и Самостоятельная работа. разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Практические упражнения в Учить списывать с печатного и написании слов со слогом рукописного текстов прочитанные и ШИ. разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Пп. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить писать под диктовку с слов. печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 17 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Письмо строчной заглавной буквы Тт. и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Кк. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо изученных слогов и Учить списывать с печатного и слов. рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги и слова. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Зз. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (З) Развитие моторных умений. и (С). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Рр. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (Р) Развитие моторных умений. и (Л). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и Самостоятельная работа. прописные буквы Письмо строчной буквы Й. Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (И) Развитие моторных умений. и (Й). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Жж. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков Развитие моторных умений. (Ж) и (Ш). Письмо Формирование графических изученных слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 18 67 68 69 70 71 72 73 Письмо строчной заглавной буквы Бб. и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (Б) Развитие моторных умений. и (П). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Дд. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (Д) Развитие моторных умений. и (Т). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы Контрольная работа: Учить списывать с печатного и списывание текста с рукописного текстов прочитанные и изученными слоговыми разобранные слоги, слова и структурами. предложения. Работа над ошибками. Учить писать строчные и прописные Письмо строчной и буквы. Развитие моторных умений. заглавной буквы Гг. Формирование графических умений. Дифференциация звуков (Г) Развитие моторных умений. и (К). Письмо изученных Формирование графических слогов и слов. умений. Учить писать строчные и прописные буквы Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Письмо строчной буквы Ь. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 74 75 76 77. 78 Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Письмо строчной заглавной буквы Ее. и Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Учить списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слоги, слова и предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 19 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Письмо строчной заглавной буквы Яя. и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Развитие моторных умений. материала. Письмо Формирование графических изученных букв, слогов, умений. Учить писать строчные и слов. Дифференциация букв прописные буквы А и Я. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Юю. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить списывать с печатного и материала. Письмо рукописного текстов прочитанные и изученных букв, слогов, разобранные слоги. Развитие слов. Дифференциация букв моторных умений. Формирование У и Ю. графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Ёё. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить списывать с печатного и материала. Письмо рукописного текстов прочитанные и изученных букв, слогов, разобранные слоги, слова и слов. предложения. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Чч. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить списывать с печатного и материала. Письмо рукописного текстов прочитанные и изученных букв, слогов, разобранные слоги, слова и слов. Практические предложения. Формирование упражнения в написании графических умений. слов с ЧА и ЧУ. Письмо строчной и Учить писать строчные и прописные заглавной буквы Фф. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить списывать с печатного и материала. Письмо рукописного текстов прочитанные и изученных букв, слогов, разобранные слоги, слова и слов. Практические предложения. Формирование упражнения в написании графических умений. слов с ЧА и ЧУ, ЖИ и ШИ. Закрепление пройденного Развитие моторных умений. материала. Письмо Формирование графических изученных букв, слогов, умений. Учить писать строчные и слов. Дифференциация букв прописные буквы В и Ф. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 20 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Письмо строчной заглавной буквы Цц. и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Административная Проверить знания и умения контрольная работа за год. учащихся по изученному материалу. Списывание. Работа над ошибками. Учить писать строчные и прописные Закрепление пройденного буквы. Развитие моторных умений. материала. Письмо Формирование графических изученных букв, слогов, умений. слов. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Контрольное списывание Письмо строчной заглавной буквы Ээ. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения и Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного материала. Письмо изученных букв, слогов, слов. Практические упражнения в написании слов с ЧА и ЧУ. Письмо строчной и заглавной буквы Щщ. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить писать строчные и прописные материала. Письмо буквы. Развитие моторных умений. изученных букв, слогов, Формирование графических слов. Практические умений. упражнения в написании слов с ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Письмо строчной буквы Ъ. Учить писать строчные и прописные буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Написание слов с Ь и Ъ Учить писать строчные и прописные знаками. буквы. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. Закрепление пройденного Учить писать строчные и прописные материала. Письмо буквы. Развитие моторных умений. изученных букв, слогов, Формирование графических слов. умений. Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Рассказ. Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения Объяснение. Показ написания буквы. Упражнения 21 Список литературы Основная: Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с. Ч.2/ А.К. Аксенова, С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2020г. – 111 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Дополнительная: Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению и математике (к учебным планам для С(К)ОУ VIII вида /И.В. Барякина, Е.С. Будникова, Е.А. Екжанова…. – М.: ИИУМЦ «Образование», 2015. – 197 с. 22