1 Пояснительная записка Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями, предполагает формирование у них коммуникативно речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражает не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции. Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного материала и отработки необходимых умений. Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) 2 обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: получение обучающимися начальных навыков грамотного письма на основе изучения ряда грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Задачи: • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); 3 • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной коммуникации; • обучение элементарно грамотному и аккуратному письму; • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Коррекционная направленность обучения на уроках русского языка предполагает: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления; - коррекцию нарушений эмоционально – личностной сферы; - обогащение активного словаря. Формирование жизненной компетенции: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации; - дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; - осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Межпредметные связи. Занятия на уроках русского языка продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, рисованием, музыкой и ручным трудом. В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений, умений работать по образцу, по памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие. Основные направления коррекционной работы: • развитие артикуляционной моторики; • коррекция речи и мышления; • коррекция фонематического слуха; • коррекция звукового и зрительного восприятия; • коррекция мышц мелкой моторики; 4 • • коррекция познавательных процессов; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы. Содержание программы учебного предмета «Русский язык» в 4 классе Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости — мягкости, звонкости — глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, и, к>, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»), Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по делает ? что делают ? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-пред- метами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей). Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. 5 Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объёму изложений и сочинений (3—4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания. Обучающиеся должны знать: алфавит. гласные и согласные буквы и звуки; правила написания предложения; знать названия предметов, действий, признаков; правописание собственных и нарицательных имен; правописание предлогов. Обучающиеся должны уметь: составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу; различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы. Межпредметные связи 1.Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами. 2.Мир природы и человека - составление связного рассказа по картинке. 3.Математика - название чисел в пределах 20, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике. 6 Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений: • формирование интереса к изучению русского языка; • коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; • овладение основами грамотного письма; • использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. Минимальный уровень: • различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; • деление слов на слоги для переноса; • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; • запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с изученными орфограммами; • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки); • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; • выделение из текста предложений на заданную тему; • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: • различение звуков и букв; • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; 7 • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов); • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью педагогического работника, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); • деление текста на предложения; • выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; • самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 8 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Учебно - методический комплект 4 класс - Якубовская Э.В., Коршунов Я.В., «Русский язык», 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 8-е издание, переработанное – М. : Просвещение, 2019. 1 часть – 96 стр, 2 часть – 93 стр. - Якубовская Э. В., «Читай, думай, пиши», рабочая тетрадь в 2-х частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) - Количество учебных часов Место учебного курса «Русский язык»: образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение предмета «Русский язык» отводится: Класс 4 Количество часов в неделю 3 Количество часов в год 102 Количество контрольных работ Вид работ Контрольное списывание Диктант Всего Всего 8 4 12 9 Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 4 класс № п/п Дата Содержание (тема, раздел) Кол–во часов Коррекционная направленность 1 четверть-24 часа Содержание 1 Инструктаж по ТБ. Выделение предложения из текста 1 Коррекция мышления, речи на основе упр-я «Составь рассказ» Повторить понятие «предложение». Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу). Правило оформления предложений на письме. 2 Предложение законченное и незаконченное 1 Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка» Правило написания предложения. Составлять простые предложения; различать слова по звуковому составу. 3 Завершение начатого предложения 1 Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» Составлять предложения с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в нач. форме. 4 Предложение и его схема. Распространение предложений. 1 Коррекция мышления, речи, Правило написания предложения. внимании на основе упр-я Заканчивать мысль и правильно записывать «Читай по ролям». предложения. 5 Порядок слов в предложении 1 Коррекция мышления, речи, Правило написания предложения. внимании на основе упр-я Восстанавливать нарушенный порядок слов в «Читай по ролям». предложении. 10 6 Выделение в предложении названий предметов, действий, признаков 1 Коррекция логического мышления на основе упря «Выбери картину» 7 Составление предложений по сюжетной картинке 1 Коррекция памяти, мышления на основе дид. игры «Угадай, какой это месяц» 8 Составление предложений по предложенной картинке 1 Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос». Составлять и записывать рассказ по серии картинок с помощью опорных слов. Делить текст на предложения и ставить нужный знак препинания. Находить в предложении главные и второстепенные слова. 9 Практическая работа «Предложение» 1 Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка» Записывать текст под диктовку с изученными орфограммами (проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне и на конце слова, обозначение на письме мягкости согласного звука ь, раздельное написание предлогов со словами, правописание жи, ши), пунктуация в конце предложения. 10 Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упр-я «Читай по ролям». Знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, отличие звука от буквы. Уметь находить слова в словаре. Расширять представление о словах, обозначающих признаки предметов. Расширять запас слов, обозначающих признаки предметов, Составлять рассказ по плану. Составлять предложения и употреблять их в письменной речи. Работать над восстановлением целого из частей, употреблять глаголы. Строить текст в определённой композиционной последовательности. Показать, как в письменном виде можно выразить содержание картинок. 11 11 Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове 1 Развитие логического мышления, памяти, речи через упр - я «Ответь на вопрос». Знать порядок букв в русской азбуке. Располагать слова в алфавитном порядке. 12 Различение ударных и безударных гласных 1 Коррекция аналитикосинтетической деятельности на основе упр-я «Расшифруй» Находить в словах ударный и безударный гласный. Закреплять умения делить слова на слоги, правильно оформлять предложения на письме. Распознавать ударный и безударный слоги в слове. 1314 Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции 2 Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». Находить ударные и безударные гласные; углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково; находить ударные и безударные гласные; углубление понятия, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково, знакомство со словарным словом «магазин». 151617 Проверка безударной гласной в слове 3 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям» Систематизировать знания обучающихся о правописании безударных гласных. Закрепить знания и практический навык обучающихся в способах проверки безударных гласных. 1819 Проверяемые и непроверяемые безударные гласные 2 Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дид. игры "Найди и прочитай" Находить в предложениях слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной и подбирать к ним проверочные слова. 12 20 21 Словарь---РОССИЯРОДИНА ТРАМВАЙ Различение твердых и мягких согласных перед гласными Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я 1 Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово - предмет» Вычленять мягкие и твёрдые согласные звуки в составе слов. Определять твёрдость и мягкость согласных на письме с помощью стоящих за ними гласных. Закреплять знания о словах- предметах; словах – действиях; словах – признаках. Распознавать предлоги (словапомощники) в предложении. 2 Коррекция мышления, внимания на основе упр-я «Озаглавь части» Построить способ обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв я, ю ,ё, е, и. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными я, ю, ё, е, и. Формирование навыка звуко- буквенного анализа слов с гласными второго ряда в разных позициях. Знакомство с новыми словарными словами. 13 22 23-24 Контрольный диктант за 1 четверть «Правописание безударных гласных.» 1 Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово - предмет» Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; согласные в корне и на конце слова; удвоенные согласные; большую букву в именах собственных (фамилии и имена); раздельно предлоги со словами; разделительный ь перед гласными, ь показатель мягкости); подбирать проверочные слова; восстанавливать порядок слов в предложении; подбирать противоположные по значению имена существительные. Анализ контрольного диктанта. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. ВДРУГ 2 Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части» Развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. Формировать понятие у учащихся о твердых и мягких согласных. Познакомить с твердыми и мягкими согласными. Различать согласные звуки по твердости и мягкости. Развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении твердых и мягких согласных звуков 2 четверть-24 часа 1 Различение твердых и мягких согласных 2 14 2 Активизация словаря по теме 1 Коррекция внимания, наблюдательности через упражнение “Квадрат из букв” Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос». 3 Написание ЖИ- ШИ, ЧАЩА, ЧУ-ЩУ в словах СПАСИБО 1 4 Инструктаж по ТБ. Написание ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА, ЧУЩУ в словах 1 Развитие логического мышления, памяти, речи через упражнения «Ответь на вопрос». 5 Различение правил правописания в словах 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упр-я «Читай по ролям». Отработка умений и навыков применения правил правописания сочетаний жи-ши, чаща, чу-щу. Правописание словарных слов. Находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Употреблять в письменной речи слова с сочетаниями жи-ши, чаща, чу-щу. Активизировать познавательной деятельности через групповую форму работы. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих. Отработка умений и навыков применения правил правописания сочетаний жиши, ча-ща, чу-щу. Правописание словарных слов. Находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Употреблять в письменной речи слова с сочетаниями жи-ши, чаща, чу-щу. Активизировать познавательной деятельности через групповую форму работы. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих. Знать изученные орфограммы. Анализировать орфограммы, подбирать слова на изученные правила. 15 6 Знакомство с разделительным мягким знаком 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Правописания слов с разделительным мягким знаком. Употреблять в словах разделительный мягкий знак. Объяснять написание разделительного мягкого знака. Развивать устойчивость внимания на основе специального упражнения «Корректурная проба»; развивать устную и письменную речь учащихся; 7 Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него 1 Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Посмотри, прочитай» Правило переноса части слова. Переносить слова с разделительным Ь знаком. 8-9 Правило правописания слов с разделительным мягким знаком . ЗДОРОВЬЕ Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. ДЕРЕВНЯ 2 Коррекция мышления на основе упражнение «Замени по смыслу» Знать правило переноса части слова. Переносить слова с разделительным Ь знаком. 1 Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» Правописания слов с разделительным мягким знаком. Правильное произношение слов и слогов разделительным мягким знаком;. Фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком. Устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком. Корригировать внимание путём нахождения слов в буквенном тексте. Коррекция и развитие связной устной и письменной речи при работе над деформированным текстом. Корригировать слуховое восприятие посредством дидактических игр «Внимательные ушки», «Четвёртый лишний» 10 16 11 Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак 1 Корригировать устную речь, память через систему вопросов. Нахождения нового способа, обозначения мягкости согласного звука на письме. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения. Умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь. Развивать орфографическую зоркость. Учить видеть слова с «ь» в середине слова. 12 Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Навыки правописания слов с разделительным мягким знаком, закрепить знания о том, что показывает разделительный мягкий знак, перед какими буквами пишется. 13 Различение звонких и глухих согласных в словах 1 Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». Дифференциация парных звонких и глухих согласных на конце слова в устной речи, проверка и правильное обозначение их на письме. Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных. Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза. Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове. 14 Наблюдение за парными согласными на конце слова РАССКАЗ 1 Развитие памяти, внимания на основе игры «Кто быстрее». Находить способ проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова. Добиваться от детей осознанной проверки как звонких, так и глухих согласных; формировать навык грамотного письма. 17 15 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 1 Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упр-я «Перескажи». 16-17 Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова 2 Способствовать коррекции мышления, через упражнение «Пословицы». 18-19 Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных . ЧЕЛОВЕК 2 Корригировать устную речь, память через систему вопросов. Находить способ проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова. Добиваться от детей осознанной проверки как звонких, так и глухих согласных; формировать навык грамотного письма. Различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обнаруживать орфограммы; уметь применять правило Повторить ранее изученные орфограммы и закрепить их написание. Отработать навык распознавания орфограмм и ее поверки; добиваться осознанного применения изученного правила. Развивать связную речь детей на основе построения предложений по сюжетной картинке, деформированному тексту. Обогащать словарь. 18 20 Контрольный диктант за 2 четверть. «Написания звонких и глухих согласных на конце слова» 1 21 Анализ контрольного диктанта. 1 2223-24 Правила правописания в слове. Закрепление знаний. 3 Развитие памяти, на основе игры «Кто быстрее». Писать на слух текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне слова; глухие согласные в корне слова; сочетания чк; имена собственные (названия праздников); раздельно слова с предлогами; мягкий знак показатель мягкости); подбирать проверочные слова; составлять предложение из заданных слов; подбирать слова, отвечающие на вопрос что?; определять ударные и безударные гласные; находить и подчёркивать главные члены предложения. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово - предмет» Повторить ранее изученные орфограммы и закрепить их написание. Отработать навык распознавания орфограмм и ее поверки; добиваться осознанного применения изученного правила. Развивать связную речь детей на основе построения предложений по сюжетной картинке, деформированному тексту. Обогащать словарь. 3 четверть -30 часов 19 1 Название предметов, действий и признаков 1 Коррекция логического мышления через отгадывание загадок. Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названия действий; закреплять умения учащихся находить данные слова в тексте по вопросам кто? что? что делает? 2 Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? ЛЯГУШКА 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Выделять из всех слов слова предметы и ставить к ним вопрос: кто? или что? Учить образовывать слова родственники от слова - предмета. Развивать и корригировать устную и письменную речь, умение правильно ставить вопрос к словам предметам, развивать внимание. 3 Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего? 1 Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. Различение названий предметов по вопросам; соотнесение вопроса и ответа. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, воспроизведении. 4 Различение названий предметов по вопросам Кому? Чему? 1 5 Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем? 1 Коррекция мыслительной деятельности, памяти на основе дид. игры "Найди и прочитай" Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» 6 Различение названий предметов по вопросам О ком? О чем? 1 Различение названий предметов по вопросам; соотнесение вопроса и ответа. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, воспроизведении. Различение названий предметов по вопросам; соотнесение вопроса и ответа. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, воспроизведении. Различение названий предметов по вопросам; соотнесение вопроса и ответа. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении, воспроизведении. Коррекция логического мышления, речи на основе упражнения «Закончи предложения» 20 7 Выделение названий предметов в предложении 1 Коррекция Формировать знания о словах эмоциональной сферы через названиях предметов, умение правильно ставить упр. «Улыбка» вопросы к ним. Корригировать и развивать память, внимание, вербальное восприятие, орфографическую зоркость, мелкую моторику через игровые упражнения; речь через комментирование действий. 8 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных . ФАМИЛИЯ Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц 1 Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Ответь на вопрос» Коррекция вербальной памяти на основе упражнений «Назови слово-предмет» Название предметов. Закрепление знаний. 1 9-10 11 2 Обобщить знания и умения по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных» Отработка навыков написания названия городов, сёл, деревень, улиц. Писать названия с большой буквы; обобщить знания об употреблении большой буквы в именах собственных; Развивать кругозор детей, умение работать в группе и в паре. Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Найди описание» 21 12 Контрольный диктант «Предлоги» 1 Коррекция логического Писать на слух текст с изученными орфограммами мышления через упражнение (безударные гласные в корне слова путём подбора «Назовите лишний предмет» родственных слов и путём изменения формы слова; парные согласные в корне и на конце слова; удвоенные согласные в корне слова; слова с разделительным мягким знаком); выделять главные члены предложения; подбирать вопросы к словам, обозначающим предмет, действие и признак; образовывать слова от предложенных корней; в составлении предложений; записывать свой адрес. 13 Анализ контрольного диктанта 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». 14-15 Постановка вопросов к названиям признаков предмета 2 Коррекция эмоциональной сферы через упр. «Улыбка» 16-17 Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. КОСТЮМ 2 Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» Определение признаков предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? Определение признаков предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие? Правильно, ставить вопросы к словам, обозначающие признаки предмета. Упражнять учащихся в постановке вопросов к словампризнакам; разъяснить учащимся, что один и тот же предмет может иметь ряд признаков; развивать воображение, речь навыки грамотного каллиграфического письма. Уточнить понятие о словах, обозначающих признаки предмета, упражнять в постановке вопросов к словам-признакам, подборе признаков к предметам; учить выделять признаки среди других слов, 22 18-19 20 21-22 Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета МАГАЗИН 2 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Упражнять в определении предметов по их признакам; развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов. Задавать вопросы к словам - признакам. Определение предмета по его признакам 1 Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упр-я «Расскажи». Формировать умение подбирать и называть ряд признаков данного предмета и определять предмет по ряду признаков. Упражнять в определении предметов по их признакам; развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов. Задавать вопросы к словам признакам. Различение названий предметов, действий, признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. МЕТРО 2 Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» Представления о словах – названиях предметов, действий, признаков предмета. Навык их практического употребления, различения. Развитие памяти, внимания на основе игры «Кто быстрее». Задавать смысловые вопросы к предложению. Анализировать контекст и выделять нужное слово для составления вопроса. Уточнить представления учащихся о функционировании вопросительных слов в предложении. 23 Коррекция логического Закрепить знания учащихся о словах, мышления через упражнение обозначающих признаки предмета; формировать у «Назовите лишний предмет» учащихся умение распространять предложение словами, обозначающими признаки предмета. Закрепить, систематизировать, обобщить знания о словах, обозначающих признаки предмета. Корригировать внимание путем выполнения упражнений, направленных на развитие зрительного, произвольного внимания. Формировать грамматический строй речи учащихся, через составление, распространение предложений, согласование слов. Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета 2 Контрольный диктант за 3 четверть. Различение названий предметов, действий, признаков Анализ контрольных работ 1 27 Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА со словами 2 Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». 28 Предлог ИЗ со словами 1 Развитие памяти, внимания на основе игры «Кто быстрее». 23-24 25 26 Формировать представление о функциональной семантической роли предлога как части речи. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи. Формировать представление о функциональной семантической роли предлога как части речи. 24 29 Предлог ЗА со словами 1 30 Предлог БЕЗ со словами БИЛЕТ 1 Развитие логического мышления на основе игры «Угадай» Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «Сравни» Упражнять в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи. Формировать представление о функциональной семантической роли предлога как части речи. 4 четверть-24 часа 1 Предлог ДО со словами 1 Коррекция памяти на основе упражнения «Назови клички» Упражнять детей в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи. 2 Предлог ПРО со словами 1 Упражнять детей в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи. 3 Предлоги. Закрепление знаний. ШЕЛ 2 Коррекция памяти на основе упражнения «Назови клички» Коррекция памяти на основе чтения стихотворения наизусть. 4 Выделение предложений из текста 1 Формировать представление о функциональной семантической роли предлога как части речи. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов в устной и письменной речи. Научить выделять предложения из текста. Коррекция аналитико синтетической деятельности Закрепить понятие «предложение». Формировать умение на основе упражнения определять границы предложения. «Расшифруй» Корригировать и развивать связную письменную речь при работе над деформированным текстом. 25 Деление текста на предложения ВОКЗАЛ 2 Развитие памяти, внимания на основе игры «Кто быстрее». Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках. Систематизировать знания детей о понятиях слово, предложение, текст. Развивать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение, контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации; Завершение начатого предложения . АПТЕКА 1 Коррекция внимания, мышления на основе упря «Найди и прочитай» Находить границы предложения в непунктированном тексте по интонации и смысловым вопросам. Закрепить навык правильного оформления предложения на письме. Формирование навыка полного ответа на поставленный вопрос. 7-8 Порядок слов в предложении КВАРТИРА 2 Коррекция мышления, внимания на основе упр-я «Раздели на части» Знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия). Устранять речевые ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении. 9-10 Связь слов в предложении 2 Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Объясни» Находить в предложении главные и второстепенные члены, устанавливать зависимость между словами в предложении с помощью вопросов, определять падежи имен существительных; повторить правописание приставок и предлогов. 5 6 26 11 12 Вопросительные предложения . 2 Коррекция речи, памяти на основе упражнения «Расскажи» Познакомить с вопросительными предложениями, развивать умения определять вид предложения по интонации, правильно расставлять знаки препинания в конце предложений. 13 Восклицательные предложения . 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Познакомить с понятием «виды предложений по интонации» и их пунктуационным оформлением. Формировать умение распознавать виды предложений по интонации и правильно их пунктуационно оформлять. Разные по интонации предложения 2 Коррекция внимания, памяти на основе игры «Угадай-ка» Формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные , побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); развивать умение находить их в тексте и составлять самостоятельно; развивать устную и письменную речь 14-15 27 16 Контрольный диктант за год «Повторение изученных орфограмм» 1 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упр-я «Читай по ролям». Записывать текст под диктовку с изученными орфограммами (проверяемая и непроверяемая безударная гласная в корне слова; глухая согласная в корне и на конце слова; правописание жи, ши, ча, ща и сочетания чк; раздельное написание предлогов с другими словами; большая буква в именах собственных (имена людей и клички животных); правописание разделительного мягкого знака); выделять и подчёркивать главные и второстепенные члены предложения; находить гласные и согласные в словах; выделять ударные и безударные слоги; составлять предложения по предложенной теме. 17 Анализ контрольного диктанта. 1 18-19 Повторение Правописание гласных и согласных в слове 2 Коррекция памяти, мышления на основе дид. игры «Угадай, какой это месяц». Находить слова с безударными гласными и парными согласными, подбирать проверочные слова. Развитие внимания, монологической и диалогической речи учеников, фонематического слуха. 20-21 Названий предметов, действий, признаков 2 Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Читай по ролям». Различать слова обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. Задавать вопрос к словам обозначающие предмет, действие, признак. Развивать речь, умение отвечать полным предложением. 28 22-24 Предложение. Различение предложений по интонации 3 Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее буква, слог, слово». Учить правильному составлению предложения. Закрепить знания детей о правилах построения и оформления предложений. Различать предложения по интонации и правильно ставить знаки препинания. Повторить написания словарных слов. Работать со схемой предложения; Контрольные работа по русскому языку 1 четверть. Диктант. На озере. В конце сентября стояла чудесная погода. Ребята отправились на озеро рыбачить. Озеро было синим. Берега его поросли деревьями. Листва уже облетела. Лучи солнышка освещали воду. Наступил вечер. Рыба клевала хорошо. Ребятишки таскали из озера окуньков. На ужин была вкусная ушица. (40 слов) 2 четверть. Диктант. Ёлка. Было ясное морозное утро. Окна покрылись снежными узорами. В комнату принесли ёлку. В доме запахло хвоей. Ребята стали наряжать ёлку. Они повесили яркие игрушки. На верхушку мальчики укрепили звезду. Ёлка ожила. Она засияла огнями. Скоро сюда придёт много детей. Они будут водить хоровод возле лесной красавицы. (46 слов) 3 четверть. Диктант. Весна. Яркое солнышко блестит над землёй. Дорожки в саду сохнут. Зеленеют берёзы у крыльца. Птички кричат и вьют гнёзда. Пчёлы кружат над цветами. Они пьют сладкий сок. На полях идёт дружная работа. На огороде трудится наш класс. Андрюша и Ваня несут лопаты. Мы будем сажать деревья. Весело дружно работать! (48 слов) Контрольная работа по русскому языку за год Диктант. Гроза. 29 Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка и деревья освежились. Как всё кругом стало радостно! (55 слов) Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. Оценка письменных работ. Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты. Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ: I класс — 8-10 слов; II класс — в начале учебного года 10 -12 слов, к концу года 16 - 18 слов; III класс — 20-25 слов; IV класс — 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Диктанты «5» — работа выполнена без ошибок; «4» — 1 -3 ошибки; «3» — 4 - 5 ошибок; «2» — 6 - 8 ошибок; Грамматические задания «5» — безошибочное выполнение всех заданий; «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания; «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания; «2» — не выполнено большинство грамматических заданий. Контрольные списывания «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма; «4» — 1 ошибка и одно исправление; «3» — 2 ошибки и одно исправление; «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления. 30 31 32