1 кл. Чтение 24-25 уч. год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение»
разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка
получения
общего
образования
лицами
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской
области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. №
270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях,
находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
«Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. №
61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10. Устав
государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый

2

приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Цели и задачи образования
Обучение грамоте в школе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение
ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Эффективность дальнейшего
обучения обучающихся всем другим предметам школьного курса напрямую
зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Поэтому чтение и
развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Целью уроков чтения в младших классах является: обучение обучающихся
чтению доступного пониманию текста вслух и про себя, осмысленному
восприятию прочитанного.
Основные задачи
 Осознавать значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций.
 Формировать и развивать технику чтения, осознанного чтения доступных
по содержанию и возрасту литературных текстов.
 Формировать коммуникативные навыки в процессе чтения литературных
произведений.
Основные направления коррекционной работы:
 развивать зрительное восприятие и узнавание;
 обогащение словаря;
 развивать мелкую моторику рук;
 развивать пространственные представления и ориентации;
 развивать основные мыслительные операции: умение анализировать,
обобщать, группировать, систематизировать даже
элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
 развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
 развивать познавательную деятельность;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
При составлении программы использованы учебники, входящие в
Федеральный
перечень
учебников,
допущенных
и
рекомендованных
Министерством образования и науки РФ:
Добукварный период.
Основные задачи добукварного периода:
3

 подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками
чтения и письма;
 привить интерес к обучению;
 выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию
произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц
рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых
упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Ведется работа по формированию правильной артикуляции и дикции,
соответствующего темпа и ритма речи; совершенствование произносительной
стороны речи осуществляется через артикуляционные упражнения для губ, языка,
нёба, щек и т. д.
Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом
обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения,
короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами.
Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум),
после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении
слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему
усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов
поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое
внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного
материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения
чтению является чтение по следам анализа.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Чтение» Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская школа для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», реализующего
адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной
и
тяжелой
умственной
отсталостью,
получающих
образование
по
индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету рассчитан на 3 часа в
неделю, 99 часов в год.
Планируемые результаты
4

Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования
обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным
языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение
русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о
языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной
культуры и основе национального самосознания.
Личностные
 положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
 проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
 расширение представлений о многообразии окружающего мира;
 доброжелательное
отношение
к
одноклассникам,
сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
 первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
 умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
опираясь на вопросы учителя;
 совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий
одноклассников;
 слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
 ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в
условных обозначениях);
 с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в
Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном
приложении к Букварю);
 под руководством учителя работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
 осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
Букваре и учебных пособиях;
 понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
 слушать собеседника и понимать речь других;
 оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких
предложений);
 принимать участие в диалоге;
 принимать участие в работе парами и группами;
 оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать
в общении правила вежливости.
Предметные:
 иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
 различать и узнавать звуки окружающей действительности;
 дифференцировать неречевые и речевые звуки;

5

 иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква,
слово, предложение);
 уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
 преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в
словесную форму под руководством учителя;
 классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать
лишний предмет;
 понимать и показывать пространственное расположение фигур;
 подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет
и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные
принадлежности и др.);
 слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
 пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
 понимать различие между звуками и буквами;
 устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
 различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
 различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова
на слоги;
 различать слово и предложение, слово и слог;
 определять количество слов в предложении, вычленять слова из
предложения;
 осознавать слово как единство звучания и значения;
 соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
 определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
 соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим
схемам;
 составлять предложения из данных слов;
 составлять предложения по схеме;
 читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
 ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным
для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 читать текст после предварительного анализа;
 отвечать на вопросы учителя по прочитанному
тексту;
 читать текст вслух;
 выделять главных действующих героев с
помощью учителя;
 читать небольшие диалоги по ролям (после
предварительного разбора) с помощью учителя;
 выразительно читать наизусть 2-3 стихотворения.

Минимальный уровень
 осознанно читать текст вслух по слогам;
 пересказывать содержание прочитанного текста с
помощью учителя;
 участвовать в коллективной работе с помощью
учителя;
 выразительно читать наизусть 2-3 коротких
стихотворения.

6

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными
результатами
Достаточный уровень.
Обучающиеся в ходе обучения испытывают небольшие трудности. Они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают
изучаемый материл, но сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются.
Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Обучающиеся
допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
Скорость чтения в норме, или чуть выше нормы. Прочитанное понимают, но при
пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев.
Минимальный уровень.
Обучающиеся с трудом овладевают навыками чтения, скорость чтения ниже
нормы. Читают по слогам, при чтении допускают большое количество ошибок, не
соблюдают смысловые паузы. Отвечают на вопросы и пересказывают содержание
прочитанного с помощью учителя; при чтении наизусть не знают большей части
текста, читают невыразительно.
Является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня
овладения предметными результатами по всем или большинству учебных
предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с
согласия родителей (законных представителей) школа может перевести
обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:
определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»),
направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный
предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по
его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки
музыкальных детских инструментов и др. Соотнесение звуков окружающего мира
с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит
собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори
все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим
изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными
предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих
предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условнографической схемой.
7

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок
повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др. Выделение слова
из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения
условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их
условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с
последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На
полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным
выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля,
Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов
по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и
т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок
стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка
четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и
т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с]
— [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков обучающихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при
акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука
условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на
натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий. Различение и
называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый,
черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных
полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение
коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений
знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по
заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М,
Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их
последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур
(2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений
знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое
усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа —
8

слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части:
елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения
последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в
сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из
кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной
характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и
разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок,
разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков
животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов,
сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку,
карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в
альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий;
расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение
линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от
трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке
фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и
письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка —
заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с
закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по
трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение и письмо)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение
правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах,
выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова,
начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя
(«Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение
звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения
звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды.
Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, уа), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов.
Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание
слогов.

9

Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма —
на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с
последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с
предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога:
мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение
предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса
учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш,
Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или
согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание
гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой,
определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з],
[х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с
мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а
также с и — й, (мои — мой).
Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с
твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит,
соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое
проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много
предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным
материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и
синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением
прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации
учителя при устном повторении предложения обучающимся.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы.
Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к
картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса
учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч,
Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулирование звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное
обозначение их в схеме.

10

Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и
мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц],
[ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее
слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в
начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3
слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с
имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как
сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов,
предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации
к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по
вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Тематическое планирование
Раздел и темы
учебного предмета, курса
Раздел 1. Добукварный период
 Развитие слухового внимания, фонематического слуха,
звукового анализа (слово, предложение, слог (часть слова),
звук).
 Развитие зрительного и пространственного восприятия.
 Развитие моторных умений.
Раздел 2. Букварный период
1 этап.
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл,
Вв, Ии.
2 этап.
Изучение звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк Зз, Рр, й, Жж, Бб,
Дд, Гг, ь.
3 этап.
Изучение звуков и букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ,
Щщ, ъ.
Итого

Количество
часов

Виды учебной деятельности (практич
лабораторные работы, творчески
практические задания, экскурсии и
формы занятий, используемые при обу

25 ч

Формы занятий:
--индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификаци

74 ч

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной литературой;
-работа с раздаточным материалом;
-выполнение заданий по классификаци

99 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Технические средства обучения
 Компьютер

11

 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий,
учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.
Учебные пособия:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред.
И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. Аксенова,
С.В. Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с. и 111 с.
Учебно-практическое оборудование:
 касса букв и слогов;
 раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки,
природный материал, геометрические фигуры и тела);
 наборы предметных и сюжетных картинок;
 карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
 слоговые таблицы;
 дидактические игры;
 образцы написания букв;
 мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
 конструктор.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает
описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка
в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований,
сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте,
образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки
личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС

12

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной
(жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов
оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки
личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в
индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной)
компетенции учащегося, что позволяет не только представить полную картину
динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии
с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и
критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать гуманизации
обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и
учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует
более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая
психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп
работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических
процессов.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в
следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный).

13

Контроль и учет предметных достижений обучающихся

№ п/п

№
урока

Дата проведения
план

Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.

факт

4 четверть
1.

89.

Административный контроль. Проверка техники чтения. Чтение текста «Чучело».
Итого: 1 ч

Календарно - тематическое планирование «Чтение» (3 часа в неделю, всего 99 часов)
№
урока

1

2

3.

4

5

6

7

8

9

дата

Тема урока

Цели урока

Выявление представлений о празднике Познакомить обучающихся с классом и
школы 1 сентября. Звуки вокруг нас.
школой, с режимом дня.
Различение неречевых звуков окружающей
действительности. Воспроизведение сказки
«Курочка
ряба»
с
использованием
элементов драматизации.
Звуки вокруг нас. Сказка «Колобок».
Выявление
представлений
о
цвете
предметов. Знакомство с понятием «слово»
и его условно-графическим изображением.

Методы
и приемы

Словарь

Беседа с опорой на иллюстрацию,
составление рассказа, дорисовывание
картинки по образцу и пунктирным
линиям.
Формирование умения определять источник Беседа по сказке, пересказ сказки с
звука на слух и умение слушать. опорой на иллюстрации, дорисовывание
Систематизировать знания о сказке с рисунка по трафарету.
использованием элементов драматизации.
Формирование речевых навыков. Развитие Имитация звуков, беседа-рассказ сказки,
слухового восприятия и речевого слуха
рисование по трафарету.
Познакомить обучающихся с понятием слово Работа
с
учебником,
обводка
(способствовать усвоению термина слово) и геометрических фигур по шаблону и
его условно-графическим изображением.
трафарету.

Условно-графическая фиксация слова с Формирование понятия «слово» с его
последующим его «чтением».
условно-графическим
изображением
с
последующим «чтением» в разбивку и по
порядку.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки Формирование понятия слова с его условно«Три медведя».
графическим изображением с последующим
«чтением» в разбивку и по порядку.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки
«Репка»
и
их
условно-графическая
фиксация с последующим «чтением».
«Чтение» условно-графической записи слов
по порядку и в разбивку к картинке на
сюжет «Теремок».

Формирование понятия слова с его условнографическим изображением с последующим
«чтением» в разбивку и по порядку.
Формирование понятия слова с его условнографическим изображением с последующим
«чтением» в разбивку и по порядку.

Знакомство с понятием «вертикальные и
горизонтальные линии».

Ознакомление с предметами окружающей
действительности. Формирование речевых
навыков. Развитие слухового восприятия и

школа,
учитель,
обучающи
йся
сказка,
«Курочка
Ряба»,
яичко
сказка,
Колобок
предмет,
цвет
предмета,
шаблон,
трафарет
Работа с учебником, обводка по шаблону шаблон,
или трафарету.
трафарет,
композици
я
Работа с учебником, обводка по шаблону сказка
или трафарету.
«Три
медведя»,
сюжет
Работа с учебником, обводка по шаблону сказка
или трафарету.
«Репка»,
сюжет
Работа с учебником, обводка по шаблону «чтение»,
или трафарету.
шаблон,
трафарет,
«Теремок»
Работа с учебником, обводка по шаблону
или трафарету.

15

речевого слуха

10

11

12

13

14

15

16

17.

Знакомство с понятием «предложение» и
его условно-графическим изображением.
Составление предложений с последующим
чтением их в условно-графической записи.
Составление, кодирование и «чтение»
предложений с опорой на иллюстрацию.

Формирование понятия «предложение» с его
условно-графическим
изображением
с
последующим «чтением» в разбивку и по
порядку.
Ознакомление с предметами окружающей
действительности. Формирование речевых
навыков. Развитие слухового восприятия и
речевого слуха.
Знакомство с делением предложений, Формирование
представлений
о
состоящего из 2-3 слов, на слова, его предложении, способствовать развитию речи
условно-графическое
изображение
и обучающихся, развитие умения подбирать
«чтение».
изображения для обозначения речи, обучение
правильному
согласованию
слов
в
предложении.
Составление предложений из 2-3 слов, их Формирование
представлений
о
условно-графическое
изображение
и предложении, способствовать развитию речи
«чтение».
обучающихся, развитие умения подбирать
изображения для обозначения речи, обучение
правильному
согласованию
слов
в
предложении.
«Дежурство
в
классе».
«Чтение» Ознакомление с предметами окружающей
зафиксированных слов, соотнесение их с действительности. Формирование речевых
конкретными предметами.
навыков. Развитие слухового восприятия и
речевого слуха.
Деление слов на слоги, «чтение» слов Познакомить
обучающихся
с
слитно и по слогам.
представлением о слоге, слове, предложении.

Работа с учебником, обводка по шаблону
или трафарету. Работа с условно- «предложе
графическими схемами.
ние»
Работа с учебником, обводка по шаблону
схема,
или трафарету. Работа с условноиллюстрац
графическими схемами.
ия
Работа с учебником, обводка по шаблону
или трафарету. Работа с условнографическими схемами.
предложен
ие
Работа с учебником, обводка по шаблону
условноили трафарету. Работа с условнографическ
графическими схемами.
ое
изображен
ие
Работа с книгой. Работа с условнографическими схемами.

дежурный

Работа с учебником, обводка по шаблону
или трафарету. Работа с условнографическими схемами.
Выделение звука (А) в начале слова, Познакомить обучающихся со звуком, с Работа с учебником. Выделение звука в
аист,
фиксация
его
условно-графическим условным обозначением звука. Формировать слове.
автобус,
изображением в схеме слова.
умения выделять звук в слове и его условно- Обозначение звука графически.
арбуз
графическим изображением.
Выделение звука (У) в начале слова, Познакомить обучающихся со звуком, с Работа с учебником. Выделение звука в
утка
фиксация
его
условно-графическим условным обозначением звука. Формировать слове.
удочка,
изображением в схеме слова.
умения выделять звук в слове и его условно- Обозначение звука графически
уши
графическим изображением.

16

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Выделение звука (О) в начале слова,
фиксация
его
условно-графическим
изображением в схеме слова.

Познакомить обучающихся со звуком, с
условным обозначением звука. Формировать
умения выделять звук в слове и его условнографическим изображением.
Познакомить обучающихся со звуком, с
условным обозначением звука. Формировать
умения выделять звук в слове и его условнографическим изображением.
Познакомить обучающихся со звуком, с
условным обозначением звука. Формировать
умения выделять звук в слове и его условнографическим изображением.
Познакомить обучающихся со звуком, с
условным обозначением звука. Формировать
умения выделять звук в слове и его условнографическим изображением.
Формировать умения различать сходных по
звучанию слов и уметь их условнографически записать.

Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически

Составление предложений из 2-3 слов по Формирование
представлений
о
Сказке «Заячья избушка», их условно- предложении, способствовать развитию речи
графическая запись.
обучающихся, развитие умения подбирать
изображения для обозначения речи, обучение
правильному
согласованию
слов
в
предложении.
Знакомство с некоторыми элементами Учить выполнять рисунки, сходных по
рукописных букв.
конфигурации с элементами печатных и
письменных букв, в пределах строки тетради.
Знакомство с некоторыми элементами Учить выполнять рисунки, сходных по
рукописных букв.
конфигурации с элементами печатных и
письменных букв, в пределах строки тетради.
Букварный период (74 ч.)
Изучение звука и буквы Аа.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически

Выделение звука (М) в начале слова,
фиксация
его
условно-графическим
изображением в схеме слова.
Выделение звука (С) в начале слова,
фиксация
его
условно-графическим
изображением в схеме слова.
Выделение звука (Н) в начале слова,
фиксация
его
условно-графическим
изображением в схеме слова.
Дифференциация и условно-графическая
запись слов, сходных по звучанию.

озеро,
облако,
овцы

Работа с учебником. Выделение звука в
машина,
слове.
мышка,
Обозначение звука графически
малина
Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически
Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически
Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически

Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически
Работа с учебником. Выделение звука в
слове.
Обозначение звука графически
Работа с книгой

стакан,
самолёт,
санки,
собака
ножницы,
нос, Нина,
носки
осы-косы,
усы-бусы,
рот-крот,
лапа-лампа
«Заячья
избушка»

рукописна
я буква
рукописна
я буква
звук
буква
большая
буква

17

Изучение звука и буквы Уу.
27

Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа
28

29

30

31

32

33

34

35

Учить выделять и четко произносить звук в Выделение звука в слове.
слове Развитие слухового восприятия и Обозначение звука графически
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Формирование
речевых
навыков.
Формирование фонематического восприятия
и речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Звук и буква Мм.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Составление и чтение обратных (закрытых) Учить
читать
слова
с
протяжным
слогов с буквой М (ам, ум).
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Составление и чтение обратных (закрытых Учить
читать
слова
с
протяжным
ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов. произношением.
Развитие
слухового
Закрепление пройденного материала.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Оо.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Составление и чтение обратных и прямых Учить
читать
слоги
с
протяжным
слогов с буквами Аа, Уу, Мм, ОО.
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия.
Звук и буква Хх.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Составление и чтение обратных и прямых Формирование
речевых
навыков.
слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Формирование фонематического восприятия
Закрепление пройденного материала.
и речевого слуха. Развитие зрительного

слог

Работа с книгой
слово
азбука
Работа с книгой
медведь
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

предложен
ие

Работа с книгой
телёнок
Работа с книгой
овца обруч
Работа с книгой

схема
предложен
ия

Работа с книгой
уха
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

мох

18

восприятия.
Звук и буква Сс.
36

37

38

39

40

41

42

43

44

Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Чтение и сравнительный звукобуквенный Учить
читать
слова
с
протяжным
анализ прямых и обратных слогов. произношением.
Развитие
слухового
Закрепление пройденного материала.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Нн.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Дифференциация звуков (М) и (Н). Чтение Учить выделять и четко произносить звук в
слогов, слов и предложений с изученными слове Развитие слухового восприятия и
буквами.
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Звук и буква Ыы.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Чтение слогов, слов и предложений с Учить выделять и четко произносить звук в
изученными
буквами.
Закрепление слове Развитие слухового восприятия и
пройденного материала.
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Звук и буква Лл.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Чтение слогов, слов и предложений с Учить выделять и четко произносить звук в
изученными
буквами.
Закрепление слове Развитие слухового восприятия и
пройденного материала.
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Звук и буква Вв.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного

Сравнение сходных звуков
сом
Работа с книгой
гласный
согласный
Работа с книгой
ножницы
Работа с книгой
один
много
Словесные.
Наглядные.
Работа с книгой

сомы

Дифференциация.
Чтение по
подобию

солнце

Словесные.
Наглядные.
Работа с книгой
Дифференциация
Упражнения

лось
луна
звуков

и

букв

Работа с иллюстрациями. Работа
кассой букв

лама лом
с
имя

19

восприятия.

45

Чтение слогов, слов и предложений с
изученными
буквами.
Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Ии.

46

47

Дифференциация звуков (Ы (и (И). Чтение
слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Звук и буква Шш.

48

49

Составление,
чтение
слогов,
предложений с буквой Шш.

слов,

Дифференциация звуков (С) и (Ш).
50

51
52

53

Практические упражнения в чтении слов со
слогом ШИ.
Чтение слогов, слов и предложений с
изученными
буквами.
Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Пп.

Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Работа с кассой слов и слогов,
С иллюстрациями по предложенной
теме.
Работа с книгой
Работа с книгой. Работа с кассой букв

Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Обобщить и закрепить умения читать слова
со слогом ШИ.
Формирование умения чётко читать слоги,
слова, предложения из усвоенных слоговых
структур.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Работа с книгой и иллюстрациями.
Чтение по слоговой таблице

вол

ива
Работа с книгой, с кассой букв и
слоговыми таблицами

носы-носи

Работа с книгой, с кассой букв и
слоговыми таблицами
шум
шалун

шалаш

Работа с кассой букв
шина

Работа с кассой букв и иллюстрациями
липа

20

54

Чтение слогов, слов и предложений с
изученными
буквами.
Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Тт.

55

56

Чтение слогов, слов и предложений с
изученными
буквами.
Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Кк.

57

58

Чтение слогов, слов и предложений с
изученными
буквами.
Закрепление
пройденного материала.
Звук и буква Зз.

59

60

Дифференциация звуков (З) и (С). Чтение
слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Звук и буква Рр.

61

62

Дифференциация звуков (Р) и (Л). Чтение
слогов, слов и предложений с изученными
буквами.

Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст.

Дифференциация звуков и букв

Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить
читать
слова
с
протяжным
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить
читать
слова
с
протяжным
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.

Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

пони
пума
Дифференциация звуков и букв
халат
Работа с кассой букв и иллюстрациями
аист
Беседа.
Работа с книгой.
Дид. игра
Работа с книгой

каток
кактус
камыши
замок

Работа с книгой
Лиза-лиса
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

рак
корзина

Работа с книгой
шила

21

Звук и буква Й.
63

64

65

66

67

68

69

70

Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Дифференциация звуков (И) и (Й). Чтение Учить
читать
слова
с
протяжным
слогов, слов и предложений с изученными произношением.
Развитие
слухового
буквами.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Жж.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Дифференциация звуков (Ж) и (Ш). Чтение Учить
читать
слова
с
протяжным
слогов, слов и предложений с изученными произношением.
Развитие
слухового
буквами.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Бб.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Дифференциация звуков (Б) и (П). Чтение Учить
читать
слова
с
протяжным
слогов, слов и предложений с изученными произношением.
Развитие
слухового
буквами.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Дд.
Учить
читать
слова
с
протяжным
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Дифференциация звуков (Д) и (Т). Чтение Учить
читать
слова
с
протяжным
слогов, слов и предложений с изученными произношением.
Развитие
слухового
буквами.
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.

Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

сойка

Работа с книгой
охотник
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

жужжит

Работа с книгой
Журка
миска
Дифференциация звуков и букв

бык
бутон
батон
баран

Работа с книгой
паровоз
барабан
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически
дятел
Работа с книгой
прут будка

22

71

Чтение текста с изученными слоговыми
структурами.
Звук и буква Гг.

72

73

Дифференциация звуков (Г) и (К). Чтение
слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Буква Ь.

74
Чтение слов с Ь
75

76

Чтение слов со стечением согласных.
Закрепление
пройденного
материала.
Техника чтения.
Звук и буква Ее.

77

78

79

Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить
читать
слоги
с
протяжным
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия.
Учить читать слова с мягкими согласными на
конце слова. Развитие слухового восприятия
и речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Учить читать слова с мягкими согласными в
середине слова. Формирование речевых
навыков. Формирование фонематического
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Закрепление
пройденного
материала. Учить выделять и четко произносить звук в
Чтение изученных слоговых структур.
слове. Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Анализировать
слова
по
звуковому составу.
Звук и буква Яя.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.

Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

профессия

Работа с кассой букв и иллюстрациями.
дог
Дифференциация звуков и букв

гамак
гитара
носорог

Словесные.
Наглядные.
Работа с книгой

конь

Дифференциация звуков и букв.
Упражнения
васильки
Выделение звука в слове.
Обозначение звука графически

зоопарк

Работа с кассой букв иллюстрациями
ель
енот
Работа с иллюстрациями. Работа
кассой букв

с

Работа с кассой слов и слогов,
с иллюстрациями по предложенной
теме.
Работа с книгой.

бережок
крутой

герои
сказки

23

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

Закрепление
пройденного
материала.
Чтение изученных слоговых структур.
Дифференциация А и Я.

Учить
читать
слова
с
протяжным
произношением.
Развитие
слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия. Анализировать
слова по звуковому составу.
Звук и буква Юю.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление
пройденного
материала. Учить дифференцировать звук в слове
Чтение изученных слоговых структур. Развитие слухового восприятия и речевого
Дифференциация У и Ю.
слуха. Развитие зрительного восприятия.
Звук и буква Ёё.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление
пройденного
материала. Учить выделять и четко произносить звук в
Чтение изученных слоговых структур.
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Звук и буква Чч.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Развитие слухового
восприятия и речевого слуха.
Закрепление
пройденного
материала. Учить
читать
слова
с
протяжным
Чтение изученных слоговых структур. произношением.
Развитие
зрительного
Практические упражнения в чтении слов с восприятия.
Анализировать
слова
по
ЧА и ЧУ.
звуковому составу.
Звук и буква Фф.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Закрепление
пройденного
материала. Учить выделять и четко произносить звук в
Чтение изученных слоговых структур. слове Развитие слухового восприятия и
Дифференциация В и Ф.
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Административный контроль.
Получение объективной и достоверной
Проверка техники чтения.
информации о состоянии образования в
Чтение текста «Чучело».
школе
для
контроля
уровня
сформированности учебных навыков.

Беседа.
Работа с книгой

Работа с кассой слов и слогов,
с иллюстрациями по предложенной
теме.
Работа с книгой
Работа с книгой, с кассой букв и
слоговыми таблицами

ягнята
телята
жеребята
лютик
клюшка
люк
притаился

Работа с книгой. Работа с кассой букв
уколола
Работа с книгой. Работа с кассой букв.
Пересказ

сачок
крючок

Работа с книгой и иллюстрациями.
снежный
Чтение по слоговой таблице
ком
Беседа.
Работа с книгой

противный

Работа с книгой. Работа с кассой букв
цапля
Работа с книгой. Работа с кассой букв

столица
родина
Россия

Работа с книгой.
Сравнение слоговых таблиц.
Пересказ

24

Звук и буква Цц.
90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Закрепление
пройденного
материала. Учить выделять и четко произносить звук в
Чтение изученных слоговых структур. слове Развитие слухового восприятия и
Диффе-ренциация С и Ц.
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление
пройденного
материала. Обобщить и закрепить выделять и четко
Чтение изученных слоговых структур.
произносить звук в слове Развитие слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия.
Звук и буква Ээ.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление
пройденного
материала. Обобщить и закрепить выделять и четко
Чтение изученных слоговых структур.
произносить звук в слове Развитие слухового
восприятия и речевого слуха. Развитие
зрительного восприятия.
Звук и буква Щщ.
Учить выделять и четко произносить звук в
слове Развитие слухового восприятия и
речевого слуха. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление
пройденного
материала. Обобщить и закрепить выделять и четко
Чтение изученных букв, слогов, слов. произносить звук в слове Развитие слухового
Практические упражнения в чтении слов с восприятия и речевого слуха. Развитие
ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
зрительного восприятия.
Буква Ъ.
Учить плавно читать по слогам слова,
предложения, текст. Учить отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного с
опорой на иллюстрации текста.
Чтение и дифференциация слов с Ь и Ъ Формировать умения дифференцировать
знаками.
слова с Ь и Ъ знаками. Развитие зрительного
восприятия.
Закрепление пройденного Чтение текстов.
Учить
читать
слова
с
протяжным
произношением.
Развитие
зрительного
восприятия.

Работа с книгой. Работа с кассой букв
цапля
Работа с книгой. Работа с кассой букв

Работа с книгой. Работа с кассой букв
эстафета
экран поэт

Работа с книгой. Работа с кассой букв
щётка
пища

Работа с книгой. Работа с кассой букв
объявлени
е

Работа с книгой.
невидимка

25

Список литературы
Основная:
 Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К.
Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
 Учебник: Букварь 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 112 с.
Ч.2/ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, С.В. Шишкова. – М.: «Просвещение», 2023г. – 111 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

26


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».