Пояснительная записка 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Специфическиеобразовательныепотребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования; • упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач,решаемыхвпроцессеобразования; • специальноеобучение«переносу»сформированныхзнаний и уменийвновыеситуациивзаимодействия с действительностью; • необходимостьпостояннойактуализации знаний и уменийодобряемыхобществомнормповедения; • обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразовательнойсредыс учетомфункциональногосостоянияцентральнойнервнойсистемыинейродинамикипсихически хпроцессовобучающихсяс и н т е лл е к т уа л ь н ы м и н а р уш е н и ям и ; • использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностии поведения; • стимуляцияпознавательнойактивности,формированиепотребностивпознанииокружаю щегомираивовзаимодействиисним. Основная цель курса «Чтение» - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе; развитие речевой коммуникации обучающихся, как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи обучения во 2 классе: Образовательные: - формировать у учащихся интерес к языку и первоначальные языковые обобщения, формировать связную речь как вид общения; - обучать школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения; - учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу; - развитие интонационной, осознанной речи у обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания. Развивающие: - развивать умение пользоваться речью как средством общения, обеспечивая чёткость произносительных навыков иобогащение словаря; - развивать концентрацию и переключение внимания на основе специальных упражнений. Воспитательные: - воспитывать положительную мотивацию к обучению; - воспитывать самостоятельность, аккуратность в процессе работы. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения чтению является урок который длится 40 минут. В соответствии с учебным планом на учебный предмет отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Ведущей формой работы учителя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Типы уроков: урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок и т.д. На уроках применяются различные формы и методы контроля и оценки знаний: устный опрос, самостоятельные (контрольные) работы, беседы, объяснение, рассказ, показ, упражнение, наблюдение и т.д. Общепедагогические методы не используются изолировано, а всегда в сочетании друг с другом. Тот или иной ведущий метод дополняется и подкрепляется дополнительными (например, словесные методы дополняются наглядными и практическими). В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы: 1. словесный (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж и т.д.); 2. наглядный (иллюстрирование, показ, демонстрация, предъявление предмета, модели, материала и т.д.); 3. практический (упражнения, практическая работа, тренировка, манипулирование и т.д.); 4. репродуктивный (работа по алгоритму); 5. творческий. Каждый урок чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. Требования к уровню подготовки учащихся Рабочая программа для 2 класса направлена на достижение обучающимися определенных личностных и предметных результатов, а также на формирование базовых учебных действий. Предметные результаты В рабочей программе 2 класса по предмету «Чтение» предусмотрено 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровеньосвоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень обязателен для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: слушать небольшие по объему тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку; читать по слогам короткие тексты; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; читать наизусть 2-3 небольших стихотворения. Достаточный уровень: слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ; соотносить прочитанный текст с иллюстрацией; читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре; пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст; выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений Личностные результаты овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практических задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений учащихся в разных средах; умение вступать в контакт с педагогом; способность работать в коллективе; слушать и понимать инструкцию; обращаться за помощью и принимать помощь педагога; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений; ценить и принимать базовые ценности «добро», «природа», «семья»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо); понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Изучение курса «Чтение» направлено на формирование базовых учебных действий. РегулятивныеБУД: соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданным образцом, принимать оценку деятельности, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; работать с учебными принадлежностями и организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Познавательные БУД: Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя; Плавно читать по слогам слова, предложения; Использовать знако-символические средства с помощью учителя. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией. КоммуникативныеБУД: Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); Обращаться за помощью и принимать помощь; Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях; Оформлять свои мысли в устной речи; Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; Слушать и понимать речь других; Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. Название учебно-методического комплекта 2 класс Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч./сост. С.Ю. Ильина и др. – М.: Просвещение, 2018. Количество учебных часов В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный курс «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение курса «Чтение» отводится: Класс 2 № Наименование п/п раздела Количество часов в неделю 4 часа Кол-во часов Количество часов в год 136 часов Количество контрольных работ 3 Тематическое планирование 2 класс Основные виды деятельности 1 Осень пришла – в школу пора 18 Учить детей читать правильно, осознанно, выразительно и плавно. Читать по слогам и целыми словами без искажения и пропусков. Слоговое чтение сложных по структуре и трудных для произношения слов. Работа по заданиям и вопросам помещенным в книге для чтения. Заучивание небольших по объему стихотворений и чтение их перед классом. Формирование бережного отношения к книге. 2 Почитаем – поиграем! 8 Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное творчество, работа с картинками, заучивание чистоговорок. В гостях у сказки 14 Пересказ содержания прочитанного по картинкам и вопросам учителя; подготовка к самостоятельному пересказу. Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Выразительное чтение с соблюдением пауз между предложениями и частями текста после подготовки с учителем. Животные рядом с нами 16 Выделение действующих лиц. Выбор из текста с помощью учителя слов и предложений характеризующих событие, действующих лиц или картины природы. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Развивать технику и скорость чтения. Ой ты, зимушка – зима! 20 Соблюдение правильной интонации в предложениях с соответствующими знаками препинания (точка, вопросительный или восклицательный знак). Читать правильно, осознанно и плавно по слогам и целыми словами. Переход к чтению про себя простых по содержанию текстов. Заучивание небольших стихотворений, учить детей декламировать их перед классом и на аудиторию. Что такое хорошо и что такое плохо 18 Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Деление текста на части по вопросам. Определение с помощью учителя основной мысли прочитанного по вопросам и в процессе беседы по содержанию прочитанного. Культура речевого общения. Весна идет! 20 Работа с текстом художественного произведения, чтение про себя простых по содержанию текстов и стихотворений. Чтение вслух и про себя. Учить читать правильно без искажения и пропусков, читать выразительно и плавно. Чудесное рядом 14 Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Заучивание небольших по объему стихотворений, декламация перед классом. Совершенствовать технику чтения, формировать культуру речи. Лето красное Итого: № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 8 Формировать желание учиться с радостью с помощью положительной мотивации, поощрения, одобрения и интересного содержания, яркой наглядности и т.д. Закрепить умение правильно и бережно пользоваться книгой. Формировать умения читать правильно, выразительно, плавно и осознанно по слогам и целыми словами без искажения и пропусков; соблюдать паузы во время чтения и правильную интонацию в соответствии с используемыми знаками препинания. 136 Перечень учебно-методических средств обучения Наименование объектов и средств Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Часть 1/сост. С.Ю. Ильина и др. – М.: Просвещение, 2018. Чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 ч. Часть 2/сост. С.Ю. Ильина и др. – М.: Просвещение, 2018. Е.В. Менькова Обучение грамоте 1 класс в 2-х частях. Интегрированные уроки по учебнику В.Г. Горецкого «Русская азбука». Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002. Г.Г. Гадиева Уроки грамоты в 1 классе: чтение и письмо. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. Дидактические игры и материалы: «Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометрических фигур», Наглядные карточки по развитию речи; Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам: «Русские народные сказки, герои этих сказок», «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», мячи, кубики, мозайки, пазлы… Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам. Дата Тема, раздел, содержание Календарно - тематическое планирование по предмету «Чтение» Колво Тип урока часов 1. Стихотворение "Кончилось лето". правильностью чтения. 2. 1 Комбинир-й Прочитай! Чтение диалога Юры и Ани. Формирование диалогической речи и умения читать по ролям. Пересказ с опорой на предметные картинки. 1 3. Все куда-нибудь идут (по В. Голявкину) Уточнение значений слов, обозначающих действия. Ответы на вопросы и самостоятельное выражение своих мыслей по содержанию прочитанного. 1 Изучение нового материала Изучение нового материала 4. Чтение рассказа "Первый урок" Знакомство со школьными правилами, повторение правил поведения в классе. Закрепление названий школьных принадлежностей и специальных приборов. 1 Комбинир-й 5. Мы рисуем Ориентировка в пространстве, умение слушать учителя и отвечать на вопросы. Повторение признаков лета и осени, их сравнение. 1 Комбинир-й 6. Я. Аким "Грибной лес" Формировать умение правильно пользоваться учебником, ориентироваться в тексте. Уточнение и обогащение словаря по теме "Грибы". Упражнения в словообразовании. Работа с синонимами: лукошко-корзина. Составление предложений по сюжетной картине "Осень". Слон Бэби (по В. Дурову) Работа над правильностью чтения. Предварительное чтение сложных слов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Рассказ о посещении цирка по собственным впечатлениям. Б. Заходер "Птичья школа" Уточнение и обогащение словаря по теме "Птицы". Составление слов по данной теме на магнитной доске. Работа над техникой чтения. Предварительное чтение многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию. 1 Изучение нового материала 1 Изучение нового материала Изучение нового материала Н. Сладков "Осенние подарки" Уточнение и обогащение словаря по теме "Дикие животные". Подготовительные упражнения перед чтением. Составление предложений по сюжетной картинке "Лесные жители осенью". 1 7. 8. 9. Работа над слоговой структурой и 1 Комбинир-й 10. Чтение текста "В парке" Работа над правильностью чтения. Рассказ по собственным наблюдениям "Кого можно увидеть во время прогулки на школьном дворе". Составление предложений по сюжетной картинке. 1 Комбинир-й 11. М. Ивенсен "Падают, падают листья…" Повторение признаков осени: листопад, отлет птиц и т.д. Уточнение словаря по теме "Растеня осенью". Закрепить умение выделять звук из слова. Беседа по сюжетной картинке. Составление предложений на заданную тему. В.Корабельников "Осенний лес" Подготовительные упражнения: чтение слогов со стечением согласных, предварительное чтение многосложных слов по слогам с четким прговариванием. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и о сезонных изменениях осенью. Значение листопада для деревьев. 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала К. Ушинский "Всякой вещи свое место" Уточнение словаря по теме "Одежда". Беседа о необходимости порядка. Правила опрятности и аккуратности. Пересказ текста по сюжетной картинке. Выборочное чтение отрывка. Д. Ленёва "Хозяин в доме" Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Составление пересказа с опорой на сюжетную картинку. Сравнение поступков героев рассказа К. Ушинского и данного стихотворения. Формировать умение слушать объяснение учителя и высказывать свои мысли. В. Голявкин "Зачем дети ходят в школу?" Обсуждение проблемы: зачем нужно ходить в школу. Подготовительные упражнения к чтению. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Оценка поступка Маши. Формировать умение работать с книгой, слушать учителя и товарищей. Чтение по ролям. Работа над интонационной выразительностью чтения. 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала 1 Изучение нового материала 16. А. Тумбасов "Серый вечер" Ответы на вопросы по личным наблюдениям и прочитанному о сезонных изменениях в природе осенью (листопад, увядание трав, день становится короче, похолодание и т.д.) Обсуждение "Для кого скворечник?". Работа над выразительностью чтения. 1 Комбинир-й 17. Обобщающий урок по разделу "Осень пришла…" Участие в беседе. Формировать умение строить грамматически правильное, законченное высказывание. Составление предложений по сюжетной картинке. 2 Обобщение и систематизация знаний 18. А. Шибаев "Одна буква" Работа над правильностью и выразительностью чтения. Ответы на вопросы после прочтения текста. Формировать у детей умение правильно составлять простые предложения. Дидактическая игра "Составь слово из букв". Составление слов на магнитной доске. 1 Комбинир-й 12. 13. 14. 15. 19. А. Усачев "Слоги" Формировать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, отвечать на вопросы полным ответом, слушать учителя и товарищей, работать по инструкции. Игра "Составь слово из слогов". 1 Комбинир-й 20. С. Иванов "Дразнилка" Организация частично-поисковой беседы по прочитанному тексту. Чтение по ролям. Драматизация. Формирование умения отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Работа над интонационной выразительностью. К.Чуковский "Черепаха" Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Отработка восклицательной и повествовательной интонации. Развивать умение слушать и задавать вопросы. Находить определенные слоги в словах. 1 Изучение нового материала Изучение нового материала Дж. Ривз "Шумный Ба-Бах" Узнавание действующих лиц по звукоподражаниям. Уточнение словаря по теме "Дикие животные". Придумывание названий для домашних животных по аналогии с лексикой стихотворения. Составление предложений в игре "Кто где прячется и от кого?". Развивать умение работать в паре. Чтение слогов со стечением согласных. Отработка пауз и восклицательной интонации. Л. Яхнин "Если плачет кто-то рядом" Формировать умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение. Совершенствовать умение слушать объяснения учителя и ответы товарищей. Отгадывание загадок. 1 24. Доскажи словечко Отработка правильного чтения. Четкое проговаривание окончаний слов. Активизация активного словаря по теме "Животные". Отгадывание загадок. Анализ (названия признаков животных). Заучивание одной из загадок. 1 Комбинир-й 25. Рассказ "Кто квакает, кто крякает, кто каркает?" Чтение целыми словами. Определение частей слова. Развивать умение слушать и задавать вопросы. Составление слов на магнитной доске, звукобуквенный анализ. 1 Комбинир-й 26. Обобщающий урок по разделу "Почитаем-поиграем" Участие в беседе. Формировать умение строить грамматически правильное, законченное высказывание. Составление предложений по сюжетным картинкам с опорой на прочитанные произведения. 1 Обобщение и систематизация знаний 27. Русская народная сказка "Лиса и волк" Чтение по ролям. Ответы на вопросы по тексту. Работа над выразительностью чтения (хитрый и доверчивый тон). Составление предложений по схеме. 1 Комбинир-й 21. 22. 23. 1 Изучение нового материала 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Русская народная сказка "Гуси и лиса" Чтение по ролям. Ответы на вопросы по тексту. Работа над выразительностью чтения. Инсценировка.Составление предложений по сюжетной картинке. Русская народная сказка "Лиса и козел" Чтение по ролям. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Чтение однокоренных слов разной слоговой структуры. Работа над выразительностью чтения. Составление предложений по схеме. Развивать умение слушать и задавать вопросы. Л.Н. Толстой "Вышла мышка погулять" Беседа о правилах поведения на улице с незнакомыми. Ответы на вопросы. Развивать умение выделять звук в слове. Работа над чтением многосложных слов. Выборочное чтение. Литовская сказка "Волк и баран" Подготовительные упражнения к чтению. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. С. Прокофьев "Сказка о том, как зайцы испугали серого волка" Словесное рисование. Правильное чтение словоформ многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Литовская сказка "Рак и ворона" Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение по ролям. Отработка вопросительной и восклицательной интонации. Пересказ по ролям. Казахская сказка "Заяц и черепаха" Правильное чтение. Оценка поступков героев. Объяснение выражения "изо всех сил". Составление предложений по картинке. Выборочное чтение. Внеклассное чтение. К.И. Чуковский "Стихи и сказки" Слушание чтения. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Составление высказываний по сюжетным картинкам. 1 Изучение нового материала Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й Мордовская сказка "Благородный медведь" Объяснение значения слова "благородный". Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Якутская сказка "Как белка и заяц друг друга не узнали" Актуализация знаний учащихся по теме "Как звери к зиме готовятся". Чтение слов с разделительным ь и ъ. Интонация понижения к концу предлоожения. Пересказ по картинно-графическому плану. Армянская сказка "Волк и ягненок" Объяснение выражения "еле ноги унес". Словесное рисование. Чтение приставочных глаголов и многосложных слов. Ответы на вопросы по содержанию сказки. Выборочное чтение. 1 Комбинир-й 1 1 Изучение нового материала Комбинир-й Русская народная сказка "Умей обождать!" Объяснение значения слова "обождать". Оценка поступка героев сказки. Ответы на вопрос "Чтобы ты сделал (сделала) на их месте. Выборочное чтение. Чтение приставочных глаголов. Выборочный пересказ по сюжетной картинке. 1 Комбинир-й 40. Обобщающий урок по разделу "В гостях у сказки" Составление предложений, высказываний по серии сюжетных картинок. Ответы на вопросы. Развивать умение слушать и задавать вопросы. Выборочный пересказ. Формировать умение работать в парах. Чтение по ролям. 1 41. "Умная собака" (индийская сказка) Составление высказываний о своих любимых домашних животных по образцу. Беседа на тему "Как ты относишься к бездомным животным". Подготовительные упражнения к чтению. Повествовательтная и вопросительная интонация. Чтение по ролям. И. Гамазкова "Петух увидел радугу", В. Лунин "Вышел слон" Отгадывание загадок. Развивать умение правильно произносить близкие звуки и сравнивать их. Работа над правильностью и выразительностью чтения. Формировать умение сравнивать два разных произведения (находить сходства и различия). 1 1 Изучение нового материала Э. Шим "Я домой пришла" Беседа о домашних животных. Развивать умение строить грамматически правильное высказывание. Выразительное чтение. Отгадывание загадок. Русская народная присказка "Лошадка" Объяснение значения слова "присказка". Чтение "по цепочке". Оценка поступков героев. Ответы на вопросы. Чтение однокоренных слов разной структуры. Выразительное чтение. Е. Чарушин "Кролики" Описание кроликов по картиннографической схеме. Высказывания на тему "Чем можно угостить кроликов?" Подготовительные упражнения к чтению. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала Изучение нового материала В. Лифшиц "Баран" Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы. Объяснение значения слова "изнывает". Беседа на тему "Что можно сделать из шерсти барана?" Прочитай! Соотнесение картинок с прочитанными словами. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Дидактическая игра "Доскажи словечко". 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 48. Б. Житков "Храбрый утенок" Прослушивание сказки, работа с текстом. Формировать умение участвовать в тихом хоровом чтении. Читать слогами. Развивать умение составлять из букв слоги разной слоговой структуры на магнитной доске. 1 Комбинир-й 49. Э. Шим "Все умеют делать сами" Составление предложений по сюжетной картинке и опорным словам-действиям. Ответы на вопросы. Слоговое чтение. Формировать умение участвовать в тихом хоровом чтении. Анализ звукового состава слов. Выборочное чтение. 1 Изучение нового материала 42. 43. 44. 45. 46. 47. 1 Обобщение и систематизация знаний Комбинир-й Внеклассное чтение. Е. Чарушин "Маленькие и большие" Слушание чтения. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Составление высказываний по сюжетным картинкам. М. Бородицкая "Котенок" Объяснение слова "усыновить". Работа над правильностью чтения окончаний слов. Ответы на вопросы. Составление высказывания по сюжетной картинке и впечатлениям от стихотворения. Прочитай! Чтение слогов со стечением согласных. Работа над интонационной выразительностью. Выборочное чтение. В. Сутеев "Три котенка" Чтение "по цепочке". Ответы на вопросы. Участие в тихом хоровом чтении. Выборочное чтение. Составление предложений по сюжетной картинке. К. Ушинский "Петушок с семьей" Описание петушка по картиннографическому плану. Составление предложений по картинке и вопросам. Пересказ текста по сюжетной картинке. Выборочное чтение отрывка. "Упрямые козлята" Объяснение выражения "упрямство до добра не доводит". Формировать умение правильно строить фразы, работать над текстом учебника под руководством учителя. Оценка поступка героев. Чтение однокоренных слов. Выборочное чтение. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала Комбинир-й 1 Изучение нового материала 56. В. Лифшиц "Пес" Составление рассказа о собаке по данному образцу. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Чтение слогов со стечением согласных. Развивать умение находить различия между близкими звуками. Восклицательная и повествовательная интонация. 1 Изучение нового материала 57. Итоговый урок по теме "Животные рядом с нами". Чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов, предложений с ними. Пересказ по картинно-графическому плану. Ответы на вопросы по данной теме. 1 58. Я. Аким "Первый снег" Беседа посюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних развлечениях детей. Ответы на вопрросы. Работа с синонимами (салазки-санки) и сравнениями (как платок пуховый). Выразительное чтение стихотворения. Выставка книг о зиме. Знакомство с книгой Н. Сладкова "Сказки леса", рассматривание иллюстраций. 1 Обобщение и систематизация знаний Изучение нового материала 59. Э. Киселева "Большой снег" Участие в частично-поисковой беседе "Почему Большой Снег добрый?". Подготовительные упражнения: слоговые упражнения, чтение многосложных слов из текста по слогам, чтение однокоренных слов (лёд-ледянной, снег-снежинки). Отработка вопросительной интонации. 1 50. 51. 52. 53. 54. 55. 1 Изучение нового материала Н. Калинина "Снежный колобок" Рассказ о зимних забавах детей. Подготовительные упражнения: чтение многосложных слов, слов со стечением согласных. Пересказ по картинно-графическому плану. Выборочное чтение. С. Вангели "Снеговик - новосел" Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по серии картинок. Словарная работа: новосел, памятник. Подготовительные упражнения: слоговые упражнения, чтение многосложных слов из текста по слогам, чтение однокоренных слов (снег-снежинки-снежные). Отработка вопросительной и восклицательной интонации. 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала 62. Е. Шведер "Воробышкин домик" Уточнение словаря по теме "Птицы". Составление предложений по картинкам "Звери и птицы зимой", "У кормушки". Ответы на вопросы. Участие в тихом хоровом чтении. Чтение однокоренных слов и словоформ. 1 Комбинир-й 63. Г. Галина "Зимние картинки" Признаки зимы. Словесное рисование. Составление предложений о зимних играх детей по сюжетным картинкам. Участие в тихом хоровом чтении. Подготовительные упражнения к чтению. Выразительное чтение. 1 Комбинир-й 64. Е. Самойлова "Миша и Шура" Слоговое чтение. Ответы на вопросы. 1 Выборочный персказ по сюжетной картинке. Беседа на тему "Правила дружбы". Составление связного текста на основе картинки и вопросов учителя. Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных. Чтение по ролям. Ш. Галлиев "Купили снег" Правильное чтение слов и текста. Работа 1 с текстом. Закрепить у детей умение работать с книгой, читать без ошибок, отвечать на вопросы, участвовать в тихом хоровом чтении. Комбинир-й Г. Юдин "Буратиний нос" Работа с текстом, выборочное чтение. Объяснение значения слова "карнавал". Совершенствовать умение правильно читать, работать с книгой, читать слогами, правильно произносить звуки и сравнивать их. И. Токмакова "Живи, ёлочка!" Беседа о защите природы. Заучивание стихотворения наизусть. Работа над выразительностью речи. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й В. Сутеев "Про ёлки" Составление рассказа по сюжетной картинке "Украшение новогодней ёлки".Подготовительные упражнения к чтению. Работа над текстом учебника под руководством учителя. Ответы на вопросы после текста. Выборочное чтение (описание ёлок). 1 Изучение нового материала 60. 61. 65. 66. 67. 68. Комбинир-й 69. В. Голявкин "Коньки купили не напрасно" Беседа на тему "Правила дружбы". Составление рассказа по данной ситуации.Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных. Выборочный пересказ по ролям. Выборочное чтение. 1 Изучение нового материала 70. М. Пляцковский "Ромашки в январе" Формировать умение читать уверенно: громко, четко, правильно. Пересказ по серии картинок. Драматизация сказки. Выделение звуков в начале и в конце слова. 1 Комбинир-й 71. Русская народная сказка "Мороз и заяц" Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Работа с фразеологизмом "выбился из сил". Участие в тихом хоровом чтении. Чтение по ролям. Пересказ по ролям. Внеклассное чтение. Н. Сладков "Сказки леса" Слушание чтения. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Выборочный пересказ по сюжетным картинкам и пересказ по ролям. Литовская народная песенка "Вьюга" Словесное рисование. Составление предложений по вопросам. Совершенствовать умение составлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя. Выразительное чтение стихотворения по ролям. отработка вопросительной и восклицательной интонации. Г. Скребицкий "На лесной полянке" Беседа на тему "Животные зимой". Подготовительные упражнения. Чтение многосложных слов по слогам, коротких - целым словом. Выборочное чтение. Пересказ. Обобщающий урок по разделу "Ой ты,зимушка - зима!" Беседа на тему "Зима". Совершенствовать умение учащихся слушать и задавать вопросы, умение правильно произносить звуки и сравнивать похожие звуки. Выразительное чтение знакомых произведений. Выборочный пересказ, персказ по ролям. Чтение наизусть. А. Митт "Коля заболел" Объяснение значения слова "компресс". Беседа о дружбе. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа над правильностью и выразительностью чтения. Пересказ по картиннно-графическому плану. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала 1 Комбинир-й 1 1 Обобщение и систематизация знаний Комбинир-й 77. Д. Летнёва "Подружки рассорились" Беседа на тему "Правила дружбы". Подготовительные упражнения к чтению. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Развивать у детеей умение анализировать, сравнивать, обобщать. 1 Комбинир-й 78. В. Голявкин "Вязальщик" Объяснение значения слова "Вязальщик". Выразительное чтение, чтение по ролям реплик детей. Составление предложений по иллюстрациям. Ответы на вопросы. Пересказ по ролям. 1 Комбинир-й 72. 73. 74. 75. 76. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. Г. Ладонщиков "Самокат" Беседа обережливости и трудолюбии. Чтение по слогам. Ответы на вопросы. Анализ слов по звуковому составу, их сравнение. Выразительтное чтение (выражение гордости). Заучивание наизусть. Э. Киселева "Скамейка, прыгун-гвозди и Алик" Объяснение выражения "гвоздипрыгуны". Правильное чтение текста. Оценка поступка Алика. Составление предложений по иллюстрациям. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Е. Пермяк "Торопливый ножик" Объяснение заголовка. Чтение с соблюдением знаков препинания и правильной интонации. Ответы на вопросы. Оценка поведения героев. Чтение однокоренных слов, чтение по ролям. В. Сухомлинский "Вьюга" Беседа о дружбе. Чтение с подготовкой. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа над выразительтностью чтения. 1 1 Изучение нового материала Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й И. Бутмин "Трус" Уточнение значения слова "трус". Работа над текстом учебника под руководством учителя. Анализ звукового состава слов. Чтение однокоренных слов. Оценка поступка героев. Ответы на вопросы. Составление предложений к иллюстрациям. Знакомство с книгой Г. Цыферова "Сказки" Слушание сказки "Одинокий ослик" Беседа на тему "Правила дружбы". Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Оценка поступков героев. Чтение по ролям. Драматизация. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й В. Голявкин "Как я под партой сидел" Правильное чтение слов и текста. Объяснение значения слова "мечтает". Развивать и совершенствовать умения учащихся: выразительно читать, уметь объяснить поступки героев или трудные слова, отвечать на вопросы, знать вежливые слова, внимательно относиться друг к другу, составлять предложение, доказывать своё мнение, правильно читать слогами, сотавлять связный текст на основе картинки и вопросов учителя. Б Заходер "Петя мечтает" Правильно произносить звуки речи, сравнивать их. Формировать умение слушать товарищей и учителя, участвовать в тихом хоровом чтении. В. Витка "Мёд в кармане" Беседа на тему "Правила дружбы и достойного поведения". Совершенствовать умение учащихся правильно читать и произносить звуки, анализировать, сравнивать. Слоговое чтение многосолжных слов. Ответы на вопросы. Составление высказываний по иллюстрациям. Оценка поступков героев. 1 Изучение нового материала 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала В. Донникова "Канавка" Развивать умения учащихся: внимательно слушать, задавать вопросы, отвечать на них, анализировать слова по звуковому составу, использовать 1 Комбинир-й 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. правильную интонацию в соответствии со знаками препинания. Составление предложений по иллюстрации. Выборочное чтение. Узбекская сказка "Назло солнцу" Совершенствовать послоговое чтение. Составлять связный текст на основе картинки и воросов учителя. 1 Комбинир-й А. Барто "Мостики" Беседа на тему "Кто такой заботливый человек". Плавное чтение по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы. Оценка поступков героев. Сравнение рассказа "Канавка" и стихотворения "Мостики". Совершенствовать умение внимательно слушать и задавать вопросы. М. Дружинина "Песенка обо всем" Совершенствовать навыки работы с книгой, задавать вопросы и отвечать на них, правильного и плавного слогового чтения. Работа над выразительностью чтения. Л. Квитко "Лемеле хозяйничает" Развивать умение под руководством учителя работать над текстом учебника, правильтно произносить все звуки при чтении. 1 Изучение нового материала 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й И. Туричин "Неряха" Формировать умение слушать товарищей и учителя, анализировать слова по звуковому составу, бережно обращаться с книгой, читать плавно и правильно по слогам, оценивать поступки героев. Обощающий урок по разделу "Что такое хорошо и что такое плохо" Развивать у детей навыки: строить связные высказывания по картинкам и вопросам, рассуждать на данную тему, оценивать поступки героев, находить слова для описания ситуации или героя, отвечать на вопросы, читать по ролям. Я Аким "Март" Определение настроения стихотворения. Анализ текста. Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетной картинке. Учить школьников воспринимать на слух небольшой рассказ, воспроизводить содержание (о чем слушали). Чтение слов, отличающихся одним слогом. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Ю.Коваль "Невидимка" Объснение значение слова "невидимка". Беседа на тему "Приметы весны" (увеличение продолжительности дня, больше солнечных дней, наст, прилет птиц и т.д.). Совершенствовать умение плавно и правильно читать по слогам, отвечать на вопросы, работать над текстом учебника под руководством учителя. Чтение однокоренных слов разной структуры. Выразительное чтение. В. Берестов "Праздник мам" Составление рассказа "Как я поздравил (поздравила) маму (бабушку, тетю, сестру) с 8 Марта". Правильное чтение. Восклицательная интонация. Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетной картинке. 1 Комбинир-й 1 Обобщение и систематизация знаний Изучение нового материала 1 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. В. Драгунский "Подарок к празднику" Рассказ о том, как дети готовились в школе к празднику * Марта. Плавное и правильное послоговое чтение. Ответы на вопросы. Работа над выразительностью чтения. Бурятская сказка "Снег и заяц" Беседа на тему "Как заяц к весне готовится". Сосотавление предложений по картинке. Слова с уменьшительно-ласкательными сыффиксами. Правильное произношение трудных звуков при чтении. Чтение по ролям. Г. Ладонщиков "Помощники весны" Объяснение значения выражения "посмотрел с укором". Рассказ о работе во дворе и на улице весной. Обратить внимание на то, что нужно правильно произносить слова. Чтение приставочных глаголов. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Составление высказывания по сюжетной картинке. М. Пришвин "Лягушонок" Слова-дейтсвия сложной структуры. Правильное и плавное чтение. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. Умение слушать товарищей. Г. Ладонщиков "Весна" Объяснение перносного значения выражения "снеговая баба слёзы льёт". Коллективная работа над текстом. Е. Чарушин "Барсук" Подготовительные упражнения к чтению.Правильное и плавное чтение. Ответы на вопросы по содержанию прочитенного. Выборочное чтение. Пересказ по картонно-графическому плану. С. Маршак "Весенняя песенка" Беседа на тему "Приметы весны" (таяние снега и льда, появление сережек на вербах и почек на деревьях, солнцевыше и светит ярче, становится теплее). Чтение трудных слов и рифмованных пар слов. Выразительтное чтение. И. Соколов - Микитов "На краю леса" Чтение многосложных слов. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Составление предложений с данными словосочетаниями. Пересказ по картинно-графическому плану. В. Голявкин "Подходящая вещь" Объснение выражения "подходящая вещь". Расширение знаний учащихся по теме "Птицы весной". Обогащение активного словаря. Чтение сложных слов. Слоговое чтение. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. М. Пляцковский "Деньки стоят погожие" Формировать умение читать уверенно: громко, четко, правильно. Объяснение значения выражения "погожие деньки". Работа над стихотворением. Работа над выразительностью. Выделение звуков в начале и в конце слова. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 1 Изучение нового материала Изучение нового материала Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Изучение нового материала С. Козлов "Ручей и камень" Чтение , составление предложений по картинке. Работа над текстом учебника под руководством учителя. Работа над правильным 1 Комбинир-й 1 звукопроизношением. Развивать умение слушать и задавать вопросы. Русская народная сказка "Как птицы лису проучили" Чтение правильнрое и плавное. Работа над интонационной выразительностью. Глаголы действия и звучания. Пересказ по серии сюжетных картинок. Знакомство с книгой "Народные песенки и загадки" Анализ загадок. Рассматривание иллюстраций и составление предложений по ним. Чтение по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы. Заучивание загадки. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й Т. Шарыгина "Вкусный урок" Расширение заний учащихся об образе жизни медведей. Слоговое чтение с соблюдением знаков препинания. Чтение однокоренных слов. Сосотавлениесвязнаго текста на основек картинки и вопросов учителя. С. Коссенко "Почему птенец весёлый?" Закрепление знаний учащихся (названий детенышей животных и птиц). Расширение знаний учащихся о скворцах. Развивать умение слушать и задавать вопросы., находить и читать слова с заданным звуком. Чтение однокоренных слов. Выразительное чтение (выражение радости причтении). Э. Шим "Храбрый птенец" Закрепить названия детенышей животных и птиц. Расширение знаний учащихся о воробьях. Объяснение значения слова "храбрый". Развивать умение слушать товарищей и учителя, правильно произносить звуки при чтении. Работа над вопоросительной и восклицательной интонацией. Пересказ по ролям. М. Быков "Кому пригодится старая Митина шапка" Правильное и плавное чтение по слогам. Работа над правильным звукопроизношением. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обобщающий урок по разделу "Весна идет!" Чтение по слогам многосложных слов и целым словом - коротких. Участие в тихом хоровом чтении. Ответы на вопросы. Высказывания учащихся на тему "Весна". 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 116. Г. Цыферов "Лосенок" Нахождение слов с заданным звуком и правильное их прочтение. Ответы на вопросы. Закрепить названия детенышей животных. Работа над интонацией понижения голоса в конце предложения. 1 Обобщение и систематизация знаний Изучение нового материала 117. О. Дриз "Игра" Формировать умение правильно и выразительно читать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, самостоятельно работать с учебником. 1 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. Комбинир-й 118. Г Цыферов "Удивление первое" Закреплять у учащихся умение слушать товарищей и учителя, анализировать слова по звуковому составу, читать громко и правильно. 1 Комбинир-й 119. Г. Снегирев "Осьминожек" Беседа на тему "Кто такой осьминожек". Развивать у детей умение воспринимать на слух небольшой рассказ, воспроизводить содержание услышанного, читать по слогам четко произнося все звуки. 1 Комбинир-й 120. С. Козлов "Друзья" Чтение. Развивать у учащихся умение соотносить картинку с текстом, составлять по ней предложение, анализировать слова по звуковому составу. Работа над текстом учебника под руководством учителя. С. Козлов "Необыкновенная весна" Развивать у учащихся умение соотносить картинку с текстом, составлять по ней предложение, анализировать слова по звуковому составу. Отвечать на вопросы полным развернутым предложением, используя в ответе слова вопроса. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й Э. Мошковская "Не понимаю" Развивать у детей умение находить ответ на вопрос в тексте, работать с книгой, находить в тексте определенные слова и правильно их читать, правильно называть животных. Г. Скребитский "Кот Иваныч" Закреплять у учащихся умение правильно произносить звуки при чтении, участвовать в тихом хоровом чтении, отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать содержание прочитанного. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 124. М. Пришвин "Золотой луг" Правильное и плавное чтение. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. Развивать умение слушать товарищей. 1 Комбинир-й 125. В. Бианки "Неродной сын" Объяснение значения выражения "неродной сын". Формировать у учащихся умение доказывать и объяснять свое мнение, отвечать на вопрос "Почему?", составлять небольшой рассказ. 1 Комбинир-й 126. Ю. Кушак "Подарок" Формировать у учащихся умения находить ответ в тексте, уметь сравнивать и обощать, самостоятельно работать с учебником. Я. Тайц "Все здесь" Развивать речевое дыхание, внимание при чтении текста, правильное звукопроизношение. Формировать умение доказывать и объяснять свое мнение. 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й В. Бианки "Небесный слон" Объяснение значения выражения "небесный слон". Формировать у учащихся умение доказывать и объяснять свое мнение, отвечать на вопрос "Почему?", составлять небольшой рассказ по теме. 1 Комбинир-й 121. 122. 123. 127. 128. 129. Обобщающий урок по разделу "Чудесное рядом" Закрепить умение учащихся самостоятельно работать над текстом учебника под руководством учителя, составлять предложения по картинке, отвечать на вопросы, внимательно рассматривать иллюстрации, слушать объяснение. 1 130. Стихотворение "Ярко солнце светит". Работа над слоговой структурой и правильностью чтения. Работа над выразительностью. Заучивание стихотворения наизусть. И. Соколов - Микитов "Светляки" Чтение многосложных слов. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Составление предложений с данными словосочетаниями. Пересказ по картинно-графическому плану. Г. Цыферов "Петушок и солнышко" Нахождение слов с заданным звуком и правильное их прочтение. Отвты на вопросы. Работа над интонацией понижения голоса в конце предложения. Чтение по ролям. Составление связного текста на основе картинки и вопросов учителя. И. Гамазкова "Прошлым летом" Закрепить умение правильно произносить близкие звуки и сравнивать их. Работа над правильностью и выразительностью чтения. Формировать умение сравнивать данный текст с предыдущими. С. Махотин "Поход" Объяснение значений слов "поход, бухает, привычка". Выразительное чтение, ответы на вопросы, заучивание наизусть. Совершенствовать умение находить и правильно читать слова с заданным звуком. Е. Пермяк "Раки" Чтение с соблюдением знаков препинания и правильной интонации. Ответы на вопросы. Оценка поведения героев. Развивать умение соотносить рисунок с текстом. Чтение по ролям. 1 Обобщение и систематизация знаний Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й 1 Комбинир-й И. Мазнин "Отчего так много света?" Обобщающий урок по разделу "Лето красное" Правильное выразительное чтение, Чтение по ролям. Работа с книгой. Перессказ отрывка, пересказ всего текста. Обобщение знаний учащихся. 1 Обобщение и систематизация знаний 131. 132. 133. 134. 135. 136.