Пояснительная записка В начальном обучении предмет «Чтение» занимает ведущее место, так как от результатов его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) последовательно формируется умение ориентироваться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в силу особенностей психического развития, овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. В 4 классе продолжается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки. На уроках чтения у обучающихся формируется правильная артикуляция и дикция. Основными видами работы в этом направлении являются беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки. Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, самостоятельная работа и др. Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Задачи: • • развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения; формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу; обучение самостоятельной работе с книгой. Межпредметные связи. Занятия на уроках чтения продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными предметами: русским языком, речевой практикой, математикой, рисованием, музыкой и ручным трудом. В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений, умений работать по образцу, по памяти, по словесной инструкции, развивать зрительное и слуховое восприятие. Основные направления коррекционной работы: • развитие артикуляционной моторики; • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму; • развитие высших психических функций; • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; • развитие речи, владение техникой речи; • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; навыках. Содержание программы учебного предмета «Чтение» в 4 классе Техника чтения: коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Понимание прочитанного: Обучающийся понимает о чем говорится в прочитанном тексте и объясняет слова и выражения, употребляемые в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин. Развитие устной речи: Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. чтение диалогов. драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Внеклассное чтение: Подготовка обучающихся к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты Минимальный уровень: осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5 - 7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий педагогического работника; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений. - . Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Учебно-методический комплект 4 класс Ильина С.Ю., Аксенова А.К., Головкина Т. М., Шишкова М.И, «Чтение», 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; 7 – е издание, переработанное. – М. : Просвещение, 2018. 1 часть – 111 с., 2 часть – 118 с. Количество учебных часов Место учебного курса «Чтение» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7» на изучение курса «Чтение» отводится: Класс 4 Количество часов в неделю 4 Количество часов в год 136 Тема раздела Школьная жизнь Время листьям опадать…. Делу- время,потехе- час. В мире животных. Жизнь дана на добрые дела 6 Зима наступила. 7 Веселые истории 8 Полюбуйся, весна наступает 9 В мире волщебной сказки 10 Родная земля 11 Лето пришло Итого 1 2 3 4 5 Проверка техники чтения 2 раза в год Тематический план (136 часов за год, 4 часа в неделю) Всего часов 12 17 7 13 9 23 9 14 10 10 12 136 Способы и формы оценки образовательных результатов Образовательные компетенции обучающихся по предмету «Чтение» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса, итоговых контрольных чтений. Характеристика цифровой оценки образовательных результатов для обучающихся. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов; III – 25-30 слов; IV - 35-40 слов; При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. В 4 классе: оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, оценка «2 и 1» не ставится. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения Чтению является урок. Для проведения занятий по чтению в 4 классе используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов. Каждый урок Чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. № урока Тема урока Кол-во часов Содержание 1 четверть, 8 недель-32 часа Школьная жизнь 1 Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома») 1 2 Жил-был Учитель. Э. Мошковская 1 3 Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский 1 Рассматривание иллюстрации. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Определение и элементарная оценка эмоционального состояния персонажей, Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике. Объяснение образцового выражения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Установление смысловых связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление связной устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного. Заучивания стихотворения наизусть. 4 5 6 Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали») Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница») 1 1 Шум и Шумок. По Е. Ильиной 1 7 Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов 1 8 9 Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити») 1 Читалочка. В. Берестов 1 10 Зарубите на носу. По М. Бартеневу 11 Загадки 12 Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» 13 Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова 1 1 Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Прогнозирование содержания текста по его названию. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей работы; Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по картинному плану. Чтение трудных по структуре слов по слогами словами. Нахождение в тексте ответов на вопросы карточки представленные в учебнике. Выразительное чтение диалога с интонацией, Рассматривание иллюстраций; подбор к иллюстрациям отрывков из текста или составление к ним предложений. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление элементарных рассуждений на материале прочитанных произведений. Толкование смысла образных выражений. Пересказ отрывка из текста с опорой на карточки. Ответы на вопросы. Развитие мышления, памяти. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) Время листьям опадать… 1 1 Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно-следственных связей на основе учебника; Формулирование элементарных суждений и умозаключений. 14 Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой 1 15 Подарки осени. Е. Благинина 1 16 Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу») 1 17 Лес осенью. А. Твардовский 1 18 В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка») 1 19 Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога») 1 Уточнение названий зимующих и перелетных птиц. Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения. Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Прогнозирование содержания сказки через иллюстрации и названию. Деление текста на части. Рассказывание сказки по плану Самостоятельный подбор названий к предметным картинкам. Графическое рисование по представлению и основе иллюстрации учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам словами. Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Деление текста на части. Пересказ текста на основе картинного плана. Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст. Словесное рисование. Заучивание наизусть Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла. Графическое рисование. Свободные высказывания на основе личного опыта. Объяснение слова с опорой на материал учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картинам природы, описываемых в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений; формулировка элементарных суждений об уместности их использования. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроения произведения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. 20 Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму 21 Осень. К. Бальмонт 22 Три сойки. По Ю. Ковалю 1 1 1 23 24 25 Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька») Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!») 26 Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому 27 Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад») Загадки 28 29 Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …» 30 Пекла кошка пирожки… (русская потешка) 1 Ответы своими словами на вопросы по содержанию Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Установление причинно-следственных связей. Объяснение отдельных выражений текста 1 1 1 1 Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков из текста, соответствующих содержанию вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям Подробный пересказ текста, с опорой на план. Воспроизведение по памяти загадок; загадывание их одноклассникам; работа в парах и малой группе. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, 1 название, тема, основные события) Делу – время, потехе – час 1 31 Сенокос (чешская потешка) 1 Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть. Драматизация потешки 32 Карусели. По Л. Пантелееву 1 Продолжение рассказа по основе аналогии. Драматизация рассказа. 1 Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и 1 2 четверть. 8 недель-32 часа 1 Прятки. По Н. Носову 2 Считалки 3 Жмурки. По М. Булатову 4 Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час» 5 Бодливая корова. О К. Ушинскому 1 1 Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) В мире животных 1 1 6 Упрямый котёнок. По В. Бирюкову 1 7 Пушок. По В. Гаранжину 1 8 Томка. По Е. Чарушину 1 9 их поступков через личный опыт и вопросы учителя. Пересказ текста по картинному плану. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании считалки. Составление свободных рассказов с опорой на текст и личный опыт Охотник и собаки. По Б. Житкову 1 Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков через личный опыт и вопросы учителя. Пересказ текста по картинному плану. Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство» Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опорой на картинный план. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа Коллективное определение идеи (основной мысли). текста. Ответы на вопросы словами из текста Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в тексте. Выбор подходящего по смыслу к иллюстрации. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в тексте. Выбор подходящего по смыслу к иллюстрации. 10 Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос») 11 Хитрый бурундук. Г. Снегирёв 12 Барсучья кладовая. По А. Баркову 1 1 1 13 Гостья. По А. Дорохову 1 14 Игрушки лисят. Г. Корольков 1 Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел») 1 16 Загадки 1 17 Обобщающий урок по теме «В мире животных» 18 Миша-мастер. Г. Ладонщиков 15 Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков через личный опыт и вопросы учителя. Пересказ текста по картинному плану. Определение (с помощью картинки, систему учителя) отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли) Ответы на вопросы словами из текста. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных. Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) Жизнь дана на добрые дела 1 1 19 Чтение трудных по структуре слов по слогами и словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст. Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера основе упр-я героев. Пересказ текста с опорой на картинный и словеснологический план. Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1 1 Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи (основной мысли) карточка с разгадывание текста. Уяснение нравственного смысла пословицы. 20 Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2 21 Михаськин сад. В. Хомченко 22 Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома») 23 Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву 24 Котёнок. Е. Благинина 25 Птичка. В. Голявкин 26 Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» 27 Снег идёт. По. Л. Воронковой Объяснение слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение 1 идеи (основной мысли) карточка с разгадывание текста. Уяснение нравственного смысла пословицы Коллективное деление текста на части на основе готового плана. 1 Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений 1 примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. Установление причинно-следственных связей между поступками 1 героев. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста и иллюстрациям.. Определение (с помощью учителя) поступка 1 героини. Осмысления понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроения произведения. Выразительное чтение. Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка поступка героини. Подбор отрывков из текста и иллюстрациям.. Определение (с помощью учителя) поступка 1 героини. Осмысления понятия «добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроения произведения. Выразительное чтение. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, 1 название, тема, основные события) Зима наступила 1 Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. 28 Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1 1 29 Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2 1 30 Зима (отрывок) И. Суриков 1 31 Декабрь (отрывок) С. Маршак 1 32 Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1 1 Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения. Выбор на основе 2 предложенных одного заголовка, рассказывание по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану. Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения. Выбор на основе 2 предложенных одного заголовка, рассказывание по иллюстрациям и готовому словесно-логическому плану. Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и схемы, мышления, выражений, с помощью которых автор создает картину картинки, внимания на зимнего леса. Выразительное чтение Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста. Узнавание объекта по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть. Пересказ отдельных частей текста с опорой на картинный план. Знакомство с книгами В.Сутеева (рассматривание основе обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В.Сутеева в школьной библиотеке 3 четверть, 10 недель-40 часов 1 Вечер под рождество. По Л. Клавдиной 1 2 Где лежало «спасибо»? 3 На горке. По Н. Носову. Часть 1 1 1 4 Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. На горке. По Н. Носову. Часть 2 1 Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. Ответы на вопросы словами из текста. Доказательство суждений примерами из текста. Установление причинно- следственных связей между поступками героев. 5 6 Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1 Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2 1 1 Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский 1 8 Зимняя сказка. П. Головкин 1 9 Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1 7 1 10 Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2 1 11 Снежная шапка. В. Бирюков 12 В шубах и шапках. По А. Тумбасову Объяснение образных выражений. Понимание логического нравственного смысла поступков героя. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, картинки «Закончи соответствующей знакам препинания. Объяснение образных выражений. Понимание логического нравственного смысла поступков героя. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, картинки «Закончи соответствующей знакам препинания Элементарная оценка характера, главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Выразительное чтение слов главного героя Рассказывание по сказки по картинному плану. Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации и личный опыт. Установление причинно следственных связей между поступками героев. Элементарная оценка характера главного героя. Определение собственного отношения к поступкам героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа. Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации и личный опыт. Установление причинно следственных связей между поступками героев. Элементарная оценка характера главного героя. Определение собственного отношения к поступкам героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации. Составление рассказа 1 1 Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми шапках. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, используемых в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных. 13 14 15 Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») 1 1 Зимние приметы. По А. Спирину 1 16 17 Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская Обобщающий урок по теме «Зима наступила» Заучивание наизусть. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование. Объяснение смысла выражения, использованного в тексте. Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно-популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. 1 1 Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) Весёлые истории 18 Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1 1 19 Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2 1 20 Одни неприятности. Г. Остер 1 21 Однажды утром. М. Пляцковский 1 Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстрации к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстрации к другим частям книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Выразительное чтение диалогов Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми шапках. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, 22 23 24 25 26 27 используемых в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных Почему комары кусаются. В. Бирюков Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Карточки, кусаются. тип логического Установление причинно-следственных связей 1 между схемы, В.Бирюков мышления на поступками героев. Восстановление деформированного картинки, основе игры картинного плана. Полный подробный пересказ. Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Иллюстрация Маршак рассеянный. тип мыслительной Составление рассказа с опорой на 1 иллюстрацию. учебника; С.Маршак деятельности на Определение собственного эмоционального отношения к карточки основе дид.игры художественному образу главного героя. Две лишние коробки. По О. Кургузову Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми шапках. Объяснение слова с опорой на материал учебника. Нахождение в 1 тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, используемых в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, 1 подходящих по смыслу к иллюстрации. Обобщающий урок по теме «Весёлые истории» Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, 1 название, тема, основные события) Полюбуйся, весна наступает… Март. В. Алфёров 1 28 Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1 1 Установление смысловых связей между отдельными предметами и объектами, изображенными на иллюстрации. Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста. Эмоциональная оценка текста. Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе. 29 Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2 1 30 Забота. Е. Благинина 1 31 Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому 1 32 Последняя льдина. По В. Бианки 1 33 Весна. А. Плещеев 1 Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание нравственного смысла понятий «забота о близких» «внимание к близким». Чтение трудных по структуре слов по слогами и целыми словами. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Понимание мотивов поступков героев. Установление причинно-следственных связей между названием текста и его содержанием. Нахождение и объяснение образных сравнений в текстах загадок. Установление причинно-следственных карточки со смыслу» связей между названием текста и его содержанием. Заучивание наизусть текста. Пересказ текста по иллюстрациям 34 Скворцы прилетели. По А. Баркову 35 Всему свой срок. По Э. Шиму 36 Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин 1 Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям. Заучивание стихотворения наизусть. 37 Весенний вечер. По Ю. Ковал ю 1 Составление рассказов-описаний 38 Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву 1 Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных суждений. 39 Внеклассное чтение. 1 Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!» 4 четверть, 8 недель-32 часа 40 В мире волшебной сказки 1 1 1 2 3 4 5 6 Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) Подарки феи. По Ш. Перро 1 Элементарная оценка поступков героев. Определение основных черт героев с опорой на картинки Элементарная оценка поступков героев. Определение основных черт героев с опорой на картинки Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. 1 Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. 1 1 1 1 7 Подарки феи. По Ш. Перро 1 8 Горшочек каши. Братья Гримм 9 Наши сказки. По В. Порудоминскому 10 Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки» Родная земля 1 1 1 Заучивание стихотворения наизусть. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Сравнение поступков героев. Сравнение основных черт характера героя. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинноследственных связей между поступками героев. Сравнение поступков героев. Сравнение основных черт характера героя. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказки с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану. Подбор отрывков из текста, соответствующих сюжетным картинкам. Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы словами текста. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) 11 Царь-колокол. М. Ильин 12 Город на Неве. С. Васильева 13 Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко 14 Сочинение на тему. С. Вербова 15 Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») 16 17 Защита. А. Усачёв 18 Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю 19 День Победы. Т. Белозёров 20 Обобщающий урок по теме «Родная земля» Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. 1 Установление причинноследственных связей между событиями, описанными в тексте. Свободное высказывание на тему «Москва – столица нашей Родины» или «Кремль – сердце Москвы». Знание имени основателя Санкт-Петербурга и главных 1 достопримечательностей города Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. 1 Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения. Понимание нравственного смысла понятий «Родина» «любовь к 1 Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине. Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение нравственного 1 смысла понятия «мир» и образное выражение «мирное небо» Установление причинно-следственных связей между событий, 1 описанными в тексте. Уяснение нравственного смысла понятия «защитник Родины». Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов 1 «Родина», «Отчизна». Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Ответы на вопросы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с 1 опорой на вопросы и тест рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения «защитник Родины». Свободные рассказы о праздновании 9 мая; значение этого 1 праздника в жизни россиян. Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, 1 название, тема, основные события) Лето пришло 21 Ливень. С. Козлов 22 Тучка. Г. Граубин 1 1 23 Хитрый одуванчик. Н. Павлова 1 24 Хитрый одуванчик. Н. Павлова 1 25 Одуванчик. Е. Благинина 26 Встреча со змеёй. По А. Дорохову 1 Выразительное чтение диалогов. Объяснение смысла образного выражения. Установление причинноследственных связей между событиями стихотворения. Заучивание наизусть. Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Выразительное чтение 29 Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская 1 Описание персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по предложенному плану. Полный подробный пересказ Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоционального отношения к явлению, описываемому в стихотворении. Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания. Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению. Сравнение сходных по содержанию текстов 30 Летние приметы. По А. Спирину 1 Объяснение значения слова «примета», «примечать». 31 Обобщающий урок по теме «Лето пришло» 1 Рассказы о своих любимых произведениях в данном разделе. (автор, название, тема, основные события) 32 Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете 1 27 Летний снег А. Бродский 1 28 После зимы будет лето. В. Голявкин 1 1