2 кл. Мир природы и человека 24-25 уч.год

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Мир
природы и человека» для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего
образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том
числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП
«Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых
предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки
достижений планируемых результатов освоения адаптированной рабочейпрограммы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых
предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки
достижений планируемых результатов освоенияадаптированных рабочих программ
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Специфическиеобразовательныепотребности для обучающегося сумственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования;
• упрощениесистемыучебно-познавательныхзадач,решаемыхвпроцессеобразования;
• обучение«переносу»сформированныхзнаний, уменийвновыеситуациивзаимодействия с
действительностью;
• необходимостьпостояннойактуализациизнаний,уменийиодобряемыхобществомнормпов
едения;
• обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразовательнойсредысуче
томфункциональногосостоянияцентральнойнервнойсистемыинейродинамикипсихическ
ихпроцессовобучающихся;
• использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностии
поведения;
• стимуляцияпознавательнойактивности,формированиепотребностивпознанииокружающе
гомираивовзаимодействиисним.
Цель изучения предмета «Мир природы и человека»:
 Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
 понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром
природы и человека.
Задачи:
- уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые
знания об основных её элементах;
- расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические
данные;
- формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит
детей бережному отношению к природе;
- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности.
Формы организации учебной деятельности
Основной формой организации обучения курса «Мир природы и человека» является
урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.
Каждый урок «Мир природы и человека» оснащён необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. На
уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные
объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и человека» являются:
 Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего
ученика»;



способность проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
по предмету «Мир природы и человека»;
 уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо
и плохо);
 формировать представления о здоровом образе жизни: иметь элементарные
гигиенические навыки, выполнять режимные моменты в классе (пальчиковая
гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная,
прием пищи, посещение туалета, мытье рук и т.д.);
Предметные результаты.
Минимальныйуровень:
Представления о назначении объектов изучения;
Узнавание и называние изученных объектов наиллюстрациях, фотографиях;
Отнесение изученных объектов копределенным группам (видо-родовые понятия);
называниесходныхобъектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
Представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
Ухаживание за комнатными растениями;
Кормление зимующих птиц;
Составление небольшого рассказа об изученных объектах по плану;
Адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватное поведение в классе, вшколе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточныйуровень:
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
Отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований
для классификации;
Знание отличительных существенных признаков групп объектов;
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника;
Знание правил гигиены;
Знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
Готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых
и учебно-трудовых задач;
Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление
желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
Выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
Проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с
детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
Соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование
базовых учебных действий (БУД)
РегулятивныеБУД:



















организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные
карандаши, краски, дневник наблюдения за природой, различные линейки,
развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие
игры по темам изучающего предмета;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
ПознавательныеБУД
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с
помощью учителя;
называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда);
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в
обществе;
владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчёсывать волосы и т.д.);
адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале,
музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.
КоммуникативныеБУД
адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
выполнять доступные природоохранительные действия;
совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в классе.
проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке.

Название учебно-методического комплекта
2 класс
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Мир природы и человека. 2 класс. Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2018.
Количество учебных часов
Место учебного курса «Мир природы и человека» - образовательная область
«Естествознание».
Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»на изучение
предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 1час в неделю, 34 часа в год:
Класс
2

Количество часов
в неделю
1 час

Количество
часов в год
34 часа

Количество контрольных
работ
1

Содержание программы учебного курса
2 класс
«Неживая природа»:
Объекты живой и неживой природы. Значение Солнца для растений и животных, для
человека. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Части суток.
Занятия людей в разное время суток. Наблюдение за небом, облаками, ветром.
«Сезонные изменения (времена года)»:
Причины сезонных изменений.
Осень. Признаки осени. Растения и животные осенью. Занятия и одежда людей осенью.
Зима.Признаки зимы. Растения и животные зимой. Одежда и занятия людей зимой.
Весна.Признаки весны. Растения и животные весной. Одежда и занятия людей весной.
Лето.Признакилета.Растения и животные летом. Одежда и занятия людей летом.
«Растения»:
Деревья, кустарники, травы, цветы. Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
цветы. Различие растений.Разнообразие цветов (полевые и садовые). Семена растений. Плоды
растений, их польза, фрукты и овощи. Приспособление растений к сезонным изменениям в
природе и к разным условиям жизни.
«Животные»:
Мир животных. Деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Строение
животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья). Различия животных (форма тела,
окраска, привычки и повадки, места обитания).Детёныши животных. Домашние животные:
название, внешнее строение, чем кормятся, значение для человека. Уход за домашними
животными. Дикие животные: название, внешнее строение, условия обитания, пища, значение в
природе. Помощь птицам зимой. Приспособления животных к различным условиям жизни:
линька, окраска, размеры.Приспособление животных к разным временам года.
«Человек»:
Гигиена тела человека. Физкультура и закаливание. Части тела человека. Органы
пищеварения. Питание человека. Профилактика отравлений
Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» во 2 классе
предусматривает проведение контрольной работы в конце периода обучения. Основные формы
текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими формирование и развитие социального отношения обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы
положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Во 2 классе в первом полугодии система оценивания – безотметочная. Результат
продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной

деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Во втором
полугодии результаты обучающихся оцениваются оценками.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
1.1

1.2

2.1
2.2
2.3
2.4

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение»,
2017 год.
Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова Мир природы и человека. 2 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В 2 частях. –М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная
И.В.Цветкова. Экологический светофор для младших школьников.-М.: Издательский
дом «Ноосфера», 1999.
Е.П.Фефилова, Е.А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас.
1класс. М.: «ВАКО», 2003.
З. А. Клепинина. Окружающий мир. Тесты: 1 класс. Тула: Издательство АСТ, 2003.
Дидактические игры:
- «Покорми диких животных»
- «Покорми домашних животных»
- Лото «Растения – животные», «Профессии»,
«Звери и птицы», «Грибы» и др.
Наглядные и демонстрационные пособия:
- Растения. Строение растений;
- Дикие и домашние животные;
- Грибы съедобные и несъедобные;
- Человек. Строение человека. Правильная осанка.
- Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»
№
п/п

1

Дата

Тема урока
Влияние
солнца на
смену времен
года

2

Сутки

3

Долгота дня
летом

4

Долгота дня
зимой

5

6

7

8

Задачи и содержание
уроков
Различение на рисунках разных времен года;
влияние солнца на смену времен года;
использование закличек для зазывания
солнца или дождя; работа с календарем;
приметы разных времен года.
Сутки, из каких частей состоят. Что делают
дети вечером, днем, утром и ночью. Приёмы
пищи в разное время суток.
Летом солнце высоко поднимается над
землёй, светит долго, поэтому день длинный,
а ночь короткая.
Зимой солнце поднимается невысоко, светит
недолго. Зимой день короткий, а ночь
длинная.

Словарь
Заклички,
времена года,
календарь.
Утро, день,
вечер, ночь –
части суток.
Долгота дня,
время года.
Долгота дня,
время года.

Времена года.
Осень.

Осенью солнце светит меньше, чем летом.
Становится холоднее, листья на деревьях
желтеют и опадают, часто идут дожди,
начинаются заморозки, исчезают бабочки,
прячутся жуки и мошки. Птицам нечего есть
и они улетают в тёплые края. Осенние
месяцы.

Листопад,
пасмурно,
похолодание,
заморозки.

Растения
осенью

В сентябре созревают орехи, ягоды калины,
шиповника, в лесу растут грибы. В октябре
листья желтеют и опадают, трава увядает.
Ноябрь – поздняя осень, начинаются
заморозки, выпадает снег.

Сентябрь,
октябрь,
ноябрь;
увядает.

Животные
осенью

Осенью заяц и белка меняют шерсть; старый
мех выпадает, появляется новый, более
тёплый; меняется его цвет. У лисы и волка
вырастает тёплый подшерсток. Медведи и
ежи впадают в спячку. Птицы, которые
питаются насекомыми, улетают на юг;
некоторые птицы остаются зимовать.

Линяет,
подшёрсток,
спячка,
перелётные
птицы
(ласточка,
скворец);
синица,
сорока.

Занятия людей
осенью

9

Времена года.
Зима.

10

Растения и
животные
зимой

Осенью становится холоднее, часто идут
дожди. Одежда людей соответствует погоде.
Люди собирают урожай; с полей и огородов
убирают овощи, в садах – фрукты, делают
заготовки на зиму.
Зимой солнце светит мало, дни становятся
короткие, а ночи – длинные. Идет снег,
становится очень холодно, вода замерзает.
Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Зимой растения как будто спят, листья опали,
деревья стоят голые. Зимой в лесу тихо, лиса
охотится на мышей, белочка ищет свои
запасы, зайчик обгладывает кору, ёж спит.

Сапоги,
куртка, зонт,
плащ,
варенье.
Снег,
снежинки,
снегопад,
мороз, лёд.
Замирает,
опали, голые,
обгладывает,
запасы,

11

12

13

14

15

Занятия людей
зимой

Времена года.
Весна.

Птицы зимой питаются семенами и ягодами.
Зимой часто бывает мороз. Людям надо
одевать тёплую одежду. Зимой дети катаются
на лыжах, на коньках, на санках, лепят
снеговиков. Зимой люди строят горки и
катаются с них. Зимой часто бывает снегопад
и нужно расчищать дороги. Люди
подкармливают зимой животных и птиц.
Солнце светит ярко, даёт больше света и
тепла. Снег начинает таять, бегут ручьи,
появляется травка и первые цветы. Дни
становятся длиннее, а ночи – короче.
Появляются насекомые. Прилетают
перелётные птицы. Весенние месяцы: март,
апрель, май.

Растения и
животные
весной

Тает снег, появляется первая травка,
набухают на деревьях почки, появляются
молодые листочки и первые цветы. Деревья и
кустарники цветут весной: тополь, берёза,
дуб, черёмуха, сирень. Прилетают
перелетные птицы, они вьют гнезда и
выводят птенцов. Заяц и белка линяют. Лиса
и волк теряют тёплый зимний мех,
просыпаются после спячки ежи и медведи.

Занятия людей
весной

Весной люди одевают другую одежду.
Одежда может защищать от насекомых.
Люди весной вешают скворечники. Весной
начинается сев. Тракторы распахивают поля,
засевают их. В огородах делают грядки и
сажают овощи. В садах убирают
прошлогоднюю листву, рыхлят землю.

Времена года.
Лето.

16

Растения и
животные
летом

17

Занятия людей
летом

Летом солнце даёт много света и тепла, дни
становятся длинными, а ночи – короткими.
Все растения растут и зеленеют, цветут.
Птицы выводят птенцов, поют песни. Летом
бывают грозы и тёплые ливни. Летом
созревают ягоды: земляника, черника,
малина. В конце лета птенцы учатся летать,
созревают плоды. Летние месяцы: июнь,
июль, август.
Летом много цветов, созревают ягоды,
появляются грибы. Правила поведения в
лесу. Летом в лесу много корма для
животных. Летом птицы выводят и
выкармливают птенцов. У зверей появляются
детёныши.
Летом можно тепло и жарко и можно
надевать лёгкую одежду, обязательно
надевать головной убор. Летом дети много
времени проводят на свежем воздухе, играют
в мяч, катаются на самокате, велосипеде, на
роликах, купаются и загорают. Правила

охотится.
Мороз, теплая
одежда: шуба,
шапка,
варежки,
шарф,
валенки.
Сосульки,
капель,
набухают
почки,
перелетные
птицы.
Мать-имачеха,
ландыши,
одуванчики,
сережки.
Линяют,
возвращаются
,
просыпаются
после спячки.
Клещи,
насекомые,
сев,
распахивают,
засевают,
сажают,
рыхлят,
грядки.
Зеленеют,
цветут,
растут.
Гроза, ливень,
тепло и
жарко, туча,
молния.
Ромашка,
василёк, роза,
астра,
выводят и
выкармливаю
т, детёныши.
Шорты,
футболка,
кепка,
самокат,
велосипед,
ролики,

18

19

20

21

22

23

24

25

26
27

поведения на водоёме. Летом люди
скакалка,
ухаживают за огородом: пропалывают,
сорняки,
поливают, удобряют растения.
удобрения.
Большая часть нашей планеты занята водой.
Без воды не могут жить растения, животные и Прозрачная,
Неживая
люди. Человек использует воду для питья,
текучая, не
природа. Вода
приготовления пищи и т.д. Вода прозрачная, имеет запаха.
текучая, не имеет запаха.
Вода горячая и Вода может быть горячая, тёплая и холодная.
Термометр,
холодная.
Чтобы вода стала горячей, её нужно нагреть.
нагреть,
Температура
Прибор для измерения температуры
остудить,
воды.
называется термометр.
температура.
На земле много рек, реки впадают в море.
Вода собирается в озерах. Если озеро
Река, озеро,
зарастает оно превращается в болото. Люди
пруд, болото,
Вода в
создают пруды. Капельки воды – это дождь, капли, дождь,
природе.
зимой они замерзают и становятся
снег,
Значение воды.
снежинками. Если воду долго нагревать она
снежинки,
превращается в пар, если вода замерзает –
лёд, пар.
образуется лёд.
Части растений: корень, стебель (ствол и
ветки), листья и цветы. Корень удерживает
Корень,
растение в земле, всасывает воду и
стебель,
питательные вещества. Стебель помогает
ствол, лист,
Растения.
растению тянуться к свету. По стеблю
цветок.
Части
питательные вещества передвигаются к
Лиственные
растений.
другим частям растения. Листья помогают
деревья,
растению получать питательные вещества. С
хвойные
помощью листьев растения очищают воздух.
деревья.
Из цветов образуются плоды и семена.
Растениям для жизни нужны воздух, вода,
Увядает,
Жизнь
свет и тепло. Без воды растение может
бледные
растений.
засохнуть, без света растения вырастает
листья.
слабым, на морозе растение погибает.
Растения
Растения приспосабливаются к разным
Засуха,
влаголюбивые условиям окружающей среды. Влаголюбивые засухоустойч
и
растения растут по берегам рек, озёр, в
и-вые, влага,
засухоустойчи- тенистых лесах. Засухоустойчивые растения влаголюбивы
вые
растут в жарких странах, где мало дождей.
е
Растения
Растения, которые растут на открытых
Светолюбивы
светолюбивые местах, привыкли к свету. Растения, которые
е,
и тенелюбивые растут в тенистых, густых лесах любят тень. тенелюбивые.
Растения, которые люди выращивают в своих
Комнатные
Комнатные
домах, называются комнатными. Их ставят на
растения:
растения. Уход
подоконник или на специальные полки,
кактус, алоэ,
за комнатными
подставки. Они приносят пользу людям.
фиалка,
растениями.
Комнатные растения нужно поливать,
традесканция.
рыхлить землю, протирать листья.
Овощи.
Овощи – это съедобные части растений. Их
Корнеплоды,
Огород. Овощи выращивают в огородах и на полях из семян клубни, ботва,
в питании
или из целого клубня. Чтобы быть здоровым,
огород,
человека.
человек должен есть овощи.
грядки.
Сад. Фрукты.
Фруктовый сад – это посадки фруктовых
Яблоневый

Фрукты в
питании
человека.

28

Уход за
растениями
сада и огорода.

29

Животные.
Домашние
животные и
дикие звери.

30

Кошка и рысь.
Породы кошек.

31

Собака и волк.
Породы собак.

32

Рыбы.
Строение и
питание рыб.
Размножение
рыб.

33

Человек.
Гигиена тела
человека.

34

Органы
пищеварения.
Питание
человека.

деревьев и ягодных кустарников. Плоды
фруктовых деревьев, кустарников и ягоды
называются фруктами. Фрукты необходимы
для правильного питания человека, в них
много витаминов.

сад,
вишнёвый
сад,
кустарники
плоды,
витамины.
Правила работы в саду и огороде: землю надо
Рыхлить,
рыхлить или перекапывать, удобрять,
удобрять,
поливать, удалять сорняки.
перекапывать.
Люди приручили некоторых животных, они
живут с человеком, он их кормит и ухаживает
Домашние,
за ними – это домашние животные. Дикие
дикие.
животные живут в лесах, сами заботятся о
себе и своём потомстве.
Пятнистая,
Кошка – домашнее животное, а рысь – дикое.
лапы с
Рысь крупнее кошки, на ушах - кисточки,
когтями,
хвост короткий, окраска неяркая, пятнистая,
острые ушки,
чтобы легче прятаться в ветвях деревьев. Она
густой
охотится на небольших зверей, разоряет
теплый мех,
гнёзда птиц. У кошки хвост длинный, окраска
охотится,
может быть разная, она любит тепло, ест
разоряет
рыбу и мясо, ловит мышей.
гнезда.
Собака – домашнее животное, волк – дикое.
Строение тела у них схожее. Окраска волка
Строение
серая, а у собак разная. Собаки и волки
тела, повадки,
имеют крепкие зубы, сильные лапы. Хвост у
стая, логово,
волка всегда опущен вниз, у собак хвосты
волчата.
разные, они могут вилять хвостом и
Порода,
поднимать его. Собаки помогают человеку, а
щенки,
он их кормит, заботится о них и обучают.
внешний вид.
Волки охотятся стаями на зайцев, оленей.
Голова,
Рыбы приспособились к жизни в воде, их
жабры,
тело покрыто чешуёй, плавники и хвост
плавники,
помогают рыбам плавать. На голове у рыб
туловище,
есть жабры, которые помогают им дышать в
хвост. Щука,
воде. Размножаются рыбы, откладывая икру,
окунь,
из икринок появляются мальки, они сами
икринки,
учатся питаться и спасаться от врагов.
мальки.
Физкультура и закаливание помогают стать
Гигиена,
бодрым и здоровым. Водные процедуры и
спорт,
воздушные ванны, зарядка и обтирания очень закаливание,
полезны для человека.
обтирание.
Продукты
Органы пищеварения: рот, пищевод,
молочные,
желудок, кишечник. Человеку необходима
рыбные,
еда, она должна быть разнообразная, чтобы
мясные,
получать необходимые организму
овощи и
питательные вещества.
фрукты, хлеб.


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».