4а кл. Мир природы 24-25 уч.год

Пояснительная записка.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и
дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших
взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом
формирования у обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно
раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные научные данные об особенностях познавательной
деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план
обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации:
устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с
предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено формированию представлений об окружающем мире: живой
и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность
учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека
как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
"Сезонные изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений,
практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Содержание учебного предмета:
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам
наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января. Календарь.

Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя
весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием
подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое,
греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с
названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний
сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения,
спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов
неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и
Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания,
использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники.
Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение
из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе.
Использование человеком.

Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем
кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток
для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным.
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой человек", "взрослый", "пожилой").
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо:
глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук
(мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых
впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы
и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание:
овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и
занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки,
школьные канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения
обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий
музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила
поведения в магазине.
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи,
троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа
и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и

инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме
и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи
по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для
уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
15.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Мир природы и человека":
15.3.1. Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в
образовательной организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
15.3.2. Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка
своей работы и обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме
программы.

Учебно-тематический план
№
Тема
1 Сезонные изменения в природе.
Времена года. Осень.
Зима.
Весна.
Лето.
2 Неживая природа.
3 Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Всего

Количество часов
12
3
3
3
3
5
5
6
3
34

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
уроков

1 четверть -8 часов
1
Сезонные изменения в природе. Осень. 1
Растения осенью.
2

Животные осенью.

1

Содержание
Узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях.
Умение организовать своё рабочее место
Узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях
умение организовать своё рабочее место

3

Труд людей осенью.

1

4

Неживая природа. Почва.

1

5

Рельеф.

1

6

Растения. Огород.

1

7

Растения. Огород.

1

8

Лес.

1

1

2 четверть- 8 часов
Сад.

1

2

Растения культурные и дикорастущие.

1

3

Лекарственные растения.

1

4

Парки.

1

5

Растения поля.

1

6

Зима.
Растения зимой.

1

Иметь представления о назначении объектов изучения
Осознание себя как ученика.
Проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на
уроке;
умение обращаться за помощью, принимать помощь
Адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира
Формирование готовности к самостоятельной жизни
Знать названия растений огорода
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Знать названия растений огорода
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Знать названия растений леса
Формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников
Знать названия растений сад
умение организовать своё рабочее место;
Отличать культурные растения от дикорастущих
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Знать названия лекарственных растений
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Знать названия парков и их предназначения
умение обращаться за помощью, принимать помощь
Знать названия растений поля
умение организовать своё рабочее место;
Иметь представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в
окружающем мире
умение обращаться за помощью, принимать помощь

7

Животные зимой.

1

8

Труд людей зимой.

1

3 четверть- 10 часов
1
Домашние животные.

1

2

Домашние животные.

1

3

Птицы.

1

4

Дикие птицы.

1

5

Домашние птицы.

1

6-7

Насекомые. Пчелы.

1

8

Весна. Растения весной.

1

9

Животные весной.

1

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природой и социальной частей.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника.
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Знать названия домашних животных
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Знать названия домашних животных
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Знать классификацию птиц
формирование готовности к самостоятельной жизни
Знать названия диких птиц
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природой и социальной частей
Знать названия домашних птиц
умение обращаться за помощью, принимать помощь
Знать названия насекомых
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить
отличие и сходство);
формирование готовности к самостоятельной жизни

10

Труд людей весной

4 четверть – 8 часов
1
Мозг человека.

2

Режим дня.

1

Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя
слова данного вопроса
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

1

Знать основные правила личной гигиены;
формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников
Знать требования к режиму дня школьника и понимать
необходимость его выполнения

1

3

Охрана природы.

1

4

Правила поведения дома. Правила
поведения в школе.

1

5

Правила дорожного движения. Дорога. 1
Пешеходный переход.
Транспорт. Мы - пассажиры.

6

Лето. Растения летом.

1

7

Животные летом.

1

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни
Иметь представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе
Знать основные правила поведения дома и в школе
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природой и социальной частей
Знать правила дорожного движения
формирование готовности к самостоятельной жизни
Знать классификацию транспорта. знать правила поведения
пассажиров.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе
Использовать в межличностном общении простую полную фразу из
3-4 слов.
формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников
Оставлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве
его природой и социальной частей

8

Труд людей в летний период

1


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».