Рисование (изобразительное искусство) Пояснительная записка Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе занятий изобразительной деятельностью происходит активное накопление и совершенствование представлений о предметах и явлениях, развивается наблюдательность, зрительная память, воображение, художественный вкус, поддаются исправлению недостатки развития наглядного мышления. Проводимые на уроках изобразительной деятельности многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно двигательной координации. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Цель программы: формирование способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; Задачи: -воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.); -воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью; -развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира; -развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов или явлений действительности с целью их изображения; -формирование практических умений в разных видах художественно изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке); -воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно; -формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе Декоративное рисование Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. Рисование с натуры Упражнять обучающихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. Рисование на темы Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Беседы об изобразительном искусстве Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. Минимальный уровень: • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет; • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь. организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.; • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.; • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; • применение разнообразных способов лепки; • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Рисование», относятся: • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; Учебно – методический комплект 3 класс - Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 3 класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. Количество учебных часов Место учебного предмета «Изобразительное искусство» - образовательная область «Искусство». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится: Класс 3 Количество часов в неделю 1 Количество часов в год 34 Количество контрольных работ Календарно-тематическое планирование № Дата 1 2 3 4 5 Тема Кол-во уроков Планируемые результаты Предметные Личностные 1 четверть 8 недель,8 часов Рисование с натуры осенних листьев. 1 Уметь планировать деятельность при положительное отношение и к процессу выполнении частей целой конструкции; интерес изобразительной деятельности и ее результату; к культуре Беседа по картинам об осени 1 Уметь рассказать, что изображено на приобщение общества, понимание значения и картине, перечислить характерные (И.Левитан «Золотая осень», ценности признаки изображенного времени года. В.Поленов «Золотая осень»). предметов искусства; Уметь соотносить форму предметов с отношение к Рисование с натуры предметов 1 собственной геометрическими эталонами (на различной формы и цвета (яблоко, изобразительной деятельности что похожа форма?); груша, огурец, морковь) как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; Рисование узора в полосе из веток с 1 Знать правила построения узора. воспитание эстетических листочками. потребностей, ценностей и чувств; Беседа по картине И. Хруцкого 1 Знать о существующем в природе умение обращаться за помощью, «Цветы и плоды» явлении осевой симметрии; принимать помощь; адекватно реагировать на Уметь находить правильное воспринимаемое, проявлять изображение знакомого предмета среди возникающую эмоциональную выполненных ошибочно; реакцию (красиво/некрасиво); Рисование с натуры морских 1 Уметь изображать от руки предметы представление о собственных сигнальных флажков. разной формы, передавая их возможностях, осознание своих характерные особенности. достижений в области изобразительной деятельности. Рисование с натуры досок (с узором) 1 Знать правила построения узора на листе стремление к организованности для резания овощей. бумаги. и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; 2 четверть 8 недель,8 часов Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (н-р, ветка вишневого дерева). 1 9 Рисование шахматного узора в квадрате. 1 Уметь исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком. 10 Рисование с натуры игрушечного домика. 1 Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции 11 Рисование геометрического орнамента в квадрате. 1 6 7 8 умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. Уметь достигать в узоре при составлении стремление к использованию аппликации ритм повторением или приобретенных знаний и умений чередованием формы и цвета его в предметно-практической деятельности, к проявлению элементов; творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; 12 13 14 15 16 17 Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. 1 Уметь владеть приемами посветления стремление к дальнейшему цвета (разбавлением краски водой или развитию собственных добавлением белил); изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; Знать названия некоторых народных и владение Знакомство с работами гжельских 1 навыками национальных промыслов, мастеров. Беседа. коммуникации и принятыми изготавливающих игрушки (Дымково, нормами социального Городе ц и др.); взаимодействия для решения практических и творческих задач. Узор для гжельской тарелки. 1 Уметь передавать основные смысловые умение организовать своё рабочее связи в несложном рисунке на тему место; Рисование на тему «Нарядная ёлка» 1 Уметь рисовать предметы округлой формирование мотивации к формы. творческому труду; Рисование с натуры будильника 1 Уметь рисовать предметы округлой формирование положительного круглой формы. формы. отношения к мнению учителя, сверстников; 3 четверть 10 недель, 10 часов Рисование с натуры теннисной ракетки. 1 Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги. Приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства. 18 Рисование с натуры молотка. 1 мотивации Уметь видеть и выделять существенные формирование творческому труду; признаки предмета. 19 Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки «23 февраля» 1 20 Декоративное рисование — оформление поздравительной открытки к 8 Марта. Рисование по образцу орнамента из квадратов. 1 Рисование с натуры игрушкивертолета. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. 1 24 Рисование узора из растительных форм в полосе. 1 Уметь правильно размещать элементы положительное отношение и рисунка на альбомном листе. интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; Уметь правильно размещать элементы осознание себя как ученика, рисунка на альбомном листе. формирование интереса (мотивации) к учению; Уметь рисовать по образцу орнамент из воспитание эстетических квадратов; потребностей, ценностей и чувств; Уметь работать по образцу. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Уметь работать по образцу. приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Знать правила построения узора в полосе. 25 Рисование с натуры двухцветного мяча. 1 26 Рисование на свободную тему. 1 21 22 23 1 1 мотивации Уметь видеть и выделять существенные формирование творческому труду; признаки предмета. к к Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4 четверть 8 недель,8 часов 27 Беседа по картинам о весне И.Левитан «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели». 1 28 Рисунок на тему «12 апреля – День космонавтики» 1 29 Рисование с натуры весенней веточки. 1 Уметь работать по образцу. 30 Рисование на тему «Деревья весной» 1 31 Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы) 1 32 Рисование с натуры куста земляники с цветами. Рисование с натуры цветов. Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Пластов «Сенокос», А.Куиджи «Березовая роща»). 1 Уметь рисовать акварельными красками. осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению; Уметь работать по образцу. приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; Уметь рисовать акварельными красками. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Уметь работать по образцу. Уметь достигать в узоре при составлении положительное отношение и аппликации ритм повторением или интерес к процессу чередованием формы и цвета его изобразительной деятельности и элементов; ее результату; 33 34 1 1 Уметь планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;