1 кл. Ручной труд 24-25 уч.год

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд»
разработана в соответствии с:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите
прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка
получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных
организациях,
расположенных
на
территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015
г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в
длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая
2

адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый
приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований (Приложение 1):
• используется «ступенчатый» режим обучения:
 в сентябре-октябре – по 3 урока по 30 минут каждый;
 в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут и один день 5 уроков за счет
урока физической культуры;
 в январе – мае - по 4 урока по 40 минут и один день 5 уроков за счет
урока физической культуры

3

Цели и задачи образования
Ручной труд является главным предметом в школе для обучающихся с
ОВЗ, так как способствует не только формированию трудовых умений и
навыков обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, но и
исправлению недостатков их физического и психического развития.
Основная цель предмета: в первом классе заключается в формировании у
обучающихся элементарной трудовой культуры через установление в их
сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Основные задачи уроков:
 развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
 получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
 формирование представлений о единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека;
 формирование интереса к разнообразным видам труда;
 формирование простейших знаний о материалах, их свойствах,
применении;
 обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
 развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать
и контролировать сою работу с помощью учителя;
 развитие познавательных психических процессов (восприятия,
пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения,
мышления, речи);
 развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения);
 развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
 формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации, доступными умственно отсталому
первокласснику;
 развитие речи.
Коррекционная направленность обучения труду заключается в
коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных особенностей, которая предусматривает:
 коррекцию
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные
признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
 развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
 коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий с применением разнообразного трудового материала.
4

Общая характеристика учебного предмета
Программа по ручному труду построена на основе концентрического
принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для
постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с
постоянной пропедевтикой новых знаний. Учебный материал в программе
распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических
особенностей умственно отсталых школьников.
Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю
предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению,
помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с
точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной
деятельности. Вариативность программы проявляется в многообразии
индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в
предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и
тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из
региональных особенностей своего края.
В программе учтены принципы научности и доступности изложения
материала. Вводится значительный объем познавательных сведений,
касающихся происхождения используемых материалов, различных видов
художественной техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях,
изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы
выставок, экскурсии в школьные мастерские.
Предусмотрены следующие виды труда:
1) работа с глиной и пластилином;
2) работа с нитками;
3) работа с бумагой;
4) работа с проволокой;
5) комбинированные уроки.
Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и
гигиены труда при проведении практических работ.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений
пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что
активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм.
Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки
для становления многих психических процессов. Речевые области
формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У
обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и
настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели,
аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение
позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в
меньшей степени востребованы на других учебных предметах.
Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных
материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и
многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать
5

новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому
трудовое обучение характеризуется многообразием ручных операций, таких,
как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой,
сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение
стежков на ткани и т.д.
При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются
разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки
различного происхождения; самый разнообразный природный материал
растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной
местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные
опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного
материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например,
свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение
многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может
быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или
пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Уроки трудового
обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с
различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста;
приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это
положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.
На уроках трудового обучения придаётся особое значение художественной
деятельности, как эффективному средству развития воображения и
эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение
обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого
характера.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Образовательная область: технология.
Предмет «Ручной труд» Согласно учебного плана КОУ «Радужнинская
школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
реализующего адаптированные общеобразовательные программы для
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, получающих
образование по индивидуальному плану на дому, курс по учебному предмету
рассчитан на 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Планируемые результаты
Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с
требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих
результатов.
Личностные:
 освоения технологии включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду;
 понимание значения и ценности труда;

6

 отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание
красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
способность к самооценке;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к
организованности, порядку, аккуратности.
Предметные:
Минимальный уровень овладения предметными результатами является
обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого
класса, включающий следующие знания и умения:
знать
 правила организации рабочего места;
 виды трудовых работ;
 названия
и
свойства
поделочных
материалов, используемых на уроках ручного
труда в первом классе, правила их хранения,
санитарно-гигиенические требования при работе
с ними; названия инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройство, правила
техники безопасной работы колющими и
режущими инструментами;
 приемы работы (приемы разметки
деталей, примы выделения детали из заготовки,
приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые
на уроках ручного труда.

уметь
 организовать свое рабочее место в
зависимости от характера выполняемой работы,
рационально
располагать
инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте с помощью
учителя;
 анализировать
объект,
подлежащий
изготовлению, выделять и называть его признаки
и свойства;
 определять способы соединения деталей
с помощью учителя; составлять стандартный
план работы по пунктам с опорой на предметнооперационный план с помощью учителя;
 владеть некоторыми технологическими
приемами ручной обработки поделочных
материалов с помощью учителя;
 работать с доступными материалами
(глиной
и
пластилином,
природными
материалами, с бумагой и нитками).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является
обязательным для всех обучающихся первого класса.
знать
уметь
 правила
рациональной
организации
 самостоятельно находить необходимую
труда, включающей в себя упорядоченность для выполнения работы информацию в
действий и самодисциплину.
материалах учебника, рабочей тетради;
 работать
с
доступной
для
первоклассников наглядностью: составлять план
работы над изделием с опорой на предметнооперационные, графические планы, и действовать
в соответствии с ними в процессе изготовления
изделия; осуществлять текущий самоконтроль
выполняемых
практических
действий
и
корректировку хода практической работы;
оценить свое изделие (красиво, некрасиво,
аккуратное, похоже на образец); устанавливать
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатами;
 выполнять общественные поручения по

7

уборке класса/мастерской после уроков ручного
труда.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень
является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень
 умение работать с
разнообразной наглядностью;
 выполнять общественные
поручения по уборке класса;
 умение осуществлять
текущий самоконтроль
выполняемых практических
действий с помощью учителя.

Минимальный уровень
 знание правил организации рабочего места;
 знание видов трудовых работ;
 знание названий и свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда, правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними с
помощью учителя;
 знание названий инструментов, необходимых на уроках
ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими
режущими инструментами с помощью учителя;
 знание приемов работы (разметки деталей)
используемые на уроках ручного труда с помощью учителя.

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения
предметными результатами
Достаточный уровень. Обучающиеся не испытывают серьезных
затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца,
рисунка или чертежа изделия обучающиеся придерживаются определенной
последовательности, дают полные, довольно точные характеристики, в которых
указываются конструктивные особенности изделия. В процессе обучения
планированию они научаются определять последовательность операций,
мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда. Могут
рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются
составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических
карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной
работы. Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного
материала, изготовлении конструктивно более сложных изделий у этих
обучающихся все же проявляются затруднения в ориентировке и планировании
работы. Им бывает нужна дополнительная помощь в умственных трудовых
действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно.
Приобретенные знания и умения такие дети, как правило, не теряют, могут
применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
Минимальный уровень. Обучающиеся испытывают значительные
затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в
большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном эти
ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.
Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в
задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного
результата работы. Об этом говорят те факты, что обучающиеся не замечают
ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя
на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во
8

время предварительной ориентировки. У этих детей нарушен процесс
формирования программы деятельности, что проявляется в значительных
трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно
определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и
последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски,
перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до
конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к
ошибкам. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают
технические и технологические знания, при их воспроизведении называют
несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании
сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку,
например, инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности
в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так,
анализируя новый объект, обучающиеся называют меньше характеристик, чем
они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при
планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев
проявляется тенденция к неадекватному переносу.
Содержание учебного курса
1 класса
Раздел: «Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Элементарные знания о
глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма).
Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей
и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как
правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска,
когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина;
комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму. Приемы работы: «разминание»,
«отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация
из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «прощипывание», «промазывание»
(объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Раздел: «Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где
находят, виды природных материалов).
9

Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация,
объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия).
Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с
помощью пластилина).
Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация,
объемные изделия). Свойств сухой тростниковая трава (пушистая и др.)
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Раздел: «Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды
бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы
(клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги:
«сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»;
«сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»;
«сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»;
«вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание
ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»;
«разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»;
«разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»;
«округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов,
имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии
(кругу)». Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам орнаментальных и предметных изображений. Использование
вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание
мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных
элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и
скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из
вырезанных полосок (плетение из полос);
Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и
геометрических тел (цилиндра).

10

Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон».
Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур
(квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с
клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Раздел: «Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение
ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с
нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверхвниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой
строчкой «в два приема».
Тематическое планирование
Раздел и темы
учебного предмета, курса

Ко
личество
часов

Вводное занятие
Человек и труд.
Урок труда.
1ч

Раздел 1. Работа с
глиной и пластилином
11
ч

Раздел 2. Работа с
природными
материалами
Экскурсия в парк.
Аппликация.
Приёмы работы с
пластилином.
Работа с
природным материалом.
Конструирование

10
ч

Виды учебной деятельности
(практические и лабораторные
работы, творческие и практические
задания, экскурсии и др. формы
занятий, используемые при
обучении)
Формы занятий:
- индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным
материалом;
-выполнение заданий по
классификации.
Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным
материалом, опорными схемами;
-выполнение заданий по
классификации.
Формы занятий:
- индивидуальная;
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной
литературой;
-работа с раздаточным
материалом.

Текущий и
промежуточный
контроль. Формы
контроля
 поурочный
устный контроль устный опрос;
 поурочный
письменный контроль
– практическая работа,
самостоятельная
работа.
Периодический
(тематический)
контроль практическая
работа.
Промежуточный
контроль контрольный тест,
административная
контрольная работа
(практическая работа).

11

из тростниковой травы и
пластилина.

Раздел 3. Работа с
бумагой и картоном
Складывание из
бумаги.
Работа ножницами.
Приёмы резания
ножницами.
Аппликация из
обрывочных кусочков
бумаги.
Конструирование.
Аппликация.
Плоскостное
конструирование.
Приёмы сгибания
бумаги.
Объёмное
конструирование.
Раздел 4. Работа с
нитками
Наматывание
ниток.
Приёмы шитья.
Приёмы
вышивания.

35
ч

9ч

Итого

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-работа с раздаточным
материалом, опорными схемами;
-выполнение заданий по
классификации.

Формы занятий:
-индивидуальная.
Виды учебной деятельности:
-работа с учебником;
-дополнительной
литературой;
-работа с раздаточным
материалом, опорными схемами;
выполнение заданий по
классификации.

66
ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Наглядный учебный материал:
 Касса букв (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
 Предметные рисунки.
 Сюжетные картинки.
 Таблицы.
 Муляжи «Овощи и фрукты».
Дидактический материал:
 Комплекты заданий на развитие психических процессов.
 Комплект «Загадки – отгадки».
 Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

12

Учебные пособия:
 Технология. Ручной труд. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. –
4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 103 с.
 Рабочая тетрадь: Ручной труд 1 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч.
Ч.1/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Ч.2/ Л. А. Кузнецова – М.: «Просвещение», 2017г. – 63 с.: ил.
Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
 Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности).
 Набор цветного картона (1 набор).
 Листы белой плотной чертежной бумаги.
 Клей: клеящий карандаш, клей ПВА, клей канцелярский.
 Набор разноцветного пластилина.
 Акварельные краски
 Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой,
коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс).
 Природный материал.
 Шаблоны, подкладные доски, салфетки.
 Различные виды бросового материала.
 Комплект инструментов для работы на учебный год:
 Ножницы.
 Стека для пластилина.
 Иголка большая (длина 8 см).
 Ручка шариковая, простые, цветные карандаши.
 Кисточка для клея.
Материально-техническое обеспечение:
 Компьютер
 ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий,
учебных фильмов)
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от
10.07.2015г.
Оценочные материалы
13

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает
описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные
и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе
требований,
сформулированных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны
индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом
психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных
результатов, прописанных в тексте ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые
выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата
представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов».
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту
оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции учащегося,
что позволяет не только представить полную картину динамики целостного
развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по
отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости регламентирована и организована в
соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве
содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные
результаты.
В 1-ом классе безотметочное обучение призвано способствовать
гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению
учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.
При этом безотметочная система оценивания в 1-ом классе способствует
более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе, не вызывая
психотравмирующего воздействия. Никакому оцениванию не подлежат темп
работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических
процессов.
Контроль
достижения
обучающимися
уровня
государственного
образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в

14

следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный),
самостоятельная работа.
Усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения
достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно»
(правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения
тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их
предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные
результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия /
отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание
не выполнено при оказании различных видов помощи.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№
п/п

№
урока

Промежуточная аттестация.
Периодический (тематический) контроль.
4 четверть

1.
2.

57
.
58
.

Контрольный тест. Изготовление птицы из тростниковой травы и
пластилина.
Административная контрольная работа. Аппликация «Букет
цветов». (практическая работа)
Итого: 2 ч

15

Календарно - тематическое планирование по предмету «Ручной труд»
(2 часов в неделю, всего 66 часов)
№
урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

дата

Тема урока

Цели урока

Занятиевиртуальная
экскурсия
Вводное
занятие
«Человек
и
труд», «Занятие труда».

Расширение знаний о предметном мире
как результате трудовой деятельности
человека; знакомство с особенностями
уроков труда, с требованиями к нему и
организацией рабочего места.
Изучение
правил
обращения
с
пластилином, инструментами и другим
оборудованием.
Обучение
приёмам
разминания
пластилина в руках и размазывания его по
поверхности.

Торческое
занятие:
Знакомство с глиной и
пластилином.
Занятие
экскурсия.
Аппликация
из
пластилина «Яблоко».

Занятие-викторина:
Обучение
приёмам
разминания
Аппликация
из пластилина в руках и размазывания его по
пластилина «Яблоко».
поверхности.
Занятие
–
сказка Формирования знаний о природных
Экскурсия в природу. материалах и той среде, где их находят.
Знакомство с природным
материалом.
Занятие
Аппликация
засушенных
«Бабочка».

экскурсия: Формирование
представлений
о
из направлении,
положении
и
листьев пространственных связях частей, развитие
умения ориентироваться на плоскости
листа.
Занятие
игра: Формирование представлений о бумаге
Знакомство с бумагой.
как поделочном материале.

Методы и приемы

Словарь

Беседа, приём наглядности и
Строит,
иллюстрированности,
делает,
занимательные упражнения
печатает,
шьёт
Беседа, приём наглядности и
Пластилин,
иллюстрированности, дид. игра
стека
Приём
наглядности
и
иллюстрированности, создание
увлекательной
ситуации,
Разминаем,
использование «опорных схем»
отщипываем,
Приём
наглядности
и
размазываем
иллюстрированности, создание
увлекательной
ситуации,
использование «опорных схем»
Беседа, игровые приёмы
Кора, веточка,
шишка,
жёлудь
Приём
наглядности
и
Берёзовый,
иллюстрированности,
осиновый,
использование «опорных схем»
рябиновый
лист
Беседа, приём наглядности и Писчая,
иллюстрированности, дид. игра
почтовая,
рисовальная,

17

газетная,
книжная

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Занятие – сказка:
Треугольник. Сгибание
бумаги треугольной
формы.

Формирование знаний о геометрической
фигуре «треугольник», обучение приёму
сгибания.

Занятие-инсценировка
Обучение навыку устанавливать сходство
Складывание ёлочки из треугольника с предметами природного и
треугольных форм.
рукотворного
мира,
имеющими
треугольную форму.
Творческое
занятие: Дать сведения об основных признаках
Квадрат.
Сгибание фигуры «квадрат», обучение приёму
бумаги
квадратной сгибания.
формы.
Занятиевиртуальная Обучение приёму «сгибание квадрата с
экскурсия Складывание угла на угол».
из бумажного квадрата
стаканчика для игрушки
«Поймай пуговицу».
Занятие
викторина: Формирование знаний о геометрической
Прямоугольник.
фигуре
«прямоугольник»,
обучение
Сгибание
бумаги приёмам
«сгибание
прямоугольника
прямоугольной формы пополам» и «совмещение углов с
«Наборная линейка».
опорными
точками»
в
разных
пространственных направлениях (сверху
вниз, снизу вверх).
Занятие
экскурсия: Обучать
приёму
«раскатывание
Работа с глиной и пластилина столбиками (палочками)».
пластилином.
Занятие-путешествие
Лепка
однодетальных
предметов
Лепка
предметов шаровидной формы из одного куска
шаровидной формы.
пластилина.

Беседа, приём наглядности и
иллюстрированности,
занимательные упражнения
Треугольник

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Форма
использование «опорных схем»
Беседа, приём наглядности и
иллюстрированности,
Квадрат
занимательные упражнения
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Сгибание
Беседа, приём наглядности и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

Прямоугольн
ик

Приём
наглядности
и
Столбики
иллюстрированности,
(палочки)
использование «опорных схем»
Беседа, приём наглядности и
Шаровидная
иллюстрированности,
форма
использование «опорных схем»

18

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Занятие
викторина:
Лепка
предметов
овальной формы.
Занятие
игра:
Инструменты для работы
с бумагой. Ножницы.

Лепка однодетальных предметов овальной
формы из одного куска пластилина.

Занятие мастер-класс
«Геометрический
орнамент из квадратов».

Закрепление знаний о геометрической
фигуре «квадрат», правила работы с
ножницами.

Творческое
занятие:
«Орнамент
из
треугольников»
Приёмы
работы
с
пластилином.
Лепка:
«Морковь, свёкла, репа».
«Пирамидка из четырёх
колец».

Закрепление знаний о геометрической
фигуре «треугольник», правила работы с
ножницами.
Обучение пластическому способу лепки
однодетальных предметов конической
формы из одного куска пластилина.
Обучение конструктивному способу лепки
многодетальных предметов.

«Грибы».

Закрепление приёмов лепки «скатывание в
ладонях
шара
из
пластилина
кругообразными
движениями»,
«раскатывание пластилина в ладонях до
овальной
формы»,
«сплющивание
пластилина ладонью» и «размазывание
пластилина на картоне».
Обучение использованию шишки в
конструктивной деятельности и развитие у
детей воображения.

21.

22.

23.

Работа
с
еловыми
шишками. «Ёжик».
Практическая
работа:
«Ёжик под кустом».

Расширение знаний о ножницах, их
свойстве, функциональном назначении,
правилах хранения, технике безопасности.

Обобщить приёмы работы с пластилином
и природным материалом «раскатывание

Беседа, приём наглядности и
Овальная
иллюстрированности,
форма
использование «опорных схем»
Беседа, приём наглядности и Ножницы,
иллюстрированности
резание
по
прямым
и
кривым
линиям
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Квадрат
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля

Треугольник
«вытягивание
одного конца
столбика»
«сплющивани
е шара»

Шляпка,
ножка

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Конструирова
использование «опорных схем», ние
приём контроля и самоконтроля
Беседа, приём наглядности и
иллюстрированности

19

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

пластилина в ладонях до овальной
формы»,
«вытягивание
овала
до
конической формы» и «сплющивание
пластилина ладонью».
Обучение приёму разрывания бумаги на
две части по линии сгиба.

Аппликация
из
обрывных
кусочков
бумаги
«Осеннее
дерево».
разрывание бумаги на Обучение приёму разрывания бумаги на
две части по линии
две части по линии сгиба. Формирование
умения анализировать аппликацию по
вопросам учителя.
Складывание из бумаги. Закрепление приёмов «сгибание квадрата
«Открытка со складным пополам» и «сгибание квадрата с угла на
цветком».
угол (по диагонали)».
«Открытка со складнойЗакрепление приёмов «сгибание квадрата
фигуркой кошечки».
пополам» и «сгибание квадрата с угла на
угол (по диагонали)».
Приёмы
работы
с Учить
соблюдать
пропорции
и
пластилином
пространственные соотношения деталей,
«Цыплёнок».
частей при лепке объёмной фигуры.
Игрушка
«Бумажный Обучение приёму «надрез по короткой
фонарик».
вертикальной линии, не смыкая лезвия
ножниц».
«Декоративная веточка». Обучение приёму «надрез по коротким
вертикальным линиям» на глаз, без
предварительной разметки.
«Флажки».
Обучение разметки по шаблону.

31.
«Бумажный цветок».
32.

Обучение приёму «разрез по длинной
линии, не смыкая лезвия ножниц».

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

Аппликация

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
приём
контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
приём
контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
приём
контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
приём
контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
приём
контроля и самоконтроля

Оригами
Оригами
Прищипыван
ие

Разметка по
шаблону,
надрез,
сконструируй

20

33.

34.

Лепка из пластилина
многодетальных
фигурок. «Котик».
Лепка из пластилина
многодетальных
фигурок. «Лошадка».
Приёмы
резания
ножницами «Листочки».

35.

36.

37.

38.

Аппликация
рябины».

Закрепление умения выполнять приёмы
обработки пластилина и соединения
деталей:
«прищипывание»,
«примазывания».
Совершенствование умения скатывать
заготовки овальной формы.
Обучать приёму «разрез по незначительно
изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия
ножниц».

«ВеткаЗакрепление приёма «разрезание бумаги
по линии сгиба», обучение приёму
«сминание
бумаги»
(скатывание
шариков).
Аппликация «Цветы в Закрепление приёма криволинейного
корзине».
вырезания, приёма «сминание бумаги».
Аппликация «Цветы в
корзине».

39.

Что надо знать о нитках.
Наматывание ниток.

40.

Наматывание
«Бабочка».

ниток

Приём
наглядности
и «Прищипыва
иллюстрированности,
ние»,
использование «опорных схем»
«примазыван
ие
Беседа, приём наглядности и «Прищипыва
иллюстрированности,
ние»,
использование «опорных схем»
«примазыван
ие»
Приём
наглядности
и Вертикальные
иллюстрированности,
,
использование «опорных схем»
горизонтальн
ые,
наклонные
линии
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Дерево
использование «опорных схем»
«рябина»

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля
Закрепление
приёма
криволинейногоПриём
наглядности
и
вырезания, приёма «сминание бумаги».
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля
Формирование представлений о нитках; Беседа, приём наглядности и
ознакомление с работой с нитками иллюстрированности, дид. игра
(сматывание в клубок).
Ознакомление с работой с нитками Приём
наглядности
и
(наматывание на катушку).
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

Аппликация

Аппликация

Шёлковые
нити,
шерстяные

21

41.

Изготовление
«кисточки» из ниток.

Обучение приёму «наматывание ниток на
основу».

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

42.

Аппликация «Фрукты на
тарелке».

Обучение приёму резания ножницами по
кривой линии.

43.

Аппликация
«Снеговик».

Развитие умения вырезать по кругу,
рационально используя приёмы резания
бумаги.
Развитие анализирующей способности в
ходе
обследования
аппликации,
состоящей из кругов.

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля

44.

Аппликация
«Гусеница».
Игрушка «Цыплёнок в
скорлупе».

Обучение вырезанию по кривой линии.

45.

46.

Складывание фигур из
бумаги «Пароходик».

Обучение приёму «сгибание сторон к
середине».

47.

Складывание фигур из
бумаги «Стрела».

Обучение приёму «сгибание углов к
середине».

«Плетёный коврик
полосок бумаги».

из

Обучение приёму «плетение вверх-вниз».

48.

«Плетёный коврик
полосок бумаги».

из

49.

50.

Объёмное
конструирование
«Птичка».

Обучение приёму «плетение вверх-вниз».
Обучение
самостоятельной
сборке
конструкции с опорой на предметнооперационный план и образец и с
частичной помощью учителя.

На, перед, за,
справа, слева,
сверху

Геометрическ
ая
фигура
«овал»
Сгибание по
диагонали

Плетение
Плетение
Конструирова
ние

22

51.

52.

53.

Закладка для книг с
геометрическим
прорезным орнаментом.
Закладка для книг с
геометрическим
прорезным орнаментом
Аппликация «Самолёт в
облаках».
Лепка «Снегурочка».

54.

55.

Макет
лесу».

«Снегурочка

в

59.

Изготовление ежа из
тростниковой травы и
пластилина.
Контрольный
тест.
Изготовление птицы из
тростниковой травы и
пластилина.
Административная
контрольная работа.
Аппликация «Букет
цветов».
Приёмы
сгибания
бумаги.

60.

«Декоративная птица со
складными крыльями».

56.

57.

58.

Обучение приёму разметки по шаблону
чередующихся геометрических форм
(полукруг, треугольник).
Обучение приёму разметки по шаблону
чередующихся геометрических форм
(круг, квадрат).
Обучение планированию хода работы с
помощью
предметно-операционного
плана,
оцениванию
качества
выполненного изделия.
Знакомство
с
элементарными
представлениями о геометризации форм
человеческой
фигуры:
голова-шар,
туловище, руки, ноги -усечённый конус.
Обучение
соблюдению
пропорциональных отношений в изделии
и соединение их в единую конструкцию.
Совершенствование навыков скатывать из
пластилина заготовку конической формы.
Обучение планированию ближайшей
операции с опорой на пооперационный
план.
Определение
уровня
предметными результатами

овладения

Обучение приёмам сгибания бумаги.
Обучение складыванию гармошки.

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

Прорезной
орнамент

Воздушный
транспорт

конус

Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
макет
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Тростник
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
Тростник
использование «опорных схем»,
приём контроля и самоконтроля
Практическая работа
Четырёхлистн
ый цветок
Приём
наглядности
и
Приём
иллюстрированности,
«сгибания»
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
Приём
иллюстрированности,
«гармошка»
использование «опорных схем»

23

«Шитьё по проколам».

Обучение приёму шитья «игла вверхвниз».

«Шитьё по проколам
геометрических форм».

Обучение приёму шитья «игла вверхвниз».

Работа
с
Вышивание.

нитками.

по

64.

«Вышивание
проколам».

Обучение вышиванию в два приёма: 1)
шитьё приёмом «игла вверх-вниз»; 2)
заполнение расстояния между стежками
ниткой того же или другого цвета.
Закрепление вышивания в два приёма.

по

Закрепление вышивания в два приёма.

65.

«Вышивание
проколам».
«Вышивание
проколам».

по

Закрепление вышивания в два приёма.

66.

61.

62.

63.

Беседа, приём наглядности и Вертикальные
иллюстрированности, дид. игра
,
горизонтальн
ые,
наклонные
линии
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем».
Беседа, приём наглядности и
иллюстрированности, дид. игра
«Шитьё»,
«вышивка»,
«контур»,
Приём
наглядности
и «стежок»,
иллюстрированности,
«расстояние
использование «опорных схем»
между
Приём
наглядности
и стежками»
прокол
иллюстрированности,
использование «опорных схем»
Приём
наглядности
и
иллюстрированности,
использование «опорных схем»

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».