Пояснительная записка Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного предмета «Ручной труд» для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. При разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающихся с умственной отсталостью. В связи с этим, при разработке программы учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специфическиеобразовательныепотребности для обучающегося с интеллектуальными нарушениями: • наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования; • упрощениесистемыучебнопознавательныхзадач,решаемыхвпроцессеобразования; • специальноеобучение«переносу»сформированныхзнанийуменийвновыеситуации взаимодействия с действительностью; • необходимостьпостояннойактуализациизнаний,уменийиодобряемыхобществомно рмповедения; • обеспечениеособойпространственнойивременнойорганизацииобразовательнойсре дысучетомфункциональногосостоянияцентральнойнервнойсистемыинейродинамикипси хическихпроцессовобучающихся; • использованиепреимущественнопозитивныхсредствстимуляциидеятельностии поведения; • стимуляцияпознавательнойактивности,формированиепотребностив познанииокружающего мираи вовзаимодействии сним. Основная цель изучения учебного предмета «Ручной труд» во втором классе заключается в формировании у обучающихся элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни. Задачи: развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности; получение первоначальных представлений о труде в жизни человека; формирование интереса к разнообразным видам труда; формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении; развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи); развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Формы организации учебной деятельности Основной формой организации обучения курса «Ручной труд» является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов. Каждый урок по ручному труду оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты,муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные материалы, такие как: цветная бумага, картон, пластилин, природный материал и.т.д. Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию и отражают умения: - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально выражать свои чувства; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям, к их поступкам по иллюстрациям. Предметным результатомизучения курса «Ручной труд» являются: - умения называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); - умение отвечать на вопросы, используя слова данного вопроса, - умение самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом; - умение контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий); - умение организовывать своё рабочее место. Результатами изучения курса «Ручной труд» является формирование базовых учебных действий (БУД). Регулятивные БУД: - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; Познавательные БУД: - ориентироваться в задании, и намечать последовательность выполнения работы; - отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации и образцу изделий; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные БУД: - слушать и понимать речь других; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Название учебно-методического комплекта 2 класс Л. А. Кузнецова Технология. Ручной труд. 2 класс: Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2019. Количество учебных часов Место учебного курса «Ручной труд» - образовательная область «Технология». Согласно учебному плану ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»на изучение предмета «Ручной труд» во 2 классе отводится: Класс 2 Количество часов в неделю 1 час Количество часов в год Количество контрольных работ 34 часа - Тематическое планирование 2 класс Количество учебных недель: 34 Количество учебных часов по учебному плану: 1 Количество учебных часов в год: 34 № п/п Наименование раздела Количество часов 1 Вводное занятие 1 2 Работа с пластилином 7 3 Работа с природными материалами 6 4 Работа с бумагой 12 5 Работа с нитками 4 6 Робота с соленым тестом 4 Итого: 34 Содержание программы учебного курса 2 класс «Работа с пластилином»: Изготовление домика, ёлки, самолёта из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины. Лепка по образцу предметов шаровидной формы. Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара. Лепка по образцу букв и цифр на подложке. Изготовление по образцу ежа из пластилина. Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев. Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клёна или мелких листьев. Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки. Изготовление по образцу утёнка из желудей. Изготовление по образцу гриба из плодов каштана и пластилина. Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона. Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. Лепка по образцу и представлению деталей длямакетов на темы сказок: (макеты:«Репка», «За грибами», «Снегурочка»). Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, («Колобок», «Весна»). «Работа с природными материалами»: Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлёт птиц», «Букет». Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева. Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зёрен (глаза). Изготовление по образцу пингвина из шишкиели. Крылаток клена пластилина. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. «Работа с бумагой»: Упражнения в сгибании иразрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз. Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветнойбумаги (цепочка, гармошка). Изготовление гирлянд змейка. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений фруктов (сливы, яблока). Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей (огурца, помидора). Изготовление деталей аппликаций на флажки. Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик) Составление по образцу орнамента в полосе 6 из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка. Составление по образцу композиций: фрукты, овощи. Самостоятельное изготовление по образцу (на выбор) орнамента в квадрате. Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. «Работа с нитками»: Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Витье шнурка из толстых цветных ниток. Завязывание узелка на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление кисточки из цветных ниток к шапочке. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Упражнения по вдеванию нитки в иглу. Закрашивание контура. «Работа с тестом»: Лепка по памяти «Пирожки и ватрушки»; Лепка по образцу «Пельмени»; Лепка декоративного украшения «Подвеска для мамы»; Лепка «Объёмное панно». Формы и средства контроля Рабочая программа учебного курса «Ручной труд» во 2 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание практических работ учащихся. Критерии оценивания В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Во 2 классе система оценивания – отметочная. Результат продвижения второклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Перечень учебно-методических средств обучения № 1.1 Наименование объектов и средств Основная литература Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторы/составители Бондарчук О.А., Бабурин А.В., издательство «Просвещение», 2017 год. 1.2 2.1 Л. А. Кузнецова Технология. Ручной труд. 2 класс: Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М..: Просвещение, 2019. Дополнительная: Наглядные и демонстрационные материалы по выше перечисленным темам. Календарно-тематическое планирование по предмету «Ручной труд» № Дата Тема урока 1 Вводное занятие. Человек и труд. Предметы природного и рукотворного мира. 2 Аппликация из пластилина «Яблоко». 3 4 5 Наглядность и оборудование Карточки с профессиями. Картинки с изображениями фруктов. Пластилин. Подкладная доска. Стека. Образец аппликации. Работа с природным Засушенные материалом. Аппликация листья. из засушенных листьев Образец «Бабочка». аппликации. Предметнооперационный план. Работа с природным Засушенные материалом. Аппликация листья. из засушенных листьев Образец «Птичка». аппликации. Предметнооперационный план. Работа с бумагой. Образец. «Ёлочка»складывание Треугольники, предмета из бумажных разные по величине Основные понятия Природный мир. Рукотворный мир. Труд. Профессия. Разминание пластилина. Отщипывание кусочков пластилина. Размазывание пластилина по картону. Виды учебной деятельности Принимать и осваивать роль обучающегося. Отвечать на вопросы. Ориентироваться в пространстве класса. Приводить примеры профессий, принимать участие в беседе о труде и профессиях. Принимать и осваивать роль обучающегося. Отвечать на вопросы, рассказывать. Сравнивать предметы на картинках по цвету и форме. Организовывать рабочее место с помощью учителя. Выполнять работу по инструкции, сравнивать свою работу с образцом. Использовать разные приемы работы с пластилином. Работа с природным материалом. Аппликация. Приклеивание. Принимать правила урока, цель урока. Слушать, отвечать на вопросы, рассказывать, просить о помощи. Организовывать свое рабочее место с помощью учителя. Сравнивать предметы по картинкам. Работать с засушенными листьями. Выполнять правила работы с клеем. Работа с природным материалом. Аппликация. Приклеивание. Принимать правила урока, цель урока. Слушать, отвечать на вопросы, рассказывать, просить о помощи. Организовывать свое рабочее место с помощью учителя. Сравнивать предметы по картинкам. Работать с засушенными листьями. Выполнять правила работы с клеем. Елочка. Треугольник. Углы. Стороны. Середина. Большой, Принимать нормы и правила поведения школьника. Отвечать на вопросы, высказывать предположения. Сопоставлять части предмета. Называть треугольник и треугольников разной величины. зеленого цвета. средний, маленький. 6 Работа с пластилином. «Елочка». Пластилин. Стека. Образец. Изобразительнографический план. Скатывание пластилина столбиками. Столбики разной величины (длины). 7 Работа с пластилином. «Овощи». Пластилин. Стека. Образец. Изобразительнографический план. Шар. Скатывание пластилина кругообразными движениями. 8 Работа с пластилином. «Фрукты». Пластилин. Стека. Образец. Изобразительнографический план. Овал. Скатывание пластилина кругообразными движениями. 9 Работа с пластилином. «Барашек Бяша». Пластилин. Стека. Образец. Изобразительнографический план. Скатывание в шар. Лепка предмета из отдельных шаровидных частей. 10 Работа с бумагой. Парусник из треугольников. Цветная бумага. Ножницы. Образец парусника. Квадрат. Треугольник. Шаблон. Разметка по шаблону. Рисование по разметочным наклонным линиям снизу вверх. 11 Работа с пластилином. Пластилин. Стека. Скатывание. квадрат. Различать треугольники по величине (размеру). Сгибать лист бумаги пополам. Складывать елочку из треугольников разной величины. Принимать цель урока, отвечать на вопросы, выполнять инструкции учителя. Организовывать рабочее место при выполнении лепных работ. Проверять правильность выполнения задания. Учиться приемам раскатывания столбиков (палочек) Слышать слова учителя, выполнять правила поведения на уроке. Слушать и понимать инструкцию учителя, обращаться за помощью и принимать помощь. Применять приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание, кусочка, скатывание в ладонях шара кругообразными движениями, вдавливание пальцем пластилина по поверхности шара. Слушать и понимать инструкцию учителя, обращаться за помощью и принимать помощь. Применять приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание, кусочка, раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы, вдавливание пальцем пластилина по поверхности овала. Принимать цель урока, отвечать на вопросы, выполнять инструкции учителя. Организовывать рабочее место при выполнении лепных работ. Проверять правильность выполнения задания. Совершенствовать приемы работы с пластилином. Слышать инструкцию учителя, выполнять правила поведения н уроке. Осуществлять сотрудничество в коллективе и с учителем. Организовывать рабочее место, соотносить свои действия и результаты с заданным образцом. Уметь вырезать ножницами по наклонной линии. Составлять парусник из треугольников. Понимать значимость растений и необходимость Макет «Грибы». Образец. Изобразительнографический план. 12 Работа с природными материалами. Игрушка «Ёжик». Образец изделия. Пооперационный план. 13 Работа с бумагой. Открытка со складным цветком. 14 Работа с бумагой. Открытка со складной фигурой кошечки. Образец «Открытка со складным цветком». Цветная бумага. Квадраты разные по величине и цвету. Основа для открытки. Образец «Открытка со складной фигурой кошечки». Цветная бумага. Основа для открытки. 15 Работа с пластилином. Изготовление фигурки «Цыпленок». Пластилин. Стека. Подкладная доска. Образец изделия. Пооперационный план. Сплющивание. Лепка предметов из отдельных частей. бережного отношения к ним. Использовать принятые нормы социального взаимодействия. Следовать предложенному плану, работать в общем темпе. Оценивать свои действия. Соблюдать правила работы с пластилином. Уметь соединять детали, правильно их располагать, соблюдать пропорции и размеры. Конструирование из Проявлять положительное отношение к предмету. шишки и пластилина. Обращаться за помощью и принимать ее. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. Знать свойства еловых шишек. Уметь последовательно конструировать с опорой на план. Квадрат. Стороны. Углы. Проявлять положительное отношение, задавать Сгибание квадрата вопросы, принимать помощь. Соблюдать порядок на пополам. рабочем месте. Определять геометрические фигуры, Сгибание квадрата с угла ориентироваться в пространстве (верхний-нижний на угол. угол, правая-левая, нижняя, боковая сторона, середина). Применять приемы сгибания бумаги. Треугольник. Квадрат. Выполнение инструкции, содержащей пространственную характеристику. Проявлять положительное отношение, задавать вопросы, принимать помощь. Соблюдать порядок на рабочем месте. Определять геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве (верхний-нижний угол, правая-левая, нижняя, боковая сторона, середина). Применять приемы сгибания бумаги. Лепка многодетальных Понимать инструкцию. Доброжелательно относиться к изделий конструктивным одноклассникам. Организовывать рабочее место. способом. Проверять правильность выполнения задания. Знать домашних птиц. Анализировать образец с помощью учителя. Скатывать заготовки шарообразной формы. Учиться приему «прищипывания пластилина». Соединять детали, используя прием «примазывания». Соблюдать пропорции и соотношение деталей. 16 Работа с бумагой. «Декоративная веточка». Образец изделия. Пооперационный план. Надрез по короткой вертикальной линии без смыкания лезвий ножниц. 17 Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный цветок». Образец изделия. Пооперационный план. Разметка по шаблону. Разрез по длинной линии без смыкания лезвий ножниц 18 Работа с пластилином. Игрушка «Лошадка». Образец изделия. Пооперационный план. 19 Резание по кривым. Скругление углов. Бумага. Картон. Ножницы. Разрез по незначительно изогнутой линии. Обведение шаблона. 20 Работа с бумагой. Полуобъёмная аппликация «Цветы в корзине». Образец изделия. Предметнооперационный план. Разрез. Скругление. 21 Работа с нитками. Игрушка «Бабочка». Нитки. Картон. Пооперационный план. Физические свойства ниток. Особенности хранения ниток. 22 Работа с нитками. Изготовление кисточки. Нитки. Картон. Пооперационный план. Наматывание ниток на картон, разрезание, фиксирование кисточки. 23 Работа с нитками. Изготовление бантика. Нитки. Картон. Пооперационный Наматывание ниток на картон, фиксирование Проявлять положительное отношение к занятиям. Оценивать свою деятельность. Анализировать образец с помощью учителя. Использовать в работе с бумагой приемы: «надрез по коротким вертикальным линиям», Накручивание заготовки на «веточку». Слушать и понимать инструкцию, отвечать на вопросы, произвольно включаться в деятельность, следовать плану, работать в общем ритме. Размечать по шаблону. Учиться приему «разрез по длинной линии не смыкая ножниц», выполнять сборку конструкции с опорой на план. Уметь скатывать заготовки пластилина овальной формы. Выполнять приемы лепки: «прищипывание», «примазвание», соблюдать пропорции. Обводить шаблон, проводить карандашом по изогнутым линиям. Уметь выполнять разрез по незначительно изогнутой линии. Резать бумагу средней частью ножниц, поворачивая заготовку на себя. Положительное отношение к окружающим. Выполнять инструкцию, бережно относиться к материалу. Уметь анализировать аппликацию по вопросам учителя. Размещать детали с опорой на образец. Уметь обращаться за помощью и принимать помощь. Произвольно включаться в деятельность и следовать предложенному плану. Выполнять упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. Проявлять положительное отношение к занятиям. Отвечать на вопросы, рассуждать. Ориентироваться в задании, сравнивать изделие с образцом. Уметь планировать ход работы. Проявлять положительное отношение к занятиям. Отвечать на вопросы, рассуждать. Ориентироваться в план. бантика. Бумага. Ножницы. Окружность. Круг. Образец изделия. Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметнопооперационный план. Работа с бумагой. Образец изделия. Аппликация «Снеговик», Бумага. Картон. Ножницы. Клей. Предметнопооперационный план. Работа с бумагой. Образец изделия. «Плетеный коврик». Бумага. Ножницы. Окружность. Круг. 28 Работа с бумагой. Игрушка «Птица». Образец изделия. Бумага. Ножницы. Квадрат. 29 Работа с пластилином. «Стилизованная фигурка девочки». Образец изделия. Пластилин. Стека. Подкладная доска. Части тела человека. 24 Работа с бумагой. Вырезание круга. 25 Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный шар». 26 27 Окружность. Круг. Прямоугольник. задании, сравнивать изделие с образцом. Уметь планировать ход работы. Активно участвовать в деятельности, оценивать свои действия. Уметь анализировать образец, устанавливать пространственные отношения предметов. Рисовать по линиям и опорным точкам круг, использовать прием резания ножницами по кривой линии. Относиться бережно к используемому материалу, выполнять технику безопасности. Поддерживать порядок на рабочем месте. Уметь соотносить круг с предметами круглой формы. Уметь вырезать по кругу, используя приемы резания бумаги. Работать по образцу и по плану. Относиться бережно к используемому материалу, выполнять технику безопасности. Поддерживать порядок на рабочем месте. Уметь соотносить круг с предметами круглой формы. Уметь вырезать по кругу, используя приемы резания бумаги. Работать по образцу и по плану. Согласовывать совместную деятельность с другими участниками. Сличать результат с образцом. Уметь сгибать прямоугольник пополам. Выполнять прием прямолинейного вырезания по предварительно размеченным линиям, делать разметку по шаблону. Учиться способу симметричного вырезания бумаги. Осознавать качество и уровень исполнения. Уметь вырезать по кривой линии. Учиться самостоятельно выполнять сборку конструкции с опорой на образец. Самостоятельно выполнять учебные задания. Соотносить свои действия и результаты с образцом. Уметь анализировать объект и планировать свою деятельность. Знакомиться с элементарными представлениями о строении человеческой фигуры. Использовать приемы раскатывания пластилина. Учиться соблюдать пропорции деталей и соединять их 30 Работа с тестом «Пирожки и ватрушки» 31 Работа с бумагой. Коллективная аппликация «Букет цветов». 32 Работа с тестом. «Живая картинка» 33 Работа с тестом «Вкусное печенье» 34 Работа с нитками. Приемы шитья по проколам «Линии» Образец изделия. Предметнопооперационный план. Образец изделия. Бумага. Предметнопооперационный план. Раскатывание теста. Формирование изделий простой формы. Тесто, стеки, стаканчики с водой, основаподложка. Тесто, стеки, стаканчики с водой, основаподложка. Предметы животного и растительного мира Иголки, нитки. Образцы вышивок. Прямые линии. Букет. Геометрические фигуры. в единую конструкцию. Знакомиться с новым материалом и приемами работы с ним. Закрепить приемы: «прищипывание», «сплющивание», «соединение деталей» Скатывать заготовки шарообразной формы. Выделять существенные общие и отличительные свойства предметов. Беседа о растениях, рассматривание картинок с цветами. Осваивать вырезание четырехлепестковых цветов. Уметь определять форму, количество лепестков, величину, протяженность, контур лепестков. Учиться выполнять действия с опорой на предметно-операционный план. Уметь сгибать квадрат в три раза. Рассматривать картинки, включаться в беседуУчитьвылепливатьиз теста разные фигурки и соединять их вместе в единую композицию. Закреплять навыки взаимодействия во время выполнения работы. Использовать принятые социальные нормы взаимодействия с одноклассниками и учителем. Следовать предложенному плану, работать в общем темпе. Оценивать свои действия. Знать приемы работы с тестом: «скатывание в ладонях шара кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы», «сплющивание». Соблюдать пропорции, размеры. Слушать и понимать инструкцию. Корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Знать свойства ниток, назначение инструментов, правила безопасной работы с иглой. Учиться вдевать нитку в иголку, приему шитья «игла вверх-вниз». Знать прямую, наклонную, вертикальную линии.