Пояснительная записка Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Специфические образовательные потребности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний и умений одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с интеллектуальным и нарушениями; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. • Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи изучения предмета: ―формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. ―формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека. ―расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей. ―расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования. ―формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности. ―формирование интереса к разнообразным видам труда. ―развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи). ―развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). ―развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений. ―развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью). ―формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации. ―формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает: ―коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ―развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия; ―коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала. Общая характеристика учебного предмета В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельного участия при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Учебный материал распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей. Предусмотрены следующие виды труда: - работа с бумагой и картоном; - работа с тканью и текстильными материалами; - работа с проволокой и металлом; - работа с древесиной. Место предмета в учебном плане Реализация рабочей программы учебного предмета «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места; знание видов трудовых работ; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; умение составлять стандартный план работы по пунктам; умение работать с доступными материалами (пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками); Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради; умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарногигиенические требования при выполнении трудовых работ; умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки; экономно расходовать материалы; умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения. Основное содержание учебного предмета Раздел 1. Работа с бумагой Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; -разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей». Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация). Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок). Картонажно-переплетные работы Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги». Раздел 2. Работа с текстильными материалами. Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз», Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема». Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка). Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани. Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение). Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки Раздел 3. Работа с древесными материалами. Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов. Раздел 4. Работа с металлом Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручнойобработки металла. Инструменты для работы по металлу. Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание». Работа с проволокой Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков. Раздел 5. Работа с металлоконструктором Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой. Раздел 6. Комбинированные работы с разными материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха. Материально-техническое обеспечение: Ноутбук, проектор, сенсорная доска, акустическая система. Набор приспособлений для лепки (глина, пластилин); набор приспособлений для моделирования из бумаги. Коллекция образцов «Ткани», «Нитки», коллекция образцов бумаги и картона. Стол для черчения и рисования. УМК, на основе которого ведется обучение по предмету «Технология. Ручной труд» в данном классе, нет. Тематическое планирование № п/п Наименование раздела Количество часов 1 Работа с бумагой и картоном 19 2 Работа с разными материалами 3 3 Работа с металлом и древесиной 4 4 Работа с тканью 8 Итого 34 Тематическое планирование представлено в соответствии с учебником «Технология. Ручной труд, 4 класс», для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учебник выпущен в свет издательством «Просвещение», 2018 г. Календарно-тематическое планирование № 1 Дата Тема раздела и урока Применение бумаги. Виды, свойства, цвет. Колво часов 1 Виды учебной деятельности обучающихся Подготовить свое рабочее место к работе с бумагой. Определять сорт бумаги по изделию. Сравнивать бумагу разных сортов. Узнавать и называть виды работы с бумагой (аппликация). Узнавать и называть приемы работы с бумагой (разметка, обрывание, резание бумаги, смазывание клеем бумаги). 2 Складывание из треугольников. Геометрическая Фигура раскладка». 1 Узнавать, называть и находить сходство и различия в геометрических фигурах. Различать силуэты, вырезанные из бумаги, от силуэтов, оборванных по контурной линии. Узнавать и называть самостоятельно в изделии геометрические фигуры «квадрат» и «треугольник». Выполнять приемы резания, сгибания и склеивания деталей. Развивать внимание и логическое мышление в ходе складывания геометрических комбинаций в игре «геометрическая фигура раскладка» 3 Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка». 1 Называть вид работы с бумагой способом складывания (оригами). Овладевать новыми приемами работы с бумагой, опираясь на имеющиеся знания, умения, навыки. 4 Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра геометрический конструктор «Самолёт». 1 Закреплять умения находить на линейке нужное количество сантиметров. Учиться переводить нужное количество миллиметров в сантиметры. Чертить отрезки заданной длины в миллиметрах. Подготавливать изделие по графическому плану. Совершенствовать точность движений при разметке и резании заготовки по размеченным линиям. Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, память, воображение и игре геометрический конструктор «Самолет». 5 Работа с тканью. Виды, свойства, цвет ткани. 1 Подготовить свое рабочее место к работе с текстильными материалами. Рассматривать материалы, инструменты и приспособления, называть и объединять их в группы самостоятельно. Рассматривать изображения изделий, называть и вписывать названия видов ткани, из которых они сшиты, самостоятельно. Рассматривать, вспоминать и вписывать названия видов работы с тканью и нитками. Рассматривать, вспоминать и вписывать названия технологических операций при работе с тканью и нитками. 6 Изготовление схемы полотняного переплетения. 1 Рассматривать иллюстрации в учебнике, запоминать сведения о ткацких работах. Запоминать и использовать в речи технико-технологические термины и понятия: «нитки», «ткань», «основа», «ткацкий станок», «уток», «челнок», «полотняное переплетение», «поперечные нити», «продольные нити», «ткач (ткачиха)» и др. Смотреть и запоминать ткацкое переплетение нитей. Выполнять бумажную схему полотняного переплетения нитей. Совершенствовать приемы резания бумаги по длинным линиям (поперечные и продольные полоски).Вырабатывать навык плетения из бумажных полос крест-накрест. Развивать ритмичность движений (вверх-вниз, справа налево, вдоль, поперек, крест-накрест); дифференциацию пальцев; координацию рук. 7 Скручивание ткани Игрушка «Кукла-скрутка». 1 Закреплять и совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Овладевать новыми способами и приемами выполнения технологических операций. Знакомиться с искусством изготовления тряпичных кукол и запоминать значение куклы в жизни человека. Осваивать прием скручивания ткани. Овладевать технологией изготовления куклы-скрутки с опорой на предметно-операционный план. Развивать ритмичность движений кистей рук, дифференциацию движений пальцев; координацию рук, регуляцию мышечного усилия. 8 Отделка изделий из ткани. «Салфетка». 1 Запоминать и различать способы отделки изделий из ткани. Рассматривать аппликации из ткани и запоминать назначение аппликации. Расширять представления о свойствах ткани (холста). Закреплять знания о полотняном переплетении нитей. Анализировать изделие, выделяя его признаки и детали. Осваивать технологию изготовления салфетки с отделкой тесьмой в соответствии с пунктами плана работы самостоятельно. Развивать умение ориентироваться на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края). 2 четверть-8 часов Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе». 1 Совершенствование умения использовать приобретенный ранее навык разметки деталей по шаблону. 10 Вычерчивание окружности с помощью циркуля. 1 Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов самостоятельно. Знакомиться с циркулем и овладевать навыками работы с ним. Запоминать правила вычерчивания окружности с применением циркуля. Рассматривать изображения круга, окружности, сравнивать их и устанавливать сходство и различия между ними. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью циркуля. 11 Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. 1 Закреплять знания о циркуле и работе с ним. Развивать навык вычерчивания окружности с помощью циркуля. Овладевать навыком экономной разметки бумаги. 12 Экономное использование бумаги. Игрушка «Попугай». 1 Закреплять знания о циркуле и работе с ним. Развивать навык вычерчивания окружности с помощью циркуля. Овладевать навыком экономной разметки бумаги. Изготавливать многодетальное изделие с предварительной разметкой с помощью циркуля. Совершенствовать качество работы при вырезании и сгибании бумаги. Развивать умение соблюдать точность при сборке многодетального изделия с опорой на операционный план. 13 Изготовление «конверта для писем» с клеевым соединением деталей. 1 Закреплять умение планировать и работать по предметно операционному плану самостоятельно. Изготавливать изделие, используя приемы сгибания бумаги, разметки, вырезания и склеивания деталей. 14 Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Изготовление конверта без клеевого соединения. 1 Овладевать элементами графической грамоты. Рассматривать, понимать, называть условные обозначения на рисунках-схемах. Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий. 9 15 Творческая работа «Конверт с замком». 1 Рассматривать, понимать, называть условные обозначения на рисунках-схемах. Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий. 16 «Объемное ёлочное украшение». 1 Совершенствование умения использовать, приобретенный ранее навык разметки деталей способом вычерчивания окружности с помощью циркуля. Совершенствование навыка сгибания деталей пополам. Смотреть, узнавать,развивать навык деления круга на равные части: одну вторую, одну четвертую, одну восьмую часть разными способами (сгибание круга, с помощью угольника, линейки и треугольника). Изготавливать изделия на основе кругов с предварительным их делением на равные части. 3 четверть-10 недель, 10 часов 17 Складывание из бумаги «Снежинка». 1 Выполнять приемы резания сгибания и склеивания деталей. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий. 18 Разметка деталей с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». 1 19 Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфетка прихватка». 1 Рассматривать, рассказывать о применениях чертежных инструментов самостоятельно. Знакомиться с угольником и овладевать приемами работы с ним. Узнавать признаки геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг). Овладевать элементарными приемами швейных ручных работ. Рассматривать, сравнивать, находить сходство и различие в изделиях из ткани. Отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях. Закреплять знания об инструментах, используемых в швейных работах 20 Применение металла. Виды, свойства, цвет металла. Изделие «Дерево». 1 Слушать и запоминать познавательные сведения о металле. Запоминать и употреблять в речи технико-технологические термины и понятия. Рассматривать иллюстрации, узнавать, называть предметы, сделанные из металла. Отвечать на вопросы в учебнике о предметах, сделанных из металла, давать правильный ответ самостоятельно. Слушать, рассматривать иллюстрации и образцы металлов, вспоминать названия известных металлов. Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать, называть металлические предметы разной формы. Отвечать на вопросы учителя о форме предметов, сделанных из 21 Деление круга на равные части «Геометрическая фигура-раскладка». 1 22 Разметка наклонных линий с помощью угольника «Закладка для книг со свободным плетением». 1 Совершенствование умения использовать, приобретенный ранее навык разметки деталей способом вычерчивания окружности с помощью циркуля. Совершенствование навыка сгибания деталей пополам. Смотреть, узнавать, развивать навык деления круга на равные части: одну вторую, одну четвертую, одну восьмую часть разными способами (сгибание круга с помощью угольника, линейки и треугольника). Изготавливать изделия на основе кругов с предварительным их делением на равные части. Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «развертка». Рассматривать и анализировать изделие, отвечать на вопросы учителя. Работать по плану. Совершенствовать навыки работы по шаблону, резания пол прямой длинной и короткой линии, склеивания. Изготавливать изделия на основе развертки. Рассматривать, рассказывать о применении чертежных инструментов самостоятельно. Узнавать, называть признаки геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг). Овладевать построением углов с помощью линейки и угольника. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью 23 Тиражирование деталей. Точечное клеевое соединение деталей «Матрешка». 1 Овладеть понятием «тиражирование» и использовать его в речи. Закреплять умение размечать заготовку с помощью линейки. Закреплять умение складывать бумагу гармошкой самостоятельно. Закреплять умение делить круг на равные части с помощью угольника самостоятельно. Совершенствовать навык резания бумаги по кругу. Изготавливать изделие, используя приемы тиражирования, разметки, вырезания и склеивания деталей. 24 «Закладка для книг из зигзагообразных полос». 1 Овладевать приемами работы с угольником Рассматривать изображения углов и вписывать названия углов. Узнавать, называть признаки геометрических фигур (квадрат, треугольник, ромб, круг). Овладевать построением углов с помощью линейки и угольника. Изготавливать изделия с предварительной разметкой с помощью угольника. 25 Выполнение разметки с опорой на чертёж, «Планер». 1 Рассматривать, запоминать и давать определение понятия чертеж и употреблять его в речи. Понимать и запоминать графическую грамоту, называть чертежные линии. Закреплять навык выполнения чертежных операций (сравнение своего чертежа с контрольной схемой). Развивать внимание, пространственную ориентировку аккуратность в выполнении чертежных действий. 26 Связывание ниток в пучок. «Цветок из ниток». 1 Рассматривать, узнавать и называть изделия из ниток и запоминать их применение. Совершенствовать приемы работы с нитками: намотка ниток на картон; связывание ниток в пучок. Осваивать технологию изготовления цветов из ниток. Овладевать умением выполнять обмотку картонных колец с применением иглы. Изготавливать помпон из ниток, планируя и выполняя работу в соответствии с планом самостоятельно. Развивать внимание, ритмичность, точность, координацию движений правой и левой рук, дифференциацию движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу. 27 Изгибание проволоки. «Муха». 1 Рассматривать, узнавать, называть и отвечать на вопросы о проволоке, поставленные в учебнике, и давать правильный ответ самостоятельно. Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с проволокой. Овладевать технологической операцией «формообразование» из проволоки. Вспоминать и выполнять практические действия с проволокой. Изготавливать из проволоки декоративные фигурки, применяя соответствующие приемы работы с проволокой. Развивать физическую силу рук. Развивать моторику мелких мышц рук: согласованность движений рук, дифференциацию движений пальцев и регуляцию мышечного усилия. 28 Складывание из бумаги. «Открытая коробочка». 1 Изготавливать изделия на основе развертки. Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических действий. 29 Складывание из бумаги. «Коробочка». 1 Изготавливать изделия на основе развертки. Развивать умение сгибать бумагу с опорой на условные обозначения. Работать в соответствии с пунктами плана. Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Развивать аккуратность при выполнении предметно-практических дуйствий 30 Заготовка древесины. Свойства, обработка, применение. 1 Рассматривать изображения изделий из древесины. Подготовка рабочего места к работе с древесными материалами. Рассказывать об устройстве и применении инструментов и приспособлений. Рассматривать иллюстрации в учебнике, запоминать видимые свойства древесины. Слушать и запоминать новую познавательную информацию о заготовке древесины. Рассматривать иллюстрации в учебнике, рассказывать о циклах заготовки древесины. 31 Аппликация из карандашной стружки. Закреплять и совершенствовать практические навыки работы с древесными материалами. Расширять технические знания о разнообразных видах работы с древесными материалами. Овладевать новыми способами и приемами выполнения технологических операций с древесиной. Рассматривать, узнавать, называть древесные материалы в аппликациях. Анализировать содержание аппликаций, выделять их признаки, свойства и детали, называть их. Работать по намеченному плану. Осваивать приемы работы с карандашной стружкой. Изготавливать аппликации из древесных материалов. Развивать воображение, ассоциативное мышление, пространственную ориентировку на плоскости. Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, настойчивость и целенаправленность своих действий. 32 Изготовление и пришивание вешалок к халатам, верхней одежде. 1 Овладевать элементарными приемами швейных ручных работ. Повторять, называть виды ремонта одежды. Понимать и запоминать назначение вешалки. Овладевать технологией изготовления и пришивания вешалки с опорой на предметно-операционный план работы. Повторять правила безопасной работы иглой. 33 34 «Подушечка для игл». 2 Рассматривать, вспоминать, отвечать на поставленные вопросы в учебнике или вопросы учителя об изделиях и записывать в тетрадь ответы самостоятельно. Вышивать строчкой прямого стежка. Овладевать приемом петельного стежка. Шить предметы быта и игрушки из ткани, используя все освоенные виды ручных строчек и стежков. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния