1. Пояснительная записка. Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Биология» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 составлена на основе Федерального государственного образовательного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599; с учётом Федеральной адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022 № 1026. Реализуется с учётом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность. Задачи обучения: — формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни животных; — формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем; — формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; — развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие задачи: — формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных; — установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных; — формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях, рисунках; — формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных; — формирование умений применения практических знаний: уход за животными; — формирование навыков правильного поведения в природе; — использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей природе; — формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,понимать причинно-следственные зависимости. 2. Общая характеристика учебного предмета. Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников. На всех годах обучения особое внимание уделяется формированию у учащихся умения пользоваться устными приемами объяснения. Выполнение биологических заданий и упражнений. Необходимо учитывать, что некоторые учащиеся с большим трудом понимают и запоминают задания на слух, поэтому следует создавать такие условия, при которых ученики могли бы воспринимать задание на слух и зрительно. В связи с этим учителем ведётся запись на доске, применяются в работе таблицы, использует учебники, карточки. В течение всех лет обучения необходимо также широко использовать наглядные пособия, дидактический материал. Воспитанию прочных биологических умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках биологии. Разбор письменных работ является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть исправлены лишь после того, как они осознаны учеником. Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках биологии. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении природоведческих примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственно отсталого школьника. Наряду с решением готовых текстовых природоведческих задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению ее структурных компонентов и общих приемов работы над задачей. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2часа в неделю). 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.Личностные воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия мира животных; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть кра- соту, гармонию окружающей природы; овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними питомца- ми; сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода заживотными на ферме и дома; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в раз-ных социальных ситуациях. Предметные: Минимальный уровень: — иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы; — знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различениеизученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; — знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в приро-де, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; — выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренныепрограммой; — применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях(уход за растениями). Достаточный уровень: — иметь представление об объектах неживой и живой природы; — знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и че-ловеком; — устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта(единство формы и функции); — знать признаки сходства и различия между группами животных; — выполнять классификации на основе выделения общих признаков; — узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объек-ты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); — знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; — выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориенти-ровочной) помощи учителя — владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых иучебно-трудовых ситуациях. 5. Содержание учебного предмета. Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов. Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно- следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой при- родой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение сани- тарно-гигиенических правил). При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дож- девого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, обра- зом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых. Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб. В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками зем- новодных, средой обитания. Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими призна- ками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, пита- ние, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение. Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: сре- дой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих. Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих. Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и по- вышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание разделов № Название раздела, темы КоличеКонтрольные ство работы п/ п часов 1 Введение 2 2 Беспозвоночные животные 11 1 3 Позвоночные животные 53 1 8 1 3.1 Рыбы 3.2 Земноводные 3 1 3.3 Пресмыкающиеся 5 1 3.4 Птицы 10 1 3.5 Млекопитающие 15 1 1 4 Сельскохозяйственные млекопитающие 12 5 Обобщение 2 Итого: № Название раздела и темы урока 1. 2. 3. 4. Введение Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных. Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных животных. Черви. Общие признаки червей. Дождевые черви 68 8 Кол-во часов 2 Домашнее задание 1 Стр.3-5 1 10 1 Стр. 6-9. Вопр. 3 1 5. Черви – паразиты. Строение и размножение. 1 6. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. 1 Стр.10-11 Стр.стр.13-15. Вопр.2 Стр.15-17. Вопр3,4 Стр. 17-19 Дата Насекомые 7. Общие признаки насекомых. Бабочки. Строение, образ жизни, размножение. 8. Размножени насекомых Вред, приносимый насекомыми. Меры борьбы с вредными 9. насекомыми. 10. Пчелы. Пчелиная семья и ее жизнь. Получение меда. Тутовый шелкопряд. Разведение, значение тутового 11. шелкопряда 12. Неутомимые санитары леса. Позвоночные животные 13. Общие признаки позвоночных животных. Рыбы 14. Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб. 15. Органы дыхания, кровообращения рыб. 16. Нервная система и размножение рыб. 17. Речные рыбы. 18. Морские рыбы. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и 19. охрана рыб. Земноводные 20. Общие признаки земноводных 21. Среда обитания и внешне строение земноводных. 22. Внутреннее строение и размножение земноводных. 23. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб. 24. Значение и охрана земноводных Пресмыкающиеся 25. Общие признаки пресмыкающихся 26. Среда обитание и внешнее строение пресмыкающихся. 27. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся. 28. Охрана пресмыкающихся. Птицы 29. Общие признаки птиц. 30. Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. 31. Особенности внутреннего строения птиц. 32. Размножение и развитие птиц 33. Птицы леса. Хищные птицы. 34. Птицы степей. 1 Стр. 20-23 1 Стр.24, схема 1 Стр.25-29 1 Стр.31 -34 1 Стр. 35-38 1 Стр. 40-44 1 Стр.45-46 1 Стр.46-47 1 1 1 1 Стр.48-50 Стр. 51-53 Стр.54-56 Стр.56-59 1 Стр.59-61 1 Стр.72 1 1 1 1 Стр.73-75 Стр.75-77 Стр.77-79 Сообщение 1 Стр.82 1 1 1 Стр.83-84 Стр.85-87 Записи в теради 1 Стр.94 1 1 1 1 1 Стр.95-97 Стр.99-100 Стр.101-105 Стр.106-110 Стр.111-113 35. Водоплавающие птицы. 36. Птицы обитающие вблизи жилья людей ( голубь, воробей) 37. Домашние птицы.. Птицеводство. Значение птиц в природе и хозяйственной деятельности 38. человека. Охрана птиц. Млекопитающие. 39 Общие признаки млекопитающих Приспособленность к условиям жизни. Внешнее строение 40. млекопитающих. 41. Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Органы дыхания, 42. кровообращения. 43. Внутреннее строение млекопитающих.Органы пищеварения. 1 1 1 Стр.113-116 Стр.117-120 Стр.124-131 1 Стр.132-135. 1 Стр.136-137 1 Стр.138 1 Стр.140-142 1 Стр. 143-144 Стр.144-145 Записи в тетради 1 Стр.146. 1 44. Размножение млекопитающих. Грызуны.Общие признаки грызунов.Значение грызунов в природе и 45. 1 жизни человека. 46. Зайцеообразные.Черты сходства и различия между зайцами и кроликами. 1 47. Значение кролиководства в народном хозяйстве. 1 Хищные звери. Общие признаки хищных зверей.Образ жизни, добывание 48. 1 пищи. 49. Распространение хищных зверей. Значение этих зверей и охрана. 1 50. Пушные хищные звери.Разведенеи пушных зверей. 1 51. Домашние хищные звери. 1 Ластоногие морские животные. Отличительные особенности, 52. 1 распространение, значение и охрана. 53. Китообразные. 1 54. Растительноядные животные.Дикие растительноядные животные. 1 55. Сельскохозяйственные растительноядные животные. 1 56. Приматы.Общая характеристика. Стр.146-149 Стр.151 Стр.153 Стр.159-161 Стр.161-164 Стр.165-170 Стр.172-176 Стр.176-178 Стр.178-181 Стр.181-186 Стр.188-190 Стр.190-192 1 Сообщение. 1 Стр.194-197 1 Стр.197-200 57. Корова.Внешнеес троение. Молочная продукция коров. 58. Уход за коровами.Современные животноводческие фермы. Овца. Распространение овец.Особенности внешнего строения и питания 59. 1 Стр.202-205 овец. Верблюд. Особенности внешнего строенияюю.Приспособленность к 60. 1 Стр.207-209 засушливым условиям жизни. 61. Северный олень. Особенности строения-приспособленностьк суровым 1 Стр.209-211 62. 63. 64. 65. 66. 67. северным условиям жизни. Свинья.Внешнеес троение свиньи, значение свиноводства. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Лошадь. Внешнее строение. Питание лошадей. Содержание лошадей и выращивание жеребят. Экскурсия в питон. Общие признаки изученных групп животных.Различие диких и домашних животных 68. Заключение. Редкие и исчезающие животные 1 1 1 1 1 1 1 Стр.211-213 Стр.213-216 Стр.217-219 Стр.219-221 Стр.221-223 Сообщение. 11