Пояснительная записка Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, - Биология. Человек. 9 класс, Москва. Издательский центр «Просвещение», 2022. Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Данная программа существенно отличается от традиционной, в ней больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний. Рабочая программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся. Рабочая программа выполняет две основные функции: 1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное сущес- тво. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интелле- ктуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время. Место учебного предмета в учебном планеОбоснование разбивки часов по четвертям 5 класс I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего Количество часов 18 14 20 16 68 Количество контрольных работ 1 1 1 1 4 Количество самостоятельных работ 1 1 1 1 4 Наблюдения и практические работы 5 5 5 2 17 Учебно-тематический план Количество часов № 1 2 3 4 Тема Введение Общий обзор строения организма человека Опора и движение Кровь. Всего Теоретических Практические 1 4 1 3 4 14 7 13 7 5 5 5 6 7 8 9 10 11 12 Кровообращение Дыхательная система Пищеварительная система Выделительная система Кожа Нервная система Органы чувств Охрана здоровья Итоговая контрольная работа 5 12 4 12 3 5 3 2 2 6 7 6 2 1 6 6 6 2 3 3 1 68 68 1 17 Личностные и предметные результаты освоения предмета К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости засвою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории икультуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственныхвозможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми вповседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлениесоциально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками вразных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. К предметным результатам освоения АООП относят: Минимальный и достаточный уровни усвоения предметныхрезультатов по отдельным учебным предметам Биология: Минимальный уровень: представления об организме человека; знание особенностей внешнего вида человека, узнавание и различениеизученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание техники безопасности, здорового образа жизни в объемепрограммы; выполнение совместно с учителем практических работ,предусмотренных программой; описание особенностей состояния своего организма; знание названий специализации врачей; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). Достаточный уровень: представления об объектах неживой и живой природы, организме человека; осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); знание признаков сходства и различия; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание названий, элементарных функций и расположения основныхорганов в организме человека; знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. Формирование базовых учебных действий V-IXклассы Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи иотношения между объектами и процессами. Содержание образовательной программы Введение Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме иукреплении здоровья. Общее знакомство с организмом человека Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека. Опора и движение Скелет человека Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: по- движные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Практические работы. Определение правильной осанки. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Мышцы Движение — важнейшая особенность живых организмов(двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцышеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела. Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке. Кровообращение Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ, лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в «Блокноте на память» своей группы крови, резус-фактора, кровяного давления. Дыхание Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.). Питание и пищеварение Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Демонстрация правильного поведения за столом вовремя приема пищи, умения есть красиво. Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. Практические работы. Зарисовка почки в разрезе. Простейшее чтение с помощью учителя результатов анализа мочи (цвет, прозрачность, сахар). и человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви. Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Нервная система Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы. Демонстрация модели головного мозга. Органы чувств Значение органов чувств у животных и человека. Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел Введение Общее знакомство с организмом человека Опорно – двигательная система (скелет и мышцы) Кровообращение Дыхание Пищеварение Выделение Кожа Количество часов 1 2 14 7 5 12 3 6 9 10 11 Нервная система Органы чувств Охрана здоровья 7 6 3 Учебно – методическое обеспечение • Программа Воронковой В. В. 2014 г Москва ВладосБиология. Человек 2 часа в неделю. Всего 68 часов • Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология. Человек» 9 класс Е. Н. Соломина, Москва Просвещение • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 9 класс Е. Н. Соломина Москва Просвещение Материально – техническое обеспечение: Средства обучения: Интерактивная доска Микроскопы – 5 шт. Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт. Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.Микролаборатория – 2 шт. Форма аттестации. -устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль; -письменный контроль (контрольная работа по карточкам) и самоконтроль; работа, самостоятельная работа,тестирование, индивидуальная -лабораторно-практический контроль и самоконтроль; Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви- детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем вышепоказатель надежности полученных результатов, что дает основание оцени-вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Календарно – тематическое планирование № урока, дата Раздел программы. Тема урока Методы и формы работы. Количество часов дата Домашнее задание Коррекционные задачи Введение (1 час) 1. 1.09 Введение. Рассказ учителя. Науки, 1 час изучающие человека. Место человека в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. Стр. 4-9, вопросы Развитие кругозора. Знакомство учащихся с признаками сходства и различия человека и млекопитающих. 24 2. 3. 4. 5. Общий обзор строения организма человека. Клетка, её состав. Общий обзор строения организма человека. Ткани. Общий обзор строения организма человека. Органы. Системы органов. Обобщающий урок. Общий обзор строения организма человека (4 часа) Объяснения учителя, Стр. 9-10 Лабораторная работа №1, работа с оборудованием. 1 час Объяснение учителя. Лабораторная работа№2, работа с оборудованием. 1 час Рассказ с элементами беседы, работа с учебником и таблицами. 1 час Самостоятельная работа учащихся. 1 час Развитие умений работы с учебником, тетрадью, таблицей. Стр. 11-12, вопросы стр. 13 Развитие умения работы с лабораторным оборудованием. Стр. 13-16, вопросы стр. 16 Развитие познавательных процессов. Закрепление ранее полученных знаний. 25 Опора и движение. (14 часов) Опора и движение. Значение опорнодвигательной системы. Основные части скелета. 7. Опора и движение. Строение и состав костей. 8. Опора и 23.09 движение. Соединение костей. 9. Опора и движение. Скелет головы. Череп. 10. Опора и движение. Скелет туловища. 11. Опора и движение. Скелет верхних конечностей. 12. Опора и движение. Скелет нижних конечностей. 6. Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час Стр. 17-21, вопросы стр. 21 Развитие умения выделять главное в теме. Объяснения учителя. 1 час Стр. 22-24, вопросы Развитие познавательных процессов. Объяснение учителя, работа с учебником и таблицей. 1 час Стр. 25-28, вопросы Усвоение нового материала. Объяснения учителя, работа с учебником и таблицей. 1 час Стр. 29-31, вопросы Развитие познавательных процессов. Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час Беседа, работа с учебником. 1 час Стр. 31-35, вопросы Развитие умений сравнивать, анализировать. Стр. 36-38, вопросы Усвоение нового материала. Рассказ учителя, работа с учебником и оборудованием. 1 час Стр. 39-41, вопросы стр. 41 Усвоение нового материала. 26 13. 14. 15. 16. 17. Опора и движение. Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. Опора и движение. Значение и строение мышц. Опора и движение. Основные группы мышц. Опора и движение. Работа мышц. Утомление. Опора и движение. Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Беседа. 1 час Стр. 42-45, вопросы Развитие познавательных процессов. Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час Стр. 46-50, вопросы стр.50 Развитие наблюдательности. Объяснение учителя, работа с учебником. 1 час Стр. 51-53, вопросы Развитие мышления. Беседа, работа с учебником. 1 час Стр. 53-56, вопросы Развитие наблюдательности, памяти. Объяснение учителя, лабораторная работа №3, работа учащихся. 1 час Стр. 57-60, вопросы Физическое развитие. 27 Опора и Беседа, работа с движение. Значение опорно- оборудованием. 1 час 28.10 двигательной системы. 18. С. 62-64, вопросы Обобщение ранее полученных знаний. 19. Обобщающий урок. 20. 21. Самостоятельная работа учащихся. 1 час Кровь. Кровообращение. (7 часов) Стр. 66-68, Рассказ учителя, работа Кровь. вопросы Кровообращение. с оборудованием. 1 час Значение крови. Стр. 69-72, Кровь. Рассказ учителя, вопросы Кровообращение. лабораторная работа Состав крови. №4, самостоятельная работа учащихся. 1 час Закрепление знаний. Развитие внимания и памяти. Формирование умения работы с лабораторным оборудованием. 28 22. 23. 24. 25. 26. Рассказ учителя. 1 час Стр. 73-76, вопросы Развитие познавательных процессов. Самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа №5. 1 час Беседа, работа с Кровь. Кровообращение. оборудованием. 1 час Большой и малый круги кровообращения. Кровь. Беседа, работа с Кровообращение. учебником. Сердечно сосудистые заболевания и их предупреждения. Стр. 77-80, вопросы Развитие умения самостоятельно выполнять лабораторную работу. Стр. 82-84, вопросы Развитие познавательных процессов. Стр. 85-88, вопросы Развитие речи. Беседа. 1 час Кровь. Кровообращение. Первая помощь при кровотечении. Стр.89-91, вопросы Развитие умения ориентироваться в сложных ситуациях. Кровь. Кровообращение. Движение крови по сосудам. Кровь. Кровообращение. Строение сердца. 29 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Дыхательная система. (5 часов) Рассказ учителя, работа Стр.94-98, вопросы Развитие познавательных Дыхательная система. Органы с оборудованием. 1 час процессов. дыхательной системы. Значение дыхания. Стр. 99-101, Рассказ учителя, Развитие умений работы с Дыхательная вопросы демонстрация опыта учебником, тетрадью, таблицей. система. Строение лёгких «Углекислый газ в виде Газообмен. воздуха». 1 час Беседа, работа с Стр. 102-105, Дыхательная Охрана здоровья. система. Гигиена учебником. 1 час вопросы дыхания. Стр. 106-110, Физическое воспитание. Дыхательная Беседа, работа с вопросы система. Болезни учебником. 1 час органов дыхания. Обобщающий Самостоятельная Закрепление знаний. Развитие урок. работа учащихся. 1 час умений самостоятельной работы. Пищеварительная система. (12 часов) Стр. 113-115, Пищеварительная Рассказ с элементами вопросы система. Значение беседы. и состав пищи. 1 час Стр. 115-118, Пищеварительная Рассказ с элементами вопросы система. беседы, работа с Питательные оборудованием. 1 час вещества. Развитие познавательных процессов. Развитие речи. 30 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Пищеварительная система. Витамины. Пищеварительная система. Органы пищеварения. Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Зубы. Пищеварительная система. Пищеварение в желудке. Рассказ учителя, работа с учебником. 1 час Рассказ с элементами беседы. 1 час Объяснение учителя, демонстрация опыта «Действие слюны на крахмал». 1 час Объяснение учителя, демонстрация опыта «Действие желудочного сока на 2белок». 1 час Пищеварительная Объяснение учителя. 1 час система. Пищеварение в кишечнике. Пищеварительная Беседа, работа с система. Гигиена и учебником и доской. 1 нормы питания. час Пищеварительная Беседа. 1 час система. Уход за зубами и ротовой полостью. Пищеварительная Беседа. 1 час система. Предупреждение желудочнокишечных Стр. 119-123, вопросы Развитие речи. Стр. 124-127, вопросы Развитие умений анализировать, выделять главное в теме. Стр. 128-131, вопросы Развитие наблюдательности. Стр. 131-133, вопросы Усвоение нового материала. Стр. 134-137, вопросы Развитие мышления. Стр. 137-140, вопросы Эстетическое воспитание. Стр. 141-144, вопросы Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Стр. 145-147, вопросы Профилактика здоровья. 31 42. 43. заболеваний. Пищеварительная Беседа. 1 час система. Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений. Пищеварительная Беседа, работа с система. Пищевые учебником. 1 час отравления. Стр. 148-150, вопросы Охрана здоровья. Стр. 151-155, вопросы Охрана здоровья. Выделительная система. (3 часа) Выделительная система. Строение почек. Значение выделения. 45. Выделительная система. Предупреждение заболеваний органов выделительной системы. 46. Обобщающий урок. 44. Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час Стр. 158-161, вопросы Усвоение нового материала. Беседа. 1 час Стр. 162- 163, вопрос Охрана здоровья. Самостоятельная работа учащихся. 1 час Закрепление знаний. Кожа. (6 часов) 32 47. Кожа. Строение и значение кожи. 48. Кожа. Уход за кожей. Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час Беседа. 1 час 49. Кожа. Уход за волосами и ногтями. Беседа, работа с учебником. 1 час 50. 51. 52. Стр. 165-168, вопросы Развитие познавательных процессов. Стр. 169-171, вопросы Стр. 171-174, вопросы Воспитание бережного отношения к своему здоровью. Охрана здоровья. Кожа. Закаливание Беседа, работа с организма. учебником. 1 час Кожа. Первая помощь Беседа. 1 час при тепловых и солнечных ударах. Стр. 176-178, вопросы Стр.179-181, вопросы Охрана здоровья. Кожа. Первая помощь Беседа. 1 час при ожогах и обморожениях. Стр. 181-185, вопросы Охрана здоровья. Охрана здоровья. 33 53. 54. 55. 56. 57. 58. Нервная система. Головной и спинной мозг. Нервная система. Нервы. Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час Объяснения учителя, работа с оборудованием. 1 час Объяснения учителя, Нервная система. работа с оборудованием. Значение нервной 1 час системы. Нервная Объяснения учителя. система. Режим 1 час дня, гигиена труда. Нервная Рассказ с элементами система. Сон и беседы. 1 час его значение. Беседа. 1 час Нервная система. Вредное влияние спиртных Нервная система. (7 часов) Стр. 186- 190, вопросы Развитие умения работы с учебником, таблицами. Стр. 191-192, вопросы Усвоение нового материала. Стр. 193-194, вопросы Формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное в теме. Стр. 195-197, вопросы Развитие познавательных процессов. Стр. 198-199, вопросы Развитие мышления. Стр. 200-202, вопросы Охрана здоровья. 34 59. напитков и курения на нервную систему. Обобщающий Самостоятельная работа урок учащихся. 1 час Закрепление знаний. Органы чувств. (6 часов) 60. Органы чувств. Орган зрения. 61. Органы чувств. Гигиена зрения. 62. Органы чувств. Орган слуха. Органы чувств. Гигиена слуха. 63. 64. 65. Органы чувств. Орган обоняния. Органы чувств. Орган вкуса. Объяснение учителя, работа с оборудованием. 1 час Рассказ с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час Рассказ учителя, работа с оборудованием. 1 час Объяснения учителя с элементами беседы, работа с оборудованием. 1 час Беседа, работа с оборудованием. 1 час Беседа, работа с оборудованием. 1 час Стр. 205-209, вопросы Развитие познавательных процессов. Стр. 210-212, вопросы воспитание бережного отношения к своему здоровью. Стр. 213-215, вопросы Стр. 216-218, вопросы Развитие мышления. Стр. 219-221, вопросы Стр. 221-224, вопросы Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. Закрепление знаний. Развитие речи. Развитие познавательных процессов. 35 Охрана здоровья. (2 часа) 66. 67. Охрана здоровья Беседа. 1 час человека. Охрана здоровья Беседа. 1 час человека. Система учреждений здравоохранения в Российской. Стр. 225-227, вопросы Стр. 229-231, вопросы Развитие речи. Охрана здоровья. 36