5 кл. ОСЖ 24-25 уч.год.

1. Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на
территории Свердловской области»;
8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам
на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.;
10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11. Локальные акты образовательного учреждения.
Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе:
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7».
При разработки рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение.
Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. 5-9 кл. / Под.ред. И.М. Бгажнокова. М.:Просвещение, 2014 Данная
рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
1. Комарова С.В., Александрова Е.Л.: Основы социальной жизни. 5 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ. М.:

Просвещение, 2023.
Основной целью обучения «Основы социальной жизни» является совершенствование процесса социализации детей с нарушением
интеллекта.
Исходя из основной цели, задачами обучения являются:
—систематизация и расширение знаний учащихся о себе и ближайшем социуме;
—совершенствование речевых и коммуникативных умений школьников в части общения на учебные и бытовые темы;
—закрепление навыков самообслуживания и формирование доступных пятиклассникам умений в области домоводства;
—воспитание положительных качеств и свойств личности, культуры здорового образа жизни.
Форма организации образовательного процесса.
Согласно ПрАООП, на изучение курса «Основы социальной жизни» в 5 классе отводится 1 час в неделю. При этом материал
программы достаточно насыщенный, что диктует необходимость изучения нового почти на каждом уроке. В этой связи уроки в 5 классе
носят преимущественно комбинированный характер.
Исходя из структуры комбинированного урока, на каждом занятиипредполагаются такие основные этапы, как:
— проверка домашнего задания;
— введение в тему;
— знакомство с новым материалом; первичное закрепление изученного;
— предъявление домашнего задания;
— итог урока.
Как уже сказано выше, такая композиция урока диктует динамичность, а поддержание активности школьников при работе в таком
темпе — особая задача учителя. Для сохранения работоспособности и продуктивности учащихся на протяжении всего занятия
необходимо включать в урок физминутки, предусматривать смену динамических поз на уроке (работа за партой, рассматривание
наглядных пособий у доски, работа в группах за «круглым столом» и др. — в зависимости от оснащённости предметного кабинета), а
также использовать зрительные наглядные опоры для поддержания умственной активности школьников.
Завершающие уроки в каждой четверти и в учебном году могут быть отнесены к урокам обобщения и систематизации знаний. Для
них оптимальной является современная форма организации деятельности обучающихся на уроках — проектная работа. Преимущество
проекта перед традиционными для отечественной школы формами в его практической направленности, а также в том, что в процессе
подготовки проекта создаются естественные условия для развития коммуникативных умений школьников, прежде всего в общении друг с
другом.
Работа с проектом всегда ориентирована на результат. В контексте школьного обучения это чаще всего творческий продукт —
выставка рисунков, коллаж, стенгазета, плакат, альбом с иллюстрациями и др. Использование современных технических средств
позволяет расширить границы творчества за счёт создания фотовыставок, мультимедийных презентаций, слайд-шоу, видеороликов.
Реализация проекта на урокахпо предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе позволяет учителю вместе с учениками проявить себя3
в любом из вышеназванных видов творческих работ. Учителю необходимо сделать выбор, ориентируясь на техническую оснащённость

процесса обучения, возможности школьников и задачи, которые он ставит перед собой при работе над данным проектом.
Выбирая проект в качестве обобщающего урока, педагог планирует в какой форме (фронтально, индивидуально, в подгруппах)
будет организована деятельность пятиклассников при подготовке творческой работы.
Учитывая творческий характер работы над проектами по предмету «Основы социальной жизни», можно порекомендовать выйти
за рамки урока при подготовке и презентации проекта. Это особенно важно, учитывая, что уроки по предмету занимают очень небольшую
долю учебного времени, при этом на них школьники получают практические умения, непосредственно необходимые для успешной
социализации. Время работы над проектом может быть расширено за счёт занятий в рамках программы воспитательной работы, а
презентация проекта организована с приглашением родителей, в форме взаимопрезентации проектов учениками параллельных классов и
других творческих формах.

2

2. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни»
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений. Материал программы расположен, но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем
обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями,
организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Виды контроля осуществляются в виде практических работ, в виде тестов по пройденным темам.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа по «Основам социальной жизни» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения основ социальной жизни, которые определены типовой программой.
На занятиях по ОСЖ следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития
устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах
занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей
правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи
учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых
учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т.п.)
следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на
знания и умения, полученные на уроках родного языка.
Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся.
Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после
чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием.
4
Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с
подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.
Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.
Занятия по ОСЖ тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
ОСЖ учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя
и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе
материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на
занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела
«Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию,
повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.
Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего
выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные
советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время
экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.).

3. Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с ФГООС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебный
предмет «Основы социальной жизни» входит в образовательную область «Человек и общество» и является обязательной частью учебного
плана.
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на - 68 часов в
год при 2 часов в неделю (34 учебные недели).

4. Планируемые результаты освоения рабочей программы по предмету "Основы социальной жизни"
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГООС, предполагает достижения ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
5

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся 5 класса
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
1)формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2)овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфические для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному
варианту программы.
Минимальный уровень:
—знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
—знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;
—представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
—соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
—представления о некоторых группах продуктов питания;
—приготовление несложных видов блюд под руководством взрослого;
—представления о различных видах средств связи, использование под руководством взрослого доступных средств связи для решения
практических задач;
—соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах;
—соблюдение правил поведения в транспорте.
6

Достаточный уровень:
—соблюдение правил личной гигиены, в том числе по уходу за полостью рта, кожей рук и ног;
—некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, уход за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью и др.);
—соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
—самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
—пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач.
Изучение предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий
(БУД):
Личностные учебные действия:
- понимать необходимость применения социально-бытовых знаний в повседневной жизни.
- учиться контролировать процесс и результат учебной и практической деятельности.
- развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде,
активно включаться в социальную среду.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
- формирование разумных потребностей, умений соизмерять их с материальными возможностями.
- стремиться посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности.
- развитие таких качеств, как деловитость, практичность, бережливость, экономичность, хозяйственность, всесторонняя подготовка к
будущей самостоятельной жизни.
- развитие отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, тунеядству.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях
- слушать собеседника,
- вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
точку зрения, аргументировать свою позицию;
- обучение умению непринужденно вести себя во время разговора;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.)
использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
7

Регулятивные учебные действия:
- уметь применять свои знания и умения в повседневной жизни.
- уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
- уметь оценивать свой результат.
Познавательные учебные действия:
- применение в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания.
- расчленение
сложного учебного материала
на
связанные между
собой и
- точно следовать полученным указаниям и инструкциям;
- выделение главных существенных сторон предмета или явления;
- отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы;
- связь новых сведений с ранее усвоенными;
- варьирование материала при повторении;
- соблюдение правил безопасности и санитарно-гигиенических требований на уроках.
- расширять знания учащихся относительно источников приобретения информации.

логически завершенные части;

8

5. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе
ПрАООП определены для изучения в курсе «Основы социальной жизни» следующие разделы: «Личная гигиена и здоровье»; «Охрана
здоровья»; «Жилище»; «Одежда и обувь»; «Питание»; «Транспорт»; «Средства связи»; «Предприятия, организации, учреждения»; «Семья».
В 5 классе обучающиеся знакомятся со следующими темами и соответствующим учебным материалом (в соответствии с ПрАООП):
«Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека».
Утренний и вечерний туалет: содержание, значение, правила и приёмы выполнения. Личные (индивидуальные) вещи для совершения
туалета (зубная щётка, мочалка, расчёска, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приёмы обрезания ногтей на руках. Косметические
средства для ухода за кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приёмы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее бельё, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для под- держания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и
солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приёмы выполнения различных видов процедур, физических
упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных
видов деятельности: чтения, письма, просмотра телепередач, работы с компьютером.
Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра
телепередач.
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес.
Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и
кашпо для комнатных растений.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная),
инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Ежедневная уборка.
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т. д.), способа ношения
(верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и
назначение. Значение одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.
«Значение опрятного вида человека».
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появления
вредителей на одежде (моли). Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки
обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека.
Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его
оборудование.
9

Гигиена приготовления пищи.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды.
Общественный транспорт. Виды общественного транспорта. Оплата проезда на всех видах общественного транспорта. Правила
поведения в общественном транспорте.
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Места
работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь
старших младшим, домашние обязанности.
6. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Основы социальной жизни»
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает
основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
если обучающиеся верно выполняют
 от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);
 от 51% до 65% заданий - «хорошо»;
 свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок
выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;
- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

10

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных
результатов;
- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система
оценивания предметных результатов вводится со второго класса.
Критерии оценок:
Знания и умения обучающихся по предмету « Основы социальной жизни» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального
опроса, текущих и итоговых письменных работ.
Критерии оценки при опросе:
«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности,
оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает
отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает
затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации
и связать с раннее изученным материалом.
«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи
учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.
«1» обучающимся не ставится.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме
или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2
ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
11

Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно
(30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.
Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями
поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).
Оценка «1» обучающимся не ставится.
При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря
необходимых информационных данных).
Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося.
В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить
программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно
усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется
разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только
уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне
ближайшего развития.
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой.
3.Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся.
Процедуры итоговой и промежуточной аттестации
Как отмечалось выше, курс «Основы социальной жизни» ориентирован на формирование у школьников практически значимых
жизненных компетенций. В этой связи промежуточная и итоговая аттестации по предмету должны проводиться в деятельностном ключе, а
значит, оптимальной является форма проектной работы.
Работа с проектом всегда ориентирована на результат. В контексте школьного обучения результатом является творческий продукт —
выставка рисунков, коллаж, стенгазета, плакат, альбом с иллюстрациями и др. Планируя и осуществляя работу над проектом, учитель имеет
возможность дифференцированной постановки учебных задач и организации деятельности каждого ученика в зоне его актуального
развития. Соответственно, и учебные достижения возможно оценить максимально индивидуализировано.
Оценка школьников по предмету «Основы социальной жизни» — важный вопрос. Заложенное в ФГОС положение о «нецензовости»
образования данной категории школьников, а также дифференциация результатов обучения на личностные и предметные приблизили
педагогов к пониманию, что оценка достижений обучающихся с умственной отсталостью должна иметь качественный характер, т. е.
отражать индивидуальную траекторию развития ребёнка в той или иной предметной линии. Кроме того, оценка для большинства
школьников является действенным мотиватором к обучению. Нужно правильно использовать этот инструмент, т. е. положительно отмечать
12

каждый шаг ученика в изучении предмета, что формирует у него понимание собственной успешности и поддерживает желание активно
заниматься.
Работу на уроках «Основы социальной жизни» необходимо вывести за орбиту традиционных школьных оценок, чтобы привлечь
ребят к активной работе по предмету. Ведь отрицательная оценка — это в подавляющем большинстве случаев разочарование и негативизм.
Оценочная карта формирования предметных умений в ходе изучения курса
«Основы социальной жизни» в 5 классе

Фамилия, имя обучающегося

Предметные результаты обучения в 5 классе
I

II

III

IV

Соблюдение правил личной гигиены, в том числе по уходу за
полостью рта, кожей рук и ног
Умения в области домашнего хозяйства (уборка дома, уход за
комнатными растениями, уход за одеждой
и обувью и некоторые другие, обсуждавшиеся на уроках)

Соблюдение правил поведения в доме и общественных
местах
Приготовление несложных знакомых блюд
Использование средств связи для решения практических
житейских задач

13

Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы
по предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе

Направления личностного развития
обучающихся

Фамилия, имя обучающегося
Сентябрь

Январь

Май

Адекватность представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении
Владение социально-бытовыми навыками, используемыми
в повседневной жизни
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
Наличие установки на безопасный,здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям

14

7. Тематическое планирование по предмету «Основы социальной жизни» 5 класс
(2 часа в неделю, 68 часов, 34 учебных недели)
№

1

Раздел. Тема урока

Вводный урок.
Знакомство с предметом
«Основы социальной жизни»

Колво
часов
2

Характеристика видов деятельности

Знакомство учащихся с новым предметом, учебными пособиями,
учебным кабинетом.
Игры-знакомства; беседа; работа с учебником; экскурсия по
предметному кабинету; творческая работа (работа в тетради).
Личная гигиена и здоровье

2

Забота о себе

2

Практическое знакомство с понятием «здоровье человека» (как
сочетание физического и психологического (социального)
благополучия).
Беседа «Как я забочусь о себе?»; работа с учебником — систематизация
представлений по теме урока с опорой на иллюстрации учебника; работа
в подгруппах; игровое задание «Эстафета заботы».

3

Утренняя гимнастика

2

Расширение представлений о правилах выполнения утренней
гимнастики, воспитание потребности в двигательной активности.
Беседа, работа с учебником для актуализации и расширения
представлений о значении утренней гимнастики для активности в
течение дня и здоровья в целом, о правильной организации гимнастики
по утрам; выполнение различных упражнений из комплексов утренней
гимнастики.

4

Закаливание

2

Уточнение и расширение представлений о безопасном закаливании
различными доступными способами.
Беседа о закаливании с целью актуализации представлений школьников;
рассказ учителя с опорой на иллюстративный материал, работа с
учебником; закрепление — работа в тетради, игровое задание
«Если хочешь быть здоров».

Дата по
плану

Дата по
факту

5

Забота о руках

2

Знакомство с основными процедурами защиты кожи рук и ногтей от
негативных воздействий.
Обсуждение проблемного вопроса: «Нужна ли рукам забота? Почему?»;
беседа для уточнения представлений школьников; работа с учебником
— знакомство с правилами обрезания ногтей на руках; практическая
работа — обрезание ногтей на тренажёре с использованием
маникюрных ножниц.

6

Забота о ногах

2

Знакомство с приёмами гигиенического ухода за ногтями на ногах и
кожей ног, в том числе гигиена, профилактика заболеваний кожи ног и
обращение за медицинской помощью.
Отгадывание загадки о ногах; беседа для уточнения представлений
школьников о важности сохранения здоровья ног; работа с учебником:
правила гигиены ног; практическая работа — обрезание ногтей на
тренажёре с использованием книпсера; динамическая пауза —
выполнение упражнений для разминки ног, в том числе с
использованием простых тренажёров.
Охрана здоровья

7

8-9

Забота о глазах

2

Формирование представления о ценности остроты зрения для качества
жизни человека, о гигиене зрения.
Отгадывание загадки о глазах; беседа о значении остроты зрения для
полноценной жизни человека; рассказ учителя о строении глаза
человека; работа с учебником — знакомство с правилами гигиены
зрения; игра «Если хочешь быть здоров».

Проектная работа.
Важные правила здорового
человека

4

Проектная работа, направленная на закрепление знаний, полученных
школьниками на уроках в I четверти, и создание условий для развития
коммуникативных умений, навыков совместной работы.
Знакомство с понятием «проект» и формами организации работы над
проектом; планирование совместной работы; выполнение заданий в
подгруппах, в том числе заданий учебника.

Жилище
10

Каким бывает дом

2

Уточнение представлений о типах современных жилых домов,
знакомство с понятием «коммунальные удобства», закрепление знания
своего почтового адреса.
Рассказ-беседа «Современные дома и коммунальные удобства в них»;
работа с учебником; игра «Кому привет?» — повторение своего
почтового адреса; беседа по теме «Пожарная безопасность в доме» —
закрепление знания номера телефона экстренных служб.

11

Порядок в доме

2

Формирование понятия о важности ежедневной уборки дома, о видах
уборки — сухой и влажной; знакомство с практическими приёмами
уборки дома, в том числе с инвентарём, электроприборами, моющими
средствами, используемыми для уборки.
Обсуждение пословицы «Порядок в доме есть — хозяину честь!»;
беседа «Как ты участвуешь в поддержании порядка и чистоты в своём
доме?»; рассказ учителя о важности уборки помещений для здоровья,
работа с понятиями «сухая уборка» и «влажная уборка»; практическая
работа «Демонстрация инвентаря и средств для уборки»; работа с
учебником; работа в тетради: составление плана уборки класса.

12

Комнатные растения

2

Уточнение и расширение знаний о комнатных растениях, о правилах
ухода за ними.
Проверка домашнего задания. Введение в тему: отгадывание загадки,
выполнение задания «четвёртый лишний». Рассказ учителя о пользе
комнатных растений и правилах ухода за растениями. Работа
с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока.
Оценка деятельности школьников.
Одежда и обувь

13-14 По одёжке встречают

4

Урок 1,2. Помочь школьникам понять значение выбора одежды для
здоровья и успешности в общении с людьми.
17

Урок 3,4. Учить пятиклассников ухаживать за одеждой доступными
способами.
Проверка домашнего задания. Введение в тему. Работа с проблемным
вопросом на основе иллюстрации учебника. Рассказ с элементами
беседы, отвечающий цели урока. Динамическая пауза. Работа с
учебником. Закрепление: ответы на обобщающие вопросы учебника.
Предъявление и объяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка
деятельности школьников.
15-16 Идеальная пара

4

Урок 1,2. Помочь школьникам понять значение для здоровья человека
правильного выбора обуви. Проверка домашнего задания: «опрос по
цепочке». Введение в тему: постановка вопроса с отсроченным
решением. Рассказ-беседа о видах и назначении обуви. Динамическая
пауза по выбору учителя. Работа с учебником: самостоятельная или
коллективная работа с текстом; работа в группах: отгадывание загадок.
Закрепление материала. Предъявление и объяснение домашнего
задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников.
Урок 3,4. Познакомить учащихся с правилами ухода за обувью в
домашних условиях, воспитывать аккуратность и внимание к внешнему
виду своему и окружающих. Проверка домашнего задания. Введение в
тему: беседа на основе иллюстраций учебника. Рассказ учителя о
способах ухода за обувью в домашних условиях, о хранении обуви.
Динамическая пауза по выбору учителя или практическая работа. Работа
с учебником. Закрепление материала. Предъявление и обсуждение
выполнения домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности
школьников.
Обобщение

17

Важные правила аккуратного
человека

2

Закрепление знаний, полученных школьниками на уроках во II четверти;
создание условий для развития коммуникативных умений, навыков
совместной работы. Проверка домашнего задания. Работа с учебником:
актуализация понятия «проект», выбор формы для совместной
творческой работы, работа с занимательными заданиями. Динамическая

18

пауза или смена динамической позы (переход за «круглый стол» для
выполнения коллективной работы). Планирование совместной работы,
распределение обязанностей, выполнение творческой работы
(рисование, раскрашивание, работа за компьютером и т. п.).
Предварительные итоги работы, планирование окончания проекта и его
презентации.
Питание
18

Еда для здоровья

2

Формирование представлений о влиянии питания на здоровье человека.
Введение в тему: свободные ответы на вопрос, являющийся темой
урока. Рассказ учителя об основах правильного здорового питания с
опорой на иллюстрации учебника. Беседа на основе иллюстрации
учебника «Разнообразное питание». Самостоятельное или коллективное
чтение текста в учебнике о сладостях. Динамическая пауза: игра «За
покупками» или «Полезно — не полезно». Закрепление материала по
вопросам учебника. Предъявление и объяснение домашнего задания.
Итог урока. Оценка деятельности учащихся.

19

Как правильно есть

2

Уточнение и расширение представлений школьников об основах
правильного здорового питания, в частности знакомство с понятием
«режим питания». Проверка домашнего задания — взаимоопрос.
Введение в тему — постановка проблемного вопроса на основе
иллюстрации учебника. Рассказ с элементами беседы о режиме питания
школьника. Динамическая пауза — игра «Накормим Робина Бобина».
Работа с текстом учебника. Предъявление и объяснение домашнего
задания. Итог урока. Ответ на проблемный вопрос, поставленный в
начале занятия. Оценка деятельности школьников.

20

Завтрак — начало дня

2

Уточнение и расширение представлений школьников о здоровом
питании человека. Проверка домашнего задания. Введение в тему —
решение проблемой ситуации. Рассказ учителя о блюдах для завтрака.
Игра «Бутербродики». Сообщение и разъяснение домашнего задания.

21

Мастерская бутербродов

2

Практическая работа по приготовлению простого бутерброда.
Транспорт

22

Транспорт — это удобно

2

Знакомство школьников с видами общественного транспорта, его
назначением. Проверка домашнего задания. Введение в тему: работа с
учебником. Рассказ с элементами беседы на основе иллюстраций
учебника. Динамическая пауза. Игра «Едет — летит — плывёт». Работа
в подгруппах: решение проблемной задачи «В чём различие
пассажирского и общественного транспорта». Работа с текстом
учебника.
При наличии технической возможности — просмотр видео - сюжета о
работе специального транспорта в той местности, где проживают
школьники.

23

На заметку пассажиру

2

Знакомство школьников с основными правилами поведения в
пассажирском транспорте. Проверка домашнего задания. Введение в
тему: работа с учебником. Работа в подгруппах: составление списков
основных правил поведения в общественном транспорте («Так —
безопасно!» и «Так — вежливо!»). Динамическая пауза. Игра
«Мы — пассажиры». Чтение текста в учебнике и беседа по
прочитанному. Работа с рубрикой «Житейские премудрости».

24

Мы — пассажиры

2

Урок-экскурсия, планируется учителем исходя из транспортной
ситуации в местности, где находится школа.
При отсутствии возможности проведения экскурсии на данном уроке
может быть организована сюжетно-ролевая игра по теме.
Средства связи

25

Зачем нужны средства связи

2

Объяснение значения словосочетания «средства связи», уточнение и
расширение представлений школьников об основных современных
средствах связи — почте, телефоне, телевидении, радио, компьютере.
Проверка домашнего задания. Работа с иллюстрациями учебника,

обсуждение поставленных вопросов, постановка вопроса с отсроченным
решением. Рассказ-беседа по теме урока с опорой на схему и
иллюстрации учебника на первой странице к уроку. Динамическая
пауза. Игра «Испорченный телефон». / Чтение в учебнике текста о связи
в Интернете. Беседа по прочитанному, актуализация личного опыта
учащихся по использованию Интернета.
26-27 Мои средства связи

2

Обобщение и обогащение опыта школьников в использовании
доступных средств связи; создание условий для развития
коммуникативных умений, навыков совместной работы. Проверка
домашнего задания. Работа с учебником: актуализация понятия
«проект», выбор формы для совместной творческой работы, работа с
занимательными заданиями. Динамическая пауза или смена динамической позы (переход за «круглый стол» для выполнения коллективной
работы). Планирование совместной работы, распределение
обязанностей, выполнение творческой работы (рисование,
раскрашивание, работа за компьютером и т. п.). Предварительные итоги
работы, планирование окончания проекта и его презентации.
Семья

28

Семья

2

Актуализация представлений школьников о семье, уточнение и
систематизирование знаний о родственных отношениях в семье,
активизация лексики по теме урока (слова, называющие родственные
отношения). Проверка домашнего задания. Актуализация представлений
по теме, сообщение темы урока с опорой на иллюстрации учебника.
Беседа с опорой на иллюстрации учебника о том, как называются члены
семьи. Динамическая пауза по выбору учителя. Работа с текстом
учебника. Закрепление: ответы на обобщающие и итоговый вопросы.
Объяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности
школьников.

29

Семейные традиции

2

Помощь в понимании значения словосочетания «семейные традиции»,
уточнение и расширение представлений школьников о том, какие
бывают семейные традиции, о значимости традиций для человека.

21

Проверка домашнего задания. Работа с иллюстрациями учебника,
обсуждение поставленных вопросов, постановка вопроса с отсроченным
решением. Чтение текста учебника.
Беседа по прочитанному. Динамическая пауза. Работа с учебником:
знакомство с календарем традиций, объяснение домашнего задания.
Закрепление: ответы на обобщающие и итоговый вопросы. Итог урока.
Оценка деятельности школьников.
30-31 Моя семья

4

Создание условий для формирования у школьников ценностей семьи,
практического понимания роли семьи в жизни человека, создание
условий для развития коммуникативных умений, навыков совместной
работы. Проверка домашнего задания. Работа с учебником:
актуализация понятия «проект», выбор формы для совместной
творческой работы, работа с занимательными заданиями. Динамическая
пауза или смена динамической позы (переход за «круглый стол» для
выполнения коллективной работы). Планирование совместной работы,
распределение обязанностей, выполнение творческой работы
(рисование, раскрашивание, работа за компьютером и т. п.).
Предварительные итоги работы, планирование окончания проекта и его
презентации.
Закрепление и обобщение пройденного

32-33 Важные правила современного
человека: знаю, понимаю, умею

34

Итоговая контрольнодиагностическая работа

4

2

Закрепление изученного материала, создание учебных ситуаций для
практического использования полученных знаний и умений.
Коллективная и групповая работа с учебником: выполнение заданий,
проверка и взаимопроверка.
Проверка знаний и умений пятиклассников, полученных на уроках в
прошедшем учебном году. Установка на выполнение работы.
Инструкция к выполнению задания (тестового, письменного,
творческого — на усмотрение учителя). Самостоятельная работа.
Динамическая пауза. Подведение итогов работы, в том числе свободные
высказывания школьников о том, что им понравилось, запомнилось,
было интересно на уроках по предмету «Основы социальной жизни» в 5
классе.

Лист корректировки рабочей программы
«Основы социальной жизни»
5 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)
За 1 четверть 2024-2025 учебного года
№
урока

Название раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

Проверил ЗДУВР
(

23

)

Лист корректировки рабочей программы
«Основы социальной жизни»
5 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)
За 2 четверть 2024-2025 учебного года
№
урока

Название раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

Проверил ЗДУВР
(

24)

Лист корректировки рабочей программы
«Основы социальной жизни»
5 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)
За 3 четверть 2024-2025 учебного года
№
урока

Название раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

Проверил ЗДУВР
25

(

)

Лист корректировки рабочей программы
«Основы социальной жизни»
2 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)
За 4 четверть 2024-2025 учебного года
№
урока

Название раздела, темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

Проверил ЗДУВР
(

26)

8. Техническое и методическое обеспечение образовательного процесса



Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Используемая литература:
1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Владос, Москва, 2010г.
2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко «Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида». Просвещение, 2012г.
3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIII Владос, Москва, 2013г.
4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания».
5.Социально-бытовая ориентировка. 6 класса: учеб.пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений . VIII вида / авт.-сост. В.Субчева. –
М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

27


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».