1. Пояснительная записка Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. 2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе: адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7». При разработки рабочей программы были использованы программно-методические материалы: 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант). 2. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. 5-9 кл. / Под.ред. И.М. Бгажнокова. М.:Просвещение, 2014. Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: 1. Комарова С.В., Александрова Е.Л.: Основы социальной жизни. 6 класс. Учебник. Адаптированные программы. ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2023. Основной целью обучения «Основы социальной жизни» является совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта. Исходя из основной цели, задачами обучения являются: • содействие повышению самостоятельности школьников в решении повседневных бытовых вопросов; • уточнение и обогащение представлений учащихся о различных объектах социальной инфраструктуры своей местности (некоторые объекты социально-культурного назначения, сферы услуг, торговли); • расширение речевых и коммуникативных возможностей шестиклассников, в том числе посредством использования в учебном процессе таких форм организации деятельности учащихся, как проект, экскурсия, практическая работа; • продолжение работы по воспитанию положительных качеств и свойств личности, культуры здорового образа жизни. Формы организации учебных занятий Согласно ПрАООП, на изучение курса «Основы социальной жизни» в 6 классе отводится 2 часа в неделю. Так же, как и в предшествующий год обучения, насыщенность программы диктует необходимость изучения нового почти на каждом уроке. А значит, и в 6 классе предпочтение отдаётся комбинированной структуре урока. Такая композиция урока определяет его динамичность. В этой связи поддержание активности у школьников — особая задача учителя. Для сохранения работоспособности и продуктивности учащихся на протяжении всего занятия необходимо включать в урок динамические паузы, предусматривать смену видов деятельности (работа за партой, у доски, в группах за «круглым столом», игра и другие в зависимости от цели урока), а также использовать зрительные наглядные опоры для поддержания умственной активности школьников. Взросление школьников позволяет больше включать в процесс обучения схематическую наглядность, например таблицы, схемы, планы. Завершающие уроки в каждой четверти и в учебном году могут быть отнесены к урокам обобщения и систематизации знаний. Здесь к уже знакомой форме проектной работы в 6 классе добавляются форматы урока — практической работы и урока-экскурсии. Это позволяет сделать акцент на практической направленности обучения, создать условия для закрепления полученных знаний в деятельности. Кроме того, на итоговых уроках учитель имеет возможность дополнить материал учебника иными практическими и аспектами темы. Например, в работе над темой «О хвостатых, пернатых и других домашних любимцах» возможно, рассмотреть вопросы уборки за собаками при их выгуле на улице; вреда, который собачьи экскременты наносят окружающей среде; ответственности за выгул питомца в неположенном месте и без намордника; ответственности за лай и вой домашнего питомца в многоквартирном доме и т. п. При выполнении практической работы «Приглашение на завтрак» возможно, расширить круг выполняемых заданий за счёт обучения работать с рецептами, представленными в виде серии картинок или символов; житейских задач на расчёт продуктов на количество порций, необходимых для всех учеников в классе; понимание инструкции типа: 3 части продукта на 1 часть продукта и др. Очевидно, что выбор дополнительного содержания по теме должен определяться интересами учащихся данного класса и социальным контекстом их жизни. Отдельно необходимо отметить, что в 6 классе всё содержание, относящееся к разделу программы «Транспорт», рассматривается с учащимися только в практическом ключе, в рамках подготовки к экскурсиям и собственно в процессе пользования общественным транспортом на уроке-экскурсии. 2. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни» Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программырасположен, но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Виды контроля осуществляются в виде практических работ, в виде тестов по пройденным темам. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Рабочая программа по «Основам социальной жизни» является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ социальной жизни, которые определены типовой программой. На занятиях по ОСЖ следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, „Квартплата», «Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка. Особое внимание следует обратить на проведение практических работ с использованием бригадной формы организации учащихся. Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяснения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включается данный прием. Бригадная форма работы может быть использована в выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.). В кабинете можно установить поочередное дежурство по бригадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий. Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков целесообразно организовывать соревнования бригад или индивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия. Занятия по ОСЖ тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. ОСЖ учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п. Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконично. Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т.д.). 3. Место курса в базисном учебном плане. В соответствии с ФГООС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в образовательную область «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на - 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебных недель). 4. Планируемые результаты освоения рабочей программы по предмету "Основы социальной жизни" Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГООС, предполагает достижения ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. • воспитание уважительного отношения к мнению педагогов, одноклассников, членов своей семьи; • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; • совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • расширение спектра социально-бытовых навыков, необходимых в повседневной жизни; • дальнейшее развитие коммуникативных навыков и умения пользоваться принятыми нормами социального взаимодействия; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфические для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. минимальный уровень: • представления о продуктах питания, относящихся к отдельным группам (хлеб, хлебобулочные изделия, специи, приправы, чай, кофе, яйца), понимание их значения для здоровья человека; • приготовление под руководством учителя несложных видов блюд для завтрака; • представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; • соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; • соблюдение изученных правил ухода за одеждой в повседневной жизни; • знание названий некоторых предприятий бытового обслуживания и их назначения; • знание названий некоторых торговых организаций и их назначения; • соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, социально-досуговых учреждениях). достаточный уровень: • знание способов хранения и переработки продуктов питания (хлеб, хлебобулочные изделия, крупы, яйца, чай, кофе, приправы, специи); • самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд на завтрак; • соблюдение правил поведения в общественных местах; • • • представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытьё посуды); пользование средствами связи для решения практических житейских задач. Изучение предмета «Основы социальной жизни» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий (БУД): Личностные учебные действия: - понимать необходимость применения социально-бытовых знаний в повседневной жизни. - учиться контролировать процесс и результат учебной и практической деятельности. - развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде, активно включаться в социальную среду. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - формирование разумных потребностей, умений соизмерять их с материальными возможностями. - стремиться посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности. - развитие таких качеств, как деловитость, практичность, бережливость, экономичность, хозяйственность, всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни. - развитие отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, тунеядству. Коммуникативные учебные действия: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях - слушать собеседника, - вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - обучение умению непринужденно вести себя во время разговора; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: - уметь применять свои знания и умения в повседневной жизни. - уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. - уметь оценивать свой результат. Познавательные учебные действия: - применение в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания. - расчленение сложного учебного материала на связанные между собой и логически завершенные части; - точно следовать полученным указаниям и инструкциям; - выделение главных существенных сторон предмета или явления; - отражение в речи выполняемых практических действий до начала, во время и после работы; - связь новых сведений с ранее усвоенными; - варьирование материала при повторении; - соблюдение правил безопасности и санитарно-гигиенических требований на уроках. - расширять знания учащихся относительно источников приобретения информации. 5. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 6 классе В 6 классе учащиеся знакомятся со следующими темами и соответствующим учебным материалом (в соответствии с ПрАООП). Жилище Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространённые болезни некоторых животных. Ветеринарная служба. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин). Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат. Питание Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование чёрствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и её значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Приём пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчёт продуктов для завтрака. Посуда. Транспорт Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание. Семья Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др., правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. 6. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Основы социальной жизни» В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт); от 51% до 65% заданий - «хорошо»; свыше 65% - «очень хорошо» (отлично). Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи: - закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; - описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; - ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; - предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; - позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов. Предметные результаты связаны с овладением обучающимисяс умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго класса. Критерии оценок: Знания и умения обучающихся по предмету « Основы социальной жизни» оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Критерии оценки при опросе: «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки. «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5». «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом. «2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3. «1» обучающимся не ставится. При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ: Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся. Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки. Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности. Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала). Оценка «1» обучающимся не ставится. При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных). Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося. В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего развития. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. 2. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой. 3.Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся. Процедуры итоговой и промежуточной аттестации Исходя из основной цели и задач курса, промежуточная и итоговая аттестация по предмету «Основы социальной жизни» должны максимально отражать картину сформированности у школьников практических умений и навыков по изученным темам и разделам программы. В этой связи итоговая работа должна быть организована таким образом, чтобы учитель имел возможность оценить как предметные, так и личностные достижения учеников, проявляющиеся прежде всего в процессе коммуникации друг с другом. Формы такой работы — проект и практическая работа. В рамках этих форм организации деятельности шестиклассников учитель имеет возможность дифференцированной постановки учебных задач и организации деятельности каждого ученика в зоне его актуального развития. Соответственно, и учебные достижения возможно оценить максимально индивидуализированно. Как мы отмечали в рабочей программе по предмету для 5 класса, работу на уроках «Основы социальной жизни» предпочтительно «вывести за орбиту» традиционных школьных оценок, чтобы привлечь ребят к активной деятельности и исключить «демотиваторы» в виде отрицательных оценок. Рекомендуется использовать шкалу оценок: «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», где «отлично» означает умение ученика самостоятельно использовать изученный материал при решении учебных и бытовых задач; «очень хорошо» — использование полученных знаний и умений возможно при организующей помощи взрослого; «хорошо» — умение в стадии формирования. Если формирование того или иного умения не является актуальным для школьника на данный момент, оценка по теме или виду работы ему не выставляется. Оценочная карта формирования предметных умений в ходе изучения курса «Основы социальной жизни» в 6 классе Предметные результаты обучения в 6 классе Умение организовывать своё время, в том числе выбирать досуг по интересам Умения в области домашнего хозяйства (уборка дома, уход за домашними животными, стирка и некоторые другие, обсуждавшийся на уроках) Соблюдение правил поведения в общественных местах Умение выбрать блюдо согласно приёму пищи и собственным предпочтениям Приготовление несложных знакомых блюд Ф. И. обучающегося I ч. II ч. III ч. IV ч. Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе Направления личностного развития учащихся Адекватность представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств Проявление этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания чувствам других людей Наличие установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям Ф. и. обучающегося Сентябрь январь май 7. Тематическое планирование по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (2 часа в неделю, 68 часов, 34 учебные недели) № Раздел. Тема урока Колво часов Характеристика видов деятельности Семья 1 Какие планы? 2 Обсуждение проблемных вопросов: «Зачем планировать своё время?», «Как удобно планировать время?» Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 2 От чего я свободен в свободное время? 2 3 Досуг для развития своего интеллекта 2 4 Досуг для развития силы, ловкости и бодрости 2 Практическое разъяснение понятия «свободное время», актуализация опыта школьников по теме урока и подведение к выводам о возможных вариантах полезного использования свободного времени. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Практическое разъяснение понятия «досуг», актуализация опыта школьников, связанного с формами проведения досуга, и подведение к выводам о возможных вариантах досуга, полезного для умственного развития. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Актуализация личного опыта школьников и расширение представлений о формах проведения досуга с пользой для здоровья (туристические походы; посещение спортивных секций, подвижные игры и др.). Обсуждение возможных форм активного отдыха с учётом условий местности, где живут школьники. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Дата по плану Дата по факту 5 Увлечения для развлечения 2 Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционированию чего- либо, фотографии и т. д. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 6 Какие планы на выходные? 2 Виды семейного досуга, планирование выходных дней и каникул, рациональная организация досуга. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 7 Виртуальная экскурсия 2 Знакомство с виртуальной экскурсией как формой проведения досуга. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Проектная работа «Мне скучать некогда! А вам?» 4 Постановка цели проекта, планирование совместной работы, выполнение элементов творческой работы, презентация проекта. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 8-9 Жилище 10 Животные в доме человека 11-12 Забота о домашних животных 113 Домашняя ферма 2 Актуализация личного опыта и знаний о содержании животных в доме. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 4 Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 2 Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 14 Ветеринарная служба 2 Наиболее распространённые болезни некоторых животных. Ветеринарная служба. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 15 Тематическая экскурсия по выбору учителя 2 Знакомство школьников с социальными объектами своей местности. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Проектная работа «О хвостатых, пернатых и других домашних любимцах» 4 Постановка цели проекта, планирование совместной работы, выполнение элементов творческой работы, презентация проекта. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 16-17 Питание 18 Еда – только с пользой для здоровья! 2 Приём пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 19 Идеальный завтрак 2 Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 20 Хлеб – всему голова! 2 Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 21 Каша – матушка наша 2 Виды каш. Отбор продуктов для приготовления каши. Сахар. Его польза и вред. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 22 Раз яичко, два яичко 2 Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 23 Секреты вкуса: специи и пряности 2 Соль, пряности и приправы. Соль и её значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Виды пряностей и приправ. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 24 Чай или кофе? 2 Напитки для завтрака. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 25 Тематическая экскурсия 2 Знакомство школьников с социальными объектами своей местности. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 26-27 Приглашение на завтрак 4 Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Жилище 28 Секреты бережной стирки 2 Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. 29-30 31 32-33 34 Поговорим о домашнем уюте 4 Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. За покупками! 2 Магазины для приобретения различных товаров. Покупка товаров через Интернет. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Тематическая экскурсия или итоговая проектная работа Тема проекта: «Дом в моём стиле» 4 Итоговая контрольнодиагностическая работа 1 Актуализация опыта школьников и закрепление полученных знаний в творческой деятельности. Знакомство школьников с социальными объектами своей местности. Работа на пришкольном участке. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Экскурсия в ботанический сад. Проверка знаний учащихся, подведение итогов работы за учебный год. Работа с учебником. Сообщение и разъяснение домашнего задания. Итог урока. Оценка деятельности школьников. Лист корректировки рабочей программы «Основы социальной жизни» 6 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант) За 1 четверть 2024-2025 учебного года № урока Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Проверил ЗДУВР ( ) Лист корректировки рабочей программы «Основы социальной жизни» 6 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант) За 2 четверть 2024-2025 учебного года № урока Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Проверил ЗДУВР ( ) Лист корректировки рабочей программы «Основы социальной жизни» 6 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант) За 3 четверть 2024-2025 учебного года № урока Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Проверил ЗДУВР ( ) Лист корректировки рабочей программы «Основы социальной жизни» 6 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант) За 4 четверть 2024-2025 учебного года № урока Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Проверил ЗДУВР ( ) 8. Техническое и методическое обеспечение образовательного процесса Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) Используемая литература: 1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Владос, Москва, 2010г. 2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко «Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида». Просвещение, 2012г. 3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII Владос, Москва, 2013г. 4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания». 5.Социально-бытовая ориентировка. 6 класса: учеб.пособие для спец. (коррекц.) образоват. учреждений . VIII вида / авт.-сост. В.Субчева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.