РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются: 1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; 3. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 4. Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; 5. Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 6. Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями); 7. Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»; 8. Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями); 9. Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января 2027 г.; 10. Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д; 11. Локальные акты образовательного учреждения. Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе: адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7». Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Класс По программе По плану 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 8А 68 ч 68 ч 16 ч 16 ч 22 ч 14 ч 8Б 68 ч 68 ч 16 ч 16 ч 22 ч 14 ч Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определённое количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов. Учебный предмет "Основы социальной жизни" имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем: расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету Личностные результаты 1) формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету Минимальный уровень: — знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; — знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; — представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; — соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; — представления о некоторых группах продуктов питания; — приготовление несложных видов блюд под руководством взрослого; — представления о различных видах средств связи, использование под руководством взрослого доступных средств связи для решения практических задач; — соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах; — соблюдение правил поведения в транспорте. Достаточный уровень: — соблюдение правил личной гигиены, в том числе по уходу за полостью рта, кожей рук и ног; — некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, уход за комнатными растениями, уход за одеждой и обувью и др.); — соблюдение правил поведения в доме и в общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; — самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; — пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач. Критерий оценки предметных результатов Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и бытовой направленности. Оценка «5» - 65% - 100% - ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» - 51% - 65% - ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя. Оценка «3» - 35% - 50% - ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» и оценка «1» не ставятся. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих класса. Раздел «Личная гигиена и здоровье» Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Раздел «Охрана здоровья» Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого ("зеленки"). Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Раздел «Жилище» Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Уход за жилищем. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин). Раздел «Одежда и обувь» Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки. Раздел « Питание» Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Свежие и замороженные продукты. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина. Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Раздел «Транспорт» Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Раздел «Средства связи» Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Раздел «Предприятия, организации, учреждения» Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Раздел «Семья» Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока Название (раздела) темы 1 Вводное занятие. 2 Диагностика знаний и умений учащихся. 3 Гигиена тела. 4 Особенности соблюдения личной гигиены подростком. 5 Уход за кожей лица. 6 Косметические средства для молодых людей. 7 Виды доврачебной помощи. 8 Домашняя аптечка. 9 Первая помощь. 10 11 12 Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, солнечном ударе. Первая помощь при отравлениях. Содержание урока Раздел «Введение» (1ч) Правила поведения в кабинете ОСЖ, инструкцию по технике безопасности. Вводный инструктаж по охране труда. Раздел «Диагностика знаний и умений» (1ч) Вводный инструктаж по выполнению тестовых работ. Работа с дидактическим материалом. Раздел «Личная гигиена и здоровье» (4ч) Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Особенности ухода за кожей лица в подростковый период. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Правила пользования косметическими средствами для подростковой кожи. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Раздел «Охрана здоровья» (7ч) Доврачебная медицинская помощь. Оказание первой доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Состав, назначение, хранение. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого ("зеленки"). Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Виды травм. Оказание первой помощи при травмах. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Ожоги. Оказание первой помощи при ожогах. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Виды отравлений. Симптомы, доврачебная помощь. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Дата Колво План Факт План Факт часов 8А 8А 8Б 8Б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Обобщающий урок по разделам: «Личная гигиена и здоровье», «Охрана здоровья». Работа с дидактическим материалом. Раздел «Жилище» (10ч) Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды Планировка жилища. нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. Правила техники безопасности использования бытовых Уход за жилищем. электроприборов по уборке жилого помещения. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила Санузел и ванная комната. безопасного поведения в ванной комнате. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих Уборка санузла и ванной комнаты. средств. Фены для сушки волос. ТБ при пользовании электро бытовыми Электробытовые приборы в приборами в ванной. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов ванной комнате. по теме. Работа с тетрадями. Замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для Ручная стирка белья. ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Практическая работа: «Ручная Правила и приемы ручной стирки (рубашка, блуза). стирка». Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные Стиральная машина. обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Практическая работа: «Машинная Эксплуатация стиральной машины: подготовка одежды для стирки, стирка» средства для стирки, уход за стиральной машиной. Магазины по продаже Основные отделы. Правила поведения в магазине. Объяснения электробытовой техники. учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Раздел «Одежда и обувь» (5ч) Виды одежды, головных уборов и обуви. Стирка, глажение, чистка, Уход за одеждой. починка. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Ручная и машинная стирка изделий. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание Мелкий ремонт одежды. распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Специализированные магазины по продаже одежды. Основные Магазины по продаже одежды. отделы. Правила поведения в магазине. Объяснения учителя, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 Выбор и покупка одежды. 28 Обобщающий урок по разделу: «Жилище» , «Одежда и обувь» 29 Рациональное питание. 30 Виды продуктов питания. 31 Организация питания семьи. 32 Приготовление пищи. 33 Кухонные принадлежности и инструменты. 34 Электроприборы на кухне. 35 Холодный ужин. 36 Сервирование стола для ужина. 37 Овощи и грибы. 38 Практическая работа: «Овощной салат». 39 Плоды и ягоды. 40 Практическая работа: «Холодные просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки. Работа с дидактическим материалом. Раздел «Питание» (19ч) Значение питания в жизни человека. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания и их питательная ценность. Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Меню. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Прием пищи. Виды, назначение. ТБ при работе на кухне. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Виды, назначение. ТБ при работе с электроприборами на кухне. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Блюда для ужина; холодный ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Посуда для ужина. Правила этикета за столом. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Правила хранения. Свежие и замороженные продукты. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вводный инструктаж. Приготовление несложных салата. 1 Правила хранения. Свежие и замороженные продукты. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Вводный инструктаж. Приготовление холодных закусок. 1 1 закуски». 41 Горячий ужин. 42 Мясо и мясопродукты. 43 Мясо птицы. 44 Гарниры. 45 Практическая работа: «Гарнир» Практическая работа: «Блюда из курицы» Обобщающий урок по разделу: «Питание» 46 47 48 Транспорт. 49 Междугородний железнодорожный транспорт. 50 Правила дорожного движения. 51 Основные средства связи. 52 Телефонная связь. 53 Культура разговора по телефону. 54 Сотовые компании, тарифы. 55 Обобщающий урок по разделам: «Транспорт», «Средства связи» 56 Промышленные предприятия. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Овощные, из круп, макаронных изделий. Виды. Пищевая ценность. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Разбор рецептов. Вводный инструктаж. Приготовление «гарнира». Вводный инструктаж. Приготовление блюд из курицы. Правила и приемы. Работа с дидактическим материалом. Раздел «Транспорт» (3ч) Виды транспорта и его назначение. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с учебником, с тетрадями. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. ПДД пешехода, велосипедиста, пассажира. Правила поведения в общественном транспорте. Раздел «Средства связи» (5ч) Почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Правила общения по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Ложный вызов. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Работа с дидактическим материалом. Раздел «Предприятия, организации, учреждения» (3 ч) Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 Сельскохозяйственные предприятия. 58 Предприятия нашего города. 59 Промежуточная аттестация. 60 Семья. Распределение обязанностей в семье. 61 62 Экономика домашнего хозяйства. 63 Источники дохода. 64 Виды расходов. 65 Летний отдых. 66 67 68 Обобщающий урок по разделу: «Семья» Повторение. Повторение. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Заинска. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Раздел «Диагностика знаний и умений» (1ч) Вводный инструктаж по выполнению тестовых работ. Работа с дидактическим материалом. Раздел «Семья» (9ч) Состав семьи. Распределение обязанностей в семье. Уклад и традиции семьи. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Бюджет семьи. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Основные статьи расходов. Распределение доходов. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. Планирование семейного летнего отдыха. Денежные накопления. Отпуск. Объяснения учителя, просмотр медиаматериалов по теме. Работа с тетрадями. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с дидактическим материалом. 1 Повторение и обобщение изученного материала. Повторение и обобщение изученного материала. 1 1 УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно – методическое обеспечение 1. Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. М., ВЛАДОС, 2006 2. Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М., ВЛАДОС, 2005 3. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. - Екатеринбург, 1996 4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. - М., ВЛАДОС,2012 Технические средства 1. Мультимедийный проектор; 2. Персональный ноутбук; 3. Интерактивная доска; 4. МФУ Учебно – практическое оборудование 1. Электроплита 2.Микроволновая печь 3.Блендер 4.Холодильник 5. Чайник электрический 6. Стиральная машина 7. Утюг электрический Лист корректировки рабочей программы Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту