9 кл. ОСЖ 24-25 уч.год.

Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной программы являются:

1.

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории
Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г.
№ 61573), действующим до 1 января 2027 г.;

10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа №7,
реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
Программа предмета «Основы социальной жизни» разработана на основе:
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Екатеринбургская школа № 7».
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,
который необходим им для социальной адаптации.
Данная программа необходима для овладения обучающимся знаниями и умениями, обеспечивающими его личную

самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Одной из важнейших и актуальных задач является улучшение психического состояния учащихся, коррекция
эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации.
Цель практическая подготовка учащегося к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира иличного опыта ребенка;
систематизировать и совершенствовать необходимые навыки самообслуживания,ведения домашнего дел, ориентировки в
окружающем социуме;
учить организации труда, экономному и бережному отношению к продуктам, строгому соблюдению правил безопасности
и гигиены, отношению к домашнему труду,
развитие ловкости, скорости, внимания, смекалки, фантазии.
Поставленные задачи определяются особенностями психофизического развитияучащегося с ограниченными возможностями
здоровья.
Кроме основных, можно выделить и дополнительные корректирующие задачи:
развитие речи; зрительного восприятия;
развитие наглядно-образного мышления развитие зрительного внимания
развитие памяти;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;развитие умения сравнивать, анализировать;
воспитание самостоятельности при принятии решений;коррекция диалогической речи;
коррекция монологической речи.

На занятиях по предмету «Основы социальной жизни» уделяется большоевнимание развитию речи, умению общаться со сверстниками,
окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для
практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет «Основы социальной жизни» относится к учебным предметам, обязательным
для изучения на ступени основного общего образования. На изучение предмета «Основы социальной жизни» в 9 классе
отводится 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Программа раскрывает следующие основные разделы:
Раздел 1. Личная гигиена. Личная гигиена-особенности личной гигиены в жизниподростка. Правила и приемы сохранения
чистоты и здоровья тела.
Введение. Вводный урокЗдоровый образ жизни. Все о личной
гигиене.
Раздел 2. Семья. Семья - родственные связи, помощь родителям, обязанности всемье, правила поведения.
Основы семейных отношений.Обязанности членов семьи.
Конфликтные ситуации и их решение
Раздел 3. Бюджет семьи. Что такое расходы, виды обязательных платежей, каксохранить бюджет, где и в чем можно
сэкономить.
Основные статьи расходов. Экономия в домашнем хозяйстве.
Сбережения. Виды вкладов.
Раздел 4. Медицинская помощь. Как укрепить иммунитет, единые правила длясохранения здоровья. Состав домашней
аптечки, как выбрать, основные моменты.
Виды заболеваний.
Укрепление иммунитета. Правила здоровья Медицинская помощь.
Первая помощь при различных травмахОбобщение материала по разделу
Раздел 5. Жилище. Рассматриваются виды уборки, регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка
квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Особенности дома, квартиры. Принципы
поддержания уюта в доме.
Интерьер квартиры. Виды уборки квартиры.
Раздел 6. Питание. Значение первых и вторых блюд,третьи блюда. Использование электробытовых приборов для
экономии сил и времени при приготовлении пищи. Как выбрать продукты, на что обращать внимание.

Гигиена питания. Выбор продуктов
Многообразие национальных блюд. Срок годности продуктов питания.
Правила хранения товаров.
Раздел 7. Одежда. виды одежды, предназначение, значение продления срока службы одежды. Использование бытовой
техники при стирке белья из х/б ткани, что сейчас актуально и модно носить.
Назначение одежды Мода. Стиль в одежде.
Варианты обновления одежды.Как выбрать, хранить одежду
Раздел 8. Транспорт. Рассматривание видов транспорта, междугороднийжелезнодорожный транспорт.
Вокзалы. Их назначение и основные службы.
Виды транспорта Назначение транспорта
Раздел 9. Трудоустройство. Как определить то, что нравится. Мои сильныестороны.
Ситуация выбора профессии. Как выбрать профессию
Обобщение по теме «Трудоустройство»

Требования к уровню подготовки
Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 приготовление несложных видов блюд под руководством педагогическогоработника;

 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовленияпищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
 знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;
 решение типовых практических задач под руководством педагогическогоработника посредством обращения в
предприятия бытового обслуживания;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
 первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
 представления о различных видах средствах связи;
 знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских
учреждениях).
Достаточный уровень:
 составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления оморально-этических нормах
поведения;
 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды);
 навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководствомвзрослого);
 пользование различными средствами связи для решения практических житейскихзадач;
 знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов идоходов семейного бюджета;
составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные
организации социального назначения.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Кол
ичество
часов

Календарные сроки
План

Раздел 1. Личная гигиена
2

1.1

Введение. Вводный урок

1.2

Здоровый образ жизни.

2

1.3

Все о личной гигиене

2

Факт

Формы и методы
контроля

-ответы на вопросы
учителя.
тестирование, игра по
теме

Итого по разделу

6
Раздел 2. Семья
3

2.1

Основы семейных
отношений

2.2

Обязанности членов семьи

2

2.3

Конфликтные ситуации и их
решение

3

Итого по разделу

8
Раздел 3. Бюджет семьи

3.1

Основные статьи расходов.

2

3.2

Экономия в домашнем
хозяйстве.
Сбережения. Виды вкладов.

2

3.3

Итого по разделу

2

6
Раздел 4.Медицинская помощь
2

4.1

Виды заболеваний.

4.2

Укрепление иммунитета.
Правила здоровья
Медицинская помощь.

2

4.4

Первая помощь при
различных травмах

4

4.5

Обобщение материала по
разделу

2

4.3

выполнение
практических
упражнений, участие в
беседе; ответы на
вопросы учителя;

2

выполнение
практических
упражнений;
выполнение записей в
рабочей тетради;

участие в беседе о ходе
выполнения
практической работы;
работа с дидактическим
материалом;
выполнение записей в
рабочей тетради
-работа с листом
оценивания,
выполнение
самооценки,
взаимооценки.

Итого по разделу
5.1

Интерьер квартиры.

5.2

Виды уборки квартиры.

12
Раздел 5. Жилище
3

2

рисунок;
работа с дидактическим
материалом;

Итого по разделу

5
Раздел 6. Питание

6.1

Гигиена питания.

2

6.2

Выбор продуктов

3

6.3

Многообразие национальных
блюд.

3

6.4

Срок годности продуктов
питания.

2

6.5

Правила хранения товаров.

2

Итого по разделу

12
Раздел 7. Одежда
2

7.1

Назначение одежды

7.2

Мода. Стиль в одежде.

2

7.3

Варианты обновления
одежды.

2

7.4

Как выбрать, хранить одежду

2

Итого по разделу

8
Раздел 8. Транспорт

участие в беседе;
игра по теме,
работа с дидактическим
материалом;

тест, ответы на вопросы
учителя;
работа с дидактическим
материалом;

8.1

Виды транспорта

2

8.2

Назначение транспорта

2

работа с дидактическим
материалом;

Итого по разделу
9.1

4
Раздел 9. Трудоустройство
Ситуация выбора профессии.
2

9.2

Как выбрать профессию

3

игра по теме,
тестирование

9.3

Обобщение по теме
«Трудоустройство».
Итого по разделу
Общее количество часов по
программе:

2
7
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».