Пояснительная записка.
Нормативными и правовыми основаниями разработки основной образовательной
программы являются:
1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
3.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
4.
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
6.
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав
ребенка» (с изменениями и дополнениями);
7.
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения
общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
8.
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной
и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
9.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1
января 2027 г.;
10.
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. № 20-Д;
11.
Локальные акты образовательного учреждения.
2
Коррекционный
курс
«Ритмика»
реализуется
в
рамках
коррекционно-
развивающей области учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом, время,
отводимое на освоение коррекционного курса «Ритмика» для третьего класса 34 часа;
распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 1 час.
Таким образом, программа «Ритмика» для третьего класса рассчитана на 1 учебный год
9-10-летних детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая
работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих
социально-личностному
(интеллектуальными
развитию
нарушениями),
обучающихся
коррекции
с
умственной
недостатков
в
отсталостью
психическом
и
физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики
обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи
с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается
нарушение двигательных функций.
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на
ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком
у
всех
(интеллектуальными
обучающихся,
нарушениями)
воспитанников
выступает
с
умственной
недоразвитие
отсталостью
психики
с
явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в
усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет
решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья
умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и
развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и
навыков.
Важной
задачей,
имеющей
коррекционное
значение,
является
развитие
музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно
происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков
двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно3
временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д.
При этом повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют
коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с
одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный
облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения
со сверстниками.
Программа
детализирует
и
раскрывает
содержание
федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
определяет
общую
стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета.
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития
детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление
физического и психического здоровья детей.
развитие общей и речевой моторики,
эмоционально-волевое развитие учащихся,
воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции
нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых
качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету
является не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности
умственно отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей,
подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
4
Связь содержания программы с учебными предметами.
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных
инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование
координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и
речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического
воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как:
музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения,
способствующие
выработке
необходимых
музыкально-двигательных
навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно
отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с
подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с
напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой
отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со
спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ
помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее,
шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания
этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод,
кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг
польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может
отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и
конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
5
В соответствии со спецификой региона дополнены следующие разделы:
танцевальные упражнения: народные танцевальные традиции Урала.
Особенности реализации программы.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение,
содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с умственной
отсталостью обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где
присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере,
моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:
коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция
внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой,
зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового,
пространственного, зрительного);
коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных
движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости,
нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение,
приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению
глобальных синкинезий;
развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с
предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Методы и формы обучения, используемые современные образовательные
технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида
проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:
Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
Практические:
показ
учителя,
совместное
выполнение
данного
движения,
индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
6
Формы занятий:
ритмопластика и ритмическая гимнастика;
логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое
ритмичное сопровождение);
психогимнастика под музыку;
корригирующие игры с пением;
коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
коммуникативные танцы;
хореографические этюды с предметами и без предметов;
элементы музицирования;
импровизация;
ритмический диктант;
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии:
уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация,
рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения, задачи, соотношение
статического и динамического компонента урока. Размещение учащихся в зале с учетом
их
особенностей
здоровья
(нарушения
зрения,
осанки,
рост),
активность
и
работоспособность учащихся на разных этапах урока, интерес к теме или уроку,
распределение психической и физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание,
влажная уборка.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и
коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики,
воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку
корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают
самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с
одного вида деятельности на другой.
Содержание учебного предмета
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные
движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется
развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нём.
7
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба разным шагом. Чередование видов ходьбы. Построение в колонны по три.
Перестроение из одного круга в два, три круга. Перестроение из одного круга в
концентрические круги. Выполнение движений с предметами.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях.
Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Одновременные движения рук и ног. Круговые движения
ног и рук. Упражнения
с
предметами. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических
рисунков.
Упражнения на расслабление мышц
Напряжение и расслабление мышцы рук, пальцев, плеча. Перенесение тяжести тела.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Упражнение
с
барабанными
палочками.
Исполнение
гаммы
на
музыкальных
инструментах. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.
4. Игры под музыку
Передача в движениях частей музыкального произведения. Передача в движении
динамического нарастания в музыке. Ускорение и замедление темпа движений. Широкий,
высокий бег; элементы движений и танца. Передаче игровых образов. Смена ролей в
импровизации. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и
речевым сопровождением.
5. Танцевальные упражнения
Элементы хороводного танца. Шаг на носках. Шаг польки. Сильные поскоки, боковой
галоп. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Элементы русской пляски. Основные
движения народных танцев.
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
8
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом
уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и
реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и
умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в
контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать
с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях;
9
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять
некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения,
сравнивать,
классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,
символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические
действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре
информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
других носителях).
Минимальный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
10
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в
соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении
характер контрастных частей;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять
движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно
самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время
веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Ритмика III класс» включает в себя печатные пособия; цифровые средства
обучения; технические средства обучения.
Печатные пособия:
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя,
нотные хрестоматии для слушания музыки, коллективного инструментального
исполнительства);
портреты композиторов;
портреты исполнителей и дирижеров;
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с
изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
информационные сайты, интернет - ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
11
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
музыкальный центр;
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для
крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
комплект элементарных музыкальных инструментов:
✓ бубен;
✓ бубенцы;
✓ колокольчики;
✓ кастаньеты;
✓ ритмические палочки;
✓ ксилофон;
✓ ложки (музыкальные ложки);
✓ маракас;
✓ металлофон;
✓ погремушки;
✓ треугольник.
12
Календарно-тематическое планирование на 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Кол.ч. Дата
пров.
1 четверть
ИОТу на занятиях. Ходьба разным шагом. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Построение в колонны по три.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Наклоны, повороты и круговые
движения головы.
Упражнения на расслабление мышц. Движения рук в разных направлениях.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные
движения рук и ног.
Передача в движении частей музыкального произведения. Круговые движения ног и рук.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Упражнения на
правильность осанки.
Напряжение, расслабление мышц рук, пальцев, плеча. Выполнение имитационных
упражнений и игр.
2 четверть
Передача в движениях частей музыкального произведения. Игры под музыку.
Знакомство с танцами народов РФ. Передача в движении динамического нарастания в
музыке.
Работа в паре. Танцевальные упражнения. Элементы хороводного танца.
Общеразвивающие упражнения. Шаг на носках. Танцевальные движения.
Танцевальные упражнения. Шаг польки, основные позиции рук и ног.
Развитие ловкости, выразительности движений, развитие пластичности, гибкости,
мягкости рук.
. Упражнения на ориентирование в пространстве.
Перестроение из одного круга в два, три круга, в концентрические круги.
3 четверть
Перестроение из одного круга в концентрические круги. Музыкальные инструменты.
Упражнения с барабанными палочками. Основные танцевальные точки в зале.
Упражнения с предметами. Танцевальные движения с предметами.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Высота шага.
Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки.
Постановка корпуса. Упражнения с предметами.
Простейшие танцевальные движения. Упражнения на координацию движений.
Одновременное прохлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков.
Основные позиции рук и ног. Упражнения на расслабление мышц.
Перенесение тяжести тела. Круговой галоп.
4 четверть
Координационные упражнения, регулируемые музыкой. Ритмические упражнения в
различных комбинациях.
Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. Игры под музыку.
Широкий, высокий бег. Элементы движений танца. Передача игровых образов.
Смена ролей в импровизации. Действия с воображаемыми предметами.
Танцевальные упражнения. Сильные поскоки, боковой галоп.
Подвижные игры с речевым сопровождением. Движения парами.
Элементы русской пляски. Ковырялочка.
Танцевальные упражнения. Основные движения народных танцев.
13