РП_УО_6 кл_Чтение

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 13

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.№
1026 (https://clck.ru/33NMkR) .
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения - учить правильному объяснительному чтению слов,
предложений и текстов, направленному на изучение произведений,
понимание

которых

основано

на

имеющемся

личном

опыте

обучающихся.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и плавного чтения
целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи
(в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов
после предварительной обработки);
3

− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать
на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно
иллюстрировать читаемый текст, коллективно обсуждать предполагаемый
ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование

умения

читать

доступный

пониманию

текст

правильно, осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к
чтению группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами
орфоэпии;
− развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста,
умение поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать
текст;
− развитие

навыка

правильного,

сознательного,

беглого

и

выразительного чтения;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся:
развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их
пониманию произведениями художественной литературы;
− формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на
материале

прочитанных

и

проанализированных

литературных

произведений;
− развитие и совершенствование навыка работы с различными
текстами:

художественными,

научно-художественными,

научно-

популярными статьями;
4

− формирование навыка самостоятельной работы с книгой.

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

В 6 классе особое внимание уделяется совершенствованию у
обучающихся беглого, сознательного, правильного и выразительного
чтения целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной
разговорной речи.
Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз
между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Для понимания читаемого осуществляется следующая работа: выделение
главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности
и смысла читаемого, деление текста на законченные по смыслу части по
данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста,
коллективное составление плана. Для развития устной речи используется
метод

полного

и

выборочного

пересказа,

заучивание

наизусть

стихотворений, басен.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие
методы и приемы:
− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по
картинному плану, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество
часов

1.

Моя Родина

3

2.

Золотая осень

16

3.

Великая радость – работа

11
6

4.

Из истории великого народа

8

5.

Что такое хорошо, что такое плохо

5

6.

Здравствуй, гостья – Зима!

33

7.

Весна – красна

15

8.

Рассказы о животных

15

9.

Рассказы, сказки, стихи для детей

30

Итого:

136

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
 правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам
сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов);
 ответы на вопросы с помощью учителя;
 определение основной мысли с помощью учителя в том случае,
когда она прямо сформулирована в тексте;
 полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и
структуре текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и
наводящие вопросы учителя;
 заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или
отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель
определяет с учётом индивидуальных возможностей обучающегося);
 элементарная оценка поступков героев произведений;
 определение своего отношения к героям и их поступкам.
8

Достаточный уровень:
 правильное

и

плавное

чтение

целыми

словами

в

темпе,

приближенном к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных
по звуко-слоговой структуре и значению слов после предварительной
отработки);
 чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений,
использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце
предложений;
 самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
 словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под
руководством учителя);
 составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов;
 определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение
её отрывками из текста;
 деление текста на части по предложенному плану;
 полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому
плану и выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
 коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков
текста с ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов
учителя);
 заучивание наизусть 6—8 стихотворений;
 выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;
 определение (с помощью учителя) причины поступков героев и
элементарная оценка;
 определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;

9

 понимание

эмоционального

состояния

героя

произведения

и

установление причин его переживаний.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
 чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
 выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
 умение ориентироваться в тексте;
 знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
 читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными

ошибками;

читает

выразительно,

с

соблюдением

синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
 отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
 твёрдо

знает

наизусть

текст

стихотворения

и

читает

его

выразительно.
10

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
 читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
 допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе

содержания,

но

исправляет

их

самостоятельно

или

с

незначительной помощью учителя;
 допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки;
 читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
 допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
 отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
 обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2»не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка

«5»-

самостоятельно,

пересказывает

последовательно,

не

содержание
упуская

прочитанного

главного,

правильно

отвечает на вопрос.
Оценка «4»- допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3»- пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2»- не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть

11

Оценка«5»- твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка«4»- знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2»- не ставится.

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

1

Чтение статьи В. Пескова «Отечество»

1

2

Стихотворение М. Ножкина «Россия»

1

3

Статья М. Пришвина «Моя
Родина»

1

4

Рассказ В. Бианки «Сентябрь»

1

5

Стихотворение И. Бунина «Лес, точно
терем расписной»

1

6

Рассказ Ю. Качаева «Грабитель»

1

Программное содержание

Моя Родина – 3 часа
Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с
понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания.
Объяснение таких понятий, как «Отчизна», «Отечество», «Родина», «Россия», «корни».
Беседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства, музыку,
знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения. Работа над
пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и выражения, образные
выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть.
Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над техникой
чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для
понимания. Пересказ от первого лица по плану.
Золотая осень – 16 часов
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное
чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для понимания. Сопоставление
пословиц с текстом. Выборочный пересказ.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное чтение.
Работа над выразительным чтением.
Работа над средствами выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями,
образными выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение
описания осени у В. Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения,
доказательства. Заучивание стихотворения наизусть.
Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой
чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для
13

1

8
9
10
11

Рассказ Б. Житкова «Белый домик» 1
часть
2 часть рассказа «Белый домик»
Рассказ «Звонкие ключи». 1 часть
2 часть рассказа «Звонкиеключи»
3 часть рассказа «Звонкие ключи»

12
13
14

К. Паустовский «Заячьи лапы» 1 часть
2 часть рассказа «Заячьи лапы»
3 часть рассказа «Заячьи лапы»

1
1
1

15

И. Тургенев «Осенний день в
березовой роще».

1

16

М. Пришвин «Кладовая солнца»

1

17
18

Е. Носов «Хитрюга» 1 часть
2 часть рассказа «Хитрюга»

1
1

7

1
1
1
1

понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их объяснение. Рассказ отрывков
текста, полный пересказ.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями,
сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание частей, составление
плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями,
сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте. Работа над
характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление плана рассказа.
Работа над пересказом.
Сравнительная характеристика героев рассказа Б. Жидкова «Белый домик» и А.
Белорусец «Звонкие ключи».
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и
выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в тексте. Работа
над характеристикой героя рассказа.
Работа с иллюстрациями. Объяснение таких понятий как «отзывчивость»,
«человечность», «сострадание», «помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание
частей, составление плана рассказа. Работа над пересказом.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой
чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для
понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации, картины, рисунки
учащихся. Работа над рассказом-описанием.
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказки. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация
работы в парах, командах. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником
внеклассного чтения с выставкой книг.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над словами и
выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего дня в тексте.
Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева «Осенний день в
берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над характеристикой героя
рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей, составление плана рассказа.
Работа над пересказом. Беседа о животных, встречающихся в лесу, беседа о бережном
14

19

В. Бианки «Октябрь»

1

20

С. Михалков «Будь человеком»

1

21

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

22
23

Д. Биссет «Слон и муравей»
Д. Биссет «Кузнечик Денди»

1
1

24

Д. Родари «Как один мальчик играл с
палкой»
Д. Родари «Пуговкин домик» 1 часть
2 часть рассказа «Пуговкин домик»

1

27

Д. Родари «Путешествие голубой
стрелы».

1

28

Былина «Илья Муромец иСоловейразбойник»

1

29

Ф. Глинка «Москва»

1

25
26

1
1

отношении к природе.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное
рисование. Пересказ по плану.
Великая радость – работа – 11 часов
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения,
который использует автор в стихотворении. Оценка поступков персонажей
стихотворения. Выявление морально нравственной стороны описанного автором случая в
лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они
вызвали.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание стихотворения
наизусть.
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение.
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный
анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над
рассказыванием сказок.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом.
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Озаглавливание
частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли, объединяющей
истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное обсуждение,
высказывание своей точки зрения учащимися.
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказки. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся. Организация
работы в парах, командах. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником
внеклассного чтения с выставкой книг.
Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации, знания
учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества – былиной. Работа
над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Выборочное
чтение. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами, и выражениями.
Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки
школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над
15

30

В. Бианки «Ноябрь»

1

31

С. Алексеев «Без Нарвы не видать
моря»
Чтение рассказа С. Алексеева «На
берегу Невы»

1

33
34

С. Алексеев «Медаль»
С. Алексеев «Гришенька»

1
1

35
36
37

Е. Холмогорова «Серебряный лебедь»
Е. Холмогорова «Боевое крещение»
Е. Холмогорова «День рождения
Наполеона»
Е. Холмогорова «В дни спокойные»

1
1
1

32

38
39
40
41
42

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Чтение по ролям сказки «Как Незнайка
сочинял стихи»
Е. Пермяк «Тайна цены»
Составление плана сказки «Тайна

1

образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания словами.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над техникой
чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях.
Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Рассказывание
отрывков. Словесное рисование с опорой на иллюстрации. Составление рассказаописания по опорным словам. Работа над образными выражениями, используемыми для
описания осени. Чтение наизусть стихотворений об осени.
Из истории великого народа – 4 часа
Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы,
иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.
Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями,
незнакомыми и сложными для понимания словами. Определение и объяснение мысли,
объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки
зрения учащимися.
Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы,
иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.
Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями,
незнакомыми и сложными для понимания словами. Сравнение действий двух
полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися.
Из истории великого народа – 4 часа
Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы,
иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное чтение.
Работа над пересказом. Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами, и
выражениями.

1
Что такое хорошо, что такое плохо – 5 часов
Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг,
1
фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное
1
чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажей.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым значением
1
сложных для понимания слов и словосочетаний. Составление плана к произведению.
1
16

43

цены»
Д. Гальперина «Здравствуйте!»

1

44

В. Бианки «Декабрь».

1

45

А. Никитин «Встреча зимы»

1

46

А. Дорохов «Теплый снег»

1

47

А. С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

1

48

УВЧ по рассказам А.Н.МаминаСибиряка «Емеля-охотник»,
«Приемыш», «Дедушкино золото»

1

49
50

Д. Хармс «Пушкин»
Работа по содержанию рассказа
«Пушкин»
В. Бианки «Январь»

1
1

51

1

Пересказ произведения по плану.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и
этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия
старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей.
Использование элементов драматизации. Пересказ произведения по плану.
Здравствуй, гостья – Зима! – 33 часа
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения,
музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным
чтением. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Отгадывание
загадок о зиме. Самостоятельно составление зимних загадок.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку.
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Словесное
рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями, описанием, трудными
для понимания словами.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего леса.
Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения,
музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над
выразительным чтением. Работа над средствами
художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания
произведения, объяснение смысла трудных для понимания слов и выражений. Развитие
творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения
наизусть.
Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения
искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков
наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с дневниками внеклассного чтения, выставкой
книг, уголком внеклассного чтения.
Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения. Выборочное
чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа об известных
школьникам произведениях А.С. Пушкина.
Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации,
17

1 часть сказки Х.К. Андерсена «Ель»
Работа по содержанию сказки «Ель»
2 часть сказки «Ель»
Работа по содержанию сказки, деление
текста на части
А. Чехов «Ванька»
Работа по содержанию рассказа
«Ванька»

1
1
1
1

58

С. Никитин «Весело сияет месяц над
селом…»

1

59

И. Суриков «Белый снег пушистый…»

1

60
61

М. Зощенко «Лёля и Минька»
Работа по содержанию рассказа «Лёля и
Минька»

1
1

62

Ю. Олеша «Три толстяка».

1

63
64

Ю. Рытхеу «Пурга»
Работа по содержанию рассказа

1
1

52
53
54
55
56
57

1
1

рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над пониманием народных примет,
пословиц и поговорок о зиме. Работа над пересказом по плану.
Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал, рисунки
учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и выражениями.
Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и осознание идеи сказки с
помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся, коллективное обсуждение.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми, непонятными
словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение идеи произведения через
отношения автора к герою и описанной ситуации. Характеристика героя рассказа. Работа
над пересказом. Высказывание собственного отношения учащихся к герою рассказа.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку.
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением. Работа над
средствами выразительности.
Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Разучивание
стихотворения наизусть.
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и музыку.
Совершенствование техники чтения. Работа над средствами выразительности. Работа над
выразительным чтением.
Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И.
Никитина «Весело сияет месяц над селом….» со стихотворением И. Сурикова «Белый
снег пушистый….»
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста по
вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета. Работа над
пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание собственного отношения
учащихся к героям рассказа и их поступку.
Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения
искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение отрывков
наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с дневниками внеклассного чтения, выставкой
книг, уголком внеклассного чтения.
Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный материал.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием пурги.
18

«Пурга»
65

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной
гость»

1

66

В. Бианки «Февраль»

1

67
68

С. Маршак «12 месяцев». 1 действие
2 действие пьесы «12 месяцев»

1
1

69

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». 1
часть.
2 часть сказки. Кай и Герда.
3 часть сказки. Осколки волшебного
зеркала.
4 часть сказки. Образ Снежной
королевы.
5 часть сказки. Герда отправляется в
дорогу.
6 часть сказки. Принц и принцесса.
7 часть сказки. Герда у разбойников.
8 часть сказки. Спасение Кая.

1

70
71
72
73
74
75
76

1
1
1
1

Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа. Работа над
пересказом текста.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка произведения.
Работа над сложными для понимания выражениями.
Работа над пересказом.
Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя, иллюстрации,
рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение. Соотнесение
народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения. Подготовка
самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Знакомство с новым жанром – пьеса –
сказка. Нахождение непонятных слов, выражений и объяснение их (с помощью учителя).
Выразительное чтение текста по ролям. Работа над техникой чтения. Анализ
произведения по вопросам учителя с подтверждением отрывков из текста. Анализ
нравственных качеств персонажей. Создание характеристик персонажей пьесы, их
поступков с использованием художественно – выразительных средств данного текста.
Высказывание личного отношения к персонажам пьесы, участие в коллективном
обсуждении. Раскрытие понятий «себялюбие», «зависть». Работа с иллюстративным
материалом, соотнесение иллюстраций с текстом пьесы. Просмотр отрывков из
мультфильма по данной пьесе. Участие в драматизации отрывков пьесы.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений,
их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста
учителем по цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя.
Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над техникой
чтения (правильность, выразительность, осознанность). Озаглавливание частей сказки.
Составление плана, пересказ сказки по плану. Выделение и осознание идеи сказки с
помощью вопросов учителя. Составление характеристики героев сказки. Высказывание
личного отношения к героям сказки, участие в коллективном обсуждении.

1
1
1
Весна – красна – 15 часов
19

77

С. Смирнов «Первые приметы»

1

78

В. Бианки «Март»

1

79

В. Песков «Весна идет»

1

80

В. Бианки «Птичья песенка»,
«Дробинка», «Голубые лягушки»,
«Морскойчертенок», «Сумасшедшая
птица»

1

81

М. Пришвин «Жаркий час»

1

82

Г. Скребицкий «Весенняя песня». 1
часть
2 часть сказки «Весенняя песня»

1

83

1

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов
и выражений, объяснение (с помощью учителя). Беседа о сезонных изменениях в природе
с приходом весны с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства,
музыку, на личный опыт обучающихся. Работа над выразительным чтением
стихотворения. Работа над средствами художественной выразительности. Выразительное
чтение. Разучивание стихотворения наизусть.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и образных
выражений, объяснение их (с помощью учителя). Чтение учащимися по цепочке. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение.
Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.
Отгадывание загадок. Самостоятельное придумывание загадок о весне.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа об особенностях
прихода весны в разных странах и континентах. Рассказы
обучающихся о перелётных птицах с опорой на знания и личный опыт.
Нахождение и объяснение непонятных слов и выражений (с помощью учителя).
Рассматривание иллюстративного материала, произведений искусства.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное
рисование с опорой на картину.
Участие в беседе по вопросам учителя о прочитанных произведениях с опорой на
иллюстрации, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа над
техникой чтения. Выборочное чтение отрывков. Чтение наизусть произведений. Подбор
пословиц и поговорок, обсуждение народных примет, соотнесение их с прочитанными
текстами. Рассказы школьников о прочитанных произведениях.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Чтение текста учащимися с
комментарием и беседой. Работа над выразительным чтением. Работа над
формированием беглого чтения. Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом
весны с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку, рисунки. Работа над
средствами художественной выразительности.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа о признаках весны и
поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Нахождение в тексте образных
слов и выражений, служащих для описания. Словесное рисование с опорой на
иллюстрацию. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по
20

84

В. Жуковский «Жаворонок»

1

85

А. Толстой «Детство Никиты»

1

86

А. Твардовский «Как после
мартовских метелей»

1

87

А. Плещеев «И вот шатёр свой
голубой»

1

88

В. Бианки «Апрель»

1

89

К. Паустовский «Стальное колечко». 1
часть
2 часть сказки «Стальное колечко»
3 часть сказки «Стальное колечко»

1

90
91

1
1

ролям. Рассказывание сказки.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Прослушивание романса А.
Глинки «Жаворонок». Словесное описание природы. Анализ стихотворения по вопросам
учителя. Самостоятельное чтение. Работа над техникой чтения. Чтение стихотворения
цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Нахождение эпитетов,
расстановка логических ударений. Разучивание стихотворения наизусть.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов
и выражений, объяснение их (с помощью учителя). Выборочное чтение. Работа над
техникой чтения (правильность, осознанность, выразительность). Анализ текста по
вопросам учителя.
Участие в беседе об изменениях в природе весной. Составление рассказа – описания.
Пересказ текста.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Беседа о сезонных изменениях весной с
опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над
выразительным чтением стихотворения. Работа над выразительными средствами языка.
Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных
слов, их объяснение (с помощью учителя). Беседа с опорой на произведения искусства,
музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над выразительным чтением. Чтение по
цепочке, расстановка логических ударений, пауз, каждый чтец заканчивает на паузе.
Работа над выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты). Словесное
рисование. Выразительное чтение стихотворения.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Совершенствование техники
чтения. Беседа о признаках весны с опорой на романс М. Глинки «Жаворонок», картину
И. Левитана «Весна. Большая вода», рисунки, знания и личный опыт обучающихся.
Рассказ по картине с опорой на текст произведения. Соотнесение народных примет,
пословиц и поговорок с текстом произведения.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя.
Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя).
Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над
описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения. Озаглавливание
частей произведения. Работа над пересказом частей сказки.
21

92

В. Астафьев «Злодейка»

1

93

1

94

Е. Баронина «Рассказы про зверей». 1
часть.
2 часть «Рассказов про зверей».

95
96

В. Драгунский «Кот в сапогах». 1 часть
2 часть «Кот в сапогах».

1
1

97

Д. Хармс «Заяц и ёж»

1

98

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

99

Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 1
часть
2 часть сказки. Образ Рикки-Тикки.
3 часть сказки. Победа над Карайт.
4 часть сказки. Схватка с Нагом.
5 часть сказки. Истребление гнезда

1

100
101
102
103

1

1
1
1
1

Рассказы о животных – 15 часов
Прослушивание произведения, читаемого учителем. Чтение текста цепочкой по абзацам.
Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми, сложными для
понимания словами, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по
заданию учителя. Работа над описанием собаки (внешность, поведение). Работа над
пересказом текста.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. Работа над техникой чтения (правильность, выразительность,
осознанность). Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по
заданию учителя. Подготовка самостоятельного рассказа о понравившемся животном с
опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Отгадывание загадок о животных. Рассказы
школьников о посещении зоопарка, о своих домашних питомцах. Участие в
коллективном обсуждении.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление
характеристики персонажей. Беседа о качествах настоящего друга с опорой на знания и
личный опыт учащихся. Работа над пересказом текста.
Прослушивание сказки, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам учителя.
Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение отрывков по заданию учителя.
Работа над техникой чтения.
Прослушивание аудиозаписи. Определение понятия «басня» как литературного жанра.
Самостоятельное и выразительное чтение басни. Нахождение непонятных слов и
выражений, их объяснение (с помощью учителя). Сопоставление поведения и повадок
животных с поступками и поведением людей. Выборочное чтение по заданию учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Участие в драматизации басни. Выяснение и
обсуждение морали басни.
Прослушивание произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и
выражений, их объяснение (с помощью учителя). Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение по заданию учителя. Самостоятельное чтение. Озаглавливание
частей сказки, составление плана, пересказ сказки. Составление описания внешнего вида
мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление характеристик героев
сказки. Участие в беседе по выделению и осознанию идеи сказки с помощью вопросов
22

104
105
106

змей.
6 часть сказки. Смерть Нагайны.
Итоговый урок по сказке Р. Киплинга.
Контрольные вопросы.
Сказка Р. Киплинга «Откудавзялись
броненосцы».

107

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел
на лету»

108

В. Бианки «Май»

109

М. Дудин «Наши песни спеты на
войне»

110
111

В. Медведев «Звездолет Брунька»
Работа над содержанием сказки
«Звездолет Брунька»
Чтение сказки по ролям.

112

1
1

учителя. Просмотр отрывков анимационного фильма. Участие в коллективном
обсуждении, заслушивание высказываний учащихся.

Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение. Рассказывание
отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение пословиц и поговорок
с героями произведений и их поступками. Работа с иллюстративным материалом,
дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.
Рассказы, сказки, стихи для детей – 30 часов
Прослушивание текста, читаемого учителем. Самостоятельное чтение стихотворения.
1
Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное чтение. Работа над
выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами художественной
выразительности. Словесное рисование картины природы после дождя. Заучивание
стихотворения наизусть.
Прослушивание теста, читаемого учителем. Участие в беседе о весне с опорой на знания
1
школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения, музыку. Работа по
совершенствованию техники чтения. Чтение текста по цепочке. Нахождение и
объяснение непонятных слов, выражений, их объяснение (с помощью учителя).
Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование картин весны в мае.
Сопоставление народных примет, поговорок, пословиц с текстом произведения.
Аудио прослушивание произведения. Чтение стихотворения, работа над выразительным
1
чтением. Участие в беседе о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации,
знания школьников. Нахождение непонятных слов, выражений, их объяснение (с
помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Просмотр отрывков из
документальной хроники. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств,
которые они вызвали. Выразительное чтение стихотворения.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов
1
и выражений, объяснение (с помощью учителя). Чтение произведения по абзацам.
1
Выборочное чтение по заданию учителя. Чтение по ролям. Анализ произведения по
вопросам учителя. Составление характеристики героев произведения. Оценка поступков
1
Ани. Выяснение личного отношения к событиям, описанным в рассказе, к главному
герою. Деление и озаглавливание частей сказки. Составление плана сказки и пересказ по
1

23

К. Паустовский «Корзинка с еловыми
шишками»
Работа по содержанию рассказа
«Корзинка с еловыми шишками».
Встреча в лесу.
Великий подарок Грига.

1

А.С.-Экзюпери «Маленький принц»
Работа по содержанию сказки.Дружба
Лиса и Маленького принца.
Рассуждение по сказке «Маленький
принц»
М. Твен. Главы из книги
«Приключения Тома Сойера».

1
1

120

В. Астафьев «Зорькина песня»

1

121

Н. Рыленков «Нынче ветер, как
мальчишка, весел»

1

122

В. Сысоев. Глава из повести

1

113
114

115
116
117
118
119

1

1

1
1

плану.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Беседа о композиторе Э. Григе о с опорой
на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Прослушивание музыкального
произведения Э. Грига. Чтение произведения по абзацам. Анализ текста произведения по
вопросам учителя. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Чтение по
ролям. Составление описания осеннего леса.
Участие в беседе по выделению главной мысли произведения с опорой на вопросы
учителя. Составление краткого пересказа текста.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Работа по совершенствованию техники
чтения. Чтение по ролям. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное
чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения
главной мысли произведения. Составление характеристики главного героя. Словесное
рисование. Работа над пересказом текста.
Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей. Выборочное чтение. Работа над
техникой чтения (правильность, выразительность, осознанность). Беседа о прочитанных
произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки, знания учащихся. Оценка персонажей,
их поступков, прочитанных произведений. Высказывание личного отношения
школьников к произведениям и героям. Рассказы учащихся. Участие в викторине, в
конкурсах. Участие в коллективном обсуждении.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и выражений,
их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста по абзацам. Работа над техникой
чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ произведения по вопросам учителя.
Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью
выделения главной мысли произведения. Составление описания земляники.
Прослушивание аудиозаписи произведения в исполнении мастеров – чтецов. Чтение
стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на паузе.
Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя. Беседа
по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над
выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты).
Работа над выразительным чтением (правильность, выразительность, осознанность).
Составление словесного описания. Разучивание стихотворения наизусть.
Чтение и обсуждение юмористических рассказов. Беседа о прочитанных произведениях с
24

123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

«Гималайские медведи» - «Кзиме
готовься летом».
В. Драгунский «Арбузный переулок»
В. Высоцкий «Он не вернулсяиз боя»,
«Звезда»
А. Волков «Волшебник Изумрудного
города».
Работа по содержанию отрывка из
сказки. Страшила.
Работа по содержанию отрывка из
сказки. Встреча с Дровосеком.
Работа по содержанию отрывка из
сказки. Встреча сТрусливым Львом.
Возвращение Элли домой.
Рассуждение по сказке «Волшебник
Изумрудного города».
Проверка техники чтения.
Стихи русских поэтов о лете.
Стихи русских поэтов о природе.
Викторина по произведениям,
прочитаннымв течение учебного года.

1
1
1
1
1

опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и
опыт учащихся. Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над техникой чтения.
Участие в беседе по оценке персонажей, высказывание личного отношения школьников к
произведениям и героям. Рассказы учащихся. Участие в викторине, конкурсах.
Прослушивание текста, читаемого учителем. Работа по совершенствованию техники
чтения. Чтение по ролям. Анализ текста произведения по вопросам учителя. Выборочное
чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения
главной мысли произведения. Составление характеристики главного героя. Словесное
рисование. Работа над пересказом текста.

1
1
1
1
1
1
1

Проверка техники чтения на конец учебного года
Закрепление знаний обучающихся о творчестве русских поэтов по теме лето.

25


Наверх

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».