Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой для разработки рабочей программы являются следующие документы:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказ Министерства Просвещения России от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
Закон Свердловской области от 15.07.2013г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями и дополнениями);
Закон Свердловской области от 23.10.1995г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями и
дополнениями);
Приказ № 805-Д от 13.08.2021 года «Об утверждении Порядка получения общего образования лицами с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе достигшими возраста 18 лет, в
общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»;
Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об утверждении
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и
родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573), действующим до 1 января
2027 г.;
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области
«Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»,
утверждённый приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10.01.2020г. №
20-Д;
Локальные акты образовательного учреждения.
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной
части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В 5 классе на изучение материала отводится 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на учебник:Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 5 класс. Учебник для
образовательных организаций, реализующих АООП для детей с ОВЗ. – М.: Просвещение, 2021
Природоведение – интегрированный естественно – научный курс, который сочетает в себе элементы биологии,
географии и других естественных наук.
Курс «Природоведение» ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса
к изучению природы, воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе и применение
практических сведений к повседневной жизни учащимися с нарушением интеллекта.
1) Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе:
2) Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой:
3) Формирование географических представлений о формах поверхности,
водоемах, населении, городах и др.
4) Формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
5) Воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
6) Воспитание социально значимых качеств личности;
7) Формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными,
выращивание комнатных и культурных растений);
8) Формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно – гигиенические требования
и правила здорового образа жизни.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и коррегируются наблюдательность,
память, воображение, речь, логическое мышление(умениеанализировать,сравнивать,обобщать,классифицировать,
устанавливать причинно - следственные связи и зависимости).
Программа курса «Природоведение» состоит из трех разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают
названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера; основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы
предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна-Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к
усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами,
расположенными на территории нашей страны. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее
городами, населением, крупнейшими географическими объектами.
Содержание учебного курса природоведение
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического материала, поэтому данной
программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например
таких, как равнина, глобус, карта и др.).
5 класс
Неживая природа (68ч)
Введение (2ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником и учебной тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и
неживая природа.
Живая природа: растения, животные, человек.
Вселенная (6ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Современные исследования.
Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе.
Наш дом – Земля (44ч)
Планета Земля. Оболочки земли: атмосфера, гидросфера, литосфера (1ч).
Воздух (9ч)
Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости
воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз.
Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.
Ураган, способы защиты.
Температура воздуха. Знакомство с термометром. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода
для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода
в медицине. Углекислый газ и его свойства не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении
пожара.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водный пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение
воздуха в природе.
Полезные ископаемые (14ч)
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Внешний вид, свойства, добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Внешний вид, свойства, добыча и
использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость,
пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Медь. Их
свойства и применение. Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина.
Внешний вид, использование. Охрана недр.
Вода (14ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.
Свойства воды как жидкости: непостоянство формы. Способность растворять некоторые твердые вещества. Учет и
использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и
морская вода. Питьевая вода.
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Температура плавления
льда и кипения воды.
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение при замерзании. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой
воды. Вода в природе: осадки, воды, суши. Воды, суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства
морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Охрана воды.
Поверхность суши. Почва (6ч)
Равнины, холмы, овраги. Горы.
Почва – верхний слой земли. Состав почвы: Перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и
органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы.
Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность
впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение
глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв.
Охрана почв.
Есть на Земле страна Россия (14ч)
Россия – Родина моя. Место России на карте мира.
Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря,
Уральские и Кавказские горы, Озеро Байкал, реки Волга, Енисей и др.
Москва – столица России. Санкт-Петербург.
Крупные города, их достопримечательности. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск. Древние русские
города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.
Население нашей страны. Городское и сельское население, народы России.
Наш город — Екатеринбург. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоемы, занятия населения.
Достопримечательности.
Обобщение раздела «Неживая природа» (2ч)
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются
оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных организаций
и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы
образования. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии,
процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение
планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и
личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности
общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении
АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет
обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является
создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки
достижений обучающихся. Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и
личностных достижений.
При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания необходимо ориентироваться на
представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качеств образования.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению
обучающимися с умственной отсталостью включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
•Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
•Формирование уважительного отношение к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих территорию нашей страны;
•Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой
и неживой природы, к своей страны, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим
достопримечательностям.
•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
•Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений
при выполнении различных работ. Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых
ситуациях.
•Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний
о правилах поведения в быту и в природе.
•Формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни.
•Овладение социально–бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
•Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем.
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с умственной отсталостью,
включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями:
минимальным и достаточным.
Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела,
основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении
изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе
(полезные ископаемые);соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы,
проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о
взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к
определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото- полезное ископаемое, металлы,
цветные металлы, драгоценные металлы); называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые
были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных
признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по
соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных
возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые
личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут
быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями
осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико педагогический консилиум. Для
полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит
анализ поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной).
Результаты анализа представляются в форме удобных и
понятных всем членам экспертной группы условных единицах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник
наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка,но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся,
которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев
оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Пример
представлен в таблице 1:
Программа оценки личностных результатов
Критерий оценки
Параметры оценки
Индикаторы
Владение навыками коммуникации Сформированность навыков Способность инициировать и
и принятыми
коммуникации со
поддерживать коммуникацию с
ритуалами социального
взрослыми.
взрослыми.
взаимодействия (т.е. самой формой
способность применять адекватные
поведения, его социальным
способы поведения в разных
рисунком),в том числе с
ситуациях.
использованием
способность обращаться за
информационных
помощью.
технологий
Способность инициировать и
поддерживать коммуникацию со
Сформированность навыков сверстниками.
коммуникации со
Способность применять адекватные
сверстниками
способы поведения в
разных ситуациях.
Владение средствами
Способность обращаться за
коммуникации адекватность помощью. Способность
применения ритуалов
использовать
социального
разнообразные средства
взаимодействия
коммуникации согласно ситуации.
способность правильно применить
ритуалы социального
взаимодействия согласно ситуации
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого
обучающегося
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения
оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих
верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности, оценку письменных ответов целесообразно соотносить с результататами,
продемонстрированными учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Оценка устных ответов:
Оценка 5 ставится, если ученик отвечает на вопросы правильно, развернутыми предложениями, самостоятельно
обосновывает и формулирует ответ, самостоятельно исправляет допущенные ошибки. Использует незначительную
помощь учителя.
Оценка 4 ставится, если ученик в изложении материала допускает незначительные ошибки, неточности, исправляет
их с помощью учителя. Использует направляющую помощь педагога.
Оценка 3 ставится, если в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не
самостоятельное (наводящие вопросы учителя), при ответе допускает ошибки.
В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.
Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру
проведения итоговой аттестации. Оценка деятельности педагогических кадров, осуществляющих образовательную
деятельность обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных показателей,
свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося («было» ― «стало») или в сложных случаях
сохранении его психоэмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе ее аккредитации, а также
в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения
планируемых результатов освоения АООП с учѐтом: результатов мониторинговых исследований разного уровня
(федерального,
регионального, муниципального); условий реализации АООП ОО; особенностей контингента обучающихся.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных
организаций и педагогов, и в частности отслеживание динамики образовательных достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данной образовательной организации.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе
всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным предметным результатам освоения
АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционноразвивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование
которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не
обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее
реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной
деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее
составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в
формировании основ учебной
деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают
его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной
деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,
контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и
своеобразие учебной деятельности обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных
предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий
для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что
практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует
отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного
действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом
направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения
вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен
выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого
учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных
действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении
всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Организация самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою
страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно
эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться
к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать
доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В ходе изучения курса, учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
предметы и объекты живой и неживой природы;
название планеты, ее форму, значение Солнца для жизни;
свойства воды, воздуха и почвы;
названия полезных ископаемых, их свойства, особенности использования человеком;
основные формы поверхности земли;
виды водоемов;
название своей страны и ее столицы;
название важнейших географических объектов;
Должны уметь:
наблюдать за сезонными изменениями в природе;
заполнять дневники наблюдений;
демонстрировать простейшие опыты;
выполнять зарисовки и простейшие макеты форм поверхности;
составлять не большие по объему рассказы о своем крае.
дата
№ п.п
1
Календарно - тематическое планирование 5 класс (68 ч) :
Тема
Кол.ур.
Вид деятельности
Введение. Что такое природоведение. Зачем
нужно изучать природу
Домашнее задание
1
Знакомство с учебником ,
Стр.3-4, чит.
конспектирование, узнавание
природных объектов на
иллюстрациях, выделение
существенных признаков.
Работа с интерактивной
доской, выполнение заданий,
опрос.
2
Предметы и явления живой и неживой
природы.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.5-7, чит.,
иллюстраций, выполнение
задание на
заданий на интерактивной
листочке.
доске, конспектирование,
опрос.
3
Небесные тела:планеты, звезды.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.8-9, чит.,
иллюстраций, выполнение
задание на
заданий на интерактивной
листочке.
доске, конспектирование,
опрос. Раскрашивание
изученных небесных тел.
4
Солнечная система. Солнце.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.9-11, чит.,
иллюстраций, выполнение
макет солнечной
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
просмотр иллюстраций,
опрос. Понятие «Солнечная
система», раскрашивание
планет солнечной системы.
системы.
5
Исследование космоса. Полеты в космос.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.12-16, чит.,
иллюстраций, фотографий
доклады.
космонавтов, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос. Дидактическая игра
«Что едят космонавты?»
6
Смена дня и ночи.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.17-18, чит.
иллюстраций, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос. Демонстрация опыта
«Как день сменяет ночь».
7
Смена времён года. Сезонные изменения в
природе.
1
Работа с учебником, просмотр
Стр.18-21,
иллюстраций, выполнение заданий
на интерактивной доске,
конспектирование, опрос.,
отгадывание загадок.
Определение времен года
на иллюстрациях и
фотографиях, называние
чит.
изученных времен года и
их основных признаков.
8
Обобщающий урок по разделу «Вселенная».
1
Выполнение заданий, уроквикторина. Тест.
9
Планета Земля. Оболочки земли.
1
10
Значение воздуха для жизни на Земле.
1
11
Свойства воздуха.
1
Работа с учебником,
Стр.25-27, чит.
заполнение таблицы
«свойства воздуха»,
демонстрация опыта по
определению свойств воздуха.
12
Давление и движение воздуха. Движение
1
Работа с учебником, просмотр Стр.28-30, 34-37,
Работа с учебником, просмотр Стр.22-24, чит.
иллюстраций, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос, выделение признаков
Земли от других планет.
Работа с учебником,
Стр.23-25, чит.
выполнение заданий на
Вопр.№4 интерактивной доске,
письменно.
конспектирование, опрос,
заполнение таблицы «Состав
воздуха», просмотр
презентации.
воздуха в природе:ветер.
иллюстраций, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос. Опыт «Накачивание
мяча».
чит.
13
Температура воздуха и ее измерение.
1
Работа с учебником,
Стр.31-33, чит.,
выполнение заданий на
макет термометра.
интерактивной доске,
конспектирование, опрос.
Работа с макетом термометра,
работа с настоящим
термометром. Чтение
показаний термометра.
Дидактическая игра «Одень
Машу по погоде».
14
Состав воздуха: кислород и его значение.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.39-41, чит.,
презентации, выполнение
вопр.№8заданий на интерактивной
письменно.
доске, конспектирование,
опрос. Заполнение таблицы
«Свойства кислорода».
15
Состав воздуха:углекислый газ и азот.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.42-44, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос. Заполнение таблицы
«Применение азота и
углекислого газа».
16
Охрана воздуха.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.45-47, чит.,
презентации, выполнение
рисунок «Берегите
заданий на интерактивной
воздух»
доске, конспектирование,
опрос.
17
Контрольная работа по разделу «Наш домЗемля»
1
Тест.
18
Виды полезные ископаемые. Значение и
способы добычи.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.48-50, чит.,
презентации, выполнение
кроссворд.
заданий на интерактивной
доске, заполнение таблицы
«Полезные ископаемые»,
выделение признаков
полезных ископаемых,
соотнесение полезных
ископаемых к разным
группам, конспектирование,
Итого 1четверть - 18 часов.
опрос.
19
Строительные полезные ископаемые: гранит, 1
известняк.
Работа с учебником, просмотр Стр.51-53, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос. Рассматривание
известняка в натуральном
виде, отнесение мела к группе
известняков, определение
свойств мела. Определение
полезных ископаемых по
фотографии.
20
Строительные полезные ископаемые:песок, 1
глина.
Работа с учебником, просмотр Стр.54-56, чит.,
презентации, выполнение
задание на
заданий на интерактивной
листочке.
доске, конспектирование,
заполнение таблицы
«Свойства песка и глины»,
опыты с песком и
глиной,опрос.
21
Горючие полезные ископаемые. Торф.
Работа с учебником, просмотр Стр.57-59, чит.,
презентации, выполнение
кроссворд.
1
заданий на интерактивной
доске, составление схемы
«Горючие полезные
ископаемые»,
конспектирование, опрос.
22
Каменный уголь. Добыча и использование
каменного угля.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.60-63, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, заполнение таблицы
«Свойства каменного угля»,
опрос, нахождение
месторождений на карте по
условным обозначениям.
Составление рассказа об
использовании каменного уля
людьми.
23
Нефть: внешний вид, свойства.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.64-65, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске,называние
отличительных свойств
нефти, нахождение
месторождений на карте по
условным
обозначениям.решение
кроссворда,
конспектирование, опрос.
24
Добыча и использование нефти.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.65-67, чит.,
презентации, выполнение
вопрос №5заданий на интерактивной
письменно.
доске, составление таблицы
«Использование нефти»
опрос.
25
Природный газ. Добыча, использование,
правила обращения в быту.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.68-70, чит.,
презентации, выполнение
задание на
заданий на интерактивной
листочке.
доске, конспектирование,
составление рассказа с опорой
на иллюстрации «Правила
использования газа в быту»,
опрос, нахождение
месторождений на карте по
условным обозначениям.
26
Черные металлы. Чугун, сталь.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.71-73, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске,
конспектирование,заполнение
таблицы «Свойства стали и
чугуна», опрос.
27
Цветные металлы. Алюминий, медь.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.74-76, чит.,
презентации, выполнение
филворд.
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
составление таблицы «Группы
цветных металлов», опрос.
28
Благородные (драгоценные
металлы):серебро, золото, платина.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.77-79, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске,
конспектирование,рассматрив
ание ювелирных изделий из
серебра и золота, таблица
«Свойства благородных
металлов», опрос.
29
Охрана полезных ископаемых.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.80-82, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос.
30
Обобщающий урок «Полезные ископаемые». 1
Урок-квест.
Повторить записи в
тетради.
31
Контрольная работа по разделу «Полезные
1
Тест.
ископаемые».
32
Вода в природе. Роль воды в питании живых 1
организмов.
Работа с учебником, просмотр Стр.84-85, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
опрос, составление рассказа о
роли воды по опорным
картинкам.
33
Свойства воды.
1
Опыты с водой, заполнение
таблицы «Свойства воды».
Стр.86-87, чит.
1
Повторение свойств воды,
опыты по созданию водных
растворов, заполнение
таблицы «Растворимые и
нерастворимые вещества».
Стр.88-90, чит.,
кроссворд.
Итого за 2 четверть 14 часов.
34
Растворимые и нерастворимые вещества.
Питьевая вода.
33
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной 1
воды.
Демонстрация образцов воды Стр.91-93, чит.
(прозрачной и мутной), опыты
по очистке воды, запись
выводов в тетрадь, просмотр
иллюстрации в учебнике
«Очистка воды на
водоочистительной станции»,
формулировка выводов.
34
Три состояния воды. Температура воды и ее 1
измерение.
Слушание объяснения
Стр.93-95, чит.,
учителя, отгадывание загадок, опыт по
работа с учебником, просмотр замораживанию
презентации, кипячение воды, воды в закрытой
демонстрация пара, льда,
бутылке,записать
конспектирование схемы
вывод в тетрадь.
«Состояние воды в природе»,
измерение температуры воды
при помощи
термометра,опрос.
35
Расширение воды при нагревании,сжатие при 1
охлаждении,расширение при замерзании.
Работа с учебником, просмотр Стр.95-97, чит.
презентации, проверка
домашнего задания с
замораживанием воды,
демонстрация опыта с
кипячением воды,
конспектирование выводов в
тетради, опрос. Беседа о
безопасном обращении с
кипятком.
36
Работа воды в природе.
Слушание объяснений
Стр.99-102, чит.,
учителя, работа с учебником, доклады об
1
просмотр презентации,
использовании
выполнение заданий на
воды людьми.
интерактивной
доске,раскрашивание
картинки «Как люди борются
с оврагами»,составление
рассказа по серии сюжетных
картинок «Как вести себя при
наводнении»,
конспектирование, опрос.
37
Использование воды в быту, в сельском
хозяйстве, в промышленности.
1
Слушание докладов детей,
Стр.102-104, чит.
рассматривание иллюстраций
в учебнике, формулировка
выводов о значении воды.
38
Вода в природе. Круговорот воды.
1
Демонстрация карты
Стр.105-107, чит,
мира,глобуса, формулировка кроссворд.
выводов о соотношении воды
и суши,отгадывание загадок
на тему «Виды осадков»,
работа с учебником, просмотр
видеоролика «Путешествие
капельки», раскрашивание
картинки «Круговорот воды в
природе», конспектирование,
опрос.
39
Воды суши:ручьи, реки.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.108-109, чит.,
презентации, выполнение
выписать названия
заданий на интерактивной
рек из текста в
доске, работа с глобусом,
разделе «Для
картой, нахождение крупных любознательных».
рек России,
конспектирование,
опрос,зарисовка схемы реки,
нахождение истока и устья.
Беседа о безопасности на
реках.
40
Воды суши:озера, болота, пруды,
водохранилища.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.109-111, чит.,
презентации, выполнение
аппликация
заданий на интерактивной
«Жители
доске, таблица «Естественные водоемов».
и искусственные водоемы»,
знакомство с условными
обозначениями водоемов на
карте, аппликация «Жители
водоемов», опрос.
41
Моря и океаны.
1
Работа с учебником, работа с Стр.112-113, чит.,
картой, глобусом,запись
выписать название
определения «океан», «море», морей нашей
составление таблицы
страны.
«Использование воды
человеком», составление
рассказа по схеме «Значение
моря для человека», опрос.
42
Охрана воды.
1
Работа с учебником, просмотр Стр. 114-115, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске,составление памятки
«Береги воду», опрос.
43
Обобщающий урок по разделу «Вода».
1
Выполнение заданий, работа с
интерактивной доской,
нахождение рек, морей и
океанов на карте,
44
Формы поверхности суши: равнины, холмы, 1
овраги.
Работа с учебником, просмотр Стр.116-117, чит.
презентации, заполнение
таблицы «Виды поверхности
суши», зарисовка
(раскрашивание) равнины,
холма, оврага, нахождение
равнин на карте,
конспектирование, опрос.
45
Горы. Жизнь и виды деятельности людей,
живущих в горах.
Работа с учебником, просмотр Стр.117-119, чит.,
презентации, нахождение гор записать названия
1
на карте и глобусе,
выполнение заданий на
интерактивной доске,
зарисовка строения горы,
опрос.
3 гор.
46
Почва. Состав почвы.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.119-121, чит.
презентации, чтение
поговорок и пословиц о почве,
выполнение заданий на
интерактивной доске,
заполнение таблицы «Состав
почвы»,отгадывание загадок,
раскрашивание рисунка
«жители почвы», опрос,
рассматривание образцов
почвы.
47
Разнообразие почв.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.122-123, чит.
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
доске, конспектирование,
заполнение таблицы «Виды
почв», опрос.
48
Плодородие почвы. Обработка почвы.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.124-126, чит.,
презентации, выполнение
заданий на интерактивной
кроссворд.
доске, конспектирование,
опрос, чтение и анализ сказки
-быль «Матушка -кормилица
почва».
49
Контрольная работа по разделу «Вода и
суша».
1
Тест.
50
Охрана почвы.
1
Работа с учебником, просмотр Стр.126-127,
презентации, выполнение
рисунок на тему
заданий на интерактивной
«Берегите почву».
доске, создание памятки
«Берегите почву», опрос.
51
Повторение раздела «Почва».
1
Работа в подгруппах,
выполнение заданий, работа с
интерактивной доской.
1
Работа с учебником, работа с Стр.129-130, чит.,
глобусом и картой,
обвести на карте
выполнение заданий на
границы РФ.
интерактивной доске,
зарисовка флага РФ,
повторение символики РФ,
кроссворд,опрос.
Итого за 3 четверть 20 часов.
52
Место России на земном шаре.
53
Моря и океаны, омывающие берега России. 1
Работа с учебником, просмотр Стр.131-133, чит.
презентации, работа с
глобусом и картой,
выполнение заданий на
интерактивной доске,
заполнение таблицы «Моря
России».
54
Равнины и горы на территории нашей
страны.
1
Работа с учебником, работа с Стр.134-135, чит.
глобусом и картой, рассказ об
Уральских горах, анализ
произведений П.П.Бажова,
выполнение заданий на
интерактивной доске,запись в
тетради.
55
Реки и озёра России.
1
Работа с учебником, работа с Стр.136-137, чит.,
глобусом и картой,
филворд.
выполнение заданий на
интерактивной
доске,заполнение таблицы
«Реки и озера России».
56
Москва-столица России.
1
Работа с учебником,
Стр.139-141,
нахождение Москвы на карте, задание на
просмотр иллюстраций
листочке.
достопримечательностей,
виртуальная экскурсия.
57
Санкт-Петербург.
1
Работа с учебником,
Стр.141-143, чит.,
нахождение города на карте, раскрасить
знакомство с
символику СПб
достопримечательностями,
виртуальная экскурсия,
просмотр видеоролика
«Блокадный Ленинград».
58
Города Золотого кольца России:Ярославль,
Владимир, Ростов Великий.
1
Работа с учебником, работа с Стр.144-145, чит.,
глобусом и картой, просмотр заполнить таблицу.
иллюстраций,
конспектирование в тетради,
виртуальная экскурсия.
59
Нижний Новгород, Казань, Волгоград.
1
Работа с учебником, работа с Стр.146-148, чит.
глобусом и картой, просмотр
фото и иллюстраций
достопримечательностей,запо
лнение таблицы.
60
Новосибирск, Владивосток.
1
Работа с учебником, работа с Стр.149-151,чит.
глобусом и картой, просмотр
презентации, выполнение
заданий.
61
Наш город-Екатеринбург.
1
Просмотр
презентации,знакомство с
историей города,
конспектирование, ответы на
вопросы, раскрашивание
символики, выписывание
достопримечательностей,
понятие «Свердловская
область».
Записи в тетради,
нарисовать любую
достопр.
Екатеринбурга.
61
Крупнейшие города Свердловской области. 1
Работа с картой, выполнение Записи в тетради.
заданий на интерактивной
доске, раскрашивание границ
области.
63
Население нашей страны.
1
Работа с учебником, просмотр Записи в тетради,
презентации, анализ
доклады о
изображений городской и
национальностях.
сельской местности,
знакомство с национальными
промыслами:гжель,
дымковская игрушка,
хохлома.
64
Народы России.
1
Выслушивание докладов
учащихся, раскрашивание
народных костюмов.
65
Повторение раздела «Россия-родина моя».
1
Выполнение заданий, работа в
подгруппах, урокпутешествие по городам.
66
Контрольная работа «Россия-Родина моя».
1
Тест.
67
Обобщающий урок «Неживая природа».
1
Экскурсия на школьный двор,
нахождение объектов
природы и что сделано
руками человека, анализ
неживой природы, анализ
сезонных изменений в
природе.
68
Обобщающий урок «Неживая природа».
1
Выполнение заданий на
интерактивной доске,
установление взаимосвязи
объектов неживой природы,
подведение итогов, слушают
рассказ учителя о предмете
биологии в 7 классе.
Объявление оценок.
Итого 4 четверть 16 часов
Итого за год 68 часов.
Виды контроля
В ходе реализации программы проводятся следующие виды контроля:
Текущий (в течении всего обучения, на каждом уроке);
Тематический (после изучения раздела по определенной тематике);
Итоговый (в конце каждой четверти, года).
Формы и методы контроля:
Беседа;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Проверочная (контрольная) работа;
Работа по индивидуальным заданиям;
Проверка тетрадей учащихся;
Выполнение практических работ.
Оборудование:
интерактивная доска
ноутбуки
глобус
гербарий
комплект карточек по темам раздела
карты
цифровые образовательные ресурсы: https://www.airpano.ru/, https://resh.edu.ru, https://infourok.ru/,
http://www.museum.ru/.
Учебно-методическая литература
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Москва.: Просвещение, 2021.
Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная. Рабочая тетрадь природоведение. Москва.: Просвещение, 2022.
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина Природоведение. Методические рекомендации 5-6 класс. Москва.: Просвещение,
2017.