РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная
коммуникация» для обучающихся 10 класса (вариант 2)
на 2025-2026 учебный год
составитель:
учитель-логопед
Н.А.Лапшина
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
разработана на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N
203-ФЗ);
2. ФЗ от 24.09. 2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании РФ» и
статью 1 ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ»;
3. Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован в Минюсте
России 30.12.2022 № 71930);
6. Календарным учебным графиком на учебный год;
7. Положением о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная
коммуникация» составлена
на
основании
основной
общеобразовательной
программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной
государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).Определение одного из
вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико –
педагогической комиссии (далее ТПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Задачи:
•
•
•
•
•
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребёнка.
Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов
или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение
чтением и письмом на доступном уровне.
Место предмета в учебном плане
Программа коррекционного курса «Речь и альтернативная коммуникация»
в 10 классе - 66 часов 2 раза в неделю
в 11 классе - 66 часов 2 раза в неделю
в 12 классе -66 часов 2 раза в неделю
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.
• владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
• способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
• сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
• развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что
учащиеся будут уметь:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
• пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
• общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях. Читать отдельные слоги, слова простой слоговой
структуры;
• Читать небольшие тексты с последующим пересказом.
• Называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными или
письменными буквами;
• Производить простейший звуковой анализ: составлять слова из букв разрезной азбуки,
определять первый и последний звуки в слове;
• Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
Содержание учебного предмета:
10 класс
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя
разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
коммуникации», «Чтение и письмо»
Содержание предмета.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний,
благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Передача информации.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв. Комментарии. Моделирование ситуаций
социального назначения.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование
на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой, они, мы, вместе и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление)
слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление)
простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о
себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями
(фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа
по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства). Пересказ текста по плану, представленному графическим
изображением (фото, рисунок, карточка).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Копирование с образца букв (слов). Развитие навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание
буквы (слога, слова, предложения)
11 класс
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя
разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
коммуникации», «Чтение и письмо»
Содержание предмета.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний,
благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Передача информации.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв. Комментарии. Моделирование ситуаций
социального назначения.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование
на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой, они, мы, вместе и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.).Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и
др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке
с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа
о себе с использованием графического изображения (электронного устройства). Пересказ
текста по плану, представленному графическим изображением (фото, рисунок, карточка).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Копирование с образца букв (слов). Развитие навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание
буквы (слога, слова, предложения).
12 класс
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя
разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
коммуникации», «Чтение и письмо»
Содержание предмета.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом,
предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную
тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции
(очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение
своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Передача информации. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Комментарии. Моделирование
ситуаций социального назначения.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование
на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов,
обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо,
весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой, они, мы, вместе и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся
класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление)
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление)
слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.).Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление)
простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на
вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях.
Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для
обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке
с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства). Пересказ текста по плану, представленному графическим
изображением (фото, рисунок, карточка).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Копирование с образца букв (слов). Развитие навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание
буквы (слога, слова, предложения)
Тематическое планирование
10- класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1 Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека.
1
2 Установление контакта с собеседником.
1
3 Реагирование на собственное имя.
1
4 Приветствие собеседника звуком и жестом.
1
5 Привлечение к себе внимания звуком и жестом.
1
6 Обращение с просьбой о помощи.
1
7 Выражение согласия звуком и жестом.
1
8 Выражение благодарности звуком и жестом.
1
9 Ответы на вопросы.
1
10 Задавание вопросов.
1
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение
дистанции (очередности) в разговоре.
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния.
Прощание с собеседником.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих
желаний.
Приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы
с использованием жеста.
Привлечение внимания, выражение благодарности звучащим
предметом.
Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа.
Выражение своих желаний использованием графического
изображения.
Выражение желаний использованием карточек с напечатанными
словами.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний с
использованием таблицы букв.
Выражение своих желаний, с использованием компьютера.
Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
Узнавание (различение) имён членов семьи, одноклассников,
педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета.
Понимание слов: я, он, мой, твой и др.
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в,
на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (одноклассников, педагогов).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших событиях.
Составление рассказа о планируемых событиях.
Составление рассказа о себе.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства).
Сообщение имён членов семьи (одноклассников, педагогов)
посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Составление простых предложений с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке или по серии
сюжетных картинок.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствия (прощания).
Выражение жестом своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью с использованием жеста.
Выражение жестом своих желаний; ответы на вопросы с
использованием жеста.
Использование звучащего предмета для привлечения внимания,
выражения своих желаний, ответов на вопросы.
Использование предметного символа для выражения благодарности,
приветствия и прощания.
Использование предметного символа для выражения своих желаний,
обращения за помощью.
Использование предметного символа для ответа на вопросы.
Использование графического изображения (фото и картинки) для
выражения благодарности, приветствия и прощания.
Использование графического изображения (фото и картинки) для
выражения своих желаний, обращения за помощью.
Использование графического изображения (фото и картинки) для
ответа на вопросы.
Использование графического изображения (пиктограммы) для
выражения благодарности, приветствия и прощания.
Использование графического изображения (пиктограммы) для
выражения своих желаний, обращения за помощью.
Использование графического изображения (пиктограммы) для ответа
на вопросы.
Поддержание диалога на заданную тему с помощью жеста.
Понимание и называние слов, обозначающих предмет с помощью
графического изображения и звукоподражания.
Понимание и называние обобщающих понятий с помощью
графического изображения и слова (звукоподражания).
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова.
Использование карточек с напечатанными словами для выражения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
приветствия и прощания, благодарности.
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области
«Альтернативная
коммуникация»
предполагает
использование
разнообразного
предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и
социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации
являются:
• Специально подобранные предметы
• графическиеские / печатные изображения (тематические наборы фотографий,
рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы
букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные
таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них
индивидуальные коммуникативные альбомы),
• алфавитные доски и карточки со словами для глобального чтения
• электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с
соответствующим
программным
обеспечением
и
вспомогательным
оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства, а также
компьютерные программы, например: PicTop, LetMetalc и синтезирующие речь
устройства (планшетный компьютер) и др.
• Интернет-ресурсы:
1. Инфоурок. https://infourok.ru/
2. Учи.ру https://uchi.ru/
3. Мерсибо https://mersibo.ru/
4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru
5. learningApps.org
6. Мультиурок https://multiurok.ru
Литература (основная и дополнительная):
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных.
Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие
адаптирующие игры. - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с.
8. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с
неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88
страниц
9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей:
Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.:
Просвещение: Владос, 1995— 112 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку
15