Структура рабочей программы.
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
5. Содержание учебного предмета.
6. Календарно- тематическое планирование.
7. Описание материально- технического оснащения.
8. Приложение.
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативнр правовые документы
Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Закон РФ от 29 .12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.03.2021 года №115.
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28.
5. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов 2 часть- Под ред. В.В. Воронковой –
Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2020.
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников»
1.2. Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса
1.3. 1.3Сроки реализации программы - 2025-2026 учебный год.
1.4. Цели уроков биологии: развитие у учащихся наблюдательности, речи и мышления, установление простейших причинноследственных отношений и взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой. Взаимосвязи человека с
природой и влияние на нее. Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве),
а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, туман, ветер, смена времен года, а
также их роль в живой и неживой природе.
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий,
необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и
ухода за нами; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в пришкольном уголке природы.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Содержание обучения биологии имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках,
являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач
воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по биологии учтена его воспитывающая
направленность, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать
полезными членами общества. Уроки биологии 6-9 классов организуются как уроки усвоения общих представлений об
изменениях в природе, явлениях природы, физических процессах, закономерностях размещения объектов неживой и живой
природы, животного и растительного мира, строения человека, системой работы органов. В процессе обучения решаются
следующие задачи: формирование навыков самоконтроля; расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
формирование положительных личностных качеств учеников; развитие речевой деятельности в единстве с развитием
мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом; выработка навыков работы с таблицами;
коррекция речи и мышления.
2. Общая характеристика учебного предмета биологии.
Учебники: Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырёва «Биология. Человек» 9 класс, Москва «Просвещение», 2023 год.
Биология, как учебный предмет, является ведущим в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями
здоровья, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения естествознания обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной,
пространственно-ориентационной, речевой деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья обусловлена
трудностями овладения ими навыками биологических представлений, выявления причинно-следственных связей, своеобразием
их психофизических функций.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента
государственного стандарта специального (коррекционного) образования, поэтому в рабочую программу не внесено
изменений.
3. Описание места учебного предмета биологии в учебном плане.
Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета
времени на их изучение.
Логика изложения и структура курса уроков биологии в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.
При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по биологии
2025- 2026 учебном году в 9 классе составляет 68 ч. , 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов по четвертям в каждом классе:
I четверть – 16 часов;
II четверть – 16 часов;
III четверть – 21 часа;
IV четверть – 15 часов.
Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется в зависимости от
состава класса, особенностей и возможностей учащихся. В программе выделены лабораторные работы и экскурсии, указана
биологическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям
школьников.
3. Планируемые результаты освоения предмета биологии.
К концу 8 класса обучающийся знает:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знает названия, с помощью учителя показывает знает названия, показывает строение и расположение основных
строение и расположение основных органов организма органов организма человека.
человека.
имеет элементарное представление о функциях знает и выполняет классификацию на основе выделения общих
основных органов и их систем; влияние физических признаков.
нагрузок на организм.
имеет представление об объектах неживой и живой
природы, организме человека; природой и человеком,
органами и системами органов у человека.
знает
названия,
элементарных
функций
знает о вредном влиянии курения и алкогольных напитков на
организм; основные санитарно-гигиенические правила.
и знает способы самонаблюдения, описание особенностей своего
расположение основных органов в организме человека.
состояния; правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использование их для объяснения новых ситуаций.
К концу 8 класса облучающийся умеет:
умеет выполнять совместно с учителем практические работы,
предусмотренные программой;
Умеет дать описание
особенностей состояния
своего организма; знает
названия специализации
врачей
умеет определять основные показатели своего организма
(группу крови, состояние зрения, слуха, норму температуры
тела, кровяного давления);
умеет применять приобретенные знания о строении и
функциях человеческого организма в повседневной жизни с
целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать
санитарно-гигиенические правила.
умеет применять полученные знания и сформированные владеет сформированными знаниями и умениями в учебных,
умения в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
правила первой доврачебной помощи).
5. Содержание учебного предмета биологии.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных
органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и теми условиями, которые благоприятствуют или
вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как
важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней. Какой вред здоровью
наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. Большое внимание уделяется на
значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его
жизнедеятельности.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для
здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия.
Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно
иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в
достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном
кабинете естествознания.
Введение – 1 час.
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства
и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека – 2 часа
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы
органов. Демонстрация торса человека.
Опорно-двигательная система– 13 часов.
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединение костей. Первая помощь
при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа
мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц. Предупреждение искривления
позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков.
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система – 9 часов.
Значение крови и кровообращение. Состав крови, плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и
малый круги кровообращения.
Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение
сердечно - сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на
сердце и сосуды. Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего. Лабораторные работы:
Микроскопическое строение крови. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений.
Дыхательная система –5 часов.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни,
передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.
Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Пищеварительная система – 13 часов.
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в
ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение
желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. Демонстрация опытов: Обнаружение
крахмала в хлебе и картофеле. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. Действие слюны на крахмал. Действие
желудочного сока на белки.
Мочевыделительная система – 3 часа.
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек.
И их расположение в организме.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа –7 часов.
Кожа и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах,
ожогах и обморожении.
Нервная система – 7 часов.
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное
влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств – 6 часов.
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений
слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего, моделей глазного
яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 1 час.
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда.
Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни, потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и
здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция и другие. Меры профилактики.
Структура курса «Биология» в 9 классе
№п/п
1
Тема раздела
Количество часов
Введение
1 час.
2
Общий обзор организма человека
2 часа
3
Опорно-двигательная система
13 часов
4
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система.
9 часов
5
Дыхательная система
5 часов
6
Пищеварительная система
13 часов
7
Мочевыделительная система
3 часа
8
Кожа
7 часов
9
Нервная система
7 часов
10
Органы чувств
7 часов
11
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
1 час
Итого
68ч
6. Тематическое планирование уроков.
I четверть-16 часов
№
урока
Содержание
разделов,
тема урока
Колво
часов
Дата
Планируемый результат
Средства
обучения
Деятельность обучающихся
Направления
коррекционной
работы
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
Введение – 1 час.
1.
Анатомия.
Физиология. Гигиена.
Место человека среди
млекопитающих.
1
2.
Строение клеток и
тканей организма.
1
3.
Органы и системы
органов человека.
1
4.
Скелет человека. Его
значение. Основные
части скелета.
1
5.
Состав и строение
1
Знает,
какие
науки
изучают человека.
Интерактивная
доска. Фильм
Современная
медицина.
Общий обзор организма человека –2 часа.
Понимает,
знает, Иллюстрации Прослушали объяснение темы.
строение
клетки,
по теме.
Обсуждение темы. Работа в
Микроскоп.
рабочей тетради. Отвечают на
современный микроскоп.
вопросы темы.
Знает, из чего состоит Иллюстрации Прослушали объяснение темы.
клетка.
по теме.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Опорно-двигательная система – 13 часов.
Знает, как растут и
Схемы,
Прослушали объяснение темы.
рисунки.
размножаются
клеток,
Обсуждение темы. Работа в
обмен веществ.
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Знает состав и строение Иллюстрации Прослушали объяснение темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Развитие
внимания,
памяти.
Развитие
внимания,
памяти.
Пространственная
костей.
костей
по теме,
схемы.
6.
Соединение костей.
1
Понимает
соединяются кости.
,как
Иллюстрации
по теме.
7.
Череп.
1
Называет составные части
черепа.
Мозговой
и
лицевой отделы.
Иллюстрации
по теме.
8.
Скелет туловища.
1
Знает составные части
скелета.
Позвоночник,
Строение грудной клетки.
Иллюстрации
по теме.
9.
Скелет верхних
конечностей.
1
Знает
и
называет
составные части верхних
конечностей.
Рисунки,
фотографии.
10.
Скелет нижних
конечностей.
1
Знает
и
называет
составные части нижних
конечностей.
Иллюстрации
по теме.
11
Первая помощь при
растяжении связок,
переломах костей,
вывихах суставов.
1
Знает,
как
оказывать
помощь.
Иллюстрации
по теме.
12.
Значение и строение
мышц.
1
Знает и называет виды
мышечной
ткани,
строение.
Рисунки,
плакаты.
13.
Основные группы
мышц человека.
1
Знает мышцы головы,
туловища, конечностей.
Иллюстрации
по теме.
14.
Работа мышц.
1
Знает мышцы-сгибатели и
Иллюстрации
нужно
первую
Обсуждение темы. Работа в
ориентация,
рабочей тетради. Отвечают на
коррекция
вопросы темы.
внимания.
Прослушали объяснение темы.
Развитие
Обсуждение темы. Работа в
внимания,
рабочей тетради. Отвечают на
памяти.
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Развитие
Обсуждение темы. Работа в
внимания,
рабочей тетради. Отвечают на
памяти.
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Пространственная
Обсуждение темы. Работа в
ориентация,
рабочей тетради. Отвечают на
коррекция
вопросы темы.
внимания.
Прослушали объяснение темы.
Коррекция
Обсуждение темы. Работа в
зрительного
рабочей тетради. Отвечают на
восприятия
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Развитие
Обсуждение темы. Работа в
внимания,
рабочей тетради. Отвечают на
памяти.
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Развитие
Обсуждение темы. Работа в
внимания,
рабочей тетради. Отвечают на
памяти.
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Развитие
внимания,
памяти.
Развитие
внимания,
памяти.
Пространственная
Физическое
утомление.
мышцы-разгибатели,
утомление мышц.
15.
Предупреждение
искривления
позвоночника.
Плоскостопие.
1
Знает о рабочей позе,
режиме и ритме работы.
16.
Значение опорнодвигательной системы.
Роль физических
упражнений в ее
формировании.
Тесты.
1
Понимает
роль
физических упражнений в
формировании
опорнодвигательной системы.
17
Значение крови и
кровообращения.
1
18
Состав крови.
1
по теме.
Рисунки
учебника.
Фотографии.
Иллюстрации
по теме.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
II четверть-16 часов
Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система-9часов
Понимает значение крови Иллюстрации Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
и кровообращения.
по теме.
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Знает, что такое плазма, Фотографии, Прослушали объяснение темы.
лейкоциты, эритроциты,
Обсуждение темы. Работа в
рисунки.
тромбоциты.
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
19
Органы
кровообращения.
Сосуды.
1
Иллюстрации
Называет
органы по теме,
кровообращения.
схемы.
20
Органы
кровообращения.
Сердце и его работа.
1
Знает строение сердца,
внешний вид и разрез.
Иллюстрации
по теме.
21
Лабораторная работа.
Подсчет частоты
пульса.
1
Умеет подсчитать пульс
себе и окружающим
Секундомер
ориентация,
коррекция
внимания.
Коррекция
зрительного
восприятия
Развитие
внимания,
памяти.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Коррекция
зрительного
восприятия.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Считают пульс.
Развитие
внимания,
памяти.
Коррекция
зрительного
восприятия
22
Большой и малый
круги
кровообращения.
1
Знает строение сосудов, Иллюстрации
капилляров, большой и по теме.
малый
круг
кровообращения.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
23
Сердечно-сосудистые
заболевания и их
предупреждение.
1
Понимает,
кровяное
измерение
пульс.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
24
Первая помощь при
кровотечении.
1
Знает виды кровотечений,
Переливание крови.
Коррекция
зрительного
восприятия
25
Повторение по теме
«кровеносная
система».
1
Понимает влияние
физического труда и
спорта на работу сердца.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
что
такое
давление,
давления,
Иллюстрации
по теме.
Тонометр.
Таблица
«Группы
крови»,
рисунки.
Иллюстрации
по теме.
Дыхательная система – 5 часов
Понимает
значение Иллюстрации
дыхания,
органы
по теме.
дыхательной системы.
26
Дыхание. Значение
дыхания. Органы
дыхания. Их строение
и функции.
1
27
Газообмен в легких и
тканях.
1
28
Гигиена дыхания.
1
Понимает,
что
такое
дыхательные движения,
регуляция дыхания.
29
Болезни органов
дыхания и их
предупреждение.
1
Знает от чего возникают Иллюстрации
болезни органов дыхания по теме.
и понимает , как их
Знает строение легких,
обмен газов в легких и
тканях.
Иллюстрации
по теме.
Рисунки,
фотографии.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Развитие
внимания.
Развитие
внимания,
памяти.
Коррекция
зрительного
восприятия
Пространственная
ориентация,
коррекция
30
31
32
Повторение по теме
«Дыхательная
система»
Тесты.
Значение питания.
Пищевые продукты.
Питательные
вещества.
1
1
1
33
Витамины.
1
34
Органы пищеварения.
1
Ротовая полость.
Зубы.
1
36
Изменение пищи в
желудке.
1
37
Изменение пищи в
кишечнике. Печень.
1
35
.
предупредить.
Умеет
выполнять Иллюстрации
самостоятельную работу. по теме.
Спирометр.
Пищеварительная система -13 часов
Понимает о значении
питания
в
жизни Иллюстрации
человека. Состав: белки, по теме.
жиры,
углеводы,
минеральные соли, вода,
витамины.
Знает полезные и вредные Иллюстрации
продукты.
по теме.
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
внимания.
Развитие
внимания,
памяти.
Коррекция
зрительного
восприятия
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Знает
о
значении Иллюстрации
Прослушали объяснение темы.
пищеварения,
системы по
теме, Обсуждение темы. Работа в
органов пищеварения.
таблицы,
рабочей тетради. Отвечают на
презентация.
вопросы темы.
Понимает значение зубов. Иллюстрации
Прослушали объяснение темы.
Знает строение, уход за по теме.
Обсуждение темы. Работа в
зубами.
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Знает, как происходит Иллюстрации
Прослушали объяснение темы.
пищеварение в ротовой по теме.
Обсуждение темы. Работа в
полости, в желудке.
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Знает об изменении пищи
Прослушали объяснение темы.
Рисунки,
в тонком кишечнике,
Обсуждение темы. Работа в
схемы.
всасывание,
значение
рабочей тетради. Отвечают на
толстого кишечника.
вопросы темы.
Развитие
внимания.
Понимает,
витамины.
III четверть-21 час
что
такое Иллюстрации
по теме.
Развитие
внимания,
памяти.
Развитие
внимания,
памяти.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Коррекция
зрительного
восприятия
38
Гигиена питания.
1
Знает правила приема
Иллюстрации
пищи, обработка пищи,
по теме.
аппетит, режим питания,
нормы питания.
Знает алгоритм ухода за Иллюстрации
зубами
и
ротовой
по теме,
полостью.
таблицы,
схемы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Развитие
внимания,
памяти.
39
Уход за зубами и
ротовой полостью.
1
40
Предупреждение
желудочно-кишечных
заболеваний.
1
Понимает
как
предупредить желудочнокишечные болезни.
Иллюстрации
по теме.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
41
Предупреждение
инфекционных
заболеваний и
глистных заражений.
1
Знает, как предупредить Иллюстрации
глистные
заболевания, по теме..
Меры
предупреждения
заболеваний.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
42
Пищевые отравления.
1
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
43.
Повторение по теме
«Пищеварительная
система».
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Развитие
внимания,
памяти.
44
Почки – органы
выделения.
1
Предупреждение
почечных
заболеваний.
1
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
Коррекция
зрительного
восприятия
45
Знает о причинах
Иллюстрации
пищевых отравлений,
по теме.
профилактика, первая
помощь при отравлениях
пищей.
Вредное влияние курения
Презентация.
и спиртных напитков на
пищеварительную
систему.
Мочевыделительная система – 3 часа.
Понимает
значение
Рисунки,
схема.
выделения.
Знает
строение почек, о работе
почек.
Знает причины почечных Иллюстрации
заболеваний,
по теме.
предупреждение
Развитие
внимания,
памяти.
46.
Повторение по теме
«Мочевыделительная
система».
1
почечных заболеваний.
Самостоятельно работает
в «Рабочей тетради»
Рабочая
тетрадь.
47
Кожа и ее роль в
жизни человека.
1
Кожа – 7 часов.
Понимает значение кожи,
Рисунки.
знает её строение.
Схема.
48
Уход за кожей.
1
Знает приёмы ухода за
кожей.
49
Волосы и ногти. Уход
за волосами и ногтями.
1
50
Закаливание
организма.
1
51
Первая помощь при
тепловых и солнечных
ударах.
1
52
Первая помощь при
ожогах и
обморожениях.
1
53
Повторение по теме
«Кожа».
Тесты.
1
Умеет ухаживать
за
Рисунки,
волосами
и
ногтями,
слайды.
соблюдает
гигиену
одежды и обуви.
Знает о закаливании
Рисунки,
кожи, кожа – орган презентация.
терморегуляции,
теплоотдачи.
Знает, что такое тепловой
Рисунки,
и солнечный удар, умеет
слайды.
оказывать
первую
помощь при ожогах и
обморожении.
Знает,
как
нужно
Рисунки,
правильно оказать первую
слайды.
помощь при ожогах и
обморожении.
Отвечает на вопросы
Карточки
письменно
в рабочей Работа по
тетради.
карточкам
IV четверть-15часов
Нервная система - 7 часов.
Иллюстрации
по теме.
вопросы темы.
Самостоятельно работает в
«Рабочей тетради»
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Отвечают на вопросы, данные в
карточке
Развитие
внимания,
памяти.
Коррекция
зрительного
восприятия
Пространственная
ориентация,
коррекция
внимания.
Коррекция
зрительного
восприятия
Коррекция
зрительного
восприятия
Коррекция
зрительного
восприятия
Коррекция
внимания.
Развитие памяти,
мышления.
Знает строение головного
мозга, функции отделов
головного мозга
Рисунки,
схемы.
1
Понимает,
эмоции,
память.
что
такое
внимание,
Рисунки,
слайды.
Режим дня, гигиена
труда.
1
Знает
значение
сна,
сновидения, гигиена сна.
Рисунки,
схемы.
58
Сон и его значение.
1
Понимает,
что
такое Схема «Режим
гигиена
нервной дня», рисунки.
деятельности, режим дня.
59
Вредное влияние
спиртных напитков и
курения на нервную
систему.
1
Знает о влиянии курения,
спиртных напитков на
работу нервной системы.
Фотографии,
рисунки.
60
Повторение по теме
«Нервная система».
1
Умеет
ответить
на
вопросы,
использует
учебник.
Карточки
54
Головной и спиной
мозг.
1
55
Нервы.
1
56
Значение нервной
системы.
57
61.
Органы чувств. Орган
зрения.
1
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Понимает,
что
такое Рисунки, фото. Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
врожденное
и
рабочей тетради. Отвечают на
приобретенное поведение,
вопросы темы.
речь.
Органы чувств – 7 часов.
Знает о разнообразии и
Рисунки,
значении органов чувств;
схема.
о значении зрения,
строении глаза.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Пространственная
ориентация,
коррекция памяти
и внимания.
Коррекция
речевого и
зрительного
восприятия.
Коррекция
памяти и
внимания.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
Коррекция
памяти и
внимания.
Коррекция
памяти и
внимания.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
Коррекция
памяти и
внимания.
62
Гигиена зрения.
1
Формирование
представлений о болезнях
органов
зрения,
их
профилактике и гигиене
Рабочая
тетрадь
63
Орган слуха.
1.
Рабочая
тетрадь
64
Гигиена слуха.
1
Знает о значении слуха,
строении органа слуха,
работе
органа
слуха.
Почему надо беречь слух.
Имеет представления о
заболеваниях
органа
слуха,
предупреждение
нарушений слуха.
65
Орган обоняния.
1
Рисунки,
слайды.
66
Орган вкуса.
1
Понимает почему надо
беречь орган обоняния
Как работают органы
осязания, обоняния, вкуса
Формирование
представления об органах
осязания,
обоняния,
вкуса.
Рабочая
тетрадь
Рабочая
тетрадь
Выписывают из учебника в
тетрадь название болезней органа
зрения.
Называют по рисункам и
слайдам причины их
возникновения, меры
профилактики. Записывают в
тетрадь правила гигиены зрения.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Выписывают в тетрадь,
используя текст учебника,
факторы нарушения слуха.
Подчеркивают предложения,
которые относятся к правилам
гигиены слуха в рабочей тетради.
Рассматривают рисунки,
определяют разрешающие и
запрещающие знаки гигиены
слуха.
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Называют и показывают по
таблице и на рисунке органы
осязания, обоняния и вкуса
(слизистая оболочка языка и
полости носа, кожная
чувствительность: болевая,
температурная и тактильная).
Называют и показывают на
примере своего организма, где
расположены органы осязания,
обоняния и вкуса.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
Коррекция
зрительного
восприятия.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
Коррекция
зрительного
восприятия.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
67
68
Повторение по теме
«Органы чувств»
Тесты
1
Охрана здоровья
человека.
Система учреждения
здравоохранения в
Российской
Федерации.
1
Обобщение и закрепление
знания
о
строении
организма
человека,
взаимосвязи
органов,
работы организма как
единого целого
Охрана здоровья – 1 час
Здравоохранение и охрана
труда в Российской
Федерации. Пенсии,
пособия. Борьба с
курением и
употреблением спиртных
напитков.
Рабочая
тетрадь
Презентация
«Поезд
здоровья»,
рисунки,
таблицы,
слайды.
Выполняют тестовые задания
Прослушали объяснение темы.
Обсуждение темы. Работа в
рабочей тетради. Отвечают на
вопросы темы.
Коррекция
речевого
восприятия,
памяти,
мышления.
Коррекция
зрительного
восприятия.
Развитие речевого
восприятия,
памяти.
7. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Учебно-методические пособия
1. Учебник биологии для 9 класса для специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Автор –
Е.Н.Соломина, Т.В. Шеверева «Биология. Человек» 9 класс, Москва, «Просвещение», 2023 г.
Дидактический материал
1. Таблицы
2. Гербарий
3. Наглядный материал
4. Наборы игр
5. Презентации по изучаемым темам.
Интернет ресурсы:
https://shs_nvkr_1_chit.zabedu.ru/электронные-учебники-овз-9-класс/
8. Приложение к программе
Итоговый тест по биологии 9 класс «Человек»
1. Опорно-двигательную систему составляют
А) только кости
Б) кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия и мышцы.
В) скелет
2. В скелете человека различают
А) скелет головы, скелет конечностей
Б) череп
В ) скелет головы, скелет конечностей, скелет туловища.
3. Подпишите названия отделов верхней конечности
4. При помощи чего мы различаем цвет, форму и величину предмета:
А) уха
Б) языка
В) глаз
-ссылка на электронный учебник
5. По форме глаз похож на:
А) квадрат
Б) куб
В) шар
6. Чем защищен глаз:
А) воздухом
Б) веками и ресницами
В) броней
7. Слезная жидкость нужна для:
А) смачивания поверхности глаза, предохранения от высыхания и повреждений
Б) для омывания глаз
В) для защиты глаз
8. Дальнозоркость это:
А) то, что находится дальше - люди видят лучше
Б) то, что находится близко - видят лучше
В) видят далеко и близко одинаково хорошо.
9. В свертывании крови участвуют:
А) Эритроциты
Б) Тромбоциты
В) Лимфоциты
10. Где начинается процесс пищеварения?
А) в кишечнике;
Б) в ротовой полости;
В) в желудке.
11. Где происходит всасывание воды?
А) в желудке;
Б) в тонком кишечнике;
В) в толстом кишечнике.
12ЮПодчеркни нужные слова
Какие бывают витамины? А В Ю Ц С Д Е
13. Подчеркни нужные слова.
К органам пищеварения относятся – головной мозг, желудок, легкие, ротовая полость.
14. К центральной нервной системе относят
А) головной мозг и нервы
Б) нервы и нервные узлы
В) спинной , головной мозг,нервы
15. Из скольки отделов состоит орган слуха
А)1
Б)2
В)3
16. К органу осязания относится
А) нос
Б) кожа
В) глаз
17. Какие органы относятся к выделительной системе
А) почки
Б) печень
В) легкие
18. Подпишите названия органов выделительной системы
19. Подпишите названия долей больших полушарий головного мозга
20. Выбери правильный ответ:
А) Тепловой удар возникает в холодное время года, когда человек очень тепло одет.
Б ) Тепловой удар возникает если человек находится на солнце.
В )Тепловой удар возникает если человек находится в душном помещении.
Молодцы!Спасибо за работу!
Ключ к тесту:
1. Б
2. В
3. А-КЛЮЧИЦА
Б-ЛОПАТКА
В-ПЛЕЧЕВАЯ КОСТЬ
Г-ЛОКТЕВАЯ КОСТЬ
4. В
5. В
6. Б
7. А
8. А
9. Б
10. Б
11. В
12. А,В,С,Д,Е
13. ЖЕЛУДОК,РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ
14. В.
15. В
16. Б
17. А
18. ПОЧКИ,МОЧЕТОЧНИКИ,МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ,МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
19.1-ЛОБНАЯ,2-ТЕМЕННАЯ,3-ЗАТЫЛОЧНАЯ,4-ВИСОЧНАЯ
20.В.