ОСЖ 7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе
следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, разработанной на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (1 вариант);
Учебный план школы;
Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и
науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Цель обучения - практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в
ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами
повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с
ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование
необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий
социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе
с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с 5 по 9 классы с учётом психофизических особенностей
обучающихся и возможностями их познавательной деятельности. Программа направлена на
всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию,
особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений,
индивидуальный подход в обучении, создание специальных коррекционных условий,
сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать
и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а
также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые
им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Работа с контрольными тестами проводится и оценивается дифференцированно и с учетом
характеристики обучающихся. Обучающимся с низким уровнем развития предлагаются
индивидуальные задания по выбору учителя.
Общие планируемые результаты освоения программы по предмету «ОСЖ»
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных

Личностные
результаты

Личностные р
езультаты ос
воения
учебной
программы по
предмету
«ОСЖ»:
 формиров
ание
личностн
ых
качеств:
трудолюб
ие,

Предметные результаты
Минималь
ный
уровень

Достаточный
уровень

 предста
вления
о
разных
группа
х
продук
тов
питани
я;

 знание
способов
хранения
и
переработ
ки
продуктов
питания;

 знание
отдельн
ых
видов

 составлен
ие
ежедневно
го меню из
предложен
ных

аккуратно
сть,
терпение,
усидчиво
сть;
 воспитан
ие
элементов
трудовой
культуры:
организац
ия труда,
экономно
е
и
бережное
отношени
е
к
продукта
м,
оборудова
нию
и

продук
тов
питани
я,
относя
щихся к
различ
ным
группа
м;

продуктов
питания;
 самостоят
ельное
приготовл
ение
несложны
х
знакомых
блюд;

 понима
ние их
значени
я для
здорово
го
образа
жизни
человек
а;

 самостоят
ельное
совершен
ие
покупок
товаров
ежедневно
го
назначени
я;

использов
анию
электроэн
ергии,
строгое
соблюден
ие правил
техники
безопасно
сти;
 привитие
желания и
стремлен
ия
готовить
доброкаче
ственную
и
полезную
пищу,
творческо

 пригото
вление
неслож
ных
видов
блюд
под
руковод
ством
учител
я;

соблюден
ие правил
личной
гигиены
по уходу
за
полостью
рта,
волосами,
кожей рук
и т.д.;

 предста
вления
о
санитар
ногигиен
ически
х
требова
ниях к

 соблюден
ие правила
поведения
в доме и
обществен
ных
местах;
 представл
ения
о

го
отношени
я
к
домашне
му труду;
 развитие
художеств
енного
вкуса,
обоняния,
осязания,
ловкости,
скорости,
пространс
твенной
ориентир
овки;
 развитие
всех
познавате

процес
су
пригото
вления
пищи;
соблюд
ение
требова
ний
техник
и
безопас
ности
при
пригото
влении
пищи;
 знание
отдельн
ых
видов

моральноэтических
нормах
поведения
;
 некоторые
навыки
ведения
домашнег
о
хозяйства
(уборка
дома,
стирка
белья,
мытье
посуды и
т. п.);
 навыки
обращени

льных
процессов
(память,
мышлени
е,
внимание,
воображе
ние, речь).

одежды
и
обуви,
некотор
ых
правил
ухода
за
ними;
 соблюд
ение
усвоен
ных
правил
в
повсед
невной
жизни;
знание
правил
личной

я
в
различные
медицинс
кие
учрежден
ия
(под
руководст
вом
взрослого)
;
 пользован
ие
различны
ми
средствам
и
связи
для
решения
практичес
ких
житейских

гигиен
ы и их
выполн
ение
под
руковод
ством
взросло
го;
 знание
названи
й
предпр
иятий
бытово
го
обслуж
ивания
и
их
назначе
ния;

задач;
знание
основных
статей
семейного
бюджета;
коллектив
ный
расчет
расходов и
доходов
семейного
бюджета;
 составлен
ие
различных
видов
деловых
бумаг под
руководст
вом

 решени
е
типовы
х
практи
ческих
задач
под
руковод
ством
педагог
а
посред
ством
обраще
ния в
предпр
иятия
бытово
го
обслуж

учителя с
целью
обращени
я
в
различные
организац
ии
социально
го
назначени
я.

ивания;
 знание
названи
й
торгов
ых
организ
аций,
их
видов и
назначе
ния;
 соверш
ение
покупо
к
различ
ных
товаров
под

руковод
ством
взросло
го;
 первон
ачальн
ые
предста
вления
о
статьях
семейн
ого
бюджет
а;
 предста
вления
о
различ
ных

видах
средств
связи;
 знание
и
соблюд
ение
правил
поведе
ния в
общест
венных
местах
(магази
нах,
трансп
орте,
музеях,
медици
нских
учрежд

ениях);
 знание
названи
й
организ
аций
социал
ьной
направ
леннос
ти и их
назначе
ния.
Примерное содержание предмета
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет:
содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для
совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход.
Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и

ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства
для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы
обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья
(нижнее белье, носки, колготки). Закаливание организма. Значение закаливания организма
для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные
процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных
видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов
утренней гимнастики. Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни,
кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для
борьбы с перхотью и выпадением волос. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и
деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных
видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила
и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила
письма, чтения, просмотра телепередач Особенности соблюдения личной гигиены
подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для
девочек и мальчиков). Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака,
алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы
предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека.
Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
Охрана здоровья

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы
измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных
средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства
для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Лекарственные растения и
лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия,
способы хранения. Самолечение и его негативные последствия. Первая помощь. Первая
помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном
ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Уход за больным на дому:
переодевание, умывание, кормление больного. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача
на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной
помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Документы, подтверждающие
нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды
жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства
в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах
(лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных
растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки
и кашпо для комнатных растений. Домашние животные. Содержание животных (собак,
кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем

домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних
животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых
животных. Ветеринарная служба. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная,
спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел.
Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. Кухня. Нагревательные
приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности;
микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными
приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка,
овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными
изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы
для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное
белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная
мебель: названия, назначение. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и
санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Электробытовые
приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила
пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки,
отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования
стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание,

кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при
использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных
машин). Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение
(мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами
мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Убранство жилых комнат: зеркала,
картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых
комнат. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их
обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства,
электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности
использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила
техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого
помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная
уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету. Насекомые и грызуны
в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления
грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и
насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы
с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Городские службы
по борьбе с грызунами и насекомыми.
Одежда и обувь

Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная,
спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя,
демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и
назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по
продаже различных видов одежды. Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой.
Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения.
Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного
ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий.
Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из
различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы
для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов
тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы
глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание
распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат.
Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких
пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники
безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Предприятия бытового
обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант.
Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг
в зависимости от вида одежды. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в

соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с
индивидуальными особенностями. Магазины по продаже одежды. Специализированные
магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды).
Хранение чека. Гарантийные средства носки. Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени
года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная,
резиновая, текстильная и т.д.). Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок
приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви;
хранение чека или его копии. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка
обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их
назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Предприятия
бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви
для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. Обувь и здоровье человека. Значение
правильного выбора обуви для здоровья человека.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние
правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов,
составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его
оборудование. Гигиена приготовления пищи. Виды продуктов питания. Молоко и молочные
продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых
на основе молока (каши, молочный суп). Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной

продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого
хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Мясо и мясопродукты;
первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с
помощью микроволновой печи. Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного
происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила
хранения. Места для хранения жиров и яиц. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения.
Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Мука и
крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший,
первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки.
Просеивание муки. Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания.
Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и
приправ. Хранение приправ и пряностей. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды
кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Магазины по
продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и
супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды
товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном
магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания
(условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости
товаров на вес и разлив. Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые,
постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина. Прием пищи.

Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и
холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья).
Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для
приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет
продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Обед. Питательная ценность
овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды,
способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда
(виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий.
Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых
продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для
обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Ужин.
Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор
продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок.
Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина.
Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса:
пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись
рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление Домашние
заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая

заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных
продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского
транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Проезд из дома в школу. Выбор
рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет
стоимости проезда. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения,
электрички. Стоимость проезда. Расписание. Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности
по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды
пассажирских вагонов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение.
Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость
проезда. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Авиационный
транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
Средства связи
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение,
особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды
почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с
уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость

пересылки. Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением.
Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и
стоимость отправления. Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная
(фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного
телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила
оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь.
Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
Предприятия, организации, учреждения
Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения
дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы.
Посещение образовательных организаций дополнительного образования. Местные и
промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид
деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти.
Структура, назначение.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших
родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии.

Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь
старших младшим: домашние обязанности. Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг,
просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга.
Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых
знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д. Досуг как средство
укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как
развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби):
коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. Отдых. Отдых и его разновидности.
Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых.
Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему
отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Экономика
домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов
семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным
статьям. Планирование дорогостоящих покупок.

Задачи образовательно-коррекционной работы в 7 классе:
расширение объёма знаний и умений школьников для дальнейшего повышения уровня
их самостоятельности в повседневной жизни;
уточнение и обогащение представлений учащихся о различных объектах социальной
инфраструктуры, о сервисах услуг и механизмах их функционирования, прежде всего в
условиях местности, где проживают дети;
совершенствование речевых и коммуникативных возможностей семиклассников,
прежде всего посредством использования соответствующих форм организации
деятельности школьников на уроках (групповая работа по решению проблемной
ситуации, коллективная творческая работа и др.);
продолжение работы по воспитанию положительных качеств и свойств личности,
культуры здорового образа жизни.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» в 6 классе
Охрана здоровья
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы
измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных
средств (раствора йода, бриллиантового зелёного («зелёнки»). Профилактические средства
для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Первая помощь. Первая помощь
при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе.

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Виды врачебной помощи на дому.
Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов скорой или
неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный приём.
Средства связи
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок
отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и
стоимость отправления. Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь. Особенности,
значение в современной жизни. Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость
отправления.
Жилище
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными
изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы
для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное бельё: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное
бельё (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная
мебель: названия, назначение. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и
санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Электробытовые
приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила
пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки,

отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования
стиральными машинами. Техника безопасности. Правила техники безопасности
использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила
техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого
помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Сезонная уборка жилых
помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Питание
Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение
кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного
масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и
яиц. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах.
Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные
магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в
продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности
продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания.
Расчёт стоимости товаров на вес и разлив. Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые
и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина. Обед.
Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы
приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы

приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп,
макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда.
Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчёт количества
продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда.
Правила этикета за столом.
Семья
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых
и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование.
Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута,
сбор необходимых вещей. Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт.
Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности
для предотвращения чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды
пассажирских вагонов.
Описание места учебного предмета в учебном плане 7 класс:
Учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в предметную область «Человек и
общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сроки реализации рабочей программы соответствуют Учебному плану школы и программе
по курсу «Основы социальной жизни» (7 класс), исходя из недельной нагрузки 2 часа в
неделю (68 часов в год).
Содержание учебного предмета
№

Наименование разделов и тем

Кол часов

1

Охрана здоровья. Забота о себе

12 часов

2

Средства связи

6 часов

3

Жилище

16 часов

4

Питание

20 часов

5

Семья

14 часов

Всего

68 ч

Планируемые результаты освоения программы по предмету «ОСЖ» по итогам
обучения в 7 классе
Освоение обучающимися рабочей программы предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных

Личностные
результаты

Предметные
результаты
Минималь Достаточ
ный
ный
уровень
уровень

Личностные
результаты
освоения включают
индивидуальноличностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции
обучающегося,
социально
значимые
ценностные
установки. Именно

 предст
авлени
я
о
продук
тах
питани
я,
относя
щихся
к
отдель
ным
группа
м

 знани
е
спосо
бов
хране
ния и
перер
аботк
и
проду
ктов
питан
ия
(моло

личностным
результатам
принадлежит
ведущее место в
структуре
планируемых
результатов
обучения, поскольку
они обеспечивают
овладение
комплексом
социальных
(жизненных)
компетенций,
необходимых
для
достижения
основной
цели
современного
образования
—
введения
обучающихся
с

(молок
о
и
молоч
ные
продук
ты,
жиры,
яйца),
поним
ание
их
значен
ия для
здоров
ья
челове
ка;
 пригот
овлени
е под
руково

ко и
моло
чные
проду
кты,
жиры
,
яйца)
;
 самос
тояте
льное
приго
товле
ние
несло
жных
знако
мых
блюд
на

умственной
отсталостью
(интеллектуальным
и нарушениями) в
культуру, овладение
ими
социокультурным
опытом.
 воспитание
уважительного
отношения
к
мнению
педагогов,
однокласснико
в, членов своей
семьи;
 развитие
адекватных
представлений
о собственных

дством
учител
я
несло
жных
видов
блюд
на
обед;
 предст
авлени
я
о
санита
рногигиен
ически
х
требов
аниях
к
процес

обед;
 собл
юден
ие
прави
л
повед
ения
в
обще
ствен
ных
места
х;
 предс
тавле
ния о
мора
льноэтиче

возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспече
нии;

су
пригот
овлени
я
пищи;

ских
норм
ах
повед
ения;

 совершенствов
ание навыков
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся
мире;

 соблю
дение
требов
аний
техник
и
безопа
сности
при
пригот
овлени
и
пищи;

 некот
орые
навы
ки
веден
ия
дома
шнег
о
хозяй
ства
(убор
ка
дома,
стирк
а

 расширение
спектра
социальнобытовых
навыков,
необходимых в
повседневной

 совер
шение

жизни;
 дальнейшее
развитие
коммуникативн
ых навыков и
умения
пользоваться
принятыми
нормами
социального
взаимодействи
я;
 принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
проявление
социально
значимых

покупо
к
продук
тов
питани
я под
руково
дством
взросл
ого;
 предст
авлени
я
о
различ
ных
видах
средст
в
связи;
 знание

белья
,
мыть
ё
посуд
ы);
 навы
ки
обра
щени
я
в
разли
чные
меди
цинс
кие
учре
жден
ия
(под
руков

мотивов
учебной
деятельности;
 воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей
и
чувств;
 развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелатель
ности,
эмоциональнонравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания

назван
ий
некото
рых
предпр
иятий
бытово
го
обслу
живан
ия и их
назнач
ения;
 соблю
дение
правил
поведе
ния в
общес
твенны
х

одств
ом
взрос
лого);
 знани
е
назва
ний
торго
вых
орган
изаци
й, их
видов
и
назна
чения
;
 совер
шени

к
чувствам
других людей;
 формирование
установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации
к
творческому
труду, работе на
результат,
бережному
отношению к
материальным
и
духовным
ценностям.

местах
(магаз
инах,
трансп
орте,
социал
ьнодосуго
вых
учреж
дениях
).

е
поку
пок
проду
ктов
питан
ия;
 польз
овани
е
средс
твами
связи
для
реше
ния
практ
ическ
их
жите
йских

задач.
Оценочная карта формирования предметных умений в ходе изучения курса «Основы
социальной жизни» в 7 классе
Исходя из основной цели и задач курса, промежуточная и итоговая аттестация по предмету
«Основы социальной жизни» должны максимально отражать картину сформированности у
школьников практических умений и навыков по изученным темам и разделам программы. В
этой связи итоговая работа должна быть организована таким образом, чтобы учитель имел
возможность оценить как предметные, так и личностные достижения учеников,
проявляющиеся прежде всего в процессе коммуникации друг с другом. Формы такой работы
— проект и практическая работа. В рамках этих форм организации деятельности учеников
учитель имеет возможность дифференцированной постановки учебных задач и организации
деятельности каждого ученика в зоне его актуального развития. Соответственно, и учебные
достижения возможно оценить максимально индивидуализировано.
Рекомендуется использовать шкалу оценок: «отлично», «очень хорошо» и «хорошо», где
«отлично» означает умение ученика самостоятельно использовать изученный материал при
решении учебных и бытовых задач; «очень хорошо» — использование полученных знаний и
умений возможно при организующей помощи взрослого; «хорошо» — умение в стадии

формирования. Если формирование того или иного умения не является актуальным для
школьника на данный момент, оценка по теме или виду работы ему не выставляется.
Согласно ФАООП УО, оценку личностных результатов учащихся в процессе обучения можно
проводить по следующей шкале: 0 – нет динамики по направлению; 1 – имеет место динамика
индивидуального развития; 2 – представления полностью сформированы в соответствии с
общественными нормами и используются обучающимся самостоятельно.
Предметные результаты обучения в Фамили
7 классе
я, имя
обучаю
щегося
I I I I
I I V
I
Умение правильно действовать при
необходимости оказания первой
медицинской помощи себе или
другому пострадавшему
человеку в типовых ситуациях

Умение обратиться за медицинской
помощью
Умение использовать современные
гаджеты в повседневном общении,
для решения практических задач
Умение использовать бытовую
химию по назначению, без вреда
для здоровья
Приготовление
знакомых блюд

несложных

Умение
совершить
покупку
продуктов
для
приготовления
задуманного кулинарного блюда
Умение
пользоваться
общественным
транспортом
в
пределах своего населённого пункта
Соблюдение правил поведения в
общественных местах

Примерная оценочная карта динамики личностных результатов по итогам работы по
предмету «Основы социальной жизни» в 7 классе
Направления личностного
развития учащихся

Фамили
я, имя
обучаю
щегося
Се
нт
яб
рь

Адекватность представлений о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом
жизнеобеспечении
Владение
навыками,

социально-бытовыми
используемыми
в

Я М
н а
в й
а
р
ь

повседневной жизни
Владение начальными навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся
мире
Навыки
сотрудничества
взрослыми и сверстниками
разных социальных ситуациях

с
в

Проявление
эстетических
потребностей, ценностей и чувств
Проявление этических чувств,
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи,
сопереживания чувствам других
людей
Наличие установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, работе на

результат, бережного отношения
к материальным
и духовным
ценностям

Тематическое планирование уроков основы социальной жизни в 7 классе

№
п/п

Тема урока

Характеристика
основных видов
деятельности

I четверть – 16 часов
Забота о себе - 12 часов
1.

1.

1.
1.

Уроки первой помощи. Понятие «первая Цель:
помощь» в контексте оказания срочной познакомить
с
помощи пострадавшему
понятием «первая
помощь»
в
(заболевшему) человеку
контексте
Уроки первой помощи. Понятие «первая
оказания срочной
помощь» в контексте оказания срочной
помощи
помощи пострадавшему
пострадавшему
(заболевшему) человеку
(заболевшему)
Правила
техники
безопасности, человеку,
позволяющие избежать травм в быту
привлечь
к
Правила
техники
безопасности, внимание

Дата
План

Факт

позволяющие избежать травм в быту
1.

Практические
задачи.
Действия
при
необходимости
оказания
первой
медицинской помощи себе при получении
определённых бытовых травм

1.

Практические
задачи.
Действия
при
необходимости
оказания
первой
медицинской
помощи
другому
пострадавшему человеку при получении
определённых бытовых травм

1.

Обращение за медицинской помощью

приёмам
или
правилам техники
безопасности,
позволяющим
избежать травм в
быту.
Учить правильно
действовать при
необходимости
оказания первой
медицинской
помощи себе или
другому
пострадавшему
человеку
при
получении
определённых
бытовых травм, в
том числе
обращаться
за

медицинской
помощью
1.

1.

1.

Когда без врача не обойтись. Виды Цель:
дать
медицинской помощи: амбулаторная и практически
стационарная
значимые знания о
Практическая задача: порядок действий при видах
вызове врача на дом, получение медицинской медицинской
помощи амбулаторно, при госпитализации помощи:
амбулаторной и
стационарной.
Учить
порядку
действий
при
вызове врача на
дом,
получении
медицинской
помощи
амбулаторно, при
госпитализации
Медицинская помощь в нашей местности: Иллюстрация
как получить? (Урок-экскурсия)
имеющихся

знаний
о
получении
медицинской
помощи
на
практике, с учётом
специфики
местности,
где
проживают
школьники
1.

1.

Домашняя аптечка (проектная работа). В практической
Состав,
использование,
хранение
в деятельности
домашних условиях
закрепить знания
домашней
Домашняя аптечка (проектная работа). о
её
Состав,
использование,
хранение
в аптечке,
составе,
домашних условиях
использовании,
хранении
в
домашних
условиях,
полученные
на

уроках
Средства связи – 6 часов
1.

Всегда на связи!

1.

Практическая
задача:
использование
имеющихся в распоряжении школьников
гаджетов для коммуникации посредством
видеосвязи, мессенджеров, электронной
почты. Безопасное использование сети
«Интернет»

Цель: расширить
представления
школьников
о
возможностях
коммуникации с
использованием
сети
«Интернет».
Учить
использовать
имеющиеся
в
распоряжении
школьников
гаджеты для
коммуникации
посредством
видеосвязи,
мессенджеров,

электронной
почты,
дать
представление о
безопасном
использовании
сети «Интернет»
1.

1.

Про почту и не только про неё…
Возможность отправлений с использованием
различных сервисов: почты, сервисов
доставки, курьерских служб

Цель: расширить
представления
школьников
о
возможностях
с
Возможностями использования сервисов отправлений
доставки, курьерских служб и почты в г. использованием
различных
Екатеринбурге
сервисов: почты,
сервисов
доставки,
курьерских служб.
Познакомить
с
имеющимися
в
местности,
где

проживают
школьники,
возможностями
использования
сервисов
доставки,
курьерских служб
и почты
II четверть – 16 часов
1.

Сервисы доставки и курьерские службы
рядом с нами. Куда обратиться? (Урокэкскурсия).
Иллюстрация
полученных
знаний о работе почты, служб доставки и
курьерских служб на практике

1.

Сервисы доставки и курьерские службы
рядом с нами. Куда обратиться? (Урокэкскурсия).
Иллюстрация
полученных
знаний о работе почты, служб доставки и
курьерских служб на практике

Иллюстрация
полученных
знаний о работе
почты,
служб
доставки
и
курьерских служб
на практике, с
учетом специфики
местности,
где
проживают
школьники

Жилище – 16 часов
1.
1.
1.

1.

Кухня – сердце дома. Её устройстве в Цель: уточнить и
квартире.
расширить
у
Кухня – сердце дома. Её устройстве в доме имеющиеся
школьников
Организация пространства кухни в жилом представления о
помещении
кухне,
её
устройстве в доме,
квартире.
Обогатить личный
опыт школьников
некоторыми
практическими
знаниями в части
организации
пространства
кухни в жилом
помещении
Ванная и туалет – есть секреты или нет?

Цель:

дать

1.

Правила безопасного поведения в санузле

практически
значимые знания
об оборудовании
санузла в жилом
помещении,
обратить
внимание
на
правила
безопасного
поведения
в
ванной комнате.
Обогатить личный
опыт школьников
некоторыми
практическими
знаниями в части
организации
пространства
санузла в жилом
помещении,
помочь понять и

запомнить
правила
безопасного
поведения
санузле
1.

1.

Стиральная
машина
–
незаменимый
помощник. Типы и основные принципы
эксплуатации современных стиральных
машин

в

Цель:
формировать
у
школьников
представления о
Практические советы по безопасному и типах и основных
принципах
эффективному
эксплуатации
использованию стиральной машины
современных
стиральных
машин.
Познакомить
с
практическими
советами
по
безопасному
и
эффективному

использованию
стиральной
машины
1.

1.

Бытовая химия – вред или польза? Чистящие
и моющие средства, используемые для
стирки и уборки помещений, правилах их
безопасного использования

Цель: уточнить и
расширить знания
школьников
о
чистящих
и
Возможность выбора чистящих и моющих моющих
средств, ориентировка в ассортименте (Урок- средствах,
используемых для
экскурсия)
стирки и уборки
помещений,
правилах
их
безопасного
использования.
Познакомить
с
имеющимися
в
местности,
где
проживают
школьники,

возможностями
выбора чистящих
и
моющих
средств, помочь
сориентироваться
в ассортименте,
учить
делать
осознанный
выбор
1.
1.

Весна и осень – дом чистоты просит!

Цель:
Практические советы по сезонной уборке систематизироват
ь и расширить
жилых помещений
представления
школьников
об
уборке в жилом
помещении.
Познакомить
с
практическими
советами
по
сезонной уборке

жилых
помещений
1.

1.

1.

Дом моей мечты – где купить всё Практическое
необходимое? (Урок-экскурсия). Знакомство знакомство
с
с возможностями приобретения мебели
возможностями
Дом моей мечты – где купить всё приобретения
необходимое? (Урок-экскурсия). Знакомство мебели, техники
с возможностями приобретения техники для для дома, с учётом
специфики
дома
местности,
где
проживают
школьники
Мой идеальный дом (Проектная работа). В практической
Обустройство
современного
дома. деятельности
Планирование
закрепить знания
об обустройстве
современного
дома,
учить
планировать
обустройство

дома,
покупку
мебели и бытовой
техники
III четверть – 20 часов
1.

Мой идеальный дом (Проектная работа). В практической
Обустройство
современного
дома. деятельности
Планирование
закрепить знания
об обустройстве
современного
дома,
учить
планировать
обустройство
дома,
покупку
мебели и бытовой
техники

1.

Знаю? Понимаю? Умею? Закрепление и Закрепление
и
контроль знаний
контроль знаний,
полученных
на
уроках в течение
полугодия,

создание условий
для
связи
изученного
с
личным опытом
школьников
Питание – 20 часов
1.

О вкусной и здоровой пище. Вкусно и Актуализировать
полезно: что положить в продуктовую знания и личный
корзину?
опыт школьников
о
правильном
питании

1.

Молока в достатке – и мы в порядке! Виды Цель:
молока и молочных продуктов, правила их систематизироват
хранения, блюда на основе молока
ь и дополнить
необходимыми
практическими
знаниями личный
опыт школьников
по теме (о видах
молока
и

молочных
продуктов,
правилах
их
хранения, блюдах
на основе молока).
Закрепить умение
выбирать
при
покупке свежие
молочные
продукты.
1.

Масло маслу рознь! Выбор при покупке
масла
для
приготовления
наиболее
распространённых кулинарных блюд (для
бутербродов, для жарки, для салата)

Цель:
систематизироват
ь и дополнить
необходимыми
практическими
знаниями личный
опыт школьников
по теме (о видах
жиров
растительного и

животного
происхождения,
используемых при
приготовлении
кулинарных
блюд).
Закрепить умение
выбирать
при
покупке масло для
приготовления
наиболее
Распространённы
х
кулинарных
блюд
(для
бутербродов, для
жарки, для салата)
1.

1.

За продуктами – в магазин! Магазины по Цель: уточнить и
продаже продуктов питания, различные систематизироват
способы фасовки товаров
ь представления
о
Выбор продуктов питания с не истекшим школьников

1.

сроком годности, расчёт стоимости товаров

магазинах
по
продаже
продуктов
питания,
о
различных
способах фасовки
товаров.
Учить выбирать
продукты питания
с не истекшим
сроком годности,
рассчитывать
стоимость товаров

За продуктами – на рынок!

Цель:
формировать
представление о
продовольственно
м рынке, о видах
рынков,
об
особенностях

общения
продавца
и
покупателя
на
рынке.
Помочь
понять
отличие рынка от
магазина
1.
1.

1.
1.

Магазин или рынок: решайте сами! (Урок- Иллюстрация
экскурсия в магазин)
полученной
о
Магазин или рынок: решайте сами! (Урок- информации
работе рынков и
экскурсия на рынок)
магазинов,
с
учётом специфики
местности,
где
проживают
школьники
Обед – дело серьёзное! Блюда, являющиеся Цель: уточнить и
традиционными в меню обеда
расширить
Обед. Формирования осознанной установки представления
школьников
о

на здоровое разнообразное питание

1.
1.

Что у нас на обед? Меню обеда

блюдах,
являющихся
традиционными в
меню
обеда.
Создавать условия
для формирования
осознанной
установки
на
здоровое
разнообразное
питание

Цель:
учить
Разница между домашним питанием и составлять меню
обеда,
дать
питанием в общепите
начальные
представления о
том,
как
подбираются
продукты

для того или итого
блюда,
как
рассчитывается
стоимость блюда.
Помочь
понять
разницу
между
домашним
питанием
и
питанием
в
общепите
1.

Продавцы и покупатели (Деловая игра)

1.

Продавцы и покупатели (Деловая игра)

Закреплять
умение
производить
расчет стоимости
отдельных
товаров, в том
числе с учётом их
веса и упаковки, а
также
продуктовой

корзины в целом
(на определённый
период
времени,
для
приготовления
определённого
блюда)
1.

Рецепт к обеду: винегрет

1.

Рецепт к обеду: винегрет

Практическая
работа.
Создать условия
для применения
на
практике
полученных
знаний,
формировать
практические
умения
приготовления
кулинарного
блюда

1.
1.

Званый обед (Проектная работа). Подготовка В практической
и организация праздничного обеда
деятельности
и
Званый обед (Проектная работа). Подготовка уточнить
обогатить личный
и организация праздничного обеда
опыт школьников
в
части
подготовки
и
организации
праздничного
обеда
IV четверть – 16 часов
Семья – 14 часов

1.

В путешествие на поезде. Устройство
вокзала

Цель:
познакомить
Правила школьников
устройством
вокзала,
правилами
безопасного
поведения

1.

В путешествие на поезде.
безопасного поведения на вокзале

с

на

вокзале.
Акцентировать
внимание
школьников
на
особенностях
организации
работы
междугороднего
транспорта
в
местности,
где
они проживают
1.
1.

Отсюда начинаются путешествия. Экскурсия Иллюстрация
на вокзал. (Урок-экскурсия)
полученной
о
Отсюда начинаются путешествия. Экскурсия информации
работе
вокзала
на вокзал. (Урок-экскурсия)
(железнодорожно
й
станции,
автостанции),
с
учётом специфики
местности,
где

проживают
школьники
1.
1.

1.
1.
1.

Отдых — это просто?

Воспитывать
Отдых — это просто? Активный отдых для понимание
необходимости
полноценной жизни человека
активного отдыха
для полноценной
жизни человека
Какие планы на лето? Традиционные виды Цель: уточнить и
летнего отдыха
расширить
представления
Планы на летний отдых
школьников
о
Планы на летний отдых
традиционных
видах
летнего
отдыха.
Помочь соотнести
изучаемый
материл
с
собственными
планами
на

летний отдых,
внести
в
них
коррективы,
доступные
школьникам
(например, в части
хобби или занятий
спортом)
1.

Советы
путешественникам
(Проектная
работа).
Рациональная
подготовка
к
длительному
путешествию
(укладка
чемодана, хранение денег и документов)

1.

Советы
путешественникам
(Проектная
работа).
Рациональная
подготовка
к
длительному путешествию (питание в
дороге и др.)

1.

Советы
путешественникам
(Проектная
работа). Выбор места отдыха и расчёта
бюджета
поездки
до
подготовки

Цель: сообщить
школьникам
практически
значимую
информацию
о
рациональной
подготовке
к
длительному
путешествию
(укладка
чемодана,
хранение денег и

необходимых вещей к путешествию

1.

1.

Туристические маршруты (Деловая игра).
Практическая
задача:
составление
и
презентация туристического маршрута для
интересного отдыха в местности, где живут
ученики

документов,
питание в дороге и
др.).
В практической
деятельности
учить планировать
отдых (от выбора
места отдыха и
расчёта бюджета
поездки
до
подготовки
необходимых
вещей
к
путешествию)

Помочь
школьникам
составить
презентовать
туристический
Туристические маршруты (Деловая игра). маршрут для

и

Практическая
задача:
составление
и
презентация туристического маршрута для
интересного отдыха в местности, где живут
ученики

интересного
отдыха
местности,
они живут

в
где

Закрепление и обобщение пройденного – 2 часа
1.

Знаю? Понимаю? Умею?

1.

Знаю? Понимаю? Умею?

Обобщение,
закрепление
и
контроль знаний,
полученных
на
уроках, создание
условий для связи
изученного
с
личным опытом
школьников

Условия реализации АООП
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Основы социальной жизни»
Используемые материалы: средства для стирки, пятновыводители, земляные смеси
(изготовленные из имеющегося природного материала и купленные в магазине), удобрения,
бумага, картон, клей, краски акварельные, цветные карандаши, фломастеры, маркеры разного
цвета; нитки (разные виды); ткани разных сортов; различные бланки.
Инструменты и оборудование: электрическая плита; холодильник; кухонная посуда, утварь;
приборы и инструменты; электробытовая техника (электрический чайник, электромясорубка,
микроволновая печь, электромиксер, жарочная печь); стиральная машина-автомат;
гладильная доска; предметы личной гигиены, пылесос, утюг, ножи, разделочные доски,
салатники, блюда, ножницы, перчатки, горшки цветочные, лейки, совки.

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места.
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Основы социальной жизни : 7-й класс : методическое пособие к учебнику С. В. Комаровой,
Е. Л. Александровой / С. В. Комарова, Е. Л. Александрова. — Москва: Просвещение, 2024.
— 33, [1] с.
Для учащихся:
Основы социальной жизни. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Комарова С.В.,
Александрова Е.Л. – М.: Просвещение, 2024.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Детская журналистика объединяет.

Детская журналистика объединяет. «Дети-детям. Живые письма» - переписка юных журналистов из разных городов!

Вот и подошел к логическому завершению масштабный всероссийский проект юных журналистов (г. Москва), в котором под руководством педагогов школьного медиахолдинга «Подсолнух» Крушинских Л.Ю. и Лапшиной Н.А.  приняли участие наши ребята.

Напомним, как это было. Проект начался еще в октябре 2023 года. Цель его – обмен почтовыми письмами между участниками студий детской журналистики, медиацентров. Зарегистрировано более 80 заявок по всей России. Наши ребята справлялись с редакционными заданиями наравне с норматипичными школьниками. А это: 1. Групповые творческие задания на тему журналистики, блогинга, медиажурналистики; 2. Написание индивидуальных писем, отправленных в одном конверте; 3. Оформление конверта по заданной тематике; 4. Съемка видеоролика. Лидия Юрьевна и Наталья Андреевна проводили увлекательные занятия с ребятами о появлении почтовой службы и ее истории, об истории почтовой марки, об эпистолярном этикете, многое узнали о профессии почтальона. Ребята нашего медиа-кружка отлично справились со всеми заданиями. Было очень весело писать письма, здорово отправлять по почте и получать письма, писать ответы.йте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».