Пояснительная записка.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 года;
3.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;
5.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
на учебный год;
6.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России;
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
8.
Локальные акты образовательного учреждения;
Коррекционный курс «Ритмика» реализуется в рамках коррекционно-развивающей
области учебного плана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В соответствии с учебным планом, время, отводимое на освоение
коррекционного курса «Ритмика» для второго класса 68 часов; распределение часов
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 часа. Таким образом,
программа «Ритмика» для второго класса рассчитана на 1 учебный год 8-9-летних детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая
работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих
социально-личностному
развитию
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), коррекции недостатков в психическом и физическом
развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики обусловлено
необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического
развития
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
средствами
музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у
детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение
двигательных функций.
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального
развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на
ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком
у
всех
(интеллектуальными
обучающихся,
нарушениями)
воспитанников
выступает
с
умственной
недоразвитие
отсталостью
психики
с
явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в
усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет
решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и
коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья
умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и
развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и
навыков.
Важной
задачей,
имеющей
коррекционное
значение,
является
развитие
музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно
происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков
двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно3
временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При
этом повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции
осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида
движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у
них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами учебного предмета.
Цель предмета: исправление недостатков психического и физического развития
детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи:
развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление
физического и психического здоровья детей.
развитие общей и речевой моторики,
эмоционально-волевое развитие учащихся,
воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга,
коллективизма, организованности.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер достигается средствами музыкальноритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики,
укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции
нервно-психических процессов, поведения, личностных реакций, эмоционально-волевых
качеств и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Ведущей ролью коррекционно-развивающего обучения данному предмету является
не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное развитие личности умственно
отсталого ребенка, дающее возможность реализации его способностей, подготовка
ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
4
Связь содержания программы с учебными предметами.
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных
инструментах. Содержание обучения направлено на развитие и корригирование
координации движений, моторики, пространственной ориентировки. Музыкальные и
речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического
воспитания. Ритмика имеет тесную связь и взаимодействие с такими предметами как:
музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения,
способствующие
выработке
необходимых
музыкально-двигательных
навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно
отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с
подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с
напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся
создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов
танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены
особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской
мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения
с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек
помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны
носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски,
учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с
основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг,
присядка и др.).
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может
отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и
конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
5
В соответствии со спецификой региона дополнены следующие разделы:
танцевальные упражнения: народные танцевальные традиции Урала.
Особенности реализации программы.
Особенности методики преподавания предмета. Организация, построение,
содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливаются структурой нарушений
детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях,
эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются
такие направления, как:
коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция
внимания (его переключаемости, устойчивости, распределения), памяти (слуховой,
зрительной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового,
пространственного, зрительного);
коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных
движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости,
нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение,
приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;
коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела,
ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве, преодолению
глобальных синкинезий;
развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с
предметами и без них, с пением, с образными движениями.
Методы и формы обучения, используемые современные образовательные
технологии. Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида
проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:
Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
Практические:
показ
учителя,
совместное
выполнение
данного
движения,
индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом;
использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.
6
Формы занятий:
ритмопластика и ритмическая гимнастика;
логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или
шумовое ритмичное сопровождение);
психогимнастика под музыку;
корригирующие игры с пением;
коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
коммуникативные танцы;
хореографические этюды с предметами и без предметов;
элементы музицирования;
импровизация;
ритмический диктант.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии:
уровневая дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация,
рациональное дыхание, конкретные, доступные для выполнения, задачи, соотношение
статического и динамического компонента урока. Размещение учащихся в зале с учетом их
особенностей здоровья (нарушения зрения, осанки, рост), активность и работоспособность
учащихся на разных этапах урока, интерес к теме или уроку, распределение психической и
физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание, влажная уборка.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции.
Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают
ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют
нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль,
самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида
деятельности на другой.
Содержание учебного предмета
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные
движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется
развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нём.
7
1. Упражнения на ориентирование в пространстве
Ходьба вдоль
с поворотами. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги.
Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами.
2. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
Упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы. Наклоны туловища. Наклоны
и повороты туловища в сочетании с движениями рук. Повороты туловища с передачей
предмета. Движения рук и ног. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений
Перекрестные движения. Сопряженные движения
рук и ног. Одновременные
движения рук и ног. Ускорение и замедление движений. Смена движений.
Упражнения на расслабление мышц
Встряхивание и раскачивание рук. Раскачивание рук поочередно и вместе.
Выбрасывание ног.
3. Координация движений, регулируемых музыкой
Круговые движения. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение
несложных ритмических рисунков на бубне. Исполнение несложных ритмических
рисунков на барабане.
4. Игры под музыку
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки. Различение
изменений в музыке. Передача в движениях игровых образов. Игры с пением и речевым
сопровождением. Инсценирование доступных песен.
5. Танцевальные упражнения
Тихая ходьба, пружинящий шаг. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, хлопки, полька.
Переменные притопы. Элементы русской пляски. Движения местных народных танцев.
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
8
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке
и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений
в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных
заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои
поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в
контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
9
сотрудничать
с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности,
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с
учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять
некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами,
предметами-заместителями;
читать;
писать; выполнять
арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный уровень:
уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и
особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции
учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
10
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
контрастными построениями.
Достаточный уровень:
уметь
рассчитываться
на
первый,
второй,
третий для
последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность,
грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
(хлопками или притопами).
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Ритмика II класс» включает в себя печатные пособия; цифровые средства
обучения; технические средства обучения.
Печатные пособия:
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя,
нотные хрестоматии для слушания музыки, коллективного инструментального
исполнительства);
портреты композиторов;
портреты исполнителей и дирижеров;
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с
изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
11
информационные сайты, интернет - ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
музыкальный центр;
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
комплект элементарных музыкальных инструментов:
✓ бубен;
✓ бубенцы;
✓ колокольчики;
✓ кастаньеты;
✓ ритмические палочки;
✓ ксилофон;
✓ ложки (музыкальные ложки);
✓ маракас;
✓ металлофон;
✓ погремушки;
✓ треугольник.
12
Календарно тематическое планирование 2 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Тема занятия
Кол.ч. Дата проведения
1 четверть
ТБ на занятиях.
Правильное исходное положение на уроках ритмики.
Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
Перестроение в круг из шеренги.
Перестроение в круг из цепочки.
Выполнение простых движений с предметами.
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Основные танцевальные правила танцевальной технологии.
Основные правила. Положение рук и ног.
Передача в движении частей музыкального произведения.
Танцы народов РФ.
Особенности танцев народов РФ, костюмы.
Знакомство с танцами народов РФ.
Работа на качественным выполнением упражнений.
2 четверть
Характер музыки: задумчивый, сдержанный, торжественный.
Характер музыки: величавый, шутливый, игривый.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Два круга, диагональ.
Разучивание Plie по – 1,4 позициям.
Упражнения с музыкально-ритмическими предметами. Ударные ложки,
(ложки, барабан).
Упражнения с музыкально-ритмическими предметами. Звенящие (бубен,
маракасы, трещетка, погремушка).
Музыкальный размер.2/4, 4/4, 3/8,6/8.
Battement tendu в сторону и вперед из 4 и 1 позиции.
Жанры в музыке. Понятия сильная доля, затакт.
Характер музыки, тоника, мажор, минор.
Разучивание releve по 6 и 1 позиции.
Упражнения с предметами танца.
Музыкально-ритмические игры.
Жанры в музыке. Песня, танец, марш.
Музыкальные паузы. Целая, половинная,
Музыкальные паузы. Четвертная, восьмая.
3 четверть
Музыкальный темп. Быстрый.
Музыкальный темп. Медленный.
Музыкальный темп. Умеренный.
Музыкально-ритмические игры. «Мыши и мышеловки».
Музыкально-ритмические игры. «Кот и мыши».
Музыкально-ритмические игры. «Ищи свой цвет».
Музыкальные штрихи. Легатто.
Музыкальные штрихи. Стаккато.
Повтор упражнений с музыкально-ритмическими предметами.
Музыкально-ритмические игры.
Танцевальные движения. Поклон простой.
13
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Музыкально-ритмические игры.
Шаги: шаг на высоких полупальцах.
Шаги: шаг на высоких полупальцах с поднятыми коленями.
Переменный шаг.
Мелкий шаг с продвижением вперед.
Приставной шаг.
Шаг с приседанием.
Шаг с притопом.
Шаг с продвижением вперед и назад.
4 четверть
Рисунок танца. Понятие интервалов в рисунке танца.
Повторение рисунка танца.
Бег легкий «ноги назад».
Бег стремительный.
Бег на месте.
Лошадки.
Жете.
Прыжки на месте.
Прыжки в VI позиции.
Прыжки в повороте.
Прыжки ½.с продвижением вперед.
Прыжки: «Поджатый».
Прыжки: «Разножка».
Бытовой шаг, шаг на полупальцах, боковой шаг.
Легкий бег на полупальцах с поднятыми коленями.
Повтор Plie Battement tendu, releve.
14
15