Пояснительная записка.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
1.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013
N 203-ФЗ);
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 года;
3.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015;
5.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
на учебный год;
6.
Концепция
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России;
7.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании
в Свердловской области»;
8.
Локальные акты образовательного учреждения;
2
Место предмета «Музыка» в учебном плане. В соответствии с Учебным планом
время, отводимое на урок «Музыки» в пятом классе 34 часа; распределение часов
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 1 час. Таким образом,
программа «Музыка» для пятого класса рассчитана на 1 учебный год для 12-13-летних
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«Музыка» ― учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного
опыта
(овладение
элементарными
музыкальными
знаниями,
слушательскими и доступными исполнительскими умениями).
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального
искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению
концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности.
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации
обыденной жизни и праздника.
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью
используемых методов. Музыкально образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме
следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение,
элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для
слушания и исполнения, вокальных упражнений.
3
Восприятие музыки.
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений;
развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном
произведении;
развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный
материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая
опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
4
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных
фразах;
развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не
имеющих пауз между фразами;
развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные
звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации;
развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических
упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной
артикуляции в сопровождении инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной
высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу
вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого,
грустного, спокойного) и текста;
выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание
пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом
и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон;
развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и
ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
5
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano
(умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –ля1, ре1 – си1, до1 –
до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты.
Содержание:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ―
piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная
линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник,
металлофон, ложки и др.);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Базовые учебные действия.
Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной
стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с
другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий,
которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке
и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений
в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
6
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознает себя как гражданина России, имеющего
определенные права и обязанности; гордится школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликается на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относится к
людям труда и результатам их деятельности; активно включается в общеполезную
социальную деятельность; осознанно относится к выбору профессии; бережно относится к
культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: -умение
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.); умение слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий; умение дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных
ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - не
знакомый и т.п.); умение использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач; умение использовать разные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе
информационные.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: -умение принимать
и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления; умение осознанно действовать на основе
разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; умение
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих; умение осуществлять самооценку и
самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: -умеет
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию; умеет использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе
практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; умение
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
7
с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и
практических задач; умение использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
Минимальный уровень:
умение передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
умение спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы,
воплощенные в музыкальных произведениях;
умение эмоционально отзываться и эмоционально реагировать на произведения
различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
умение различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
умение петь сольно и в хоре; иметь представление о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр);
умение различать музыкальные инструменты и их звучание (фортепиано, барабан,
скрипка и др.);
правильная передача мелодии в диапазоне до1 – до2;
пение коротких попевок на одном дыхании;
умение мягкого, напевного, легкого пения;
формирование гласных и отчетливое произнесение согласных звуков, умение
интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
различение высоты звука (высокие, средние, низкие); представление о динамических
особенностях музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); длительности звуков (долгие,
короткие);
владение элементарной игрой на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.)
понимание дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
Достаточный уровень:
элементарные
представления
о
многообразии
внутреннего
содержания
прослушиваемых произведений;
владение навыками певческого дыхания: умение быстро, спокойной менять дыхание
при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами;
воспроизведение куплета хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента;
умение правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
умение отчетливо произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
точное интонирование мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
8
умение четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
учителя и инструмента (а капелла);
испытание эстетического наслаждения от собственного пения;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки
высокие, средние, низкие;
восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте);
умение показать рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх);
умение определять сильную долю на слух;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzo piano
(умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
знание элементарных сведений о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
владение элементарной игрой на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.), на балалайке или других доступных народных
инструментах; элементарной игрой на фортепиано.
Учащиеся должны знать:
роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
паузы (долгие, короткие);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка)
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных
произведений.
Критерии и нормы оценки обучающихся
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной
позиции).
1. Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
2. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка "5" ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной
позиции);
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
· если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной
позиции);
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
9
· умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
· проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
или:
· в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или:
· проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
· нет интереса, эмоционального отклика;
· неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
· нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
Оценка по предмету должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального,
психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования
музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося
не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и
эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки,
нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными
проявлениями.
Модуль «Школьный урок»
Задача: использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.
Данное направление подразумевает использование воспитательных возможностей
организации урока:
1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (создание и поддержание
интереса, активизация познавательной деятельности учащихся).
2. Воспитание сознательной дисциплины (показать важность учебно–
познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).
3. Формирования умений и навыков организации учащимися своей деятельности
(организация самостоятельной работы, соблюдение техники безопасности и гигиенических
правил).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирование
учителем умения слушать, высказывать и аргументировать свое мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (разработка и принятие критериев
оценивания, оценивание по критериям, взаимопроверка, самооценивание и т.д.).
6. Воспитание гуманности (регулирование отношений «учитель - ученик», «ученик
- ученик»).
7. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой
учебного предмета.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
10
Материально-технические условия реализации программы учебного предмета
«Музыка V класс» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися
требований к результатам освоения программы общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Материально-техническая
база образовательной организации должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение по реализации программы учебного
предмета «Музыка V класс» включает в себя печатные пособия; цифровые средства
обучения; технические средства обучения; учебно-практическое оборудование.
Печатные пособия:
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя,
нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного
инструментального исполнительства);
портреты композиторов;
портреты исполнителей и дирижеров;
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с
изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы и т.д.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
информационные сайты, интернет - ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
музыкальный центр;
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль); клавишный синтезатор;
комплект элементарных музыкальных инструментов:
11
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
Тема предмета
1
Здравствуй музыка
Кол- Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
во
Минимальный уровень
Достаточный уровень
час
1
Повторение правил поведения во Под контролем учителя выполняют Выполняют правила поведения на уроках
время занятий музыкой.
Работа с учебником.
Повторение изученного в 4 классе.
Слушание
музыкальных
произведений различных по темпу
(быстрые, медленные, умеренные).
Виды мелодического движения (на
одной
ноте,
интервалами
и
скачкообразное).
Хоровое пение попевки «Вот иду я
вверх, вот иду я вниз»
2
3
«Из чего наш 1
мир состоит».
«С
чего
начинается
Родина»
из
кинофильма
«Щит и меч»,
музыка
В.
Баснера, слова М.
Матусовского
«Гимн России», 1
музыка
А.
Хоровое пение попевки «Вот иду я
вверх, вот иду я вниз». Работа с
учебником, иллюстрацией. Беседа о
Родине. Прослушивание песни «С
чего начинается родина» из
кинофильма «Щит и меч», музыка
В. Баснера, слова М. Матусовского.
Беседа о смысле песни, кинофильме
«Щит и меч», понятии «Родина»
Беседа о символах государства.
правила поведения на уроках
музыки.
Рассматривают
и
показывают условные обозначения.
По
изображению
узнают
музыкальные
инструменты.
Осознанно слушают, показывают
эмоциональный
отклик
на
изученные в 4 классе произведения,
с помощью учителя определяют
темп, характер мелодии, настроение
музыки.
Показывают
эмоциональный отклик на знакомое
музыкальное
произведение.
Подпевают фразы с помощью
учителя
Осознанно слушают песню.
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, отвечают вопросы с
помощью учителя.
Показывают эмоциональный отклик
на музыкальное произведение.
Кратко отвечают на вопросы
музыки.
Показывают
и
называют
условные обозначения. Самостоятельно
показывают и называют музыкальные
инструменты, различают их звучание на
слух.
Осознанно
слушают,
самостоятельно
характеризуют
прослушанную мелодию, настроение
музыки, отвечают на вопросы о
содержании музыкальных произведений,
изученных
ранее.
Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, узнают и называют его.
Поют упражнения вместе с учителем,
соблюдая мелодию и ритм
Осознанно слушают песню. Слушают
учителя, рассматривают иллюстрации,
объясняют
понятие
«Родина».
Определяют сюжет и называют весенние
приметы, знакомые песни и стихи о весне.
Показывают эмоциональный отклик на
музыкальное произведение, отвечают на
вопросы учителя о характере музыки.
Отвечают
распространенным
предложением на вопросы
Слушают учителя, рассматривают Слушают
учителя,
рассматривают
иллюстрации, отвечают на вопросы иллюстрации, объясняют, что такое гимн,
4
Александрова,
слова
С.
Михалкова
Хоровое пение: прослушивание,
разучивание и хоровое пение «Гимн
России», музыка А. Александрова,
слова С. Михалкова.
Беседа о России.
Прослушивание
песни
«Моя
Москва», музыка И. Дунаевского,
слова М. Лисянского и С. Аграняна.
Беседа
о
прослушанной
музыкальной композиции
с помощью учителя. Слушают
песню. Показывают эмоциональный
отклик
на
музыкальное
произведение. Поют песню вместе с
учителем. Подпевают отдельные
фразы. Под руководством учителя
берут
дыхание
в
начале
музыкальных фраз. Прослушивают
музыкальное
произведение
и
отвечают кратко на вопросы
Кто что составляет. 1
Хоровое пение попевки «Вот иду я
вверх, вот иду я вниз».
Работа с учебником.
Знакомство с понятием звукоряд,
нотный стан, музыкальная пауза,
мелодия, аккомпанемент,
расположением нот на нотном
стане, стихотворением «Очень
музыку люблю».
Запись нот и скрипичного ключа.
Опрос по изученной теме
Подпевают фразы с помощью
учителя.
Рассматривают
иллюстрацию, слушают учителя,
кратко отвечают на вопросы.
Записывают ноты по образцу.
Осознанно слушают, показывают
эмоциональный
отклик
на
изученные в 4 классе произведения,
с помощью учителя определяют
темп, характер мелодии, настроение
музыки.
Слушают
учителя,
запоминают
и
частично
воспроизводят ноты в прямом и
обратном порядке. С помощью
учителя составляют запись нот на
нотном стане. Читают стих, кратко
отвечают на вопросы
герб, флаг. Осознанно слушают песню,
отвечают на вопросы развернутым
предложением.
Осмысленно
и
эмоционально поют песню со словами,
близко
интонируя
мелодию.
Самостоятельно берут дыхание в начале
новой музыкальной фразы. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя
о
характере
музыки.
Прослушивают
музыкальное
произведение и отвечают на вопросы
Поют упражнения вместе с учителем,
соблюдая
мелодию
и
ритм.
Рассматривают иллюстрацию, читают
стихотворение,
слушают
учителя,
знакомятся с понятием звукоряд, ноты,
отвечают на вопросы.
Записывают ноты самостоятельно, после
объяснения учителя.
Осознанно слушают, самостоятельно
характеризуют прослушанную мелодию,
настроение музыки, отвечают на вопросы
о
содержании
музыкальных
произведений, изученных ранее.
Слушают учителя. Запоминают и
воспроизводят ноты в прямом и обратном
порядке.
Самостоятельно записывают ноты на
нотном стане. Читают стих выразительно,
понимают его смысл, отвечают на
вопросы по его содержанию.
14
5
1
«Подмосковные
вечера», музыка
СоловьеваСедого, слова М.
Матусовского
Прослушивание
песни
«Подмосковные вечера» (музыка
Соловьева-Седого,
слова
М.
Матусовского).
Беседа
о
композиции. Прослушивание песни
«Московские окна», музыка Т.
Хренникова,
слова
М.
Матусовского).
Составление
рассказа по содержанию песни.
Знакомство
с
творчеством
композитора П.И. Чайковского.
Повторение музыкальных терминов
6
Детский альбом
Хоровое пение: разучивание песни
«Из чего наш мир состоит», музыка
Б. Савельева, слова М. Танича.
Знакомство
с
произведениями
П.И.Чайковского
«Детский
альбом».
Прослушивание
композиций. Беседа о композиторе.
Ответы на вопросы
Хоровое пение: повторение ранее
разученных песен.
7
«Учиться надо
весело».
«Учиться
надо
весело», музыка
С. Соснина, слова
К. Ибряева.
1
Хоровое пение: разучивание и
исполнение с движениями песни
«Учиться надо весело», музыка С.
Соснина, слова К. Ибряева.
Работа с учебником – вопросы по по
содержанию песни, выразительное
чтение стихотворения «У меня в
портфеле».
Слушают музыку. Показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальное
произведение.
Составляют рассказ по содержанию
песни с помощью наводящих
вопросов.
Прослушивают
произведения
композитора,
знакомятся
с
биографией
композитора,
повторяют
определение понятия «композитор».
Называют музыкальные термины с
опорой на картинный материал и
помощью учителя
Слушают, запоминают и подпевают
отдельные слова и предложения
песни, пропевают повторяющиеся
фразы. Поют музыкальные фразы,
пропевают песню полностью с
помощью учителя. Выполняют
движения, повторяя за учителем.
Читают стихотворение, отвечают
кратко на вопросы по его
содержанию. Пропевают по строкам
вместе с учителем.
Повторяют действия за учителем.
Подпевают отдельные слова и звуки,
пытаются воспроизводить мелодию.
Слушают, определяют характер
песни с помощью учителя, кратко
отвечают на вопросы о песне.
Слушают
музыку.
Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя о характере музыки. Составляют
рассказ
по
содержанию
песни.
Прослушивают
произведения
композитора П.И. Чайковского, дают
определение понятия «композитор»,
кратко отвечают на вопросы по
биографии.
Называют музыкальные термины
Слушаю,
запоминают,
поют,
воспроизводя мелодию и слова песни.
Поют песню целиком. Правильно дышат,
воспроизводят
мелодию
и
ритм,
распределяют дыхание. Самостоятельно
ритмично выполняют движения песни.
Выразительно читают стихотворение и
отвечают
на
вопросы
полным
предложением.
Поют песню с учителем и затем
самостоятельно
Повторяют действия за учителем, а затем
самостоятельно. Запоминают и повторяют
с учителем, воспроизводят мелодию и
слова разученного отрывка.
Слушают музыку.
Выразительно читают стихотворение,
понимая его содержание и основной
смысл
15
8
У меня в портфеле
9
«Дважды
два
четыре», музыка
В.
Шаинского,
слова
М.
Пляцковского
10
«Лесной олень»
из кинофильма
«Ох
уж
эта
Настя», музыка
Е.
Крылатова,
слова Ю Энтина
Хоровое пение: разучивание песни
«Расти, колосок» из музыкальнопоэтической композиции «Как хлеб
на стол пришел», музыка Ю.
Чичикова, слова П. Синявского.
Беседа по содержанию песни.
Сочинение
музыкального
сопровождения к произведению.
Работа с учебником - чтение
стихотворение
Ю.
Морица
«Ванечка-пастух».
Ответы
на
вопросы.
Хоровое
пение:
повторение ранее разученных песен
Хоровое пение: разучивание песни
«Дважды два четыре», музыка В.
Шаинского, слова М. Пляцковского
Работа с учебником - вопросы по
содержанию песни, выразительное
чтение и выполнение его с
движениями стихотворения «Раз,
два, три, четыре, пять» В. Волиной.
Хоровое пение: повторение ранее
разученных песен
Хоровое пение: повторение ранее
разученных
песен.
Работа
с
учебником
знакомство
с
творчеством
Э.
Рязанова.
Прослушивание
вальса
из
кинофильма «Берегись автомобиля»
музыка А. Петрова. Беседа по
произведению.
Прослушивание
песни
«Лесной
олень»
из
Повторяют
песню
вместе
с
учителем, поют припев.
Эмоционально поют и выполняют
движения к песне, повторяя за
учителем.
Слушают, определяют характер
песни с помощью учителя, кратко
отвечают на вопросы о песне.
Читают стихотворение, отвечают
кратко на вопросы по его
содержанию.
Поют всю песню с учителем
интонационно близко к мелодии
Слушают музыку. Показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальное
произведение.
Слушают, определяют характер
песни с помощью учителя, кратко
отвечают на вопросы о песне.
Читают стихотворение, понимая его
основной
смысл,
повторяют
движения за учителем. Поют всю
песню с учителем интонационно
близко к мелодии
Пропевают по строкам вместе с
учителем. Выразительно читают,
отвечают кратко на вопросы по
стихотворению.
Знакомятся
с
творчеством
Э.
Рязанова.
Прослушивают
музыкальное
произведение и отвечают кратко на
вопросы. Прослушивают песню в
исполнении учителем. Повторяют
Повторяют песню с учителем и
самостоятельно.
Поют
песню
легко
и
весело,
соответственно характеру музыки.
Отвечают на вопросы о характере
мелодии, настроении и содержании песни.
Выразительно читают стихотворение и
отвечают
на
вопросы
полным
предложением
Правильно интонационно и ритмически
передают характер песни
Показывают эмоциональный отклик на
музыкальное произведение, отвечают на
вопросы учителя о характере музыки.
Самостоятельно определяют характер
песни, отвечают на вопросы учителя.
Выразительно читают стихотворение,
понимая его содержание и основной
смысл,
самостоятельно
выполняют
движения. Правильно интонационно и
ритмически передают характер песни
Поют
песню
с
учителем
и
самостоятельно. Выразительно читают
стихотворение, понимая его содержание и
основной
смысл.
Знакомятся
с
творчеством Э. Рязанова. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя
о
характере
музыки.
Прослушивают песню в исполнении
16
кинофильма «Ох уж эта Настя»,
музыка Е. Крылатова, слова Ю
Энтина. Разучивание движений к
песне. Исполнение движений под
музыкальное сопровождение
11 Размеры
произведений.
Обобщение
по
теме
«Учиться
надо
весело»
12 «Кабы не было
зимы».
«Кабы не было
зимы»
из
мультфильма
«Зима
в
Простоквашино»,
музыка
Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина
13 «Пестрый
колпачок»,
музыка
Г.
музыкальные фразы вместе с
учителем. Пропевают мелодию.
Выполняют
движения
под
музыкальное
сопровождение,
повторяя
их
за
учителем.
Подпевают, уверенно поют припев
песни.
Поют
песню
с
учителем
интонационно близко к мелодии.
Называют размеры прослушанного
произведения с помощью учителя.
Записывают размер на нотном стане
с опорой на наглядный материал
Поют
песню
с
учителем
интонационно близко к мелодии.
Слушают, проговаривают хором
новые термины, отвечают на
вопросы учителя. Прослушивают
произведения Э.Грига, знакомятся с
биографией
композитора.
Показывают эмоциональный отклик
на музыкальное произведение, с
помощью
учителя
определяют
характер
музыкального
произведения. Слушают песню в
исполнении учителя. Подпевают
отдельные слова, воспроизводят
мелодию с помощью учителя.
Повторяют движения за учителем
Хоровое пение: повторение ранее
разученных
песен.
Размеры
произведений (две четверти, три
четверти, четыре четверти). Запись
размера
на
нотном
стане.
Повторение пройденного материала
Хоровое пение: повторение ранее
разученных
песен.
Работа
с
учебником
знакомство
с
понятиями:
вокальная,
инструментальная,
программная
музыка. Знакомство с творчеством
Э.
Грига.
Прослушивание
композиции «Утро» из музыки к
пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э.
Грига. Беседа после прослушивания
композиции. Разучивание «Кабы не
было зимы» из мультфильма «Зима
в Простоквашино, музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина
Разучивание движений к песне.
Исполнение
движений
под
музыкальное сопровождение
Исполнение ранее разученных песен Подпевают
отдельные
слова,
с движениями под музыкальное воспроизводят мелодию с помощью
сопровождение. Работа с учебником учителя. Повторяют движения за
учителем. определяют её содержание и
характер. Повторяют музыкальные фразы,
пропевают мелодию с учителем, а затем
самостоятельно.
Правильно и самостоятельно выполняют
движения песни, пропевая текст.
Повторяют песню с учителем и
самостоятельно.
Узнают
и
называют
размеры
прослушанного произведения.
Записывают размер на нотном стане
самостоятельно
Правильно интонационно и ритмически
передают характер песни. Слушают,
используют новые термины, отвечают на
вопросы
учителя.
Прослушивают
произведения композитора Э.Грига, дают
определение понятия «композитор»,
кратко отвечают на вопросы по
биографии. Осознанно слушают музыку.
Показывают эмоциональный отклик на
музыкальное
произведение,
самостоятельно определяют характер
музыкального произведения. Запоминают
и повторяют с учителем, воспроизводят
мелодию и слова разученного отрывка
Правильно и самостоятельно выполняют
движения, пропевая текст
Правильно и самостоятельно выполняют
движения,
пропевая
текст
ранее
изученных песен.
17
Струве, слова Н.
Соловьевой
-выразительное
чтение
стихотворения «Дом гнома, гном
дома» Ю. Морица.
Беседа по содержанию.
Разучивание
пасни
«Пестрый
колпачок», музыка Г. Струве, слова
Н. Соловьевой
14 «Не надо больше
Хоровое
пение:
исполнение
движений
под
музыкальное
сопровождение ранее изученных
песен. Работа с учебником знакомство с понятием «увертюра».
Прослушивание «Увертюры» из
кинофильма
«Дети
капитана
Гранта» И. Дунаевского. Работа над
развитием
музыкального
воображения. Работа с учебником выразительное
чтение
стихотворения «Не надо больше
ссориться» Э. Мошковского. Беседа
по
содержанию.
Разучивание
движений к песне. Исполнение
движений
под
музыкальное
сопровождение
Хоровое пение: разучивание и
хоровое исполнение с движениями
«Песенки странного зверя» из
мультфильма
«Странный
зверь».музыка В. Казенина, слова Р.
Лаубе). Знакомство с творчеством
ссориться»
Э.
Мошковского
15 «Песенки
странного зверя»
из мультфильма
«Странный
зверь», музыка В.
учителем. Выразительно читают,
отвечают кратко на вопросы по
стихотворению.
Поют
песню
полностью с учителем, уверенно
исполняют припев и выполняют
движения с помощью учителя.
Повторяют музыкальные фразы
вместе с учителем. Выполняют
движения под песню, повторяя их за
учителем
Подпевают
отдельные
слова,
воспроизводят мелодию с помощью
учителя.
Повторяют движения за учителем.
Слушают музыку. Показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальное произведение.
Читают
стих, понимают
его
смысловое содержание с помощью
учителя.
Кратко отвечают на вопросы.
Подпевают
отдельные
слова,
воспроизводят мелодию с помощью
учителя.
Повторяют движения за учителем
Выразительно читают стихотворение,
понимая его содержание и основной
смысл.
Уверенно поют песню целиком, точно
интонационно
и
ритмически
эмоционально
передают
характер
произведения.
Правильно и самостоятельно выполняют
движения, пропевая текст
Выполняют движения с помощью
учителя. Поют выученный фрагмент
с учителем в унисон интонационно
близко к мелодии. Знакомятся с
творчеством Д.Гершина. Слушают,
определяют настроение музыки.
Повторяют
движения
ритмически
правильно
и
самостоятельно,
проговаривая
текст.
Запоминают
мелодию и текст, повторяют ее с учителем
и самостоятельно исполняют в унисон
мелодию со словами. Знакомятся с
Правильно и самостоятельно выполняют
движения,
пропевая
текст
ранее
изученных песен.
Осознанно слушают музыку. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя о характере музыки.
Читают стих выразительно и понимают
его содержание и смысл.
Отвечают на вопросы развернутым
ответом.
Правильно и самостоятельно выполняют
движения, пропевая текст
18
Казенина, слова
Р. Лаубе.
Обобщение
по
теме
«Кабы не было
зимы»
16 «Прекрасное
далеко».
Современные
музыкальные
инструменты
17 «Мы
желаем
счастья
вам»,
музыка
С.
Намина, слова И.
Шаферана)
американского композитора Д.
Гершвина.
Прослушивание
«Колыбельная Клары» из оперы
«Порги и Бесс» Дж. Гершвина.
Беседа
по
прослушанной
композиции. Выполняют задание на
прослушивание
Хоровое пение: разучивание песни
«Прекрасное далеко» из телефильма
«Гостья из будущего», музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Знакомство
с
современными
музыкальными инструментами.
Прослушивание пьесы А. Зацепина
«Тема машины времени» из
кинофильма «Иван Васильевич
меняет профессию»
Шумовой оркестр под песню – игра
на детских инструментах.
Хоровое
пение:
исполнение
движений
под
музыкальное
сопровождение ранее изученных
песен.
Прослушивание
«Колыбельной
Магдалины» из рок-оперы «Иисус
Христос - суперзвезда», музыка Э.
Уэббера,
слова
Т.
Райса».
Инструменты
для
исполнения
музыкального
произведения.
Хоровое пение: разучивание песни
«Мы желаем счастья вам», музыка
С. Намина, слова И. Шаферана.
Определяют темп прослушанной
мелодии с помощью наводящих
вопросов. Выбирают правильный
ответ из 3 вариантов
творчеством Д.Гершвина, отвечают на
вопросы. Поют выученный фрагмент с
учителем и самостоятельно. Слушают,
определяют
характер
прозвучавшей
мелодии. Выбирают ответ из 6 вариантов
Слушают песню в исполнении
учителя. Подпевают отдельные
слова
и
звуки,
пытаются
воспроизводить мелодию. Называют
современные
музыкальные
инструменты
с
опорой
на
наглядность. Слушают музыку
(звучание
терменвокса).
Показывают эмоциональный отклик
на музыкальное произведение.
Выполняют задания учителя, стучат
на инструментах ровными долями.
Подпевают
отдельные
слова,
воспроизводят мелодию с помощью
учителя. Повторяют движения за
учителем
Слушают музыку. Показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальное
произведение.
Называют
музыкальные
инструменты
для
исполнения
произведения с помощью учителя.
Подпевают
отдельные
слова,
воспроизводят мелодию
Слушают песню в исполнении учителя.
Запоминают и повторяют с учителем,
воспроизводят
мелодию
и
слова
разученного
отрывка.
Различают
современные музыкальные инструменты
по названиям и звучанию.
Знакомятся с творчеством А. Зацепина,
различают звучание терменвокса среди
других инструментов оркестра, отвечают
на вопросы.
Выполняют задания учителя, исполняют
на инструментах заданный ритмический
рисунок.
Правильно и самостоятельно выполняют
движения,
пропевая
текст
ранее
изученных песен
Осознанно слушают музыку. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя о характере музыки. Называют
музыкальные
инструменты
для
исполнения произведения. Запоминают и
повторяют с учителем, воспроизводят
мелодию и слова разученного отрывка
19
18 Рок-опера
«Юнона и Авось»
19 «Ты не бойся,
мама!»
Международный
женский день
20 «Я
капитаном»,
музыка
буду
Г.
Хоровое исполнение песни с
движениями.
Сочинение
музыкального сопровождения к
песне
Знакомство с историей создания
рок-оперы «Юнона и Авось».
Прослушивание музыкальной темы
«Я тебя никогда не забуду…».
Беседа
о
произведении,
его
характере
и
выразительных
средствах. Работа с учебником повторение
пройденного
музыкального материала, вопросы
по изученной теме. Хоровое
исполнение ранее изученных песен
с движениями
Хоровое
исполнение
ранее
изученных песен с движениями.
Беседа о международном женском
дне. Разучивание песни «Ты не
бойся,
мама!»
(музыка
М.
Протасова, слова Е. Шкловского).
Хоровое исполнение музыкального
произведения с движениями
Слушают историю создания рокоперы «Юнона и Авось».
Прослушивают музыкальную тему.
Показывают эмоциональный отклик
на музыкальное произведение.
Кратко отвечают на вопросы по
пройденному
музыкальному
материалу.
Подпевают слова, воспроизводят
мелодию, за учителем повторяют
движения
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, отвечают кратко на
вопросы о празднике 8 Марта.
Подпевают слова, воспроизводят
мелодию, за учителем повторяют
движения. Осознанно слушают, с
помощью
учителя
определяют
характер музыки. Запоминают,
подпевают отдельные слова и
фразы,
интонационно
близко
воспроизводят
мелодию.
Воспроизводят движения по тексту
песни по показу учителя
Знакомство
с
творчеством Знакомятся
с
творчеством
немецкого
композитора
Л.В. Л.В.Бетховена.
Прослушивают
Бетховена. Прослушивание Второй музыкальное
произведение,
с
Называют события, на которых основан
сюжет создания рок-оперы «Юнона и
Авось». Слушают музыку. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя о характере и выразительных
средствах произведения. Отвечают на
вопросы по пройденному музыкальному
материалу и выражают свое отношение к
нему. Правильно и самостоятельно
выполняют движения, пропевая текст
ранее изученных песен
Рассматривают иллюстрации, называют
предметы и людей, называют традиции
праздника. Участвуют в беседе, отвечают
на вопросы о празднике 8 Марта.
Правильно и самостоятельно выполняют
движения,
пропевая
текст
ранее
изученных песен. Осознанно слушают,
самостоятельно определяют характер
музыки, отвечают на вопросы о
произведении. Запоминают и повторяют с
учителем, воспроизводят достаточно
чисто
мелодию
и
слова
песни.
Самостоятельно воспроизводят движения
по тексту песни.
Знакомятся с творчеством Л.В.Бетховена,
кратко отвечают на вопросы по его
биографии.
Осознанно
слушают,
20
Левкодимова,
слова
Р.
Алдониной
21 «Погоня»,
музыка
Я.
Френкеля, слова
Р.
Рождественского
22 «Песенка
про
папу», музыка В.
Шаинского,
слова М. Танича
23
«Из чего же, из
чего же», музыка
Ю.
Чичкова,
части Симфонии №7 Л. Бетховена.
Беседа о музыкальной композиции,
его характере и выразительных
средствах.
Разучивание и хоровое исполнение
песни «Я буду капитаном», музыка
Г. Левкодимова, слова Р. Алдониной
с движениями.
помощью
учителя
определяют
характер музыки, звуковедения,
темпа. Осознанно слушают, с
помощью
учителя
определяют
характер музыки. Прослушивают
песню в исполнении учителя.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные
слова
и
фразы,
интонационно
близко
воспроизводят мелодию, повторяют
движения за учителем
Прослушивание песни «Погоня» из Слушают, узнают песню, повторяют
кинофильма «Новые приключения за учителем ритм на детских
неуловимых», музыка Я. Френкеля, музыкальных инструментах
слова Р. Рождественского. Беседа по
содержания.
Сочинение
музыкального сопровождения к
произведению
на
шумовых
инструментах
Разучивание и хоровое исполнение Слушают песню в исполнении
музыкального
произведения учителя.
«Песенка про папу», музыка В. Проявляют эмоциональный отклик,
Шаинского, слова М. Танича.
подпевают куплеты, окончания
Беседа по содержанию песни.
строк, поют припев.
Хоровое исполнение музыкального Кратко отвечают на вопросы по
произведения с движениями
содержанию
музыкального
произведения.
Воспроизводят движения по тексту
песни, повторяя за учителем
Прослушивание «К Элизе» Л. В. Слушают музыку.
Бетховена.
Показывают эмоциональный отклик
на музыкальное произведение.
определяют
характер
музыки,
звуковедения, темпа, отвечают на
вопросы о произведении.
Прослушивают песню в исполнении
учителя. Воспроизводят достаточно чисто
мелодию и слова песни
Осознанно слушают песню, отвечают на
вопросы,
описывают
характер
произведения и его содержание.
Выполняют задания учителя, исполняют
на инструментах заданный ритмический
рисунок
Осознанно слушают песню в исполнении
учителя. Пропевают слова и мелодию.
Самостоятельно
поют
под
аккомпанемент.
Отвечают на вопросы по содержанию
музыкального произведения полным
распространенным
предложением.
Запоминают и повторяют с учителем,
воспроизводят достаточно чисто мелодию
и слова песни
Осознанно
слушают
музыкальное
произведение, отвечают на вопросы,
описывают
выразительные
средства
композиции.
Дают
эмоциональный
21
слова
Халецкого
Я.
24 «Огонек».
«Огонек в горах»
из одноименного
кинофильма,
музыка
А.
Бабаева, слова Г.
Регистана
25 «Дорога добра»,
музыка
М.
Минков,
слова
Ю. Энтина
26 «Катюша»,
музыка
М.
Блантера, слова
М. Исаковского
Беседа
о
произведении,
его
характере
и
выразительных
средствах.
Разучивание и хоровое пение песни
«Из чего же, из чего же», музыка Ю.
Чичкова, слова Я. Халецкого
Хоровое пение ранее разученных
песен с движениями
Разучивание и хоровое исполнение
песни «Огонек в горах» из
одноименного кинофильма, музыка
А. Бабаева, слова Г. Регистана с
движениями под музыку.
Беседа о песне.
Хоровое пение ранее разученных
песен с движениями
Хоровое пение ранее разученных
песен с движениями.
Прослушивание и исполнение с
движениями песни «Дорога добра»
из мультфильма «Приключения
маленького Мука», музыка М.
Минков, слова Ю. Энтина.
Беседа по содержанию песни.
Музыкальное сопровождение на
детских
музыкальных
инструментах.
Слушают песню в исполнении
учителя.
Подпевают отдельные слова и
фразы, воспроизводят мелодию
песни.
Воспроизводят движения по тексту
песни, повторяя за учителем
отклик на музыкальное произведение,
отвечают на вопросы учителя о характере
музыки. Слушают песню в исполнении
учителя. Запоминают слова, повторяют с
учителем
и
самостоятельно.
Воспроизводят движения по тексту песни,
повторяя за учителем
Прослушивают исполнение песни
учителем. Повторяют музыкальные
фразы
вместе
с
учителем.
Пропевают мелодию. Определяют
характер песни с помощью учителя,
односложно отвечают на вопросы
Воспроизводят движения по тексту
песни, повторяя за учителем
Поют
музыкальные
фразы,
пропевают песню полностью с
помощью учителя. Выполняют
движения, повторяя за учителем.
Слушают, запоминают и подпевают
отдельные слова и предложения
песни, пропевают повторяющиеся
фразы. Слушают, отвечают на
вопросы. Повторяют за учителем
простой ритмический рисунок на
музыкальных инструментах. Поют
ранее
разученные
песни
с
движениями с помощью учителя
Разучивание и хоровое исполнение Осознанно слушают музыкальное
песни «Катюша», музыка М. произведение. С помощью учителя
Блантера, слова М. Исаковского
определяют характер музыки, части
куплетной формы -запев, припев.
Прослушивают исполнение песни.
Повторяют
музыкальные
фразы,
пропевают мелодию с учителем и
самостоятельно.
Отвечают на вопросы о характере
мелодии, содержании песни.
Воспроизводят движения по тексту песни,
выполняя самостоятельно
Воспроизводят
достаточно
чисто
мелодию и слова песни. Поют песню
целиком.
Правильно
дышат,
воспроизводят
мелодию
и
ритм,
распределяют дыхание. Самостоятельно
выполняют движения песни. Слушаю,
запоминают,
поют,
воспроизводя
мелодию и слова разученного отрывка
произведения. Дают развернутые ответы
на вопросы по содержанию песни.
Ритмически правильно повторяют на
музыкальных инструментах заданный
ритмический рисунок.
Осознанно
слушают
музыкальное
произведение.
Самостоятельно
определяют характер музыки, части
куплетной формы - запев, припев,
22
27 «Ой,
Волгой»
обработке
Локтева
по-над
в
В.
про
Красную
Шапочку»
из
одноименного
телефильма,
музыка
А.
Рыбникова, слова
Ю. Кима.
Обобщение
по
теме
«Огонек».
Слушают
произведение
в
исполнении учителя. Запоминают,
подпевают учителю отдельные
слова и фразы, интонационно и
ритмически близко воспроизводят
мелодию
Техническая
работа
над Слушают музыку. Показывают
музыкальным произведением.
эмоциональный
отклик
на
Беседа по содержанию.
музыкальное произведение
Хоровое исполнение: разучивание Подпевают отдельные слова и
песни «Ой, по-над Волгой» в фразы, воспроизводят мелодию с
обработке В. Локтева.
помощью учителя.
Хоровое исполнение с движениями Отвечают на вопросы кратко
28 «Песня
Прослушивание
«Песни
про
Красную
Шапочку»
из
одноименного телефильма, музыка
А. Рыбникова, слова Ю. Кима.
Беседа по содержанию песни.
Исполнение
музыкального
произведения
с
движениями.
Музыкальное сопровождение на
инструментах.
Работа с учебником, вопросы и
задания по изученной теме
29 «С нами, друг!»
Повторение основных музыкальных
жанров (опера, балет, симфония,
концерт).
Работа с учебником:
вопросы и задания. Знакомство с
творчеством
композитора
А.
Вивальди. Прослушивание Третьей
части Концерта №2 «Лето» из цикла
Основные жанры
в музыке
Слушают,
показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальное произведение. Узнают
песню, повторяют за учителем ритм
на
детских
музыкальных
инструментах. Выполняют задания
учителя, стучат на инструментах
ровными
долями
под
счет.
Повторяют за учителем движения,
подпевают повторяющиеся концы
фраз.
Отвечают
на
вопросы
простыми предложениями
Называют основные музыкальные
жанры, различают их с помощью
учителя. Кратко отвечают на
вопросы. Знакомятся с творчеством
А.Вивальди.
Прослушивают
музыкальное
произведение,
с
помощью
учителя
определяют
отвечают на вопросы о произведении.
Запоминают, повторяют с учителем и
воспроизводят чисто мелодию и слова
песни, эмоционально передают ее
настроение
Слушают
музыку.
Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение,
определяют
характер
музыкального произведения. Запоминают
и повторяют с учителем, воспроизводят
мелодию и слова разученного отрывка.
Отвечают
на
вопросы
полным
предложением
Слушают
музыку.
Показывают
эмоциональный отклик на музыкальное
произведение, отвечают на вопросы
учителя о характере музыки.
Поют песню с учителем, а затем
самостоятельно, интонируя мелодию и
соблюдая ритмический рисунок.
Выполняют задания учителя, исполняют
на инструментах ритмический рисунок,
указанный учителем.
Отвечают полным ответом на вопросы по
изученной теме
Называют
и
различают
основные
музыкальные жанры. Знакомятся с
творчеством
А.Вивальди,
кратко
отвечают на вопросы по его биографии.
Отвечают полным ответом.
Осознанно
слушают
композицию,
определяют
характер
музыки,
23
30
«Грезы»
Шумана
Р.
31 «Нам нужна одна
победа», музыка
и
слова
В.
Окуджавы
32 «Облака»,
музыка
Шаинского,
слова
Козловой
В.
С.
«Времена года» А. Вивальди. Беседа
о музыкальной композиции, его
характере
и
выразительных
средствах.
Прослушивание
композиции
«Под
музыку
Вивальди» В. Берковской
Прослушивание
композиции
«Грезы» Р. Шумана. Беседа о
произведении, его характере и
выразительных средствах. Работа с
учебником – выразительное чтение
отрывка из стихотворения И.
Мазина «Давайте дружить». Беседа
по содержанию стихотворения.
Хоровое пение: разучивание песни
«Будь со мной…», музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина
Прослушивание песни «Нам нужна
одна победа» из кинофильма
«Белорусский вокзал», музыка и
слова В. Окуджавы. Рассматривание
иллюстраций к празднику. Беседа об
эмоциях,
вызванных
данной
композицией, и по ее содержанию.
Хоровое исполнение: разучивание
песни «С нами друг», музыка Г.
Струве, слова Н. Соловьевой
Разучивание песни «Облака» из
мультфильма
«Трям!
Здравствуйте!»
(музыка
В.
Шаинского, слова С. Козловой).
Беседа по содержанию.
характер
темп
музыки,
звуковедение, звуковедение, темп, отвечают на вопросы
о произведении
Слушают музыку. Показывают
эмоциональный
отклик
на
музыкальную композицию. Кратко
отвечают
на
вопросы
по
содержанию
музыкального
произведения.
Выразительно
читают, отвечают кратко на вопросы
по стихотворению. Подпевают
отдельные слова и фразы песни,
воспроизводят мелодию с помощью
учителя
Слушают учителя, рассматривают
иллюстрации, кратко отвечают на
вопросы.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные слова и фразы, близко
воспроизводят мелодию
Осознанно слушают музыку. Показывают
эмоциональный отклик на музыкальную
композицию,
определяют
характер
музыкального
произведения.
Выразительно читают стихотворение,
понимая его содержание и основной
смысл. Запоминают и повторяют с
учителем, воспроизводят мелодию и
слова разученного песенного отрывка.
Слушают,
отвечают
на
вопросы,
описывают характер песни и содержание
Рассматривают иллюстрации, слушают
учителя. Называют предметы и людей,
определяют их отношение к празднику
«День Победы». Запоминают и повторяют
с учителем песню. Достаточно точно
воспроизводят
мелодию
и
слова
разученного отрывка.
Слушают,
отвечают
на
вопросы,
описывают характер песни и содержание
Осознанно слушают музыкальное
произведение. С помощью учителя
определяют характер музыки, части
куплетной формы -запев, припев.
Запоминают, подпевают учителю
отдельные
слова
и
фразы,
Осознанно
слушают
музыкальное
произведение.
Самостоятельно
определяют характер музыки, части
куплетной формы - запев, припев,
отвечают на вопросы о произведении.
24
33 «Прощайте
скалистые горы»,
музыка
Е.
Жарковского,
слова Н. Букина
34 Итоговое
занятие.
Повторение
пройденного
музыкального
материала
Музыкально-ритмические
упражнения
интонационно и ритмически близко
воспроизводят мелодию. Повторяют
за учителем и ритмично делают
простые
движения,
повторяют
простой ритмический рисунок
Разучивание и хоровое исполнение
песни «Большой хоровод», музыка
Б. Савельева, слова Л. Жигалкиной,
А. Хайта. Сочинение музыкального
сопровождения
на
детских
музыкальных
инструментах.
Прослушивание песни «Прощайте
скалистые горы», музыка Е.
Жарковского,слова
Н.
Букина.
Беседа по содержанию
Повторение песен и упражнений,
знаний о композиторах, изученных
музыкальных
жанрах
и
музыкальных инструментах
Поют музыкальные фразы и куплет
полностью с помощью учителя.
Выполняют задания учителя, стучат
на инструментах ровными долями
под счет. Осознанно слушают
произведение,
показывают
эмоциональный отклик, с помощью
учителя
определяют
характер
музыки. Отвечают односложно на
вопросы по содержанию
Эмоционально, с помощью учителя,
поют изученные песни в унисон,
близко интонируя мелодию. Берут
дыхание в начале музыкальных
фраз. Выполняют задания учителя,
играют на инструментах ровными
долями под счет и исполняют
простой ритмический рисунок.
Повторяют за учителем и ритмично
выполняют простые танцевальные
движения. Эмоционально участвуют в
действиях, кратко отвечают на
вопросы
Запоминают и повторяют с учителем и
воспроизводят чисто мелодию и слова
песни, эмоционально передают ее
настроение.
Ритмически
правильно
выполняют движения, проговаривая текст
упражнений
Поют песню целиком, правильно дышат,
воспроизводят
мелодию
и
ритм,
распределяют
дыхание.
Выполняют
задания
учителя,
исполняют
на
инструментах ритмический рисунок
мелодии.
Осознанно
слушают
произведение, определяют настроение
музыки, характеризуют произведение.
Отвечают
распространенным
предложением на вопросы
Эмоционально передают характер песни.
Поют песни самостоятельно целиком в
унисон. Берут дыхание в начале
музыкальных
фраз,
распределяют
дыхание. Достаточно точно интонируют
мелодию и соблюдают ритм. Выполняют
задания
учителя,
исполняют
на
инструментах заданные ритмические
рисунки. Самостоятельно, правильно и
ритмично выполняют ранее выученные
танцевальные движения. Эмоционально
участвуют в действиях, развернуто
отвечают на вопросы
25