Факультатив Азбука Доброты 4Б класс 2020-2021

Пояснительная записка
Рабочая программа

по внеурочной деятельности разработана на

основании:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесение
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
3. Приказ Минобрнауки России от 19.12 2014г. №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ».
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12 2014г. №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
5. Постановление
10.07.2015г.

«Об

главного

государственного

утверждении

СанПиН

врача

2.4.2.3286-15

РФ

№26

от

«Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ОВЗ».
6. Постановление
30.06.2020г.

«Об

главного
утверждении

государственного
СанПиН

врача

3.1\2.4.3598-20

РФ

№16

от

«Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
короновирусной инфекции (COVID -19)».
7. Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016г. № ВК-452/07 «О
введении ФГОС ОВЗ» (письмо Министерства Образования Свердловской
области от 15.03.2016 № 02-01-81/2111 «О направлении методических
рекомендаций по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ»).

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О

8.

направлении методических рекомендаций» (методические рекомендации по
реализации
программ,

адаптированных
способствующих

дополнительных

общеобразовательных

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, с
учетом их ООП)
9. Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

для

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
разработанная на основе ФГОС;
10. Устав образовательного учреждения.
11. Положение школы о рабочих программах.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных
ценностей, накопленных человечеством.
Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое
контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и
убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет
сущность нравственного воспитания.
Цель

программы: воспитание

нравственных

чувств

и

этического

сознания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и
правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в
семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений,
представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном
учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах,
на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано
высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий
и

игровых

программ,

позволяющих

школьникам

приобретать

опыт

нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального
представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе
проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой
деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные
композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий
мир, музыка, ИЗО);
• классный час;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического
содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Принципы обучения
Принцип ориентации на идеал.

Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи,
школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма
нравственных

отношений,

превосходная

степень

нравственного

представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради
чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат
основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и
социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного
развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть
наполнено примерами нравственного поведения.

Пример как метод

воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы ценностных
отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования
идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим,
стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте
преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты
механизмы подражания, эмпатии. способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании

ценностных

отношений

большую

роль

играет

диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни
невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком,
ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник
включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности,

в

содержании

которых

присутствуют

разные,

нередко

противоречивые ценности мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание,

направленное

на

духовно-нравственное

развитие

обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в
себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности
младших

школьников.

Интеграция

содержания

различных

видов

деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного
развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и
ценностей.
Методы обучения
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством
которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и
передает им свои знания.
Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление
об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ,
замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа
упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы
помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых
действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Условия реализации программы



обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным

условиям и проблемам;


утверждение программы на педсовете школы и включение её в план

работы начальной школы;


подбор кадрового состава, участвующего в реализации программы,

обучение, методическое сопровождение;


разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем,

где продуманы режимные моменты;


подбор и подготовка диагностического инструментария;



наличие необходимой литературы создание копилки сценариев,

методик материально – технического оснащения мероприятий;


заключение необходимых договоров между педагогом (школой) и

другими участниками в реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих
ценностей,

формирование

знаний,

начальных

представлений,

опыта

эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука доброты» будет обеспечено
достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый

уровень

результатов -

приобретение

обучающимися

социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.

Второй

уровень

результатов -

получение

обучающимися

опыта

переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает
их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального
опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего
школьника

социально

приемлемых

моделей

поведения.

Только

в

самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются не столько научные знания,
сколько знания о ценностях;
•

на

втором

уровне

воспитание

осуществляется

в

контексте

жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности
и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Личностные результаты :
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая
это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных
местах.
3. Быть доброжелательными.
4. Соблюдать заповеди.
5. Сострадать животным, не обижать их.
6. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
7. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте,
содержать в чистоте свои книги и тетради.
8.

Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради,

необходимые для уроков по расписанию.
Предметные результаты:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять обещания.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно
вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в
самовоспитании.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные
действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,

ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной
материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей
родителей и других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать
предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая

электронные,

цифровые),

в

открытом

информационном

пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

и

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства

для

решения

монологическое

различных

высказывание,

коммуникативных
владеть

задач,

диалогической

строить
формой

коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
В курсе «Азбука Доброты» работа с учащимися будет основана на
работе со сборником «С нравственными качествами на ТЫ!»
Основные виды работы, которые мы предлагаем, можно рассматривать,
как игровые, но каждое из этих заданий является не просто развлекательным,
но и развивающим.
В данном сборнике задания

подобраны, в основном, на воспитание

нравственных ценностей, но кроме этого, они направлены на развитие
логического мышления, памяти и внимания.
Цель данного сборника: создание содержательных условий для работы
педагогов и родителей по развитию нравственных качеств у учащихся 9 – 10
лет на уроках внеклассного чтения, направленный на создание нравственных
идеалов, которые помогут в дальнейшей жизнедеятельности детей.
Советы по работе со сборником:
1. При работе со сборником советую работать только в хорошем
настроении и с боевым настроем, чтобы дети хотели заниматься и всегда
ждали эти уроки.

2. Оценивать работы детей строго не нужно, потому что мы закладываем
базу нравственного воспитания, а не отторгаем их нежелание ходить на
уроки и выполнять задания.
3. Оценивание лучше производить по принципу Хорошо или Отлично,
другие оценки здесь не уместны.
4. Длительность одного занятия должно быть 40 минут, но не все время
нужно играть, советую чередовать задания.
5. При работе нужно добиваться, чтобы участвовали, все учащиеся и
чтобы у всех было желание для игры или других видов деятельности.
6. В процессе выполнения задании или игр, педагогу необходимо
принимать непосредственное участие. В заключении игры обязательно
поощрять всех детей независимо от результатов урока.
7. Не

в

коем

случае,

в

случае

не

удачи

на

уроке

или

не

заинтересованности все детей, НЕЛЬЗЯ винить детей, подумайте, может, это
вы где-то упустили, что-то.
Для того чтобы сборник был успешно использован и урок прошел хорошо
необходимо:

•

Определить цели и задачи урока. Определить место проведения

игры в системе обучения и воспитания.

•

Для эффективности уроков они должны проходить в системе.

•

Проектирование урока и определение нравственной задачи,

правил и результата. Результат должен также планироваться.

•

Необходим индивидуальный подход: обеспечение активной роли

в уроке всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение
инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений между собой и
положительного отношения к, отражаемым в игре, явлениям и событиям.

•

Учитывать желания самих детей.

•

Не следует строго оценивать учащихся и относится к ним

предвзято.

Систематические занятия могут помочь ребенку понять, что такое
нравственные качества и почему так важно ими владеть и развивать их у
себя. Прежде всего, ребенок сам поймет, зачем лично ему то или иное
нравственное качество, что он получит в ходе урока и что учитель уроки
проводить не зря, а с пользой для самого ребенка.

Календарно – тематический план
№
1-3

Дата

Содержание
Введение

Сказки зарубежных писателей
4-7
Д. Р.Киплинг
«Рики – Тики – Тави»
8-11

В. Гауф
«Маленький Мук»

Рассказы о животных Б.С. Житкова
12
Знакомство с творчеством
Б.С Житкова
13-15
«Мангуст»

16-18

«Про обезьянку»

«Что такое хорошо и что такое плохо»
19-21
Е. Шварц
«Сказка о потерянном
времени»

Кол-во
часов
3

Коррекционная направленность

4

Знакомство учащихся с рассказам;
Работ с детьми по всестороннему
изучению рассказа;
Знакомство учащихся с рассказам;
Работ с детьми по всестороннему
изучению рассказа;

4

1
3

3

3

22-24

Л. Воронкова «Что сказала
бы мама?»

3

25-26

Н.Лифшиц «Разговор с
сыном»

2

27-28

В. Донникова «Твоя мама»

2

29-30

Я.Аким « Жадина »

2

31-32
33-34

Ребусы
Загадки

2
2

Беседа с детьми о пользе данного
предмета, нацеливание детей на
результат.

Знакомство с творчеством Б.С
Житкова;
Знакомство учащихся с рассказам;
Работ с детьми по всестороннему
изучению рассказа;
Знакомство учащихся с рассказам;
Работ с детьми по всестороннему
изучению рассказа;
Изучение хороших и плохих
качеств человека;
Беседа с учащимися;
Составление плана действий в
хороших и плохих ситуациях;
Изучение хороших и плохих
качеств человека;
Беседа с учащимися;
Составление плана действий в
хороших и плохих ситуациях;
Знакомство с рассказом;
Определение хороших и плохих
качеств человека;
Знакомство с рассказом;
Определение хороших и плохих
качеств человека;
Знакомство с рассказом;
Определение хороших и плохих
качеств человека;
Обучение детей решать ребусы;
Обучение детей разгадывать
загадки;

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».