Пояснительная записка Программа факультатива «Логика от А до Я» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Нормативно-правовыми основаниями разработки рабочей программы факультатива «Логика от А до Я» являются: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ); - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014, вступивший в силу в сентябре 2016 года; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, N 26 от 10 июля 2015 года. - Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с РАС, разработанная на основе ФГОС НОО; - Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Устав Государственного казённого образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области - Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГКОУ СО «Екатеринбургская школа № 7»; - Программа работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ГКОУСО «Екатеринбургская школа №7»; - Локальные акты образовательного учреждения. Данный вариант программы будет реализован в автономном классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7», для группы обучающихся, имеющих в заключении ПМПК рекомендации по обучению по АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1. Группа состоит из 5 человек: Андрей А., Андрей Н., Тимофей П., Александра И., Григорий К. Автономный класс для обучающихся с РАС был открыт в ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» 1 сентября 2017 года, в рамках реализации проекта «Класс для детей с РАС», цель которого: создание и апробация образовательной модели для детей с аутизмом в условиях школы. В связи с этим, при разработке программ учитывались перечисленные документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения адаптированных рабочих программ обучающимися с РАС, отягощенными умственной отсталостью. ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» в полной мере обеспечивает требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Особые образовательные потребности обучающихся с РАС Недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер обучающихся с РАС, отягощенным умственной отсталостью разных групп, проявляется в глубоком своеобразии их социализации. Перспективы образования обучающихся с РАС детерминированы, в основном, степенью выраженности недоразвития интеллекта. Для обучающихся с РАС выделяются образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. Специфические образовательные потребности для обучающегося с РАС: • наглядно-действенный характер содержания образования; • упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе образования; • специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с РАС; • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности поведения; • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и взаимодействие с ним. Рабочие программы для обучающихся 4-в класса с РАС разработаны с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель факультативного курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников с расстройством аутистического спектра, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных базовых учебных действий. Задачи курса: Обучающие: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; формирование пространственных представлений и пространственного воображения; привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. развитие памяти, личностной сферы. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики; развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся. Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Формы проведения занятий -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры с мячом; -работа с конструкторами; - конкурсы знатоков; -игровые занятия; -игры-состязания, КВН. -игра - соревнование. Режим и место проведения занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (БУД). Познавательные БУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). критика). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, Планируемые результаты освоения программы Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Календарно – тематическое планирование факультатива «Логика от А до Я» № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Тема занятия Как люди научились считать. Разные системы счисления. Математика – это интересно. Числа – великаны. Загадки – смекалки. Танграм: древняя китайская головоломка. Сообрази. Узнай цифру. Путешествие точки. Волшебная линейка Праздник числа 100 Семь чудес света Конструирование многоугольников Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. Игра - соревнование «Весёлый счёт» Игры с кубиками Математическая викторина Лего - конструкторы Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Весёлая геометрия Математическая карусель Математическое путешествие Уголки Игра в магазин. Монеты. 1 1 1 1 2 Конкурс. Знатоков математики Весёлые задания Спичечный конструктор Прятки с фигурами Математический КВН Математические игры Математический аукцион Игры с кубиками Числовые головоломки 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Час весёлой математики Конкурс знатоков Итого 1 1 34 часа Дата