Факультатив Логика от А до Я 4-в класс РАС 2020-2021

Пояснительная записка
Программа факультатива «Логика от А до Я» входит во внеурочную
деятельность
по
направлению
общеинтеллектуальное
развитие
личности,
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической
ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
Нормативно-правовыми основаниями разработки рабочей программы
факультатива «Логика от А до Я» являются:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13
№203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014,
вступивший в силу в сентябре 2016 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013 г. №1015;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, N 26 от 10 июля 2015 года.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для детей с РАС, разработанная на основе ФГОС НОО;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Устав Государственного казённого образовательного учреждения
Свердловской области «Екатеринбургская школа № 7, реализующая адаптированные
основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства
общего и профессионального образования Свердловской области
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГКОУ
СО «Екатеринбургская школа № 7»;
- Программа работы по формированию экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни ГКОУСО «Екатеринбургская школа №7»;
- Локальные акты образовательного учреждения.
Данный вариант программы будет реализован в автономном классе для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра ГБОУ СО «Екатеринбургская
школа № 7», для группы обучающихся, имеющих в заключении ПМПК рекомендации по
обучению по АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1.
Группа состоит из 5 человек: Андрей А., Андрей Н., Тимофей П., Александра И.,
Григорий К.

Автономный класс для обучающихся с РАС был открыт в ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 7» 1 сентября 2017 года, в рамках реализации проекта
«Класс для детей с РАС», цель которого: создание и апробация образовательной модели
для детей с аутизмом в условиях школы.
В связи с этим, при разработке программ учитывались перечисленные
документы, в которых предложены предметные, личностные результаты освоения
учебных предметов, система оценки достижений планируемых результатов освоения
адаптированных рабочих программ обучающимися с РАС, отягощенными умственной
отсталостью.
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 7» в полной мере обеспечивает
требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и
воспитания.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Недоразвитие познавательной, эмоционально волевой и личностной сфер
обучающихся с РАС, отягощенным умственной отсталостью разных групп, проявляется в
глубоком своеобразии их социализации.
Перспективы образования обучающихся с РАС детерминированы, в основном,
степенью выраженности недоразвития интеллекта.
Для обучающихся с РАС выделяются образовательные потребности, как общие
для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Специфические образовательные потребности для обучающегося с РАС:
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с РАС;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в
познании окружающего мира и взаимодействие с ним.
Рабочие программы для обучающихся 4-в класса с РАС разработаны с
учетом особенностей психофизического развития обучающихся, познавательной
деятельности детей с нарушением интеллекта, их индивидуальных возможностей,
обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель факультативного курса: развитие познавательных и творческих
способностей младших школьников с расстройством аутистического спектра, расширения
математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию
познавательных базовых учебных действий.
Задачи курса:
Обучающие:

формирование умения рассуждать как компонента логической
грамотности;

формирование умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;

формирование
пространственных
представлений
и
пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного
общения на занятиях.

развитие памяти, личностной сферы.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления.
Развивающие:

развивать познавательную активность учащихся, интерес
к
математики;

развивать
смекалку
и
сообразительность,
внимание
и
сообразительности;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской
работе;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного
характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память,
внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает
младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая
благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому
найти выход – ответ.
Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к
каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять


познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на
внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Режим и место проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой
работы.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих базовых учебных действий (БУД).
Познавательные БУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).





критика).

Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,

Планируемые результаты освоения программы
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
 Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Календарно – тематическое планирование факультатива «Логика от А до Я»
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Тема занятия
Как люди научились считать. Разные системы
счисления.
Математика – это интересно.
Числа – великаны. Загадки – смекалки.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Сообрази. Узнай цифру.
Путешествие точки.
Волшебная линейка
Праздник числа 100
Семь чудес света
Конструирование многоугольников
Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего.
Игра - соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Математическая викторина
Лего - конструкторы

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Весёлая геометрия
Математическая карусель
Математическое путешествие
Уголки
Игра в магазин. Монеты.

1
1
1
1
2

Конкурс. Знатоков математики
Весёлые задания
Спичечный конструктор
Прятки с фигурами
Математический КВН
Математические игры
Математический аукцион
Игры с кубиками
Числовые головоломки

1
1
1
1
1
1
1
1
2

Час весёлой математики
Конкурс знатоков
Итого

1
1
34 часа

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».