СанПин 2.4.3648-20 от 01.01.2021г.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Свердловской
области

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»
Основные нововведения и изменения

СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также
условиям деятельности хозяйствующих субъектов,
осуществляющих продажу товаров, выполнение работ
или оказание услуг"

Организация
обучения,
воспитания,
отдыха,
оздоровления

СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды
обитания»

Все нормы носят ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер

 по отдельным нормам указаны допуски, определяющие
возможность вариативного и наиболее оптимального
функционирования организаций без рисков для
здоровья детей и молодежи
 базируются
на
результатах
современных
гигиенических исследований факторов воспитания и
обучения детей
 учитывают ключевые тенденции развития инноваций
в системе строительства и реконструкций зданий,
разработке современных методик обучения

ВПЕРВЫЕ УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ

детским игровым комнатам
 организациям
среднего,
профессионального образования

 организациям, предоставляющим
временного проживания детей
 проведению массовых
участием детей

высшего

услуги

мероприятий

с

 Выделены пункты, соблюдать которые необходимо при
разработке проектной документации
Обязательный характер приобрели требования к территориальной
доступности школ и детских садов, доставке детей, проживающих
удаленно от общеобразовательных организаций – пункт 2.1.
Введено требование обязательности периметрального ограждения
собственной территории зелеными насаждениями (наряду с забором) с
целью шумоизоляции и защиты от химического загрязнения – пункт 2.2.1.
Для хозяйствующих субъектов, не имеющих централизованной системы
водоснабжения и водоотведения, введено требование оборудования
автономных систем холодного и горячего водоснабжения и
водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные
сооружения – пункт 2.6.1. (обязательно для проектирования)
Для всех помещений, предназначенных для пребывания детей и
молодежи, вводится требование к осуществлению контроля за
температурой воздуха – пункт 2.7.3.

Потолки не должны иметь следов протеканий и признаков
поражений грибком –пункт 2.5.3. (введено впервые)
Впервые предусмотрена обязательность оборудования всех
помещений емкостями для сбора мусора и своевременному
удалению мусора – пункт 2.11.1.
Впервые
использован
термин
«трансформируемые
пространства»
и
определена
возможность
их
многофункционального использования (актовый зал, столовая,
рекреации, библиотека, спортивный зал) и использования
трансформируемой мебели –пункты 2.3.2., 2.4.3.
Предусмотрена возможность использования территории и
помещений хозяйствующих субъектов иными юридическими и
физическими лицами (в соответствии с заявленным видом
деятельности) – пункт 1.6.

Впервые
предусмотрена
возможность
вариативной
расстановки парт, при условии неиспользования в учебном
процессе классной доски–пункт 2.4.3.
Впервые для всех типов организаций предусмотрена
возможность использования декоративных элементов с
яркой цветовой палитрой если их площадь не превышает 25%
от общей площади поверхности стен помещения – пункт 2.8.8.
Впервые
регламентирована
минимальная
диагональ
интерактивной доски (не менее 165,1 см), место размещения
(по центру фронтальной стены), сформулированы требования к
профилактике негативного воздействия на зрение обучающихся
(равномерность освещения, отсутствие бликов доступность
поверхности для работы обучающихся, матовая поверхность,
отсутствие слепящего эффекта) – пункты 2.4.4, 2.8.3.

По
результатам
экспериментальных
исследований
регламентированы минимальные размеры диагонали
монитора персонального компьютера (39,6 см), ноутбука (39,6
см), планшета (26,6 см) – Таблица 6.3. СанПиН 1.2.3685-21
Определена
общая
продолжительность
использования
электронных средств обучения на уроке (пункт 2.10.2.):
•для интерактивной доски –для детей до 10 лет –20 минут, старше 10 лет –30
минут;
•для компьютера (ноутбука, планшета) -для детей 1-2 классов –20 минут, 3-4
классов –25 минут, 5-9 классов –30 минут, 10-11 классов –35 минут);

Введен запрет на использование электронных средств
обучения для до 5 лет – пункт 2.10.2.
Определена продолжительность непрерывного использования
экрана (для детей 5-7 лет –5-7 минут, для учащихся 1-4-х
классов -10 минут, для 5-9-х классов –15 минут) – пункт 2.10.2

 Регламентировано время непрерывного использования
наушников за день –не более часа при уровне громкости не
более 60% от максимальной – пункт 3.5.10.
 Предусматривается
обязательность
сокращения
продолжительности уроков до 40 минут при использовании
электронных средств обучения, дистанционном обучении –
пункт 3.5.12
 Введено требование к проведению ежедневной дезинфекции
экрана, клавиатуры, компьютерной мыши с использованием
дезинфекционных растворов или салфеток на спиртовой основе
– пункт 3.5.14.

 Предусмотрена возможность использования на занятиях не
более двух различных электронных средств обучения –
пункт 3.5.2.
 Запрет на использование сотовых телефонов для
образовательных целей – пункт 3.5.3.
 Возможность использования ноутбуков для обучающихся
начальных
классов
при
наличии
дополнительной
клавиатуры –пункт 3.5.4.
 Возможность использования планшетов предусматривает
угол наклона в 30°относительно вертикали – пункт 3.5.4.

 Наличие на собственной территории групповых площадок для прогулок
детей отдельно для каждой группы – пункт 3.1.2.
 Обязательность оборудования на территории школы парковочной зоны
для маломобильных групп населения – пункт 3.4.1.
 Определен объем обязательной части образовательной программы (для
1-4 кл. - 80%, 5-9 кл. – 70%, 10-11 кл. – 60%), предусматривая, что
суммарный объем обязательной части реализуется в рамках максимального
общего объема недельной образовательной нагрузки – пункт 3.4.16.
 Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, предусматривающая суммарно 10 часов в неделю, из которых не
менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной
направленности – пункт 3.4.16.
 Сокращено с 45 минут до 20 минут минимальное время между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком – пункт
3.4.16.
 Введено максимальное время ожидания экзамена (не более 30 мин.) –пункт
3.4.16.

Впервые введены требования (пункт 2.10.3):
 к обязательному распределению детей в группы для занятий
физической культурой;
 документированию и контролю за организацией физического
воспитания
 к проведению мероприятий по физической культуре с учетом
пола, возраста и состояния здоровья
 обязательности проведения мероприятий по закаливанию
 обязательности работы по формированию здорового образа
жизни
 обязательности реализации технологий сбережения здоровья
 обязательности контроля за соблюдением правил личной
гигиены

Впервые указан временной промежуток (не
более 2-х часов), в течение которого
необходимо
информировать
органы
Роспотребнадзора о фактах выявления
инфекционных и паразитарных заболеваний
среди детей, молодежи и персонала – пункт
2.9.5.
Введен запрет на размещение базовых
станций подвижной сотовой связи – пункт
3.5.3.

ЗАГОРОДНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ
С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

 Допускается возможность осуществления заезда в 2 дня,
предусматривается проведение бесконтактной термометрии каждого
ребенка и сопровождающих его взрослых с фиксированием результатов в
журнале – пункт 3.11.2.
 Запрещается пребывание на территории организации (вне специально
установленных мест) посетителей, в том числе родителей (законных
представителей) детей.
ПАЛАТОЧНЫЕ ЛАГЕРЯ

 Изменены требования к количеству детей, проживающих в палатке должно соответствовать вместимости, указанной в техническом паспорте
палатки.
 Предусмотрена обязательность указания в договоре на оказание услуг
отдыха детей использование индивидуального спального места с
использованием личного инвентаря – пункт 3.13.5.
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей –
введено требование к оборудованию помещений постоянного пребывания и
проживания детей приборами по обеззараживанию воздуха – пункт 3.7.2.

Впервые регламентированы требования к
Детским игровым комнатам – размещению, набору помещений, оборудованию,
обработке игрушек и игрового оборудования, организации питьевого режима – пункт
3.3.1.
Условиям временного размещения организованных групп детей в общежитиях,
гостиницах, турбазах, базах отдыха, в т.ч. предусматривающие обязательность
обеспечения требований к нормам площади на одного человека, наличию условий для
соблюдения правил личной гигиены, организации питания и питьевого режима,
естественного освещения – пункт 3.15.
Проведению массовых мероприятий с участием детей и молодежи
предусматривается обязательность информирования органов Роспотребнадзора (в срок
не позднее чем за 1 месяц до начала мероприятия):

•о планируемых сроках проведения мероприятия,
•о количестве участников,
•условиях доставки участников до планируемого места проведения мероприятия,
•условиях проживания,
•организации питьевого режима,
•организации питания,
•сроках проведения дератизационных, дезинсекционных мероприятий, противоклещевых обработках (в случае
если мероприятие проводится в теплое время года и в природных условиях).

В СП 2.1.3678-20 изложены требования к
устройству, эксплуатации плавательных бассейнов

 Раздел 6.2.
 Приложение 4

ВИДЫ БАССЕЙНОВ И САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИХ УСТРОЙСТВУ

 Приложение

6

КРАТНОСТЬ
ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ
ВОДЫ
БАССЕЙНОВ

СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Требования к освещению помещений и территории (табл. 5.54, 5.56), пункты 156, 157,158
Требования к микроклимату помещений (табл. 5.34), в т.ч. бассейнов (табл. 5.31)
Требования к параметрам шума (табл. 5.35)
Требования к параметрам вибрации (табл. 5.37)
Требования к допустимым уровням электрических и магнитных полей промышленной
частоты 50гц (табл. 5.41)
Требования к нормативам площадей помещений (раздел 6, табл. 6.1.)
Нормативы параметров мебели (раздел 6, табл. 6.2.)
Требования к ЭСО (табл. 6.3., 6.8.)
Нормативы по санитарным приборам (табл. 6.4.)
Требования к организации образовательного процесса (табл. 6.6.)
Показатели организации образовательного процесса (табл. 6.7.)
Шкала трудности учебных предметов (табл. 6.9 – 6.11)
Продолжительность проветривания (табл. 6.12)
Требования к микроклимату для занятий физкультурой, производственной практике (табл.
6.13, 6.14, 6.15)
Предельно допустимые величины тяжести трудового процесса (табл. .16)
Показатели безопасности песка в песочницах (табл. 6.17)
Требования к печатным изданиям – раздел 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».