Музка 5-6 кл

Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки рабочих программ по учебным
предметам «Музыка», «Музыка и движение» для обучающихся с первого по шестой
класс с интеллектуальными нарушениями для школ,

реализующих

адаптированные

основные общеобразовательные программы, являются:
Федеральный

-

закон

Российской

Федерации

«Об

образовании

в

Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ,
от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
Федеральный

-

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от
19.12.2014, вступивший в силу в сентябре 2016 года;
-

Приказ

Министерства образования и науки

Российской

Федерации

«Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

основным общеобразовательным

программам

–

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 3013
г. №1015;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания

в

организациях,

осуществляющих

образовательную

по адаптированным основным общеобразовательным
обучающихся

с

ограниченными

возможностями

деятельность
программам

здоровья.

для

Санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, N 26 от 10 июля 2015
года.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
-Адаптированная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования для детей с РАС, разработанная на основе ФГОС НОО;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-

Федеральный

Министерством образования

перечень
и

науки

учебников,
РФ

к

рекомендованных (допущенных)

использованию

в

образовательном

процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
- Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской
области

«Екатеринбургская

школа

№

основные общеобразовательные

реализующая

7,

программы»,

адаптированные
утверждённый

приказом

Министерства общего и профессионального образования Свердловской области;
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ГБОУ СО
«Екатеринбургская школа № 7»;
- Программа работы по формированию экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №7»;
- Локальные акты образовательного учреждения.
спектра, под ред. Бондарчук О.А., Бабурин А.В. и Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторы/составители Бондарчук О.А.,
Бабурин А.В.
Музыкальное обучение и воспитание является неотъемлемой частью учебного
процесса.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном,

способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует
многие психические процессы.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной
культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в
процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания
музыкальных произведений.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих
перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных
жанров, а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности;
-формировать музыкально – эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Задачи коррекционные:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
-

помочь

самовыражению

умственно

отсталых

школьников

через

занятия

поведения,

снятию

музыкальной деятельностью;
-

способствовать

преодолению

неадекватных

форм

эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения
с окружающими.
Задачи развивающие:
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную
память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально –
исполнительские навыки;
- активизировать творческие способности.
Основной формой музыкально – эстетического воспитания являются уроки пения и
музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально – хоровые
навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают
первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах,
учатся воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение»,
«Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования
различных

видов

музыкальной

и

художественной

деятельности,

наличия

темы

используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание
деструктивных нервно – психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для
этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие
либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом.
Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой

музыки танцевального характера, выполнение танцевально – ритмической разминки,
совместное пение любимой песни, не сложная игра из простейших музыкальных
инструментах. Успокаивающее расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное
пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой
по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия – убеждение и внушение.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее
обсуждение 1 – 3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные
сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом
способствует

созданию

на

занятии

теплой

эмоциональной

атмосферы,

служит

положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование

вокально

–

хоровых

навыков

является

основным

видом

деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1 – 3 песни.
Продолжая работу над одним произведением, учащиеся знакомятся с другим и заканчивает
изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к
минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми
детьми увлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и
других, опирающихся на абстрактно – логическое мышление. Класс, в котором проводятся
уроки музыки и пения, оборудуется:
- музыкальными инструментами (фортепиано или электронно – музыкальный
клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);
- техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и
компакт-дисков, видеоаппаратура, диапроектор) ;
- музыкально – дидактическими пособиями (аудио – и видео – записи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально – дидактические игры, нотная и
методическая литература).
Место предмета в учебном плане
По учебному плану на изучение учебного курса «Музыка и пение» в 5 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ученик научится.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных
ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
— ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
— компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими

и

младшими

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видах деятельности;
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
— признание

ценности

жизни

во

всех

ее

проявлениях

и

необходимости

ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
— эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
•

Метапредметные

сформированности

универсальных

результаты
учебных

характеризуют
действий,

уровень

проявляющихся

в

познавательной и практической деятельности учащихся:
— умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития

познавательных мотивов и интересов;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение

анализировать

собственную

учебную

деятельность,

адекватно

оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности

ее

решения,

вносить

необходимые

коррективы

для

достижения

запланированных результатов;
— владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— умение

определять

понятия,

обобщать,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать
выводы;
—смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
—

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению
с искусством и художественному самообразованию.
•

Предметные

результаты

обеспечивают

успешное

обучение

на

следующей ступени общего образования и отражают:
—сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой
части его общей духовной культуры;
—сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовно-нравственного

развития,

социализации,

самообразования,

организации

содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
—развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и
слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на
основе восприятия и анализа художественного образа;
—сформированность

мотивационной

направленности

музыкально-творческую деятельность (слушание

на

продуктивную

музыки, пение, инструментальное

музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкальнопластическое движение и др.);
—воспитание

эстетического

отношения

к

миру,

критического

восприятия

музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах
музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
—расширение

музыкального

и

общего

культурного

кругозора;

воспитание

музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
—овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной

терминологией

и

ключевыми

понятиями

музыкального

искусства,

элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
—приобретение
содержательной

устойчивых

навыков

музыкально-учебной

самостоятельной,

деятельности,

целенаправленной

включая

и

информационно-

коммуникационные технологии;
—сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Ученик получит возможность научиться.
В программе предусмотрено освоение учащимися м у з ы к а л ь н ы х у м е н и й ,
присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности — это умения:
•

воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на

содержание услышанного произведения;
•

характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания,

свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
•

дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.)

характеристику

прослушанного

произведения,

его

образно-эмоционального

содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса
развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения,
его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
•

выявлять общее и различное между прослушанным произведением и

другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других
композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
Учащиеся должны знать:
наизусть 8-10 песен;

примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
размеры музыкальных произведений (2/4, ¾, 4//4);
паузы (долгие, короткие);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка).
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем
диапазоне;
контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих;
применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении
музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические
оттенки);
использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную
характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного
произведения;
адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников.

Содержание программы
5класс (34ч)
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне: си-ре.
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности,
открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м
классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время
распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и
характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором:
ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и
мелодических оборотов группой или индивидуально.

Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в тексте песен
подвижного характера.
Развитие

вокально-хоровых

навыков

при

исполнении

выученных

песен

без

сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей
песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с
жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желание высказаться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучение и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка и т.д.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальная грамота.
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Музыкальный материал для пения
1 триместр
«Моя Россия» - муз. Г. Струве, сл.Н.Соловьевой.
«Из чего же мир состоит» - муз. Б. Савельева, сл. М. Танича.
«Мальчишки и девчонки» - муз. А. Островского, сл.П.Синявского.
«Расти колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
«Учиться надо весело» - муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «как хлеб на стол
приходит» -муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
2 триместр
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» - муз. Е. Крылатова, сл.
Ю.Энтина.
«Прекрасное далеко». Из Кинофильма» гостья из будущего»- муз. Е. Крылатова, сл.
Ю.Энтина.
«Большой хоровод» -муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта.

«Пойду ль я выйду ль я» - русская народная песня.
«Пестрый колпачок» - муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой.
«Наша Елка» - муз. А. Островского, сл. З. Петровой
«Ванька-встанька» -муз. А.Филиппа, сл. С.Маршака.
«Из чего же» - муз. Ю.Чичкова, сл. Я. Халецкого.
«Катюша» -муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
«Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» - муз. В.
Шаинского, сл. М. Пляцковского.
«Нам бы вырасти скорее» - муз. Г. Фрида, сл. Е. Аскельрод.
«Лесное солнышко» - муз. И сл. Ю.Визбора.
«Облака» -муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
3 триместр
«Бу-ра-ти-но». Из кинофильма «приключения Буратино» -муз. А. Рыбникова, сл. Ю.
Энтина.
«Вместе весело шагать» -муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
«Калинка» - русская народная песня.
«Дважды два четыре» - муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского.
«Летние частушки» -муз. Е. Тиличеевой, сл. З. Петровой.
«Картошка» - русская народная песня, обр. И. Иорданского.
Музыкальнее произведения для слушания.
Л.Бетховен. «Сурок».
Л.Бетховен. «К.Элизе»
Р.Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин».
Э.Григ. «Утро», «Танец Анитры». Из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
И.Штраус. «Полька», соч.№ 214
Р.Шуман. «Грезы», соч.15 №7.
Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из к/ф «Дети капитана Гранта».
М.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина».
С.Никитин, С. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
А.Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля».
«Дорога добра». Из телефильма «Про красную шапочку» - муз. А. Рыбникова,
сл.Ю.Михайлова.
Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» - муз. Я. Френкеля.

Календарно-тематическое планирование по музыке и пению
5 класс.
Всего – 34 часа, в неделю 1 час
Название раздела, темы, урока.
№
1
2
3
4

5
6

7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

1 триместр 8 часов
«Моя Россия» муз. Г.Струве, сл.
Н.Соловьевой
«Из чего наш мир состоит» муз.
Б.Савельева, сл. М. Танича
«Мальчишки
и
девчонки»
муз.
Островского, сл. И.Дика
«Расти
колосок»
из
музыкальнопоэтической композиции «Как хлеб на
стол приходит» муз. Чичкова, сл.
П.Синявского
«Учиться надо весело» муз. С.Соснина,
сл. М.Пляцковского
«Земля
хлебами
славится»
из
музыкально-поэтической
композиции
«Как хлеб на стол приходит» муз.
Чичкова, сл. Б.Синявского
Л.Бетховен.
«Сурок».
Л.Бетховен.
«К.Элизе»
«Песенка о картошке» муз. Шаинского,
сл. Энтина
2 триместр 13 часов
«Песенка Деда Мороза» из мультфильма
«Дед Мороз и лето» муз. Е.Крылатова, сл.
Ю.Энтина
«Прекрасное далеко» муз. Е.Крылатова,
сл. Ю.Энтина
«Большой хоровод» муз. Б.Савельева, сл.
Лены Жигаловой и А.Хайта
«Пойду ль я, выйду ль я» русская
народная песня
«Пестрый колпачок» муз. Г.Струве, сл.
Н.Соловьевой
«Наша елка» муз. А.Островского, сл.
З.Петровой
Э.Григ. «Утро», «Танец Анитры». Из
музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».
И.Штраус. «Полька», соч.№ 214

Кол-во часов Дата
По плану
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

«Ванька – Встанька» муз. Филиппа, 1
сл.С.Маршака
«Из
чего
же»
муз.
Ю.Чичкова, 1
сл.Я.Халецкого
«Когда мои друзья со мной» из 1
кинофильма «По секрету всему свету»
муз. Шаинского, сл. М.Пляцковского.

Факт

20
21

22

23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33

34

Р.Шуман. «Грезы», соч.15 №7.
«Нам бы вырасти скорее» Г.Фрида, сл. 1
У.Аксельрод
«Лесное солнышко» муз. И сл. 1
Ю.Визбора
3 триместр 13 часов
«Облака»
муз.
В.Шаинского,
сл.
С.Козлова. Гаврилин. «Тарантелла». Из
к/ф «Дети капитана Гранта».
«Три поросенка» муз. Протасова, сл.
Н.Соловьевой
М.Мусоргский. «Рассвет на Москвереке». Вступление к опере «Хованщина».
«Бу-ра-ти-но»
из
телефильма
«Приключения
Буратино»
муз.
А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина
«Вместе
весело
шагать»
муз.
В.Шаинского, сл. М.Матусовского
С.Никитин, С. Берковский, П. Мориа.
«Под музыку Вивальди».
«Калинка» русская народная песня

1

«Дважды два четыре» муз. В.Шаинского,
сл. М.Матусовского
А.Петров. «Вальс». Из кинофильма
«Берегись автомобиля».
«Летние частушки» муз. Е.Тиличеевой,
сл. З.Петровой.
«Дорога добра». Из телефильма «Про
красную шапочку» - муз. А.
«Картошка» русская народная песня
обработана М.Иорданского

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

Вступление к кинофильму «Новые 1
приключения неуловимых» - муз. Я.
Френкеля.

Содержание программы 6 класс
Пение
Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого,
ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии
не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения.
Углубление навыков канителенного пения: ровность, напевность звучания;
протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно
быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.
В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости,
решительности, добиваться напевности и мягкости звучания.
В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы,
включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.
Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер
содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.).
Повторение песен, изученных в 5-м классе.
Слушание музыки
Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи.
Способность

музыки

изображать

слышимую

реальность

и

пространственные

соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство.
Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст
происходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в
раскрытии

содержания

спектакля,

фильма,

в

изображении

образов

героев,

в

характеристике явлений и событий.
Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы
учащихся о музыкальных образах этих произведений.
Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ.
Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с
помощью специально подобранного музыкального материала.
Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра.
Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой,
кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры,
треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными Инструментами.
Повторное прослушивание произведений из программы 5-го класса.
Музыкальная грамота

Формирование

представлений

о

средствах

музыкальной

выразительности,

используемых композитором: лад (мажор, минор); динамические оттенки (громко, тихо,
умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий).
Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специаль¬ностях: композитор,
дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д.
1 триместр. Тема «Музыка, театр, киноискусство, анимация».
Музыка, театр, киноискусство, анимация. Виды искусств. Их особенности.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова,
сл. А. Вознесенского. Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта».
Музыка, как эмоциональное отображение происходящего на сцене и на
экране. Роль музыки в других видах искусств. Т. Хренников. «Колыбельная
Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада». «Первый дождь». Из кинофильма
«Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова. «Последняя поэма». Из
кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А.
Адалис.
Роль музыки в раскрытии содержания спектакля. Роль музыки в других
видах искусств. Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы «Юнона и Авось» —
муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского.
Роль музыки в изображении образов героев. Что такое образ. Глюк. «Мелодия»
из оперы «Орфей и Эвридика». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и
Джульетта».

«Веселый марш монтажников» Из кинофильма «Высота» — муз. Р.

Щедрина, сл. В. Котова. «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»: из мультфильма
«Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера. «Лесной олень». Из
кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. ИХ Энтина «В Подмосковье
водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э.
Успенского.
Обобщающий урок. Обобщение знаний.
2 триместр Тема «Особенности творчества композиторов: В. Моцарта, Л.
Бетховена, Э.Грига
Особенности творчества В. Моцарта. Жизненный и творческий путь
композитора. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т.
Сикорской. «Мы желаем счастья вам» муз, С. Намина, сл. И. Шаферана.
Особенности творчества Л. Бетховена. Жизненный и творческий путь
композитора. Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Три белых
коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.

Особенности

творчества

Э.

Грига.

Жизненный

и

творческий

путь

композитора. Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт».
Итоговый урок по теме. Обобщение знаний.
3 триместр. Тема «Симфонический оркестр».
История симфонического оркестра. История создания оркестра. Путешествие
во Францию. Король Людовиг 14-ый. С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео
и Джульетта. И. С. Бах Менуэт. «Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три
мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева.
Инструменты симфонического оркестра. Состав симфонического оркестра.
Какие инструменты симфонического оркестра самые главные. П.И. Чайковский «Паде-де» из балета «Щелкунчик».
Струнные смычковые инструменты. Загадки про скрипку, альт, виолончель,
контрабас. А. Бородин «Квартет №2». «Волшебный смычок» норвежская народная песня.
Духовые

деревянные

инструменты.

Загадки

про

духовые

деревянные

музыкальные инструменты. Флейта, гобой, кларнет, фагот. И.С. Бах «Шутка».
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского. «Ты у
меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора.
Духовые медные инструменты. Загадки про духовые медные музыкальные
инструменты. Труба, валторна, тромбон, туба. Н.А. Римский Корсаков «Три чуда».
Ударные

инструменты.

Многочисленное

семейство

ударных.

Загадки.

Вивальди «Времена года. Зима» в исполнении трех ксилофонов. Игра «Угадай-ка!»
Его

величество

дирижер!

Зачем

оркестру

дирижер.

Дирижерский

жест.Великие дирижеры мира. Л.Бетховен. Симфония «Героическая». «Погоня». Из
кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р.
Рождественского.
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» симфоническая сказка.
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева. Итоговый урок по теме.
Обобщение знаний.
Музыка и изобразительное искусство. Внутренние связи между музыкой и
изобразительным искусством. Семь цветов у радуги и в музыке семь нот. «Наша
школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
Картины природы в музыке и живописи. Общее и различное между музыкой и
живописью. Музыкальная живопись и живописная музыка. Э. Григ «Утро». М.П.
Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». Картины русских художниковживописцев – А.
Васнецова, Б. Кустодиева, И. Шишкина, И. Айвазовского.

Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные
соотношения.

С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта».

Разучивание песни «Веселый марш монтажников» из кинофильма «Высота» – муз. Р.
Щедрина, сл. В. Котова.
Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Понятие
«программная музыка», виды (картинная и сюжетная), слушание муз. примеров «Балет
невылупившихся цыплят» М. Мусоргский, «Осенняя песенка» П. И. Чайковский
«Наташка - первоклашка» - исполнение.
Итоговый урок по теме. Обобщение знаний.

Календарно-тематическое планирование по музыке
в 6 классе
Всего – 34 часа, в неделю 1 час
Номер
урока

Тема урока
(раздел, темы)

Количество
часов

Дата
План

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 триместр 8 часов
Музыка и изобразительное искусство
«Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» —
муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова. — слушаем
Картины природы в музыке и живописи.
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К.
Ибряева. — разучивание
Музыка, изображающая реальность.
«Наташка-первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К.
Ибряева. – исполнение
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М.
Танича. — разучивание
Картины природы в музыке и живописи.
«Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, ел. М.
Танича. —– исполнение
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» —
муз. Е. Кры-латова, сл. Ю. Энтина. — разучивание
Картины, нарисованные музыкой.
«Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» —
муз. Е. Кры-латова, ел. Ю. Энтина. – исполнение
«Ужасно интересно, всё то, что неизвестно». Из
мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В.
Шаинского, сл. Г. Остера. — разучивание
Можем ли мы увидеть музыку.
«Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не
снилось» — муз. А: Рыбникова, ел. Р. Тагора,
русский текст А. Адалис. — слушаем
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма
«Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э.
Успенского. — разучивание
Музыкальные профессии и специальности;
«В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма
«Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э.
Успенского. – исполнение
- особенности творчества композитора Ю.
Энтина
- урок-концерт по мотивам творчества
Ю.Энтина
2 триместр 13 часов
Музыка и киноискусство.
- - «Три белых коня». Из телефильма
«Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л.
Дербенева. — разучивание
Музыка и киноискусство.
- «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» —

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Факт

11
12

13

14

15

16

17

18

19

20

муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. — разучивание
Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из
кинофильма «Гусарская баллада». — слушаем
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, ел. И.
Шаферана. — разучивание
Роль музыки в раскрытии содержания фильма,
спектакля, образов героев.
«Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз.
Е. Крылатова, ел. Л. Дербенева —– исполнение
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в
Простокваши-но» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина. — разучивание
Элементы музыкальной грамоты – термины: звук,
пауза; песня - лирическая, хороводная, трудовая,
плясовая
«Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в
Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю.
Энтина. разучивание– исполнение
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н.
Соловьевой— разучивание
«Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, ел. Н.
Соловьевой. – исполнение
«Песенка Странного зверя». Из мультфильма
«Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе.
— разучивание
Музыка и театр.
X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и
Эвридика».
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю.
Паркаева. — разучивание
Оркестр русских народных инструментов (состав и
звучание)
«Мы желаем счастья вам» — муз. С. Намина, сл. И.
Шаферана. – исполнение
Элементы музыкальной грамоты – термины:
домра, мандолина, баян, свирель, гармонь,
трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка
«Волшебная сказка» — муз. А. Морозовасл. Ю.
Паркаева. – исполнение
Музыкальные профессии. Композитор, дирижер,
музыкант.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма
«Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова. —
разучивание
Музыкальные профессии. Пианист, скрипач,
гитарист, трубач.
«Веселый марш монтажников». Из кинофильма
«Высота» — муз. Р. Щедрина, ел. В. Котова. –
исполнение
«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три
мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю.
Ряшенцева. — разучивание
Музыкальные профессии. Солист, артист, певец.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

22

23

24

25

26
27

28

29

30

«Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три
мушкетера» — муз. М. Дунаевского, сл. Ю.
Ряшенцева. – исполнение
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю.
Гуляева, сл. Р. Рождественского. — разучивание
Особенности творчества Грига.
Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г.
Ибсена «Пер Гюнт» — слушаем
«Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю.
Гуляева, сл. Р. Рождественского. – исполнение
3 триместр 13 часов
Особенности творчества Бетховена
Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор.
27, № 2. — слушаем
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения
неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р.
Рождественского. — разучивание
Особенности творчества Моцарта.
«Весенняя» — муз. В. Моцарта, ел. Овербек, пер. с
немецкого Т. Сикорской. — слушаем
«Погоня». Из кинофильма «Новые приключения
неуловимых» — муз. Я. Френкеля, ел. Р.
Рождественского. – исполнение
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» —
муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина. — разучивание
Элементы музыкальной грамоты – термины:
высота, длительность, сила звука, мелодия,
сопровождение, темп
«Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» —
муз. Дм. Покрасса, ел. Б. Ласкина. – исполнение
«Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В.
Лебедева-Кумача. — разучивание
Средства музыкальной выразительности
С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и
Джульетта».
«Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора. —
разучивание
Тропами войны «Священная война» — муз. А.
Александрова, ел. В. Лебедева-Кумача. – исполнение
Урок-концерт по мотивам разученных песен
военных лет
Симфонический оркестр
«Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора. –
исполнение
Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и
нежный зверь» — слушаем
Состав симфонического оркестра.
Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм
Телль». — слушаем
«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма
«Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского,
ел. С. Козлова — разучивание
Духовые инструменты.

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

31

32

33

34

«Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма
«Речка, которая течет на юг» — муз. В. Шаинского,
ел. С. Козлова– исполнение
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную
шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
— разучивание
Духовые медные инструменты.
«Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную
шапочку» — муз. А. Рыбникова, ел. Ю. Михайлова.
— исполнение
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М.
Пляцковского. — разучивание
Ударные инструменты.
«Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, ел. М.
Пляцковского. – исполнение
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К.
Ибряева. — разучивание
Струнные инструменты.
«Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, ел. К.
Ибряева. – исполнение
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения
Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
— разучивание
Роль дирижера в оркестре.
Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок-оперы
«Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, ел. А.
Вознесенского.
«Крылатые качели». Из телефильма «Приключения
Электроника» — муз. Е. Крылатова, ел. Ю. Энтина. –
исполнение

1

1

1

1

Методические пособия для учителя

•

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС. 2000
•

Г.П. Сергеева «Музыка. 5-7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,

Просвещение, 2009 г.
•

Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская

литература,
1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.-7 М.:
Просвещение, 2006.
•

«Музыка в 7классах, / методическое пособие/ под ред. Э.Б.Абдуллина М.,

Просвещение,1988г.
•

Программы для

5-9

классов

специальных

(коррекционных)

учреждений VIII вида: Сб.1.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 224 с
•

Т.С.Круньяев «25 оперных шедевров» М. «Музыка» 1999г

•

учебник «Музыка. 6-7 класс», М., Просвещение, 2010г. Учебники: Музыка:

5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.:
Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.

Литература для учащихся
•

Владимиров. В.Н. «Музыкальная литература»

•

Гульянц Е.И. «Музыкальная азбука для детей» М.: «Аквариум» 1997г

•

Музыка:5- 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева,

Е.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
•

Разумовская

О.К.

Русские

кроссворды. - М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

композиторы.

Биографии,

викторины,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».