Ручной труд 3 класс уч.год

Пояснительная записка
Нормативными и правовыми основаниями разработки АООП
являются:
 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон об образовании»;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования)»;
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020г. № 61573);
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 35.98-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ03.07.2020г. № 58824);
 Постановление правительства Свердловской области от 23.04.2015 г. № 270-ПП «Об
утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и
муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей)
обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (с
изменениями от 29.01.2016 г. № 57-ПП, от 27.10.2016 г. № 757-ПП).
 Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской
области «Екатеринбургская школа №7, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области 28.10.2015г. № 526-д;
 Локальные акты образовательного учреждения.
Специфические образовательные потребности для обучающегося
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;






обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и
нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании
окружающего мира и во взаимодействии с ним.

В основу разработки АООП обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены следующие подходы к
обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка:
• дифференцированный;
• деятельностный.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся
легкой с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
АООП создавалась в соответствии с дифференцированно сформулированными
требованиями
в
ФГОС
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной
программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с
умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
умственной отсталостью. Деятельностный подход в образовании строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования. Реализация деятельностного подхода в контексте
разработки АООП образования для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;




существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.

Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Ручной

труд

как

школьный

учебный предмет имеет

важное

коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное
воздействие на

интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,

способствуют формированию личностных качеств обучающихся, воспитанию
положительных навыков и привычек.
Изучение предмета «Ручной труд» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости,
умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по разным видам труда.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- формирование интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде;
– работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и
материалы, убирать их по окончании работы.

Тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, что составляет 1 учебный
час в неделю. Для реализации данного планирования Министерством образования и науки
Российской Федерации рекомендован учебник «Технология. Ручной труд», для 3 класса
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, автор Л. А. Кузнецова. Москва: - «Просвещение», 2018.
Форма организации образовательного процесса: основной, главной формой
организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников
целесообразно использовать следующие методы и приемы:

•

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

•

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

•

практический метод (упражнения, практическая работа);

•

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

•

коллективный, индивидуальный;

•

творческий метод.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Освоение Адаптированной основной общеобразовательной программы
(АООП) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в 3 классе, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение
двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения
основной цели современного образования - введения обучающихся в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
Личностные результаты:
1.

Ответственное

отношение

к

учению,

готовность

и

способность

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

2.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
3.

Развитие мыслительной деятельности;

4.

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
5.

Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной

и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
6.

Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного

материала.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для образовательной
области «Ручной труд» и готовность их применения:
Предметные результаты
Минимальный уровень:

-

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его

организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);

-

знание видов трудовых работ;

-

знание

названий

и

некоторых

свойств

поделочных

материалов,

используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их

устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

-

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,

формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда;

-

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его

признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

-

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

-

составление стандартного плана работы по пунктам;

-

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки

материалов;

-

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;

природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;

-

выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

-

знание

правил

рациональной

организации

труда,

включающих

упорядоченность действий и самодисциплину;

-

знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

-

знание видов художественных ремесел;

-

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей

тетради;

-

знание и использование правил безопасной работы с режущими и

колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;

-

осознанный

подбор

материалов

по

их

физическим,

декоративно-

художественным и конструктивным свойствам;

-

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной

обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов;

-

использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана

работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

-

осуществление

текущего

самоконтроля

выполняемых

практических

действий и корректировка хода практической работы;

-

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-

установление

причинно-следственных

связей

между

выполняемыми

действиями и их результатами;

-

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после

уроков трудового обучения.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 3 класса:

-

технические термины;

-

основные приемы работы с различными материалами;

-

знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-

знать и выполнять санитарно-гигиенические требования;

-

самостоятельно ориентироваться в задании;

-

самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом,

игрушкой;

-

самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам

учителя;

-

самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с

помощью учителя, а затем самостоятельно;

-

выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-

придерживаться плана при выполнении изделия;

-

анализировать свое изделие и изделие товарища;

-

ориентироваться в пространстве;

-

осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

-

отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие

пространственные признаки предметов.

Содержание курса
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек,
палочек и бумажных деталей.
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя,
проволоки, пластилина.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для
наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся
выполняют работу с помощью учителя.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
Практические работы
Экскурсия в слесарную мастерскую.
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание
кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным
материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц,
животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после
экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
Практические работы
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по
линейке с фальцем.
Изготовление обложки для проездного билета.
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого
картона по готовым проколам.
Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем.
Оформление концов закладки кисточками.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек,
ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.
Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной
выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по
краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком)
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
Практические работы
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки
по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и
по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу
отдельных приемов работы учителем.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Практические работы
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.
Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками,
оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

№
Тема урока

1 Вводный урок.
Закрепление учебного
материала первого и
вторых классов.
2 Экскурсия в природу
«Сбор природного
материала».

3

Изготовление по
образцу жирафа из
кукурузных початков,
моркови, кочерыжек,
палочек и бумажных
деталей.
4 Изготовление по
рисунку паука из
скорлупы грецкого
ореха, плюски желудя,
проволоки,
пластилина.

Календарно-тематическое планирование 3 класс
по предмету «Ручной труд»
Дата КолПланируемые результаты
во
Предметные
Личностные
часов
1 триместр – 9 часов
1
Знать правила
Осознание себя как
поведения
ученика,
работы на
заинтересованного
уроках ручного
посещением школы.
труда.
Воспитание и
1
Знать правила
развитие социально
заготовки
значимых
природных
личностных
материалов.
качеств.
1
Уметь работать по Оценивать поступки
образцу.
людей, жизненные
ситуации с точки
зрения
общепринятых норм
и ценностей.
1
Уметь работать с
Выполнять правила
природными
безопасного
материалами.
поведения в школе.

5 Окантовка картона
полосками бумаги,
листом.

1

6 Изготовление по
образцу подложек
квадратной и
прямоугольной формы.
7 Экскурсия в
слесарную
мастерскую.

1

8 Изготовление по
образцу и контурному
рисунку
стилизованных
фигурок рыб.

1

1

Уметь
самостоятельно
ориентироваться
задании.
Уметь сравнивать
образец с
натуральным
объектом.
Знать правила
безопасности
в
слесарной
мастерской.
Уметь подбирать
материалы и
инструменты.

2 триместр – 13 часов

Деятельность
обучающихся

Применять на
практике
правила работы
на уроках
ручного труда.
Сбор природного
материала.

Изготовление по
образцу жирафа

Изготовление по
рисунку паука из
скорлупы
грецкого ореха.

Адекватно
воспринимать
оценку учителя.

Самостоятельно
работать по
образцу.

Самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей.
Владение навыками
коммуникации и
принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия.
Готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и обществе.

Изготовление по
образцу
подложек.
ТБ в слесарной
мастерской.

Работа по
образцу.

9 Изготовление по
образцу и контурному
рисунку
стилизованных
фигурок птиц.

1

10 Изготовление по
замыслу объемных
изделий из различных
природных материалов.

1

11 Сборка по образцу
треугольника из трех
плоских планок.
12 Сборка по образцу
лопатки из большого
квадрата.
13 Сборка по образцу
лопатки из большого
квадрата и планки.

1

14 Сборка по образцу
лесенки из двух
длинных планок.

1

15 Изготовление плоских
карнавальных
полумасок и масок из
тонкого картона и
плотной бумаги.

1

16 Изготовление елочных
игрушек.

1

17 Сборка стола по
образцу.

1

18 Упражнения в
разметке бумаги и
картона по линейке.

1

1
1

Уметь
придерживаться
плана при
выполнении
изделия.

Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в
разных социальных
ситуациях.
Ориентироваться
Способность к
при выполнении
осмыслению
плоскостных и
социального
объемных работ,
окружения, своего
правильно
места в нем,
располагать детали, принятие
соблюдать
соответствующих
пропорции.
возрасту ценностей и
социальных ролей.
Знать правила ТБ Выполнять правила
при работе с
безопасного
конструктором.
поведения в школе.
Знать
приемы Адекватно
соединения
воспринимать оценку
деталей
учителя.
Воспитание
и
Уметь
развитие социально
анализировать
значимых
свое изделие и
изделие товарища. личностных
качеств.
Уметь делать
Самостоятельность в
отчет о
выполнении учебных
последовательност заданий, поручений,
и изготовления
договоренностей.
изделия.
Уметь подбирать
Формирование
материалы и
способности
к
инструменты.
эмоциональному
восприятию
учебного
материала.
Уметь
Осознание себя как
осуществлять
ученика.
необходимые
контрольные
действия.
Самостоятельно
Развитие
ориентироваться в мыслительной
задании
деятельности.
Сравнивать
образец с
натуральным
объектом.

Работа по
образцу.

Изготовление
объемных
изделий из
различных
природных
материалов.

Работа с
металлическим
конструктором.
Работа по
образцу.
Работа по
образцу.

Работа с
металлическим
конструктором.
Изготовление
карнавальных
полумасок и
масок

Изготовление
ёлочных
игрушек.
Работа с
металлическим
конструктором.

Адекватно
Работа с
воспринимать оценку линейкой.
учителя.

19 Изготовление обложки
для проездного билета.

1

20 Изготовление по
образцу складной
доски для игры в
шашки.

1

21 Изготовление по
образцу папки для
тетрадей без клапанов,
с завязками.

1

22 Ознакомление с косым
обметочным стежком.

1

23 Упражнения
на
полосе
тонкого
картона по готовым
проколам.

1

24 Пришивание косыми
стежками вешалки из
тесьмы к полотенцу.

1

25 Изготовление
кармашка из клеенки
или бархатной бумаги
для счетных палочек,
ножниц.

1

26 Обметывание боковых
срезов кармашка по
готовым проколам
косым стежком.
27 Изготовление
открытых коробок из
тонкого картона.
28 Разметка развертки
коробки по шаблону
и по линейке.

1

1
1

Составлять план
работы
самостоятельно и
по вопросам
учителя.
Подбирать
материалы и
инструменты.

Самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей.

Изготовление
обложки для
проездного
билета.

Воспитание и
развитие социально
значимых
личностных качеств.

Работа по
образцу.

Делать отчет о
Владение навыками
технологии
коммуникации и
изготовления
принятыми
отдельных частей ритуалами
изделия по
социального
вопросам учителя взаимодействия.
с употреблением в
речи технических
терминов.
3 триместр – 12 часов
Анализировать
Осознание себя как
свое
Ученика.
изделие и изделие
товарища.
Осуществлять
Владение навыками
необходимые
коммуникации и
контрольные
принятыми
ритуалами
действия;
социального
взаимодействия.
Делать отчет о
Адекватно
последовательност воспринимать оценку
и изготовления
учителя.
изделия.
Формирование
способности
к
эмоциональному
восприятию
учебного
материала.
Делать отчет о
Адекватно
последовательност воспринимать оценку
и изготовления
учителя.
изделия.
Самостоятельно
Развитие
ориентироваться в мыслительной
задании.
деятельности.
Сравнивать
Осознание себя как
образец с
ученика.
натуральным
объектом.

Изготовление по
образцу папки
для тетрадей.

ТБ при работе с
иглой.
Работа с
текстильным
материалом.

Пришивание
косыми стежками
вешалки из
тесьмы.
Изготовление
кармашка из
клеенки.

Обметывание
боковых срезов
кармашка.
Изготовление
открытых
коробок.
Работа по
образцу

29 Склеивание коробок
двумя способами: с
помощью клапанов и
по стыкам, оклеивание
полосой бумаги.

1

30 Составление по
образцам простейшего
рисунка на листе
бумаги в клетку.

1

31 Вышивание рисунка,
32 переведенного
учителем на льняное
полотно, ручными
стежками.

2

33 Самостоятельная
сборка по образцу и
техническому
рисунку
стола с
перекрещенными
ножками.
34 Самостоятельное
изготовление по
образцу и по
представлению
вагончика, тележки,
машины.

1

1

Составлять план
работы
самостоятельно и
по вопросам
учителя.

Формирование
способности к
эмоциональному
восприятию
учебного
материала.
Анализировать
Адекватно
свое изделие и
воспринимать оценку
изделие товарища. учителя.

Склеивание
коробок
двумя способами.

Составление
по образцам
рисунка на
листе бумаги
в клетку.
Самостоятельность в Вышивание
выполнении учебных рисунка.
заданий, поручений,
договоренностей.

Делать отчет о
технологии
изготовления
отдельных частей
изделия по
вопросам учителя
с употреблением в
речи технических
терминов.
Подбирать
Воспитание и
материалы и
развитие социально
инструменты.
значимых
личностных качеств.

Работа с
металлическим
конструктором.

Самостоятельно
Адекватно
Работа по
ориентироваться в воспринимать оценку образцу.
задании.
учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».