Предметно - практические действия 5-в класс 2021-2022уч.год

Пояснительная записка
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с РАС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и
других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий
происходит со значительной задержкой. У многих детей с РАС, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку
необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных
видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в
произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая,
конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) в процессе обучения
корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации,
пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления
детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Цель программы: формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
 Создание условий для обучения навыкам действий с предметами.
 Формировать навык предметно-практических действий.
 Содействовать социальной адаптации.
 Развивать зрительное и слуховое восприятие.
 Корректировать фонематический слух.
 Корректировать речь и мышление.
 Корректировать мелкую моторику.
 Корректировать пространственную ориентировку.
 Обогащать словарный запас.

2. Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
Предметные:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
-умеет сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать
материал;
- умеет толкать, тянуть предмет в разные направления, вращать;
- умеет нажимать, сжимать предмет;
- умеет вынимать, складывать предметы в ёмкость;
- умеет нанизывать предметы на стержень, нить;
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом «сопряженно»;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
Личностные:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций
и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает
или прослушивает произведения искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

3. Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия»
Действия с материалами. Работа с бумагой.
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге. (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма
бумаги (треугольник, квадрат). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с
бумагой.
Закрепление умений и навыков работы с бумагой (сгибать лист бумаги пополам, совмещая
углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла
на угол по диагонали; разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и
пальцами; разрывать бумагу по сгибу).
Сминание материала (бумажные полотенца, газета) одной рукой (правой, левой).
Разрывание материала (бумага) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую от себя.
Изготовление изделий: «книжка-малышка» из 3-4 листов бумаги с обложкой; аппликации
из обрывной бумаги (бумажная мозаика).
Закрепление навыков работы клеящим карандашом, его свойства. Закрепление умений
пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе.
Складывание и наклеивание фигур, состоящих из трех частей. Выполнение изделий из
бумаги с применением клеящего карандаша.
Вырезание ножницами из бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы
ножницами. Приёмы вырезания ножницами («разрез по короткой прямой линии», «разрез по
короткой наклонной линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии»).
Составление и наклеивание простых аппликаций.
Лепка. Работа с глиной, тестом, пластилином.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Закрепление навыков работы с пластилином: раскатывание прямыми и круговыми
движениями между ладонями, сплющивание между ладонями. Закрепление умений отщипывать
пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики, сгибать столбики с соединением концов,
сплетением, защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка). вытягивать
столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы:
огурец, батон, морковь. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным – предмет создаётся из
отдельных частей; пластическим – лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного
куска глины, пластилина.
Лепка из пластилина изделий, имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную и шарообразную форму. Выполнение изделий из одного куска глины, из двухтрёх частей.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить
по заданию предметы, большие и маленькие, толстые и тонкие (морковки), длинные и короткие
(столбики); лепить по заданию изделия, их детали из пластилина определенного цвета.
Работа с нитками и тканью.
Закрепление навыков работы с нитками: сортировка и наматывание ниток на катушку,
клубок, картон, плетение косичек из толстых цветных шнуров или мотков ниток, завязывание
узелков на концах, завязывание бантом, шнуровка.
Действия с предметами.
Повторение и закрепление всех умений, приобретенных в 4 классе.
Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе».
Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.

Закрепление умений выполнять по показу и самостоятельно по заданию следующих
действий: открывание и закрывание коробок, флаконов, с завинчивающимися крышками;
нанизывание более мелких предметов с отверстиями.
Захват, удержание, отпускание предмета при помощи ложки (шарики, кубики, мелкие
игрушки, шишки и др), вынимание предметов при помощи ложки, перекладывание предметов из
одной ёмкости в другую при помощи ложки.
Встряхивание предмета, издающего звук, нахождение одинаково звучащих предметов из 34 образцов.
Закрепление навыка вращения предмета. Дид. игра «Подбери нужную крышечку»,
«Мышки в домике». Вращение деталей конструктора (навинчивание гайки на болт).
Сжимание предмета одной рукой, пальцами. Дид. игры с прищепками «Сними жучка с
одежды», «Найди жучка», «Сушим одежду». Конструирование из прищепок «Дорожка» и др.
Вставление предметов в отверстия. Работа с мозаикой.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Цвет. Выбор по образцу и группировка предметов, окрашенных не только в основные, но
и в промежуточные цвета. Выбор предметов одного цвета по образцу и инструкции «Дай такой»,
раскладывание предметов двух сходных цветов, выбор по образцу и раскладывание 8-10
предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки; оранжевый,
фиолетовый, коричневый, розовый, голубой) – без названия цветов, сопоставление предметов по
цвету, близкое поднесение их друг к другу.
Форма. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Знать названия и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, треугольник,
прямоугольник. Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию и
образцу («Разложи, какие куда подходят»).
Величина. Определение неконтрастной разницы по величине между предметами путем
наложения и приложения предметов: большой и маленький, побольше, поменьше, самый
большой, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий (на бытовых предметах,
картинках, специальном дидактическом материале).
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. Различать величину предмета
независимо от их формы.
Дидактические игры. Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение
и использование цвета, формы, величины предметов.
Элементарное конструирование: складывание фигур из счетных палочек по показу,
образцу и по словесной инструкции, буквы, складывание разрезных картинок из четырёх-пяти
частей частей, не только разрезанных по вертикали и горизонтали, но и по скошенной линии,
делящей картину на треугольники.
Работа с «Нумиконом».
- нанизывание предметов на нить;
- подбор и выкладывание из плоскостных форм разного цвета и величины (не больше 5-6)
различных комбинаций при зрительном диктанте, учитывая форму, цвет и величину фигур:
а) без экрана, т. е. по непосредственному показу, в сопряженных действиях с учителем;
б) с экраном, т.е. по образцу, подготовленному учителем за экраном: ученик должен
самостоятельно проанализировать готовый образец конструкции, отобрать необходимые детали
и выполнить аппликацию.
Работа с природными материалами.
Экскурсия в парк с целью сбора природных материалов. Сбор, сортировка по форме,
размеру природных материалов с помощью учителя. Участие в первичной обработке природных
материалов. Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя,
крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение. Предметная аппликация.
Комбинированные работы из природных материалов и пластилина.

Подвижные игры с предметами. «Кто скорее перенесёт предметы», «Кто раньше дойдёт
до середины», игры с мячом.
4. Место коррекционного курса в учебном плане
Предмет коррекционного курса «Предметно – практические действия» входит в
предметную область «Коррекционно-развивающее занятие» и относится к обязательной части
учебного плана. Курс «Предметно – практические действия» в 5 классе рассчитан на 102 часа (34
учебной недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение данного предмета в 5
классе, определено недельным учебным планом и составляет 3 часа в неделю.

5. Календарно – тематическое планирование по предмету коррекционного курса
«Предметно – практические действия»
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Тема урока
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» —
движения рук, кистей. Пальчиковая гимнастика.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по образцу.
Складывание простейших фигур из счетных палочек по образцу
«Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаге, с
постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш,
шарик).
Разминание в руках пластилина, теста.
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.
Штриховка рисунка цветными карандашами.
Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус,
шнуровка).
Работа в технике рваной аппликации.
Сгибание бумаги. Работа по образцу с бумагой: заворачивание в бумаги
предметы
Сгибание бумаги. Работа по образцу с бумагой: свёртывание фигурки.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг).
Выделение круга из группы различных фигур. Исключение «лишнего»
из нескольких однородных по форме фигур.
Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии
Обводка геометрической фигуры круг по шаблону (трафарету
внутреннему) и штриховка.
Обводка геометрической фигуры круг по шаблону (трафарету
внешнему) и штриховка.
Сборка геометрической фигуры круг из 2-4 - х частей.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
(треугольник). Выделение треугольника из различных фигур
Исключение «лишнего».
Обводка геометрической фигуры треугольник по контурной линии и
штриховка.
Обводка геометрической фигуры треугольник по шаблону (трафарету
внутреннему) и штриховка.
Обводка геометрической фигуры треугольник по шаблону (трафарету
внешнему) и штриховка.
Сборка геометрической фигуры (треугольник) из 2-4 - х частей.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат).
Выделение квадрата из различных фигур Исключение «лишнего».
Обводка геометрической фигуры квадрат по контурной линии и
штриховка.
Обводка геометрической фигуры квадрат по шаблону (трафарету
внутреннему и внешнему) и штриховка.
Повторение
Сборка геометрической фигуры квадрат из 2-4 х частей.

Кол-во
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
62
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

27.

28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.
36.
37.

38.
39.
40.

41.
42.
43.

44.

45.

46.

47.
48.

49.

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой
(прямоугольник). Выделение прямоугольника из различных фигур.
Исключение «лишнего».
Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии и
штриховка
Обводка геометрической фигуры прямоугольник по шаблону
(трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка.
Сборка геометрической фигуры прямоугольник из 2-4 х частей,
разрезанных по вертикали или горизонтали.
Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой
инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)
Группировка предметов по форме. Подбор и выкладывание
плоскостных форм по инструкции учителя. Выкладывание
«чередующегося ряда» через один элемент. Что собрано неправильно?
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по
величине (большой-маленький), их сравнение. Выбор одинаковых.
Выделение разнородных предметов по величине (большоймаленький). Исключение «лишнего»
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию).
Группировка предметов по величине. Подбор и выкладывание
плоскостных форм по инструкции учителя.
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по длине
(длинный-короткий). Выбор одинаковых. Построение забора из 4-х
кубов одинакового размера;
Выделение из разнородных (по одному признаку) предметов по длине
(длинный-короткий). Исключение «лишнего».
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию. Штриховка различных по длине ленточек.
Группировка предметов по длине. Определение среднего по величине
предмета из трех предложенных предметов (самый длинный самый
короткий). Выкладывание дорожек из счётных палочек.
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по
ширине (широкий-узкий), их сравнение. Выбор одинаковых.
Выделение из разнородных по одному признаку) предметов по ширине
(широкий-узкий). Исключение «лишнего»
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию). Подбор и выкладывание плоскостных форм
по
инструкции учителя.
Группировка предметов по ширине. Определение среднего по ширине
предмета из трех предложенных предметов (самый широкий самый
узкий).
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по
высоте (высокий-низкий). Сбор одинаковых по высоте. Построение
башни из 4-х кубов одинакового размера;
Выделение е из разнородных по одному признаку) предметов по
высоте (высокий-низкий). Исключение «лишнего». Построение башен
из кубов, счётных палочек разной высоты.
Повторение
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию). Построение башни
из кубов разной высоты (по
убывающей величине).
Группировка предметов по высоте (высокий-низкий). Определение
среднего по величине предмета из трех предложенных предметов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

(самый низкий, самый высокий).
50.
51.
52.

53.

54.

55.
56.

57.
58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.

Сравнение однородных предметов по двум признакам. Сравнение
двух предметов по высоте и толщине.
Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по
толщине (толстый-тонкий).). Сбор одинаковых по толщине.
Выделение из разнородных по одному признаку) предметов по
толщине (толстый-тонкий). Исключение «лишнего» предмета из
нескольких однородных (по величине).
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию). Подбор и выкладывание плоскостных форм
по
инструкции учителя.
Группировка предметов по толщине. Определение среднего по
толщине предмета из трех предложенных предметов (самый толстый,
самый тонкий).
Сравнение двух предметов по ширине и толщине.
Выделение из однородных предметов (по одному признаку по глубине
(глубокий-мелкий). Сравнение двух предметов по глубине «на глаз».
Измерение с помощью мерки (глубже-мельче). Выбор одинаковых по
глубине.
Различение из разнородных по одному признаку) предметов по глубине
(глубокий-мелкий). Исключение «лишнего»
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,
убыванию). Подбор и выкладывание плоскостных форм
по
инструкции учителя.
Группировка предметов по толщине. Определение среднего по
толщине предмета из трех предложенных предметов (самый толстый,
самый тонкий).
Группировка однородных предметов по цвету (форме, величине).
Нахождение предметов по заданным признакам. Исключение
«лишнего»
Выделение однородных предметов по цвету (красный, желтый,
зеленый, синий, черный, белый. Выбор предмета по названию цвета.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы
разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выделение однородных предметов по цвету (красный, желтый,
зеленый, синий, черный, белый). Выбор предмета по названию цвета.
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выделение однородных предметов по цвету (красный, желтый,
зеленый, синий, черный, белый). Выбор предмета по названию цвета.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы
разноцветной мозаики.
Узнавание предметов и различение их по цвету. Нанизывание
предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета.
Выкладывание узоров с соблюдением цвета.

1

Группировка предметов по цвету. Исключение «лишнего»
Выкладывание узоров с соблюдением цвета.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент. Что
собрано неправильно?
Подбор и выкладывание плоскостных форм, штриховка заданного
рисунка цветными карандашами по инструкции учителя.
Штриховка заданного рисунка цветом в соответствии с цифровым
обозначение на рисунке.

1

Нахождение предметов по заданным признакам.

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1
1

71.
72.
73.
74.

75.

76.

77.

78.

79.
80.
81.
82.
83.

84.
85.

86.
87.
88.

89.
90.
91.
92.
93.

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.
Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Составление целого из частей (2—4 детали) из разрезных картинок
(разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии).
Повторение
Восприятие пространства.
Определение отношения порядка следования: первый, последний,
крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Расположение предметов на картине, выкладывание предметов в
соответствии с инструкцией учителя. «Что изменилось?».
Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или
левая нога). Расположение предметов на картине, выкладывание
предметов в соответствии с инструкцией учителя. «Что изменилось?».
Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений
(на, над, под, за и т.д.). Расположение предметов на картине,
выкладывание предметов в соответствии с инструкцией учителя «Что
изменилось?».
Пространственная ориентировка на поверхности парты (по центру,
верху, внизу, справа, слева). Расположение предметов на картине.
Расположение предметов на картине, выкладывание предметов в
соответствии с инструкцией учителя .
Расположение предметов на листе бумаги (по центру, верху, внизу,
справа, слева). Расположение предметов на картине, выкладывание
предметов в соответствии с инструкцией учителя
Расположение предметов на листе бумаги.
Складывание картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали,
скошенной линии.
Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Движение в
заданном направлении
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и
пространственных отношений элементов мозаики, счётных палочек.
Выкладывание по словесной инструкции учителя узоров с
соблюдением цвета и пространственных отношений элементов
мозаики, счётных палочек.
Складывание фигуры из бумаги по словесной инструкции учителя.
Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали,
горизонтали, скошенной линии.
Тактильно-двигательное восприятие.
Действия с предметами: определение на ощупь предметов. «Чудесный
мешочек»
Чудесный мешочек»: определение
на ощупь один из хорошо
известный детям геометрических тел и фигур.
Действия с предметами: определение на ощупь величины фигур и
предметов. «Чудесный мешочек»
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.
Складывание пирамиды из 8-10 колец.
Нахождение различий у двух сходных сюжетных игрушек.
«Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по
величине, по цвету.
Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по
цвету, форме, величине.
«Что изменилось?» Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей

1
1
1
12
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1

и трубой»
94. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога).
95. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование
предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога).
Восприятие особых свойств предметов.
96. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый
– лёгкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
97. Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение,
жужжание). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей
среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).
98. Различение речевых и музыкальных звуков. Подражание неречевым и
речевым звукам. Характеристика звуков по громкости
99. Выкладывание ряда по словесной инструкции учителя.
100. Повторение

1
1
1
1
4
1
1
1
1

6. Система оценки достижений коррекционного курса
«Предметно – практические действия»
Система достижений обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития планируемых результатов освоения рабочей программы включает в себя оценивание
результатов освоения рабочей программы по предметно-практической деятельности.
Оценка результатов освоения программы «Предметно-практической деятельности»
выполняется по итогам полугодий.
При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в
освоении предмета «Предметно-практической деятельности». Система оценки результатов
отражает взаимодействие следующих компонентов: что обучающиеся могут знать и могут уметь
адекватно и самостоятельно применять эти знания на практике.
При оценке результативности обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с РАС учитываются следующие факторы:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося;
- необходимость в процессе предъявления обучающемуся заданий доступных ему сред
альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы,
электронные технологии) и речевых средств (устная, письменная речь);
- задействование вариативных форм, способов выявления возможной результативности
обучения для различных детей, использование индивидуальных заданий, разработанных с
учетом практической деятельности;
- возможность оказания необходимой помощи в процессе предъявления и выполнения
заданий обучающимся, которая может носить разнообразный характер (дополнительные
словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по
подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
- учет уровня выполнения и степени самостоятельности ребенка (самостоятельно,
самостоятельно по образцу, по инструкции; с небольшой или значительной помощью; вместе с
взрослым);
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося. В связи с этим, оценивание знаний, умений, навыков по «Предметнопрактической деятельности» проводится согласно личностному развитию, личностным успехам,
положительным достижениям в обучении и воспитании с применением индивидуального и
дифференцированного подхода.
Критерии оценки: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи
(самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний,
прочности усвоения и умения их применять.
Критерии:
Недостаточный уровень
Обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем (до
30% заданий).
Минимальный уровень
Предложенное задание обучающийся выполняет с контролирующей помощью, в отдельных
ситуациях – самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей ребенка (30-50% заданий).
Достаточный уровень
Обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в
определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка (от 50%75% заданий).

Базовый уровень
Обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание. Задания подбираются с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка (свыше 75% заданий).

7. Материально-техническое обеспечение коррекционного курса
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы), альбомы с
демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра; различные
виды бумаги, картона; прищепки );
- вставления (стаканчики одинаковой величины; элементы мозаики);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- паззлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 56);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- игрушки;
- прищепки, основы для прищепок;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
-деревянные и металлические конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- мягкие и твердые паззлы, вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая и твердая основа для мозаики:
- презентации к урокам, развивающие видео занятия.
Освоение учебного коррекционного курса «Предметно - практические действия»
предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображений предметов, объектов природы, цифр и др.;
-оборудования, позволяющего
выполнять
упражнения
на
сортировку,
группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».