Профориентация для младших школьников

16.06.2021

Профориентация младших школьников с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности

 Профориентация - это длительный процесс, который начинается со старшей группы детского сада и не заканчивается принятием решения о выборе своей профессии, а продолжается и на этапе вхождения в профессию и овладения ею, и в ходе завершения обязательной трудовой деятельности в пенсионном возрасте, т.е. профориентация осуществляется практически в течение всей жизни человека. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Поэтому, для занятий по профориентации основной в начальной школе является игровая мотивация, которая постепенно перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных видах деятельности и в различных областях взрослой жизни. Принципы организации внеурочной деятельности: - учет возрастных особенностей и особенностей развития обучающихся; - сочетание индивидуальной и коллективной форм работы; - связь теории с практикой; - доступность и наглядность; - включение в активную жизненную позицию. Существует ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных, для формирования которых младший школьный возраст оказывается сензитивным (т.е. наиболее восприимчивым). Если этот фактор не учитывается, нарушается преемственность между этапами профориентационной работы, и у школьников с интеллектуальными нарушениями не удается достичь необходимых результатов. Учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям обучающихся младшего возраста с интеллектуальными нарушениями, вносить в них элементы игры и творчества. Чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в дальнейшем. Ранняя профориентация детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется выявлением сферы интересов детей (что им нравится больше всего делать, чем заниматься; что у них лучше всего получается) и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме, основываясь на наблюдениях за взрослыми, пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя, продавца и др. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно в младшем школьном возрасте создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий (для этого нужно способствовать развитию сюжета игр), чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Цель занятий по профориентации младших школьников – создать для них такие условия, чтобы они узнали как можно больше профессий, также могли выбрать понравившеюся им, узнать, как получить эту профессию, актуальна ли она в современном мире. Согласно возрастным особенностям, это: - формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, - понимание роли труда в жизни человека и общества, - развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Задачи профориентационной работы в начальной школе: – расширение представлений о роли труда в жизни человека; – расширение первоначальных представлений о различных профессиях; – предоставление возможности обучающимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации. На внеурочных занятиях дети узнают о многообразии различных профессий, которые можно разыгрывать как ролевые игры, сценки, также они могут участвовать в различных конкурсах и проектах. Методы и приемы профессиональной ориентации. Среди приемов профессиональной ориентации младших школьников с интеллектуальными нарушениями выделяют игровые приемы и упражнения, которые помогают учителю в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи. Среди методов, которые успешно осуществляются во внеурочной деятельности можно выделить: - профориентационные занятия, - беседы, - экскурсии, - работа с иллюстрациями и языковым материалом, - сюжетно – ролевые игры, Взаимодействие с родителями. Очень важно привлечение родителей, они могут приходить на внеурочные занятия и рассказывать о своих профессиях, тем самым мотивируя обучающихся. Учитель должен помочь родителям разобраться с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Донести, что чем шире представления ребенка о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. Объяснить, что жизнь ставит человека в ситуацию выбора, ему приходится принимать решения, и оттого, насколько правильно сделан выбор, зависит его дальнейшая судьба. Направления деятельности учителя: 1) показывает обучающимся роль труда в жизни человека; 2) привлекает обучающихся к выполнению социально значимых заданий; 3) проводит встречи с представителями различных профессий (в том числе с родителями); 4) вовлекает обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовая, игровая, исследовательская); 5) знакомит обучающихся с миром профессий. Формы работы: - беседы; - сюжетно-ролевые игры; - экскурсии; - викторины и праздники; - встречи с людьми интересных профессий; - участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений; - коллективное творческое дело как интерактивная форма профориентационной работы с обучающимися; - проектная деятельность. Для всех обучающихся очень важна смена видов деятельности, чтобы они переключались и находили что-то новое и интересное для себя, тем самым не теряя интерес к внеурочному занятию и к теме (по профессии). Ролевая игра - является эффективной формой работы по профориентации детей младшего школьного возраста, она активизируют познавательную деятельность детей, их волевую сферу и помогает получить представления о разнообразном мире профессий. Игра является значимой деятельностью детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Игры способствуют формированию навыков осознанного выбора слов для выражения мыслей, развивают пытливость, любознательность, мышление, воображение и интерес к познавательной деятельности, воспитывают у детей толерантность и коммуникабельность. В игровой деятельности ребёнок чувствует себя самостоятельным, инициативным, значимым. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Игровая форма способствует возникновению у обучающихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр обучающиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации. Экскурсия - это одна из форм профориентационной деятельности, которая дает свои положительные результаты. В начальной школе начинается формирование профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить их с разнообразными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, элементарные представления о культуре труда (содержать рабочее место в порядке, бережно относиться к материалам и инструментам, выстраивать положительные взаимоотношения в коллективе). Профориентационная экскурсия – это ознакомление обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий. Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий: Обзорные экскурсии организуются с целью общего знакомства с предприятием. Тематические экскурсии проводятся по темам школьных предметов в целях всестороннего ознакомления с предприятиями определенных профессий для обучающихся начальных классов. Во время экскурсий обучающиеся знакомятся с различными видами профессий в практической деятельности. Это помогает им лучше узнать все о профессии. Например, экскурсия на почту, в библиотеку. Встречи с представителями профессий – одна из эффективных форм пропаганды профессий. К личности специалиста, проводящего беседу, предъявляются определенные требования. Он должен быть увлечен своей профессией, знать свое дело, уметь ясно, просто и логично излагать свои мысли, доброжелательно относиться к обучающимся, уметь находить с ними контакт. Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны (эффективный метод развития образной речи, выделяет существенные элементы, ключевые точки из всего материала) по профессиям, с представителями которых ожидается встреча. Коллективное творческое дело (КТД) - воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам: - коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно); - активного личностного участия (каждый может попробовать себя в каждом деле); - творческого подхода. Это форма работы, которая направлена на: - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей; - реализацию коммуникационных потребностей; - обучение правилам и формам совместной работы. КТД по профориентации разнообразно: классные часы, диспуты, беседы, устный журнал, утренники, викторины, конкурсы, ярмарки. Проектная деятельность младших школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Работа по выполнению проектов позволит учащимся: познакомиться с миром профессий, понять, что «люди разные нужны, люди разные важны», что мир профессий широк и разнообразен и в нем всегда можно найти дело по душе; лучше осознать себя в окружающем мире, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, свое «Я»; приобрести умения решать проблемы, формировать навыки самостоятельной работы и работы в команде. Содержание работы по профориентации младших школьников. В 1 классе целью работы может быть формирование знаний о трудовой и производственной деятельности людей, формирование культуры труда, знакомство с профессиями родителей, формирование первых трудовых умений и навыков на пользу людям, воспитание уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека. Во 2 классе: продолжать знакомство школьников с трудом окружающих людей, углублять их представления о разных профессиях, учить устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности, расширять знания о технике. В 3 классе это знакомство с классификацией профессий, расширение знаний о профессиях родного города; развитие трудовых умений и навыков, углублённое знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка навыков организации своей работы; формирование активности и инициативы в поиске полезных дел, воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы. В 4 классе: обобщение и развитие представлений о труде, полученных в 1-3 классах, воспитание любови к труду, уважение к людям труда, расширение и углубление представлений о различных профессиях, знакомство с рынком труда в нашем регионе. В результате данной работы обучающиеся начальных классов должны знать и понимать: - роль трудовой деятельности в жизни человека; - влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на общество; - назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов. Владеть способами познавательной деятельности: - сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений; - оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; - планировать свою деятельность и контролировать ее; - соблюдать правила личной гигиены и правила безопасности при работе с материалами, инструментами и электроприборами. Критерии эффективности: - обучающиеся умеют находить и отбирать информацию по данным профессиям, - понимание их наличия и зачем они нужны в жизни человека. Активность самого обучающегося начальных классов может проявляться в различных формах и видах: 1. Ведение школьниками «Профессионального портфолио» (где представлены работы обучающихся, фотографии достижений). 2. Ведение тетради «Мир профессий» (где представлено описание профессий, «Профессии моих родителей», изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей). Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников с умственной отсталостью рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах, в т. ч. и во внеурочной деятельности. Таким образом, профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов, потребностей и возможностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Занятия во внеурочной деятельности по профориентации дают обучающимся большие возможности для формирования интереса к миру профессий.

Просмотров всего: , сегодня: Хочу такой сайт

Дата создания: 23.06.2021

Дата обновления: 23.06.2021

Дата публикации: 16.06.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».