11.10.2021
Редкое генетическое
заболевание – это хромосомная патология, проявляющаяся выраженной задержкой
психоречевого и моторного развития, расстройством координации, баланса,
отсутствием речи или скудным словарным запасом (не более 6 слов), когнитивной
дезинтеграцией, недоразвитием всех высших психических функций. Кроме того, у
таких детей очень много соматических заболеваний. Поэтому при проведении
индивидуальных коррекционных занятий необходимо широко применять здоровьесберегающие технологии:
релаксацию, ароматерапию, дыхательную гимнастику, динамические паузы,
пальчиковую гимнастику, Су-Джок терапию.
Особенности
познавательных процессов у умственно
отсталых обучающихся с РГЗ:
·
интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
·
значительное снижение мотивации
деятельности;
·
стереотипность, тугоподвижность мышления;
·
недостаточная дифференцированность и
бедность восприятия;
·
низкая точность и прочность запоминания;
·
нарушение речи, как правило, полное её
отсутствие;
·
низкая целенаправленность деятельности.
Зрительное восприятие
сильно замедлено. Таким детям требуется
больше времени, чтобы разглядеть и узнать знакомый объект. Это оказывает определённое влияние на
ориентировку детей в пространстве. Восприятие отличается
недифференцированностью. Рассматривая предмет, ребёнок видит его в общих
чертах, не замечая специфических особенностей. Они не узнают перевёрнутые изображения
хорошо знакомых предметов. При умеренной степени умственной отсталости отстаёт
развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, часто наблюдаются
аномалии зрения и слуха, такие дети не ориентируются самостоятельно в ситуации.
Среди
основных недостатков внимания у
умственно отсталых детей с РГЗ отмечают нарушение концентрации, устойчивости,
переключаемости и объёма внимания; точность и прочность запоминания словесного
и наглядного материала очень низкая. Внимание у таких детей находится в прямой
зависимости от особенностей его работоспособности.
Мыслительные процессы
тоже весьма своеобразны: они хаотичны, бессистемны, отсутствуют смысловые
связи.
В
работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный
поход, наглядность, доступность, но в первую очередь, необходимо создать наиболее оптимальные условия для
развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание,
нормы элементарного социального поведения).
Важнейшей
предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей с РГЗ является
создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению
желания активно учиться.
Деятельность и общение
являются важнейшими показателями уровня психического развития обучающихся. В
них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления,
воображения, речи, памяти, внимания, воли.
Основные
задачи индивидуальных коррекционных занятий.
1.
Развитие крупной и мелкой моторики:
обучающихся
учат владеть письменными принадлежностями, рисовать, лепить, вырезать фигуры из
бумаги.
2.Тактильное восприятие окружающего мира:
ребёнок учится определять предметы на ощупь, распознавать их, выделять свойства
и качества вещей (холодные или тёплые, крупные или мелкие, твёрдые или мягкие).
3.Восприятие предметов: способность
отличать один предмет от другого по различным качествам, например, по цвету,
форме, размеру.
4.Кинетическое развитие: суть заключается
в усовершенствовании осознания движений ребёнком, формировании различных
повадок.
5.Формирование зрительного восприятия: цель – научить анализировать увиденные им
предметы, события, формировать зрительную память и улучшить координацию
движений рук и глаз.
6.Формирование слухового восприятия:
действия, направленные на восприятие ребёнком звуков, их различение и развитие
чувства ритма у обучающихся. Прослушивание музыки. Звуков природы, пения птиц.
7.
Осознание времени и пространства: очень
важно помочь обучающимся понимать происходящее вокруг них, ориентироваться в
пространстве, различать времена года.
8.Взаимодействие со взрослыми: дети должны
понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации,
особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Развитие
познавательных интересов у умственно отсталых детей с РГЗ является важным
условием коррекционного обучения. Такие дети способны к развитию, хотя развитие
происходит очень замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую
деятельность детей, в их личностную сферу. На начальных этапах обучения
продвижение ребёнка практически незаметно, но некоторых положительных
результатов можно добиться правильно организованной совместной работой с
родителями.
В
начале коррекционной работы необходимо заниматься терапией поведения. Данный метод направлен на компенсацию дефицита
внимания, устранение или подавление гиперактивности, возможности дать
корректное воспитание для адаптации в социуме.
На
следующих этапах коррекционной работы с
обучающимися необходимо формировать у них умение слушать, воспринимать и
понимать информацию. Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, такой обучающийся может просто не понять информацию
и быстро потерять интерес к занятиям. Поэтому немаловажную роль в улучшении
когнитивных способностей играют различные упражнения и игровые тренинги,
направленные на развитие
интеллектуальных способностей ребёнка. Такие
задания дают возможность обучающимся передохнуть, при этом утомление
компенсируется положительными эмоциями и переключаются на другой вид
деятельности. В процессе игры у обучающихся вырабатываются привычки
сосредотачиваться, развивать внимание. Занимаясь развитием интеллектуальных
способностей обучающихся, надо помнить о
том, что эти способности развиваются в деятельности,
и что для их развития нужна высокая познавательная
активность. Деятельность
должна быть эмоционально приятная.
Необходимо
широко использовать различные упражнения
и игротехнику.
Упражнения на развитие
концентрации внимания:
2 пары картинок, содержащих по 3-4 различий; несколько неоконченных рисунков
или наполовину раскрашенных картинок.
Упражнения для развития моторики и
внимания:
·
ребёнок по инструкции или по подражанию
должен протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает направо-налево, то показать на окно, на
дверь);
·
показать вытянутой рукой на называемый
предмет (окно, стол, книга);
·
нарисовать карандашом кружок (палочку,
крестик наверху, внизу, справа, слева на листе бумаги).
Упражнения для пальцев рук:
·
растопырить пальцы, сжать в кулак – разжать
пальцы;
·
из сжатого кулака попеременно выпрямлять
пальцы;
·
скатывать из пластилина шарики, «змейки»;
·
перекладывать мелкие предметы из одной
коробки в другую;
·
собрать рассыпанные на столе мелкие предметы
в коробку.
Упражнения для развития памяти и
внимания:
·
педагог показывает ребёнку картинки, затем
убирает их, ребёнок должен найти среди других картинок нужные картинки;
·
педагог проделывает какое-нибудь движение, ребёнок по памяти
должен его повторить;
·
ребёнок отворачивается, педагог
прикасается к нему, ребёнок должен определить сколько раз к нему прикасались и
взять карточку с нужной цифрой.
Упражнения для различения цвета,
формы, величины:
·
показывается какая-нибудь фигура цветной
геометрической мозаики (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), ребёнок
должен выбрать такую же фигуру по цвету;
·
раскладывание разноцветных шариков,
палочек, пуговиц в кучки по цвету;
·
выстраивание кубиков (куколок) разной
величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего
кубика (куколки).
Коррекционные упражнения для
беспокойных детей.
Для
таких детей целесообразно чередовать задания со специальными упражнения,
требующими покоя и самообладания:
а)
посидеть спокойно 5-10-15 секунд;
б) посидеть, заложив руки
за спину; в) медленно проводить рукой
по краю стола; г) бесшумно встать и
сесть; д) бесшумно пройти до
окна (до двери), вернуться на своё место и сесть; е) тихо поднять и
опустить книгу на стол (можно несколько раз). ИГРОВЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ: Упражнение «твёрдый –
мягкий», упражнения с сыпучими материалами, «Весёлый массаж», упражнение
«мокрое –сухое», «Найди пару», «Найди лишнюю картинку», «Чей это домик?»,
игровые упражнения на занятиях изобразительной деятельности : из пуговиц
выкладываем человечка, из счетных палочек – заборчик, солнышко, лестницу и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.10.2021
Дата обновления: 12.10.2021
Дата публикации: 11.10.2021