ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕДКИМИ ГЕНЕТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ (РГЗ).

11.10.2021

Редкое генетическое заболевание – это хромосомная патология, проявляющаяся выраженной задержкой психоречевого и моторного развития, расстройством координации, баланса, отсутствием речи или скудным словарным запасом (не более 6 слов), когнитивной дезинтеграцией, недоразвитием всех высших психических функций. Кроме того, у таких детей очень много соматических заболеваний. Поэтому при проведении индивидуальных коррекционных занятий необходимо широко применять здоровьесберегающие технологии: релаксацию, ароматерапию, дыхательную гимнастику, динамические паузы, пальчиковую гимнастику, Су-Джок терапию.

Особенности познавательных процессов у  умственно отсталых обучающихся с РГЗ:

·         интеллектуальная  пассивность, равнодушие к происходящему;

·         значительное снижение мотивации деятельности;

·         стереотипность, тугоподвижность мышления;

·         недостаточная дифференцированность и бедность восприятия;

·         низкая точность и прочность запоминания;

·         нарушение речи, как правило, полное её отсутствие;

·         низкая целенаправленность деятельности.

Зрительное восприятие сильно замедлено. Таким детям  требуется больше времени, чтобы разглядеть и узнать знакомый объект. Это  оказывает определённое влияние на ориентировку детей в пространстве. Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, ребёнок видит его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Они не узнают перевёрнутые изображения хорошо знакомых предметов. При умеренной степени умственной отсталости отстаёт развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, часто наблюдаются аномалии зрения и слуха, такие дети не ориентируются самостоятельно в ситуации.

Среди основных недостатков внимания у умственно отсталых детей с РГЗ отмечают нарушение концентрации, устойчивости, переключаемости и объёма внимания; точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала очень низкая. Внимание у таких детей находится в прямой зависимости от  особенностей его работоспособности.

Мыслительные процессы тоже весьма своеобразны: они хаотичны, бессистемны, отсутствуют смысловые связи.

В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный поход, наглядность, доступность, но в первую очередь, необходимо  создать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения).

Важнейшей предпосылкой учебной деятельности умственно отсталых детей с РГЗ является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно учиться.

Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития обучающихся. В них концентрируются и отражаются все достижения – состояние мышления, воображения, речи, памяти, внимания, воли.

Основные задачи индивидуальных коррекционных занятий.

1. Развитие крупной и мелкой моторики:

обучающихся учат владеть письменными принадлежностями, рисовать, лепить, вырезать фигуры из бумаги.

2.Тактильное восприятие окружающего мира: ребёнок учится определять предметы на ощупь, распознавать их, выделять свойства и качества вещей (холодные или тёплые, крупные или мелкие, твёрдые или мягкие).

3.Восприятие предметов: способность отличать один предмет от другого по различным качествам, например, по цвету, форме, размеру.

4.Кинетическое развитие: суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребёнком, формировании различных повадок.

5.Формирование зрительного восприятия:  цель – научить анализировать увиденные им предметы, события, формировать зрительную память и улучшить координацию движений рук и глаз.

6.Формирование слухового восприятия: действия, направленные на восприятие ребёнком звуков, их различение и развитие чувства ритма у обучающихся. Прослушивание музыки. Звуков природы, пения птиц.

7. Осознание времени и пространства: очень важно помочь обучающимся понимать происходящее вокруг них, ориентироваться в пространстве, различать времена года.

8.Взаимодействие со взрослыми: дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.

Развитие познавательных интересов у умственно отсталых детей с РГЗ является важным условием коррекционного обучения. Такие дети способны к развитию, хотя развитие происходит очень замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. На начальных этапах обучения продвижение ребёнка практически незаметно, но некоторых положительных результатов можно добиться правильно организованной совместной работой с родителями.

В начале коррекционной работы необходимо заниматься терапией поведения. Данный метод направлен на компенсацию дефицита внимания, устранение или подавление гиперактивности, возможности дать корректное воспитание для адаптации в социуме.

На следующих  этапах коррекционной работы с обучающимися необходимо формировать у них умение слушать, воспринимать и понимать информацию. Дети с ослабленным вниманием легко отвлекаются, такой  обучающийся может просто не понять информацию и быстро потерять интерес к занятиям. Поэтому немаловажную роль в улучшении когнитивных способностей играют различные упражнения и игровые тренинги, направленные  на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Такие  задания дают возможность обучающимся передохнуть, при этом утомление компенсируется положительными эмоциями и переключаются на другой вид деятельности. В процессе игры  у обучающихся вырабатываются привычки сосредотачиваться, развивать внимание. Занимаясь развитием интеллектуальных способностей обучающихся, надо помнить о том, что эти способности развиваются в деятельности, и что для их развития нужна высокая познавательная активность. Деятельность должна быть эмоционально приятная.

Необходимо широко использовать различные упражнения и игротехнику.

Упражнения на развитие концентрации  внимания: 2 пары картинок, содержащих по 3-4 различий; несколько неоконченных рисунков или наполовину раскрашенных картинок.        

             Упражнения для развития моторики и внимания:

·         ребёнок по инструкции или по подражанию должен протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает  направо-налево, то показать на окно, на дверь);Хочу такой сайт

·         показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга);

·         нарисовать карандашом кружок (палочку, крестик наверху, внизу, справа, слева на листе бумаги).

Упражнения для пальцев рук:

·          растопырить пальцы, сжать в кулак – разжать пальцы;

·         из сжатого кулака попеременно выпрямлять пальцы;

·         скатывать из пластилина шарики, «змейки»;

·         перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;

·         собрать рассыпанные на столе мелкие предметы в коробку.

Упражнения для развития памяти и внимания:

·          педагог показывает ребёнку картинки, затем убирает их, ребёнок должен найти среди других картинок нужные картинки;

·         педагог проделывает  какое-нибудь движение, ребёнок по памяти должен его повторить;

·         ребёнок отворачивается, педагог прикасается к нему, ребёнок должен определить сколько раз к нему прикасались и взять карточку с нужной цифрой.

 

Упражнения для различения цвета, формы, величины:

·         показывается какая-нибудь фигура цветной геометрической мозаики (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), ребёнок должен выбрать такую же фигуру по цвету;

·         раскладывание разноцветных шариков, палочек, пуговиц в кучки по цвету;

·         выстраивание кубиков (куколок) разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика (куколки).

Коррекционные упражнения для беспокойных детей.

Для таких детей целесообразно чередовать задания со специальными упражнения, требующими покоя и самообладания:

а) посидеть спокойно 5-10-15 секунд;

б) посидеть, заложив руки за спину;

в) медленно проводить рукой по краю стола;

г) бесшумно встать и сесть;

д) бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на своё место и сесть;

е) тихо поднять и опустить книгу на стол (можно несколько раз).

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Упражнение «твёрдый – мягкий», упражнения с сыпучими материалами, «Весёлый массаж», упражнение «мокрое –сухое», «Найди пару», «Найди лишнюю картинку», «Чей это домик?», игровые упражнения на занятиях изобразительной деятельности : из пуговиц выкладываем человечка, из счетных палочек – заборчик, солнышко, лестницу и т.д.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2021

Дата обновления: 12.10.2021

Дата публикации: 11.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».