Формирование коммуникативной функции речи у обучающихся, имеющих психическое расстройство (F-20).

11.10.2021

Психическое  расстройство (F-20) – особая  аномалия  психического развития, при котором имеют место стойкие и своеобразные  нарушения коммуникативного  поведения, эмоциональных отношений человека с окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от реального мира.

      Нарушения отмечаются:

- в социальном взаимодействии (неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для целей регуляции социального взаимодействия; неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности; редко ищут или используют поддержку других людей; отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами с другими людьми; отсутствие социально-эмоциональной взаимности);

-в коммуникации (вербальной и невербальной). Отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, неспособность инициировать или поддерживать разговор, характерные нарушения речи: искажённое речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и др.)

-в поведении (ограниченные, стереотипные виды поведения, фобии, немотивированные приступы ярости, агрессии).

Контакт с окружающим миром.

    Установить контакт с таким ребёнком чрезвычайно сложно: невозможно поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать просьбу, обратить его внимание на инструкцию. В контакте с окружающим миром устанавливают и сохраняют максимально возможную дистанцию – просто не вступают с ним в активное соприкосновение.

Речевое развитие. Очень часто ребёнок не только не пользуется речью – он не использует жесты, мимику, изобразительные движения. Элементы коммуникации часто носят неречевой характер – бормотание, длительное произнесение отдельного звука, но иногда может слышаться особая музыкальная гармония.

Состояние моторных функций. Бесцельное движение по квартире, вращение вокруг своей оси. Часто могут проявлять замечательную координацию движений: перелезая, перепрыгивая, вписываясь в узкие проходы они не ушибутся и не промахнутся. Непосильные задачи – удержание необходимой позы, координация движений руки и глаза ( ребёнок просто не смотрит на то, что делает), воспроизведение нужной последовательности действий.

   Начиная обучать такого ребёнка нужно учитывать:

-характер структуры расстройства;

-организационные возможности;

-возраст ученика;

-социальную ситуацию развития.

  В первую очередь необходимо формировать коммуникативную функцию речи, а через неё воздействовать на поведенческие нарушения и социальное взаимодействие.

  Необходимо изучить черты характера и поведения, пристрастия, определить психологический возраст обучаемого, затем принять решение о выборе коррекционного подхода. Так как с моими учениками не занимались коррекционной работой, я решила на первых этапах коррекционного воздействия использовать игротехнику.Хочу такой сайт

   Цель применения игротехники – установить эмоциональный контакт с обучающимися.

Игры с водой. Что дают игры с водой? Во-первых, переливание, возня с водой, брызганье особенно любимы детьми. Во-вторых, имеют мощный терапевтический эффект.

Игры с красками. Что дают? Тоже любимое занятие. Помогают закреплять и различать основные цвета, развивают коммуникацию, удерживают внимание.

Игры с фонариком, свечами. Позволяют чертить в тёмной комнате линии, геометрические фигуры, формировать понятия «светло-темно», «горит-погасла».

Игры с крупами. Помогают развивать мелкую моторику. Вырабатывать тактильные ощущения, помогают запоминать названия круп.

Игры с пластичными материалами. Развивают коммуникацию в процессе работы над изделием, ручные умения, зрительную память, внимание.

Игры со звуками. Звуки природы сами по себе несут успокоение и чувство гармонии, расширяют представления об окружающем мире.

Далее я использовала метод эмоционально-смыслового комментария. Он должен быть обязательно привязан к опыту ребёнка, к тому, что он видел, на чём останавливалось его внимание. Например, транспорт – летом летал на самолёте, смотрел в иллюминатор, видел облака и т.д. Во-вторых, необходимо расставлять положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируя приятные для ученика ощущения. В-третьих, прояснять причинно-следственные связи, объяснять, рассказывать. Это помогает ребёнку преодолевать различные страхи. В-четвёртых, надо формировать представления о человеческих эмоциях.

Сюжетное рисование. Развивает способность понимать речь, формирует речевое мышление, вызывает потребность в речевой коммуникации.

Метод грамматического конструирования предложений. Развивает наблюдательность, мышление, память, коммуникативную функцию речи.

Электронные учебные пособия максимально визуализируют учебный процесс, помогают в социальной адаптации и в формировании коммуникативной функции речи.

В результате использования разнообразных форм, приёмов, методов коррекционно-образовательных технологий отмечается положительная динамика в развитии высших психических функций и  в формировании коммуникативной функции речи.

             

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2021

Дата обновления: 12.10.2021

Дата публикации: 11.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».