11.10.2021
Психическое расстройство (F-20) – особая аномалия
психического развития, при котором имеют место стойкие и
своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений человека с
окружающим миром, представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от
реального мира.
Нарушения отмечаются:
- в социальном
взаимодействии (неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза,
выражение лица, позы и жесты тела для целей регуляции социального
взаимодействия; неспособность развития отношений со сверстниками с
использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
редко ищут или используют поддержку других людей; отсутствие спонтанного поиска
обмена радостью, интересами с другими людьми; отсутствие
социально-эмоциональной взаимности);
-в коммуникации
(вербальной и невербальной). Отставание или полное отсутствие развития
разговорной речи, неспособность инициировать или поддерживать разговор,
характерные нарушения речи: искажённое речевое развитие, эхолалии,
аграмматизмы, речевой мутизм и др.)
-в поведении (ограниченные,
стереотипные виды поведения, фобии, немотивированные приступы ярости, агрессии).
Контакт
с окружающим миром.
Установить контакт с таким ребёнком
чрезвычайно сложно: невозможно поймать взгляд, добиться ответной улыбки,
услышать просьбу, обратить его внимание на инструкцию. В контакте с окружающим
миром устанавливают и сохраняют максимально возможную дистанцию – просто не
вступают с ним в активное соприкосновение.
Речевое
развитие. Очень часто ребёнок не только не пользуется речью –
он не использует жесты, мимику, изобразительные движения. Элементы коммуникации
часто носят неречевой характер – бормотание, длительное произнесение отдельного
звука, но иногда может слышаться особая музыкальная гармония.
Состояние
моторных функций. Бесцельное движение по квартире, вращение
вокруг своей оси. Часто могут проявлять замечательную координацию движений:
перелезая, перепрыгивая, вписываясь в узкие проходы они не ушибутся и не
промахнутся. Непосильные задачи – удержание необходимой позы, координация
движений руки и глаза ( ребёнок просто не смотрит на то, что делает),
воспроизведение нужной последовательности действий.
Начиная обучать такого ребёнка нужно
учитывать:
-характер структуры
расстройства;
-организационные
возможности;
-возраст ученика;
-социальную ситуацию
развития.
В первую очередь необходимо формировать
коммуникативную функцию речи, а через неё воздействовать на поведенческие
нарушения и социальное взаимодействие.
Необходимо изучить черты характера и
поведения, пристрастия, определить психологический возраст обучаемого, затем
принять решение о выборе коррекционного подхода. Так как с моими учениками не
занимались коррекционной работой, я решила на первых этапах коррекционного
воздействия использовать игротехнику.
Цель
применения игротехники – установить эмоциональный контакт с обучающимися.
Игры
с водой. Что дают игры с водой? Во-первых, переливание, возня
с водой, брызганье особенно любимы детьми. Во-вторых, имеют мощный
терапевтический эффект.
Игры
с красками. Что дают? Тоже любимое занятие. Помогают
закреплять и различать основные цвета, развивают коммуникацию, удерживают
внимание.
Игры
с фонариком, свечами. Позволяют чертить в тёмной комнате
линии, геометрические фигуры, формировать понятия «светло-темно», «горит-погасла».
Игры
с крупами. Помогают развивать мелкую моторику.
Вырабатывать тактильные ощущения, помогают запоминать названия круп.
Игры
с пластичными материалами. Развивают коммуникацию в процессе
работы над изделием, ручные умения, зрительную память, внимание.
Игры
со звуками. Звуки природы сами по себе несут
успокоение и чувство гармонии, расширяют представления об окружающем мире.
Далее я использовала метод эмоционально-смыслового комментария.
Он должен быть обязательно привязан к опыту ребёнка, к тому, что он видел, на
чём останавливалось его внимание. Например, транспорт – летом летал на
самолёте, смотрел в иллюминатор, видел облака и т.д. Во-вторых, необходимо
расставлять положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируя
приятные для ученика ощущения. В-третьих, прояснять причинно-следственные
связи, объяснять, рассказывать. Это помогает ребёнку преодолевать различные
страхи. В-четвёртых, надо формировать представления о человеческих эмоциях.
Сюжетное
рисование. Развивает способность понимать речь, формирует
речевое мышление, вызывает потребность в речевой коммуникации.
Метод
грамматического конструирования предложений. Развивает
наблюдательность, мышление, память, коммуникативную функцию речи.
Электронные
учебные пособия максимально визуализируют учебный
процесс, помогают в социальной адаптации и в формировании коммуникативной
функции речи.
В результате
использования разнообразных форм, приёмов, методов коррекционно-образовательных
технологий отмечается положительная динамика в развитии высших психических
функций и в формировании коммуникативной
функции речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.10.2021
Дата обновления: 12.10.2021
Дата публикации: 11.10.2021