Логопедический массаж в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения

31.03.2013

Массаж - это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на системы лимфообращения и кровообращения, следовательно улучшает питание мышц и тканей, повышает обменные процессы. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность. Под влиянием массажа расширяются каппиляры, что увеличивает газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей)

Целью логопедического массажа при речевых расстройствах является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи является: - нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре; - устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.; - стимуляция положительных кинестезии;

- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

- увеличение силы мышечных сокращений;

- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т. е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Существует несколько видов массажа в логопедической практике: дифференцированный или классический массаж (укрепляющий или расслабляющий), массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с использованием логопедических зондов, шпателей, вибромассажеров, самомассаж.

Назначает логопедический массаж обычно логопед или невропатолог после обследования ребенка. Перед началом курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Показания для проведения логопедического массажа - различные виды речевых патологий такие как: дислалия, дизартрия, стертая дизартрия, алалия, ринолалия, ОНР, заикание, логоневрозы, дисграфия, аграфия, дислексия, афазии.

Перед тем как начать курс массажа, логопед должен качественно обследовать ребенка и выяснить какой именно вид массажа необходимо проводить, объяснить родителям его необходимость и эффективность. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли. Однако, надо иметь в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, особенно у детей. В целях психотерапии можно показать выполнение массажа на другом ребенке, уже прошедшим эту процедуру, а также развлечь ребенка яркой игрушкой или занимательной историей, можно сопровождать массаж приятной классической музыкой или детскими песенками из известных мультфильмов. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры могут быть короткими и ограничиваться только поглаживанием языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае они должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны взрослого.

Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Продолжительность сеанса массажа 15-20 минут один раз в день. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения. Положение ребенка при массаже должно быть максимально удобным и естественным (лучше лёжа). Родители должны помнить, что при всех положительных сторонах логопедического массажа он не является панацеей для исправления речевых недостатков. Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только при совместной работе логопеда с родителями и регулярных занятий исправление нарушений будет эффективно.

Нельзя забывать о том, что при всех огромных плюсах есть и противопоказания:

• гематомы на массируемом участке тела

• активная форма туберкулеза

• болезни крови и капилляров

• тромбоз сосудов

• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе

• онкологические заболевания

• инфекционные раны

• фурункулез

• ОРЗ

• гиперчувствительность

• эпилепсия

• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

• гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка.

Перед началом процедура массажа необходимо подготовиться: температура комнаты должно быть 18-20 градусов, положить ребенка следует на ровную поверхность можно на стол таким образом, чтобы был свободный доступ к изголовью. Следует запастись одноразовыми медицинскими перчатками, тряпичными платками или салфетками для массажа внутри ротовой полости, пеленкой для укрывания ребенка, массажным маслом для активизирующего массажа и детской присыпкой для расслабляющего массажа.Хочу такой сайт

Необходимо усвоить несколько основных приемов , которые зависят от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики:

-поглаживание (поверхностное, глубокое, обхватывающее);

-растирание;

-разминание;

-вибрация и поколачивание;

-плотное нажатие

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются активизирующий вид массажа : поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

• движения должны быть ритмичными; основной приём - поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией

• сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно

• на передней поверхности шеи энергичные движения противопоказаны, так как здесь находится щитовидная железа

• последовательность выполнения массажа: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка, мышцы шеи и плечевого пояса При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется так называемый расслабляющий массаж. В основном это поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов. Массаж часто сочетается с приемами пассивной или активной гимнастики, самомассажем. В результате массажа улучшается мозговое кровообращение, нормализуются процессы метаболизма, что существенно воздействует на многие психические процессы (память, внимание, скорость протекания мыслительной деятельности, речевую активность в целом и т.д.)

Особое значение это имеет для детей с задержкой речевого и психического развития. В целом, массаж оказывает разностороннее влияние на организм, прежде всего на нервную систему -гармонизируя и регулируя её деятельность. 1.Направления массажных движений

2.Биологически активные точки

Список использованной литературы.

1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП.-М., 1997

2. Белая К.А. Массаж лечебный и оздоровительный. - М., 1998.

3. Белякова Л.К. Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. - М., 1998.

4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. - М., 2000.

5. Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. - 1999. 6. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. - Л., 1977

7. Сербина А.Ф., Волоскова Н.Н. Комплекс приемов массажа речевой и мимической мускулатуры при дизартрии. Дизартрия, клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1996.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 31.03.2013

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».