Использование компьютерных презентаций в логопедической работе.

01.01.2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий учащихся в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО). Основная цель его - создание условий для системного внедрения и активного использования в работе школы информационных компьютерных технологий (ИКТ), предназначенных для коррекции и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этой связи в ходе проекта ИСО создается единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Она включает в себя разнообразные, методические материалы, тематические коллекции, программные средства, дидактические игры для поддержки коррекционно-образовательной деятельности и организации учебного процесса на основе ИКТ.

Одним из средств ИКТ являются электронные презентации, которые можно использовать на  занятиях, а так же на семинарах. Наиболее простым и распространённым вариантом презентации является презентация в формате Power Point, которая позволяет интегрировать видео и аудио файлы, создавать примитивную анимацию на уровне «слайд шоу» Главный плюс данного формата – возможность без особых знаний и умений вносить изменения, адаптируя под разные цели и задачи.

Если обратиться к истории создания технических средств поддержки  коррекционно-образовательного    процесса, то разработки вспомогательных средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей были предприняты ещё в 80-х годах, это  приборы «ВИР», «ВИР-6 Интонограф», в 90-х – компьютерные программы «Дельфа-146»,  «Видимая речь» для слабослышащих, «Демосфен» для заикающихся, в  2000-х – «Игры для Тигры» для преодоления общего недоразвития речи детей.

На сегодня, логопед, идущий в ногу со временем,  психологически и технически готов использовать информационные технологии в работе, самостоятельно создавая презентации. Любой этап занятия можно оживить внедрением новых технических средств, что позволяет   организовать разные формы коррекционно-развивающей деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу детей. Такие   занятия имеют огромные преимущества:

  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной; его красочность создаёт яркий   образ, пробуждающий чувства детей, что активизирует эмоциональную память;
  • за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок  видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес и мотивацию детей к занятию;
  • расширяет возможности активизации деятельности ребёнка на занятии, а обратная связь оживляет процесс, способствует повышению динамизма;
  • в конечном счёте, сокращаются сроки коррекционных этапов, повышается эффективность занятий.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения», - писал Ушинский.

Например, при работе над развитием фонематических процессов, звукобуквенного анализа дети с удовольствием разгадывают дети ребусы.  Игры «Собери слово» или «Слово рассыпалось», «Цепочка слов»  всегда вызывают интерес.  Используя презентации, я провожу  разнообразную работу: составить слово по первым звукам других слов, найти слово в других словах записать слова по памяти, разделить на слоги, указать количество букв, звуков, составить предложение.  Если возникают затруднения, помогают подсказки.   Применяю  презентации при работе над автоматизацией и дифференциацией звуков. А такие игры, как «Узнай по контуру», «Чья это тень?», «Найди ошибки» ещё и способствуют развитию внимания и  восприятия. Работу провожу индивидуально или в парах. Детки   отвечают  на вопросы, исправляют ошибки и недочеты, радуются вместе с придуманными героями успеху.  И главное, это им очень нравится.

Нельзя не сказать о здоровье сберегающих технологиях. Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3-4 занятия. Индивидуальная работа за компьютером не более 5-15  минут (учитываются возраст и особенности ребёнка). На каждом занятии необходимы  физкультурные минутки.   Гимнастика для глаз, разработанная специалистами, регулярно проводится и полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.   

Включение в учебный процесс ЦОР позволяет успешнее решать различные коррекционные и дидактические задачи. Специальные игры-тренажеры закрепляют полученные умения. Благодаря заинтересованности детей, такие игры дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала. Возможность использовать ИКТ в процессе коррекции помогает реализовать потенциал каждого ребенка, учитывая разный уровень речевого развития, обучаемости, свойств  памяти, внимания и мышления.

К сожалению, для  логопедических занятий качественных обучающих программ разработано недостаточно, а которые существуют – малодоступны.  В связи с этим каждому специалисту необходимо принять участие в пополнении цифровых образовательных ресурсов.Хочу такой сайт

Создание любой презентации состоит из нескольких этапов. Первый – это подбор элементов визуального ряда, в зависимости от цели и задач конкретного занятия. Можно воспользоваться интернетом, СД-продуктами (музыка, видеоматериалы), сканированием либо созданием рисунков средствами Power Point.  Второй этап – создание самой презентации. Здесь необходимо обратить внимание на оптимальный размер шрифта в тексте (32-40), заголовка (60-100), на контраст фона с текстом, на количество слайдов (15-25).

Удобно, что есть возможность подбирать наглядный материал в необходимом объёме. Периодически его  можно корректировать: удалять ненужные слайды, добавлю новые, заменять иллюстрации на более удачные и т.д. Исходя из поставленных целей и задач,   добавлять сопроводительный текст (в том числе запись собственного голоса), анимации, классическую музыку и др.

Этот процесс творческий и увлекательный. Обязательно используйте  это в своей деятельности, и вы непременно получите колоссальное удовольствие от создания данного вида дидактического материала, а ещё в двойне  -   от результатов его применения.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности обучающихся.

 

 

Список литературы

  1. Белобородова, Е.Г.,  Горвиц, Ю.М.,  Любимова, М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186.
  2. Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. Logopunkt.ru/tigra.htm

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».