Педагогическая работа с семьей ребенка с тяжелой умственной отсталостью.

01.01.2017

Педагогическая работа с семьей ребенка с тяжелой умственной отсталостью.

Рождение ребенка – это большая радость в каждой семье. Уход за малышом требует времени и сил, и приносят удовольствие.

Однако все складывается совсем иначе, когда ребенок рождается с отклонениями в развитии. Родители подавлены, выбиты из обычной жизни. Не так просто и легко принять создавшуюся ситуацию.

Семья, где растет ребенок-инвалид, часто не выдерживает этого испытания, связанными с больным ребенком, у которого нет будущего.

Такие семьи сталкиваются с рядом трудностей. Один из членов семьи бывает вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за малышом, и возникают проблемы материального порядка. Происходит разрыв социальных и общественных связей, и семья чувствует себя отрезанной  от окружающего мира.

Перефразируя выражение крупнейшего психоневролога и нейрофизиолога В.М. Бехтерева: «Если больному после беседы с врачом не становится легче – это не врач», мы можем сказать, что если мать после беседы с педагогом-дефектологом уходит подавленной, не видящей никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог. Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери пусть самые ничтожные, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности.

Педагоги должны относиться к семье, в которых есть дети с тяжелой умственной отсталостью, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье.

Темы для бесед с родителями могут быть следующими: «Как справиться с проблемой», «Супружеские отношения», «Вы и ребенок среди друзей и родственников» и т.д. Откровенные беседы родителей с педагогом, а также беседы друг с другом помогают иначе воспринимать трудности, родители начинают понимать особенности собственного ребенка, перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.

Перед родителями тяжело умственно отсталого ребенка, часто встает вопрос, где такому ребенку лучше воспитываться и обучаться – в реабилитационном центре, в специальном коррекционном класс или в детском доме-интернате системы социальной защиты. По нашему мнению, такому ребенку лучше постоянно жить в семье, где он пользуется вниманием, лаской и заботой родителей, и обучаться в коррекционном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом случаи сохраняются так необходимые ребенку-инвалиду социальные контакты.

Родители ошибаются, если думают, что педагогическую работу можно отложить на неопределенное время. Необходимо объяснить родителям, что начинать регулярные занятия с ребенком нужно как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.

Начиная работу с родителями ребенка, учитель-дефектолог прежде всего рассказывает им о главнейших принципах коррекционной работы.

Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать малейшую его инициативу. Все занятия должны проходить в игровой форме. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка только в том случае, если взрослый учитывает его жизненный опыт.

Как правило, эти дети плохо понимают речь других людей, словарный запас их беден, наблюдается дефект произношения. Поэтому большое внимание следует уделять развитию речи. Чтобы научить малыша понимать обращенную к нему речь, родители должны как можно чаще называть интересующие его предметы, игрушки и связанные с ними действия, имена окружающих. Если взрослые заметили, что ребенок внимательно смотрит на предмет, тянется к нему, то нельзя упустить возможность рассказать об интересующем его предмете, задать ему простые вопросы, попытаться получить ответ.

Следует приучить ребенка не только смотреть на игрушку, но и трогать ее, ощущать, брать в руки, двигать ее и т.д. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обуви и т. д.  Поскольку дети плохо понимают обращенную к ним речь, длинные словесные объяснения не приносят результатов. Необходимо объяснить родителям, что на занятиях следует применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Постепенно в результате игровой, предметно-практической деятельности у ребенка формируется понимание простой, обиходной речи, вырабатываются социальные навыки поведения.Хочу такой сайт

Главный принцип в воспитании этих детей – формирование положительных привычек и навыков (складывание игрушек, вещей на определенное место). Прочное усвоение навыка освобождает детей от замешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.

Следует помнить еще об одном принципе – доступности. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребенка. Если ребенок овладел элементарными навыками чтения, письма и  счета, то родителям необходимо заботится о практическом смысле этой работы (читать и писать свое имя, фамилию, домашний адрес и т. д.).

Родители должны заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Большое значение при этом приобретают экскурсии, прогулки. Развитие познавательных процессов таких детей должно быть как можно теснее связано с живыми, яркими, наглядными явлениями окружающего мира.

Дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них соответствующих норм поведения.

В работе с родителями особое внимание следует уделить вопросам работы с двигательно-беспокойными и заторможенными детьми. Если ребенок легко возбудим надо предложить ему полезную и занимательную деятельность. Это может быть ручной или хозяйственно-бытовой труд, совместная со взрослыми прогулка. Педагог должен объяснить родителям, что на возбудимых детей эффективно действует спокойный, но требовательный тон взрослого. Этих детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнять то или иное дело, постепенно увеличивая количество поручении. Если требуется указать на допущенные им ошибки, то сначала надо подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшится возбуждение, улучшится внимание, повысится работоспособность. Нельзя оставлять ребенка долгое время бездеятельным!

Заторможенные дети нуждаются в бережном, чутком индивидуальном подходе. Следует осторожно без нажима, вывести их из пассивного состояния, ободрить, поощрить, стимулировать интерес. При этом благотворно действует спокойный, негромкий голос, иногда даже шепотная речь. В ходе подобного общения дети легче поддаются требованиям родителей.

Воспитание ребенка с проблемами развития требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

 

Список литературы

  1. Белопольская, Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей имеющих детей с отклонениями в развитии: Дефектология. №5. 1984.
  2. Малер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Москва. Академия, 2003.
  3. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Москва. 1992.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».