Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи младших школьников

01.01.2017

Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи младших школьников

 

Каждая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. В актах чтения и письма происходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов. Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. По конкретному способу отражения мозгом основных форм движущейся материи выделяют: зрительно-пространственное; слуховое пространственное различие; кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение; костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение.

Слуховой, зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение. Как известно, левое полушарие головного мозга имеет в своём подчинении правую половину тела, а правая гемисфера — левую половину тела. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Такое восприятие складывается с рождения ребёнка и в процессе его дальнейшего развития из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие носит название «схемы тела». Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.

Главным средством познания пространственных признаков и отношением между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением. С выделением ведущей руки осязание руками осуществляется в условиях их функционального неравенства.

Показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга является установление чёткой латерализации, то есть установление доминантной роли одного из полушарий (у правшей ведущим является левое, а у левшей — правое полушарие). Процесс дифференциации собственного тела, то есть установление латералиты, завершается в основном к шести годам.

В последние годы среди обучающихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым данным, их может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня актуальны следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать с леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить, как выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?

Отвечая на главный вопрос, утверждаем: леворукость — это не патология, а особая организация работы мозга.

Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Поэтому важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. У леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при обучении письму возникает не больше, чем у праворукого.

Определение ведущей руки требует определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов заданий, наиболее доступных и не требующих специальной подготовки:

  1. Переплести пальцы рук — большой палец какой руки будет сверху?
  2. «Поза Наполеона» — у левшей кисть левой руки на правом предплечье.
  3. Попрыгать на одной ноге — прыгает на ведущей.
  4. Ударить ногой по мячу — бьёт ведущей ногой.
  5. Посмотреть в калейдоскоп, подзорную трубу — подносит к ведущему глазу.
  6. Приложить к уху часы (если используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком строго посередине) — подносит к ведущему уху.

Если всё указывает на «правшество», а одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что может добавить проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения на развитие латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что справа, а что слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если же вы затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за советом к психологу.

При выборе ведущей руки для письма возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.

Одной из причин низкой эффективности обучения письму леворуких детей является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения и отсутствия специально разработанных для леворуких детей рабочих Прописей, учитывающих особенности функционального развития и организации деятельности леворуких детей.

Начиная обучение леворукого ребёнка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки, тетради и руки при письме:

— леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно 4 сантиметра от кончика пера;Хочу такой сайт

— ручка должна составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);

— рука при письме должна быть под линией письма;

— тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке;

— правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости;

— свет при письме должен падать справа.

При изучении буквы необходимо:

  1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева направо);
  3. Объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он необходим, а в каких нет;
  4. Подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз.

 

 

Литература

 

  1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М. М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. — 64 с.
  2. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 239 с.
  3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: 1983.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».