Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

01.01.2017

Система работы с  детьми с расстройствами аутистического спектра.

 

Проблема детского аутизма – это трудности адаптации и социализации детей, страдающих аутизмом, а также нежелание  взрослых понять и принять таких детей, что выражается в том, что такие дети, как правило, выводятся на домашнее обучение, даже если их уровень интеллектуального развития позволяет им усваивать программу общеобразовательной школы.

Анализируя собственный опыт работы с данной категорией детей, можно с уверенностью сказать, что адекватные формы и методы коррекционного воздействия позволяют таким детям оставаться в учебном коллективе, развивать и совершенствовать свои навыки взаимодействия с другими людьми, несмотря на дефицитарность именно в  этой области.

Главная задача взрослого - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат. Не надо заставлять его делать запланированное вами, лучше следовать за его интересами и стремлениями.
      Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Коррекционных методик множество. Большая часть из них разрабатываются эмпирически. Часто только интуитивно можно решить, какая именно методика подойдет в работе с данным ребенком в данный момент. Большая часть методик – различные модификации игровой и рисуночной терапии, часть из них можно рассматривать в рамках поведенческого и глубинно-ориентированного подходов.

Аутичные дети с самого рождения бывают отгороженными от родителей, не имеют близких, эмоциональных контактов ни с матерью, ни с отцом. Пробиться во внутренний мир такого ребенка очень сложно. Аутичные дети крайне избирательны в еде, игрушках, людях. Они подвержены в большей степени страхам, боятся резких шумов, чужих людей, скрипа, закрытых помещений, воды и т.д. Все, что не вписывается в сложившийся жизненный стереотип, вызывает у них страх и тревогу. Аутичные дети не чувствуют других людей, не понимают, что движет ими, не ощущают причинно-следственных связей. Они видят, что люди боятся их и не хотят с ними общаться, поэтому еще больше замыкаются в себе, в основном молчат, не смотрят собеседнику в глаза.

Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.

Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, можно просматривать мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев, стараться изображать самому. И, конечно, необходимо гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения», вербализуя собственные эмоции, эмоции других людей и эмоции самого ребенка. Также полезно чтение и анализ различных сказок и рассказов, а также рассматривание сюжетных и последовательных картин.

У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела, поэтому полезно разместить в групповой комнате нескольких зеркал на уровне глаз ребенка. Время от времени взрослый может привлекать внимание ребенка к его отражению. Этот прием поможет лучше осознать свое тело аутичному ребенку, а также следующее  упражнение: положив ребенка на большой лист бумаги, взрослый или дети из группы обводят контур его тела, а затем вместе, называя вслух части тела и предметы одежды, закрашивают этот контур.
Не воспринимая своего "Я", не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия можно использовать такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Полезно предложить детям складывать головоломки на ощупь, с закрытыми глазами.

Так как у таких детей зачастую более развито левое полушарие, то необходимо в коррекционную работу включать кинезиологичекие упражнения для развития правого полушария и развития межполушарного взаимодействия.

Что же касается  речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы.

Для осознания собственного «Я» можно использовать
методику «Игра местоимений». Суть методики заключается в словесном «обыгрывании» личных (я, ты, мы), возвратных (себя), неопределенных (чей-то, кто-либо), отрицательных (никто, никакой) и других местоимений. Проведение методики «точечное», тут важен тесный эмоциональный контакт взрослого и ребенка. Ребенку поочередно предъявляется обилие стимульного материала: картинки с изображением детей,  рисунки, обозначающие какое-то действие. Взрослый стимулирует имитацию диалога с ребенком. Особо выделяются местоимения «я», «ты», «мы». Ребенок начинает называть себя в первом лице («я»). Чем более интенсивно происходит занятие («на одном дыхании»), тем чаще ребенок говорит «Я» и тем больше общение напоминает диалог.Хочу такой сайт

Общаясь с аутичным ребенком, приготовьтесь много и долго говорить без взаимного интереса с его стороны.

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение. Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной. Взрослые должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения. В борьбе со страхами главное - это их предупреждение. Рассказывайте ребенку, что может случиться в том или ином непредвиденном случае.

Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий. Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.

Агрессия аутичных детей связана с их основной психологической проблемой - невозможностью успешной социализации (особенно в кругу сверстников). Они хотят вступить в контакт с окружающими, но не знают, какую схему поведения выбрать. Аутичные дети мыслят шаблонно, стереотипно, применяя один раз воспринятую схему для всех подходящих случаев. Чтобы решить эту проблему, взрослому необходимо предоставить ребенку другие, более адекватные варианты поведения, планомерно обучая вербальным оборотам взаимодействия с людьми.

Также в работе можно использовать игры на доверие к миру и развитие раскрепощенности – падать спиной назад на руки взрослого, проползать через туннель и другие препятствия.

При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты. Для дальнейшего развития необходимо включать подвижно-ролевые, подвижно-соревновательные и сюжетные игры («магазин», «путешествие», «больница», «школа», «железнодорожные стации» и т.д.). Важным является обучение детей навыкам принятия решений. С этой целью нужно использовать правила выбора игры, распределение игрушек с помощью жребия, очередности. Важно развивать умения действовать поочередно, умения ждать своей очереди.

Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения. Хороший результат дают и публичные выступления ребенка (хотя бы в мини группе) – чтение стихов, пение и т.д. Также целесообразно применение игр на преодоление препятствий с целью помочь какому-либо персонажу.

Нельзя забывать, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка. У таких детей как правило отмечается гипотонус мышц, они  не чувствуют собственное тело. Поэтому  релаксационные игры (расслабление через напряжение) будут полезны в работе с аутичными детьми.

При работе с детьми важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Построенная таким образом коррекционная работа позволяет аутистам стать более спокойными, устранить многие истерические реакции, принять групповые правила и способствует усвоению более адекватных форм общения и взаимодействия с другими людьми.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.10.2018

Дата обновления: 24.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».